В чем проявляется нигилизм Базарова. Сформулируйте свое мнение о Базарове.Сопоставьте историю любви Павла Петровича и Базарова (Тургенев И

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен

против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева,

написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но

оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не

отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность

вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.

Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это

произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа

1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в

управлении Россией. В "Отцах и детях" и показано, что старая,

вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой,

революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали

является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров.

Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих

классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть

отрицания.

Что же отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что

относится к минимальным потребностям человека и к познанию

природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на

вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: "Природа не

храм, а мастерская, и человек в ней работник".

самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не

борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта

нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все

равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих

убеждений, но он и не проповедник.

Одна из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных

ценностей.

Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей

одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем

раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о

его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к

материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта -

признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей

Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность

"романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее носителей.

"Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", - говорит

Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели

и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над

Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой

Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по

инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное

незнание литературы ("Природа навевает молчание сна", - сказал

скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями

Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что

произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на

любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение

упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям.

Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его

Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами.

Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и

заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие

ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о

которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и

доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть

учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться

на уже приобретенные кем-то знания.

Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся,

допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к

Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами

героя другого романа Тургенева, Рудина, "скептицизм всегда отличался

бесплодностью и бессилием". Эти слова применимы к Евгению

Васильевичу. - Да ведь надобно же и строить. - Это уже не наше дело...

Сперва нужно место расчистить.

Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает.

Базаров - разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и

максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден

благородным идеалом Базарова - идеалом сильного, умного,

мужественного и нравственного человека.

У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным

поколениям. Первое - поколение времени, в котором он жил. Евгений

типичен для этого поколения, как любой умный разночинец,

стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства.

Второе - поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он

призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно

верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.

Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных

людей, и только. "Исправьте общество, и болезней не будет". Базаров в

этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать.

Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам,

а по своим естественным ощущениям, по совести, - человек будущего.

Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих

далеких потомков.

Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим

необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм

незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как

средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть

вперед и подумать, куда же оно идет.

БАЗАРОВ И РАСКОЛЬНИКОВ

Из всех изученных нами литературных образов два написаны наиболее

ярко - это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Сочинение по

роману Ф.М. Достоевского "Преступление и Романы, в которых

появились эти герои, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах.

Непростое это было время. С одной стороны - подготовка и проведение

ряда реформ, обещание царем конституций, с другой - разочарование

реформой 1861 года, распространение социалистических идей и

неутихающие споры между западниками с славянофилами. Это было

время надежд и разочарований, время выбора. В такой противоречивой

обстановке и родились такие герои, как Базаров и Раскольников.

Стиль их создателей, Тургенева и Достоевского, различен, и это

определяет различие в способах изображения этих образов. Если в

"Отцах и детях" мы постигали Евгения Базарова в основном по его

словам и поступкам, то Раскольникова в романе Достоевского - в

большей мере по его душевным переживаниям, мыслям. Мысль

первична, слово вторично, и поэтому образ Родиона Романовича более

живой, ясный и, самое главное, более глубокий.

Что роднит и различает Базарова в Раскольникова? Оба они, молодые

люди, ищут свое место в жизни, оформляют свои взгляды на нее.

Базаров пробует свои силы в естествознании, а Раскольников

испытывает себя на избранность, принадлежность к числу сверхлюдей.

Если первый не придает власти никакого значения, то для Родиона это

чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно самолюбивы,

только Базаров в своем самолюбии стремится к свободе, независимости

от чужого влияния, а Раскольников к власти.

Оба идут по жизне по каким-то, хотя довольно близким ориентирам,

так как у каждого из них есть система взглядов и ценностей.

Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки.

Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не

бросается сразу в глаза.

Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых и

сверхлюдей. Только Базаров говорит об этом как бы вскользь ("Не

богам же, в самом деле, горшки обжигать!"), а у Раскольникова это

составляет основу всей теории. Кстати, оба считают, что относятся ко

и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории

Раскольникова - признание права сверхлюдей на преступление во имя

некой цели, а следовательно, отрицание нравственных принципов. На

основе этих признаков можно назвать взгляды Базарова вульгарно

материалистическими и безнравственными, а Раскольникова -

откровенно фашистскими.

Почему безнравственны идеи Базарова? Ведь призывает он жить по

совести, ведь нельзя назвать Евгения безнравственным человеком. Его -

да, а если на месте Базарова был другой? Жить по совести, а не по

законам, в принципе хороший лозунг, но в то время, да и сейчас,

реакционный: мало ли что может позволить человеку его совесть?

Позволила же она Раскольникову убить старуху и Лизавету. К тому же о

какой нравственности идей Базарова можно говорить, когда он сам

скопом отвергает духовные ценности. Так что эти убеждения выглядят

не такими страшными, как могут, лишь благодаря чистоте души того,

кто их разделяет. Базарову можно позволить жить по такой формуле,

Раскольникову нет.

Программы двух героев близоруки. Далеко им можно уйти без каких-

либо ценностей? Что будет делать Родион Романович со своей властью,

на что она ему, конечных целей нет ни у того, ни у другого. Нет у

обоих положительной программы: их идеи базируются на отрицании

и Раскольников - нигилисты, но Достоевский пошел дальше Тургенева:

он, по словам одного критика, изобразил не только идеи нигилизма и

его трагедию. Раскольников и есть ее жертва. Не случайно и Иван

Сергеевич "умертвил" своего героя: скорее всего, он не видел будущего

за нигилизмом.

Базаров и Раскольников - бунтари, только бунт у каждого из них свой:

у первого - революционный, у второго - личностный. Революционность

взглядов Базарова доказывать не нужно. Важно то, что его протест

происходит не из-за плохого положения в обществе, а из-за ужасного

состояния самого общества. Евгений Васильевич уверен, в

необходимости его изменения. Бунт Раскольникова же вышел из

нищеты и самолюбия, он пошел не против устройства общества (какое

ему дело до "муравейника"!), а против угнетенности личности и души.

Поэтому его бунт - индивидуалистический.

Интересно, что в обоих случаях протест окончился ничем: Базаров

умер, а Раскольников испытал душевные муки. Может быть, финалом

"Отцов и детей" Тургенев хотел показать несостоятельность

революционного бунта (либерал!), а Достоевский в своем романе -

пагубность любого бунта, связанного с насилием, вообще тем самым

призывая к соблюдению покорности. Безусловно, здесь есть доля

истины: последствия таких протестов могут оказаться очень

печальными.

Базаров презирает, а Раскольников просто ненавидит окружающих

людей, поэтому они оба ушли в себя, неразговорчивы, угрюмы,

одиноки, несмотря на то, что есть товарищи, родители. Родион

Романович к тому же просто "задавлен бедностью", что делает его

совсем мрачным. Но иногда в этих людях просыпается жизