Евгений олегович комаровский биография. Биография Комаровский семья дети

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

У нас в гостях - известный детский врач Евгений Олегович Комаровский.

Евгений Олегович, вы автор о том, как вырастить здоровых детей. Сегодня вас показывают по телевизору, книга переиздается и снова раскупается, в интернете про вас пишут... Вы, в свою очередь, утверждаете, что вы просто обычный детский врач, окончивший обычный медицинский институт. Но в институте, вас, вероятно, не учили держать детей в холодной комнате и купать в большой ванной да еще в холодной воде? Откуда же тогда взялись такие нетрадиционные для наших широт идеи? Вы все это как-то сами взяли и придумали? Не страшно было начинать?

Главный парадокс можно обнаружить уже в самом вопросе. Т.е. с точки зрения элементарной логики, температура воздуха равная 18-19 градусам уж точно не признак холодной комнаты, а вода 34 градуса... Я уже не говорю о том, что нашу большую ванну "большой" может обозвать только советский человек. Начинал я с собственных детей. А после моих детей были друзья-родственники-соседи. Со всеми были личные контакты не ограниченные одними лишь болячками, так что я выступал не в роли врача, а в роли соседа-друга-родственника, который просто советовал. Это я к тому, что прибегать и разбираться было некому. И не я все это придумывал, книжка была такая "Плавать раньше чем ходить" называется, плюс книги Аршавского, плюс Никитины. Понятно, что, с учетом специального образования, идеи воспринимались и преломлялись. Главная сложность была в другом - создать такую систему воспитания, которая была бы доступна всем. Ибо одно дело внедрить все это в своей семье, когда и жену, и дитя, и бабушек можно контролировать, а другое дать советы и оставить родителей один на один с проблемами. А вот когда количество таких "своих" полупациентов перевалило за несколько сотен, стало ясно - что и болеют такие дети меньше, и родителям легче, и, что самое удивительное, - бабушки меняют позицию и начинают соглашаться с тем, что "надо было именно так"! В нашей стране это весомейший аргумент - если удается переубедить бабушку, значит твоя правота максимально вероятна.

А вдруг бы все дети разом поболели, и их мамы с папами прибежали бы разбираться? Могло такое быть?

Конечно, могло, но при условии, что исходные логические построения оказались бы не верны. Тогда, наверное, я бы прекратил умничать и лезть с советами. Но концепция оказалось правильной и позволяющей при минимальных затратах сил и средств воспитать здоровое дитя и не просто воспитать, а воспитать в условиях окружающей действительности. Все это и позволило выпустить первую популярную книгу. А после этого количество "последователей" резко увеличилось и доказательств правоты стало многократно больше. Теперь уже можно утверждать, что стратегические, наиболее принципиальные вопросы, решены. А тактические мелочи - это до конца не решить никогда, т.е. работы еще хватит на много-много лет.

Ваша цитата: "Наше с вами общество, наши с вами руководители, наше с вами здравоохранение, наш с вами образ мыслей и наши с вами семейные взаимоотношения породили некую особую, специфическую науку. В недалеком прошлом она называлась „советская педиатрия“, а во что она превратилась сейчас, не знает никто. Эту науку нельзя понять вне практической медицины, именно нашей, отечественной практической медицины, - куда уж там местным министрам-академикам или импортному доктору Споку." В электронной версии вашей книги это единственное место, где упоминается Спок, о других педиатрах вообще нет ни слова. Зарубежные авторы не знали и не знают наших реалий. А каково отношение к вашей системе воспитания педиатров отечественных? Вероятно, вы знакомы с мнениями ваших коллег?

Начнем с того, что в понятии "отношение педиатров наших» можно выделить два аспекта. Первый - представители официального здравоохранения - профессура, кафедры, минздравы, горздравы и т.д. Отношения никакого - меня просто не существует. Ни одного письма, ни одного отклика - ни положительного, ни отрицательного; Второй - практические педиатры, т.е. те, кем руководят, кого учат и кого контролируют вышеупомянутые представители. Здесь все, в свою очередь, весьма неоднозначно. В целом отзывов очень-очень мало, нет, сотни две наберется, но на фоне общего количества писем - это просто капля в море. Отзывы имеющиеся - в большинстве своем положительные, но тут надо учитывать тот факт, что реальные будни и уровень благосостояния отечественных педиатров возможность электронного общения по большей части не предусматривает, так что истинную картину оценить сложно. Главный парадокс состоит в том, что в педиатрии врача оценивают в основном родители. И когда некий врач издает книги, когда 1-2 раза в неделю его можно увидеть по телевизору, когда к нему за 2-3 недели записываются на прием, то у коллег, в силу ментальности, все это вызывает скорее раздражение, чем желание узнать, а почему все это происходит. Я никогда не позволяю себе критиковать коллег, я стараюсь лечить любого ребенка так, как лечил бы собственного, но я вынужден отменять некие ранее назначенные препараты, ставить другие диагнозы (по большей части правильные). Если это делает некий профессор - это понятно, а если не профессор... И если некий доктор безуспешно лечит гормонами бронхиальную астму, а потом на приеме у Комаровского выясняется, что это не астма, а коклюш, то доктор вовсе не испытывает радости по поводу того, что кто-то оказался более внимательным и более профессиональным. Более того, это вызывает не желание повысить собственную квалификацию, а негативизм по отношению к противному "сильно умному" Комаровскому... С этим ничего поделать нельзя. Да я и не пытаюсь ничего делать. Мне не скучно, пациентов хватает, результаты лечения вроде как неплохие, что ж тут жаловаться. Уважают у нас только реальную власть, реальные звания. У меня этих званий нет, ибо любые звания и любая власть требуют затрат времени, сил, средств и совести. Не хочу. Типичный пример - книга "Вирусный круп у детей" - монография в 400 стр. на материале более 5 тысяч больных - это кандидатская диссертация. В тот день, когда у меня была защита, передо мной, на материале в 90 больных, некая тетя защищала докторскую... Ну кто из современных отечественных педиатров может позволить себе написать книгу? Как правило, это представители "официального здравоохранения" - профессора, академики. И в любой такой книге будет все умно и академично, и похожи они (книги) аки близнецы. А еще пишут непрофессионалы - просто родители, которые делятся опытом, здесь уже и независимость, и система - типичный пример - Никитины.

Вы встречали системы наших современных педиатров? Не пересказы иноземных авторов, а именно собственные системы, цельные, концептуальные и ориентированные на наши реалии?

Не встречал. А если бы встретил, то пропагандировал бы направо и налево. Да и зачем мне, в таком случае, надо бы было все это писать и не спать по ночам?

Прошлым летом на черноморском пляже своими глазами видел маму, которая полугодовалую девочку купала в море. Ребенок не только плавал в меру своих сил, но и довольно глубоко нырял. Возле мамы всегда были изумленные ротозеи, все время маму кто-то чего-то спрашивал. Меня интересовало, как давно ребенок плавает. Оказалось, с рождения. Книги Никитиных появились довольно давно. Сегодня есть ваша книга. Даже реальные примеры несколько непривычного выращивания деток можно увидеть, как тот, который весь пляж изумлял. Но большинству родителей что-то мешает слышать любые, пусть самые логичные доводы. Такое впечатление, что и Комаровский, и Никитины - все это идеи для небольшого количества энтузиастов. Как вы считаете?

Я всегда считал себя человеком, абсолютно далеким от экстремизма. И все, мною пропагандируемое - по большей части доступно, просто, легко реализуемо, совершенно не опасно, экономически выгодно, допускает довольно широкие колебания. И если идеи Комаровского даже у вас создают впечатление, что "это идеи для небольшого количества энтузиастов" - то вывод один - я печально переоценил среднестатистический уровень здравого смысла в расчете на одну родительскую единицу. Но два глобальных препятствия в распространении идей вижу четко: 1. Отстраненность основных носителей здравого смысла (лиц мужского пола) от процессов ухода и воспитания. 2. Тот печальный факт, что педиатры, в своем большинстве, опускаются до уровня бабушек и идут на поводу у мнения среднестатистического обывателя.

Это что получается... Выходит, что у пап есть здравый смысл, а у мам - нету? Доктор, давайте ругаться! Вы зачем молодых мам обижаете?!

Если предположить, что интервью читает человек, впервые слышащий фамилию "Комаровский" - так может и обидится. А если человек уже с книгами и статьями знакомый - воспримет как должное. Кто сомневается - глава в книге "Члены семьи: тактика рациональных действий". Тот факт, что женщина существо более эмоциональное и, в сравнении с мужчиной, менее логичное - общеизвестен. Бывают исключения, но тенденция именно такова. Беременность и роды - не лучшее время для того, чтобы уменьшить влияние эмоций на поступки. А мужики, вместе со своим здравым смыслом, сплошь и рядом оставляют женщину один на один с проблемами, видя свой долг лишь в том, чтобы заработать на еду и памперсы... Как с этим бороться? Есть два способа: 1. Убеждать их (мужиков) в том, что они должны, обязаны помогать, ругать - дескать, как Вам не стыдно, она ж еле на ногах стоит и т.д. 2. Подчеркнуть их мудрость и врожденную сообразительность - ребята, она ж без Вас дров наломает... Поверьте - второй путь более эффективный. И если по прочтению несколько молодых мам на меня обидятся, а несколько молодых пап захотят сделать ребенку массаж и принять участие в купании, обратят внимание на то, сколько кофточек надето на дитя, поинтересуются, а почему он ночью ест каждые 20 минут, познакомятся с участковым педиатром и т.д. - так вот при таком раскладе я буду считать свою миссию выполненной.

По вашим оценкам, сколько детей воспитываются по вашим советам? Ну приблизительно?

Даже приблизительно не могу сказать. Ибо очень многие не реализуют систему в полном объеме, а применяют на практике лишь отдельные положения - и касательно ухода, и касательно помощи при болезнях. Таких считать? По тиражу книг ориентироваться нельзя - не всякий купивший воспользуется. С учетом того, что "советы" появлялись не только в виде книг, но и виде газетных и журнальных статей - внемлющая аудитория достаточно велика. Печатали "Аргументы и факты", "Зеркало недели", "9 месяцев", "Лиза. Мой ребенок", более 2-х десятков областных-городских-районных газет от Минска до Якутска.

Часто бывает так, что люди, достаточно долгое время прожившие вместе, становятся в чем-то похожими. Это частенько можно увидеть в семьях. Через какое-то время какие-то черты супругов постепенно "заимствуются". Вы давно работаете с детьми. Это как-то изменило вас? Что вас до сих пор радует в маленьких детях, что удивляет, восхищает?

Я понимаю, что в рамках вопроса следовало бы сказать, что многолетнее общение с детьми сделало меня непосредственным, жизнерадостным, доверчивым и т.д. - но чего нет, того нет. Вы, наверное, удивитесь, но мое общение с детьми на профессиональном уровне очень прагматично. Особых удивлений и восхищений нет. Никакого влияния на меня нет. Исключительно реальный подход, без сюсюканья и любования. Определенный набор профессиональных навыков - как не испугать, как не сделать больно. Я начал свою врачебную деятельность с реанимации. Там без сортировки, просеивания эмоций нельзя. Иначе или водку пить, или в психушку. Дело в том, что любая эмоциональная окраска мешает принимать решения. Воспитанный - невоспитанный, красивый - противный, мальчик -девочка - все это важно лишь в той мере, в какой способно влиять на лечение. И радует, и восхищает, и удивляет - способность детей выздоравливать - терапевты о таком могут только мечтать. Да, мои пациенты приносят мне лично нарисованные картинки, читают стихи и поют песенки - все это умиляет и радует, как любого нормального человека, но это не имеет никакой связи с тем, как я буду лечить, т.е. слушая стихи и т.п. я врачом не являюсь. Обычный мужик, средних лет...

Сегодня существует немало методик раннего детского развития. По крайней мере в интернете эта тема довольно активно представлена. Как вы относитесь к данным методикам? Насколько это, по-вашему, важно для детей и родителей?

Отношусь профессионально - т.е. исключительно как педиатр. Лично для меня очень важно, чтобы развитие интеллекта не было в ущерб здоровью, чтоб естественные для ребенка физические нагрузки на свежем воздухе не подменялись перекладыванием кубиков в замкнутом пространстве. Сами методы раннего развитие вне сферы классической педиатрии - это педагогика, психология, под нее часто подводят научную физиологическую базу, но все равно это явно вне моей профессиональной компетенции. Отношусь в целом сдержано. С точки зрения конкретного индивидуума вижу плюсы, а с точки зрения адаптации этого индивидуума в среду, где далеко не все такие развитые - вижу сплошные минусы. Если к раннему обучению счету-чтению и т.п. добавить бы еще и искусство адаптации... Было бы здорово. Главный, вывод, который я сделал для себя, состоит в том, что методики раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннего развития делают счастливыми родителей ранне-развитого ребенка. Применительно к самому ребенку это далеко не так. Чаще - наоборот.

Вы говорите о непростой адаптации развитых и образованных в социум. Но ведь отношения развитых с социумом всегда складывались непросто. Но разве это повод? По-вашему, не нужно ничего у детей развивать?! Но ведь вам самому, вероятно, приятнее видеть детей интересных, умных, которые могут получать удовольствие не только от заморского юмора уровня "как прикольно дядя попой в торт плюхнулся". Я видел методику, в которой по дням описано, как научить ребенок читать в годовалом возрасте. Непонятно, правда, зачем это ребенку настолько уж нужно. Ну а если учиться читать не по буквам, а по слогам, при этом не быть фанатом, а находить время и для прогулки и для солнышка?... Евгений Олегович, вы ведь не враг прогрессивного человечества?!

Не враг!! Однозначно. И если не быть фанатом и находить время - я за! - тут и спорить нечего. Хотелось бы только, чтоб педагогика не зацикливалась на буквах и цифрах. 90% мальчишек 4 лет легко отличат "Ауди" от "Мерседеса", но не отличат дуб от тополя. Ах какая бы прекрасная была развивающая игра - это зверобой, это полынь, это калина, это барсук, это сойка, это овраг, это озеро, это родник и т.д., чтоб с раннего детства привязать к живому, к природе, к истинным ценностям.

Много. Иллюстрация - в июле этого (2003) года меня не было в городе 19 дней (отпуск). За 19 дней - 412 писем... И это июль, когда и болеют меньше, и отпускной сезон - когда от компьютеров многие стараются держаться подальше. А зимой 40-50 писем за сутки - не редкость. Очень приятно, что авторы писем часто выходят за рамки сугубо медицинских проблем. И темы рыболовно-туристические, и житие наших соотечественников за рубежом, и отчеты о достижениях моих виртуальных пациентов. По мне, так архив писем, особенно раздел "хорошее и разное" дает об этом представление.

Вы живете и работаете в Харькове. Но благодаря интернету вас знают далеко за переделами родного города. Я видел письма из России, США, Японии. Давно ли вы пользуетесь интернетом? Что вы нашли для себя во Всемирной паутине, как доктор и как человек?

Письма действительно приходят откуда угодно - меня это поначалу крайне удивляло, сейчас привык. Но! Новая Зеландия, Австралия, Венесуэла, Эквадор, Аргентина, Вьетнам.... Интернет появился у меня дома 5 лет назад. В профессиональном плане это уникальная возможность сэкономить время - до сих пор вспоминаю десятки часов, проведенных в библиотеках, а теперь вся новейшая информация - не выходя из дома. Ну а сайт, точнее почта - это отдельная тема. Точно знаю - благодаря огромному числу интеллигентных, грамотных, разумных писем - я в большей степени стал оптимистом по отношению к будущему наших детей - убедился в том, что благоразумных и небезразличных родителей у нас предостаточно.

В свою очередь могу сказать, что, имея возможность читать умного, грамотного и веселого доктора я в большей степени становлюсь оптимистом по отношению к здоровью детей, которые растут по вашим методикам. Спасибо вам, доктор.

Сегодня хотим поздравить самого любимого и уважаемого детского доктора страны и всех здравомыслящих родителей, Евгения Олеговича Комаровского

По рекомендациям Евгения Олеговича выращено уже целое поколение детей и воспитано поколение родителей, готовых не принести себя в жертву материнству, и осознанно растить здоровых детей. «Здравый смысл» и рекомендации ВОЗ – вот основные принципы, которым учит доктор Комаровский всех, кому это интересно.

Немного биографии

Начинал свою медицинскую деятельность Евгений Олегович еще в период учебы в Харьковском мединституте, работал медбратом в отделении реанимации одной из детских больниц Харькова. После окончания института оказался в детской инфекционной клинической больнице, после 8 лет работы врачом в отделении реанимации был назначен заведующим инфекционного отделения и проработал там вплоть 2000 года.

«К 2000 году закончились резервы моего терпения и способности к компромиссам по отношению к работе врача в рамках системы государственного здравоохранения» — пишет Евгений Олегович в автобиографии, он покидает больницу и вплоть до 2006 года, когда была создана клиника «Клиником», консультирует родителей больных деток в одной из частных клиник.

Идея собственной клиники заключалась в том, что Комаровский, собрав вокруг себя единомышленников, получил возможность воплотить уже созревшую к тому времени идею просвещения всех без исключения родителей, в большинстве своем не имеющих доступа к качественной современной медицинской помощи, но главное – к важной информации о здоровье детей.

Фрагмент передачи «Школа доктора Комаровского»

Комаровский в Сети и не только

«Идеология осознанного родительства, родительства как счастья, а не как подвига - это и есть стратегическая основа деятельности Клиникома, ну а тактическими инструментами образования являются сайт и социальная сеть, лекции и вебинары, книги и телепроекты»
Неимоверная работоспособность и совершенно нереальная энергетика Евгения Олеговича, просто поражает.

Книги, написанные доступным каждому языком, при этом содержащие ценную систематизированную информацию, переведены на многие языки, передачи «Школы доктора Комаровского» смотрит не только вся Украина, но ретроспективно и жители других стран бывшего СНГ, в том числе – российские. Сайт содержит полную информацию, доктор успевает отвечать на письма (правда не все, поскольку их приходит неимоверное количество), есть форум, страница в Facebook, профиль в Youtube , а не так давно появился аккаунт Комаровского в Инстраграме и у него уже 35K подписчиков.

Семья доктора Комаровского

Поддерживает доктора и его семья. Жена, Екатерина Александровна так же детский врач – окулист. Познакомились и расписались очень рано, еще во время учебы в мединституте: «До сих пор не перестаю удивляться, как это мне так с первого раза повезло!» — пишет Евгений Олегович. В семье родились двое мальчиков, в 1982 – Дмитрий, в 1988 – Андрей, оба уже взрослые и самостоятельные люди. В 2013 году в семьях обоих мальчиков родились дети – таким образом, доктор Комаровский стал счастливым дважды дедушкой и у него есть внук и внучка.

Основные принципы Евгения Олеговича Комаровского:

  • Семья играет главную роль в сохранении здоровья ребенка, здравоохранение должно лишь помогать
  • Избавиться от преувеличенной роли медицины, и как следствие – гипердиагностика и избыточное лечение

Можно соглашаться с Комаровским или не соглашаться по многим вопросам, кому-то может не нравиться его безапелляционный тон и категоричность, однако, роль Евгения Олеговича в просвещении родителей, причем с использованием всех современных средств информации (книги, сайт, телевидение, соц сети), переоценить невозможно. Евгений Олегович сумел вызвать необыкновенное доверие к его своим советам, ведь каждая вторая мама, в поисках информации, касаемо ребенка, добавляет к поисковой фразе — Комаровский.

Быть мамой и папой - не тяжкий труд, а удовольствие, считает известный педиатр. При условии, что родители обладают нужными знаниями.

17:18 9.03.2013

Большинство украинцев впервые услышали о докторе Комаровском во время прошлогодней эпидемии свиного гриппа, когда он раскритиковал руководство страны, да и общество в целом, за панику вокруг этой проблемы. Между тем многочисленная «мамская тусовка» уже давно нарекла Евгения Олеговича «гуру ребенковедения».
Сегодня заслуженный педиатр ведет свою программу «Школа доктора Комаровского» на телеканале «Интер», где обучает всему, что необходимо знать родителям для воспитания здорового ребенка. Сейчас свою главную задачу он видит не столько в лечении детей, сколько в просвещении взрослых.

Евгений Олегович, ваши родители по профессии тоже врачи?
Мои родители инженеры и большую часть жизни проработали на турбинном заводе. Никто из моих предков не имел ничего общего с медициной. И я не перестаю этому удивляться, ибо мне часто кажется, что стремление лечить заложено во мне генетически.

Моя мама, прежде чем стать инженером, окончила Институт культуры
и несколько лет проработала библиотекарем. Последствия библиотечного образования мамы - огромная домашняя библиотека, культ книг и моя страсть к чтению. На выбор моей будущей профессии повлияла прежде всего моя младшая сестра. Она родилась, когда мне было 10 лет, и чувство необъятной любви к ней, страха за нее до настоящего времени воспринимается мной как самое сильное эмоциональное потрясение детства. К моменту окончания школы вопрос о выборе ВУЗа уже не стоял: Харьковский медицинский институт, педиатрический факультет.

Там же вы познакомились со своей будущей супругой
Мы учились на одном потоке, поженились после четвертого курса. До сих пор поражаюсь, как это мне с первого раза так повезло! Моя жена тоже детский врач (окулист). Екатерина Александровна в течение многих лет работала в государственной поликлинике. Год назад эта ситуация начала действовать на нервы и ей, и мне. Работа не приносила никакого заработка. Мы как-то подсчитали, что за прием одного больного она получала от государства около 20 копеек. При этом ремонт кабинета приходилось делать за собственный счет. По моему мнению, зарплата в 120 долларов в месяц унижает человеческое достоинство. А поскольку стаж у супруги достаточный, мы приняли решение о необходимости выхода на пенсию. Очень жаль, что государство не может создать высококлассному специалисту достойные условия для работы.

А чем занимаются ваши дети?
У меня двое взрослых сыновей. Старшему 28, он женат и работает в IT-сфере, младшему 22, он еще учится. Мы часто собираемся в кругу семьи: старший приезжает с невесткой, младший приводит подружку. Внуков пока нет и мы этот вопрос не форсируем. Хотелось бы иметь наследников, с другой, есть определенный страх. Я женился молодым и стал отцом в 21 год. После этого мне довелось общаться с по меньшей мере с 150-200 тысячами детей. Но откровенно говоря, я не могу спрогнозировать, какие чувства у меня возникнут, когда я возьму на руки собственного внука или внучку.

Интересно, где живет доктор Комаровский и как проводит свободное время?
Я живу в собственном доме в Харькове. Во дворе нет огорода, зато есть большой сад, елки, березки, два огромных столетних дуба. Наш двор - излюбленное место встреч с друзьями. Кроме того, у меня с детства страсть к рыбалке. Это больше, чем просто хобби - это патология какая-то! И зимой, и летом на рассвете в воскресенье вместе с друзьями и детьми я уезжаю на целый день рыбачить. Для меня это самый простой и эффективный способ привести в порядок мысли, отвлечься от «страстей» печальной отечественной педиатрии. Еще я очень люблю путешествовать. Правда, поездки по Украине в последнее время стали несколько проблематичными. Если в Киеве я собираюсь перекусить в ресторане, то пока не сфотографируюсь со всеми официантками, еды мне не дадут.

Но все-таки на 99% моя жизнь занята работой. Раньше большую часть времени занимал прием маленьких пациентов. Сейчас ситуация изменилась, потому что я сосредоточил свои силы не столько на лечении детей, сколько на обучении родителей искусству правильного воспитания. Фактически мы являемся учебно-консультационным центром для мам и пап. Кроме того, я занимаюсь своим сайтом, написанием книг и их переводом на разные языки. Мы (мне помогает целая команда) ведем огромную переписку, отвечаем на вопросы. Много времени занимают телевизионные программы.

В этом году вы поддержали «Манифест против курения». Насколько остро стоит эта проблема в Украине?
По статистике, 25 миллионов украинцев страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Все ранние инфаркты, инсульты, сосудистая патология, онкология однозначно связаны с курением. Для того чтобы хорошо работало сердце, нужна адекватная двигательная активность. А курящий человек не способен заниматься физическими упражнениями: при малейшей нагрузке у него начинается одышка. Курящие люди в возрасте 50-60 лет имеют реальный шанс «заработать» инсульт, слечь лет на 15 и стать обузой для своих близких. И все это только потому, что они курят! К сожалению, в нашей стране нет условий ни для лечения лежачих больных, ни даже для того, чтобы уйти без боли.

Некоторые родители курят даже в присутствии детей…
В моей практике были случаи, когда приходилось лечить ребенка с астмой. Невооруженным, как говорится, взглядом было заметно, что родители курят. В этом случае есть два варианта лечения: принимать очень сильные гормональные препараты или постараться избегать контакта с табачным дымом. Поэтому в таких ситуациях я всегда говорю родителям: «Либо вы бросаете курить, по крайней мере, при ребенке, либо обращаетесь к другому врачу». Если у вас не хватает силы воли «завязать», то нужно хотя бы минимизировать вред от вашего курения для детей.

Признайтесь, вы тоже долгое время курили…
Я начал курить в 19 лет, когда пошел работать в отделение реанимации харьковского Института неотложной хирургии. Работа казалась настоящим адом: стоны, крики, каждый день кто-то умирал. Нужно было найти повод выбраться из всего этого хотя бы на несколько минут. Поначалу мне все говорили: «Женя, ты ведь не куришь, постой, посмотри!» И все медсестры убегали на десятиминутный перекур. Я посмотрел на них и тоже закурил. Благодаря этому у меня появилась возможность раз десять за дежурство передохнуть.
Я курил двадцать лет, по две пачки в день. А пять лет назад окончательно распрощался с этой пагубной привычкой.

Что заставило вас бросить?
Прежде всего состояние здоровья. Я почувствовал ишемические боли. Они возникают, когда нарушается кровоток сердечной мышцы. Это характерная боль в области сердца, которая отдает под лопатку или в левую руку. Я неоднократно говорил на телевидении: «Если вы курите и почувствовали вышеуказанные симптомы, то это колокольчик, который может превратиться в колокол на ваших похоронах. Тут либо вы, либо вас. Стоит задуматься над тем, что будет с вашими близкими, когда вас не станет. Если вы их любите, то обязаны бросить курить». Кстати, через два месяца после того, как я бросил курить, боли в сердце у меня прошли.

Хотя я и не легко поддающийся внушению человек, мне помогла известная книга Алана Карра «Легкий способ бросить курить». Сначала я хихикал над бредовостью и наивностью этой книги, но потом изменил свое мнение. На самом деле ее гениальность состоит в главном посыле: когда вы бросаете курить, вы не становитесь несчастным - наоборот, вы становитесь счастливее.

Пример: я ловлю рыбу, долго не могу вытянуть из воды щуку, борюсь с ней и наконец побеждаю. Раньше я что делал? Отмечал победу сигаретой! Именно так появляется цепочка действий, к которой ты привыкаешь. Потом ты бросаешь курить, говоришь себе «точка», на следующий день видишь человека с сигаретой и завидуешь ему. А на самом деле ты не завидовать ему должен, а пожалеть его. У тебя-то этой зависимости уже нет, а у него осталась.

Осенью традиционно начинается сезон простуд. Что бы бы вы посоветовали родителям?
Я бы сказал, что здоровье вашего ребенка прежде всего зависит от вас. Не надейтесь ни на бабушку, ни на педагогов, ни на педиатров - рассчитывайте только на свои силы. Читайте, думайте, анализируйте. Если неприятность все же произошла, в помещении с больным ребенком должно быть проветрено, а температура воздуха низкой… Почему-то в нашей стране температуру в 19 градусов считают низкой, а если я произнесу цифры «16-17 градусов», то меня вообще будут считать экстремистом. А вот, скажем, в Германии это считается нормальной температурой воздуха в спальне. Унас же все с ног на голову, поэтому главные проблемы связаны
с перегревом детей в быту. Например, у ребенка насморк.

Ночью он поспал в теплой сухой комнате и подышал ртом. Наутро его легкие пересыхают. В таких случаях родители часто сетуют, что вирус опустился ниже. Это абсолютно неправильный подход. Когда у ребенка сопли, его нужно тепло одеть, но дышать он должен прохладным влажным воздухом. Вот еще важный «просветительский» момент: 80 % вирусных заболеваний в нашей стране «лечат» антибиотиками, в то время как на вирусы никакие антибиотики не действуют. При любой вирусной инфекции в легких вырабатывается большое количество слизи, которую нужно откашливать. Если вы не откашляли слизь, то, накопившись в организме, она впоследствии может вызвать осложнения.

Вы занимаетесь просвещением людей: выпускаете книги, ведете программу на телевидении. Вы видите результаты своей работы?
Я вижу, что мамы перестают воспринимать бабушек как носителей единственно верной информации. Участковым педиатрам становится все труднее «морочить голову» людям. Все больше родителей анализируют действия врачей: для чего то или это делается, как поступать правильно и чего нельзя. Люди начинают задумываться над тем, что высококвалифицированный специалист в возрасте 30-40 лет, на котором лежит ответственность за жизнь и здоровье подрастающего поколения, не должен получать зарплату в 1200 грн.

И какой вы видите выход?
У меня в голове вызревает большая программа реформирования в этой отрасли. Но она практически нереализуема в этой стране. Я озвучу эту программу тогда, когда у меня будет институт телохранителей, потому что для ее реализации нужно разогнать половину номенклатурных работников. Даже в рамках тех денег, которые выделяются на медицину, можно самым принципиальным образом изменить качество оказания медпомощи. Необходимо прекратить подпитывать корыстные интересы огромного количества структур, которые зарабатывают на системе здравоохранения.

Было бы неплохо, если бы в Украине ввели закон, который бы обязывал всех госчиновников лечить своих детей и лечиться самим в Украине, а не за границей, и только в обычных поликлиниках по месту прописки. Может быть, тогда ситуация кардинальным образом изменилась бы.

Имя участника: Евгений Олегович Комаровский

Возраст (день рождения): 15.10.1960

Город: Харьков

Образование: Харьковский медицинский институт

Семья: женат, есть дети и внуки

Нашли неточность? Исправим анкету

С этой статьей читают:

Евгений Комаровский родился в семье, где никто и никогда не был связан с медициной.

Мама была инженером, папа тоже, дед военный, но сам Евгений чувствует, что стремление быть врачом ему передалось на генетическом уровне.

Иногда он шутит, говоря о том, что либо в прошлой жизни он был доктором, либо существуют предки, которые были связаны с лечебным делом.

В школе Комаровский учился хорошо, был достаточно общительным мальчиком. Когда ему исполнилось 10 лет, родилась сестра - его трепетная забота и страх потерять ее сыграли немалую роль в выборе дальнейшей профессии.

После школы у него было два варианта - либо поступать в медицинский, либо идти в армию. Экзамены он сдал отлично, поэтому со службой пришлось подождать. Параллельно с учебой Комаровский начинает подрабатывать в больнице - сначала он был медбратом в реанимации, затем, после получения диплома, трудился инфекционистом в детской поликлинике.

Спустя несколько лет занял пост врача реанимационного отделения, а через год его назначили заведующим инфекционного отделения. В 2006-м году Комаровский решает открыть частный кабинет и консультировать население.

Надо отдать должное любимому миллионами доктору Комаровскому за его труды - он является кандидатом медицински наук, неоднократно писал научные работы, трижды удостоен премии «Телетриумф» за проект канала «Интер», «Школа доктора Комаровского».

Интересно, но его легкая подача и способность говорить о медицине на доступном для зрителей языке возникла еще в 1993-м году.

Тогда он написал свой первый труд, причем это была не научная работа, а монография «Вирусный круп у детей». Писал для себя и для друзей, поэтому и выбрал доступный и понятный стиль. Получилась невероятно увлекательная книга, а вслед за ней последовал еще ряд подобных работ.

Доктора Комаровского знают благодаря ТВ-программе , но впервые на телевидении он появился в 1992-м году, когда в стране бушевала эпидемия дифтерии.

Комаровскому пришлось сдерживать панику и рассказывать родителям, как себя вести, если у ребенка обнаружится болезнь и что делать, чтобы не произошло заражение. Сейчас к мнению Евгения прислушиваются практически все мамочки Украины и России, он издает книги, консультирует в онлайне.


Женился Комаровский еще будучи студентом
, до сих пор он удивляется, что ему повезло с первого раза не ошибиться и выбрать именно его женщину.

Катерина родила ему двоих сыновей Дмитрия и Андрея, оба уже взрослые самостоятельные люди. Интересно, что сыновья практически одновременно женились, и в их семьях в 2013-м году родились дети.

Доктор Комаровский с любовью воспитывает своих внуков, часто можно увидеть совместные фото с дедушкой.

Сейчас Евгений живет в своем доме вместе с супругой, параллельно с работой он увлекается рыбалкой, которую называет личной патологией. Неважно, какое время года и что за погода за окном, если он наметил выехать порыбачить, он это сделает несмотря ни на что.

Фото Евгения

Доктор Комаровский ведет страницу в инстаграме, где более 800 тыс. подписчиков.












Детский врач, кандидат медицинских наук, врач высшей категории.


Автор многочисленных научных трудов, а также научно-популярных статей и книг, самая известная из которых - «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» - выдержала более 15 переизданий в России и на Украине.

Доктор Комаровский живёт и работает в Харькове. В практическом здравоохранении - более 25 лет. Окончил Харьковский медицинский институт, педиатрический факультет. С 1983 г. работал в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 г. - врач отделения реанимации, в течение последующих десяти лет - заведующий отделением. С 2000 г. вел консультативный педиатрический прием в частном медицинском центре, в 2006 г. открыл частный медицинский центр - клинику Комаровского «Клиником».

В 1993 г. вышла монография «Вирусный круп у детей», за которую в 1996 г. автор получил ученую степень кандидата наук. «Начало жизни вашего ребенка» (1996 г.) - первая научно-популярная книга Е. О. Комаровского, «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» (2000 г.) - ее логическое продолжение. В 2002 г. выходит книга «Одноразовые подгузники». В 2007 г. - новое, дополненное и полностью переработанное, издание «Здоровья ребенка…»

В 2008-2009 гг. выходят: «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей», «Дневничок», «Книга от кашля», «Книга от насморка», «36 и 6 вопросов о температуре», аудиокнига «Начало жизни вашего ребенка», а также первая часть «Справочника здравомыслящих родителей», которая содержит сведения, имеющие отношение ко всем здоровым детям - рост и развитие, анализы и обследования, питание, прививки.

2010 г. - вторая часть родительского справочника - «Неотложная помощь».

Доктор известен родительской аудитории также по многочисленным телевизионным проектам - как участник ток-шоу, консультант специализированных программ.

В марте 2010 г. на центральном украинском телеканале Интер стартовал проект «Школа доктора Комаровского».

Методику доктора по уходу и воспитанию ребенка отличает простота, доступность, эффективность и адаптированность к современным условиям и отечественной ментальности, за что его нередко называют «украинским Споком».

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Исследовательская деятельность в дополнительном образовании Показатели высшей квалификации педагога дополнительного образования Исследовательская деятельность в дополнительном образовании Показатели высшей квалификации педагога дополнительного образования Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Современный утренник 8 марта в доу Современный утренник 8 марта в доу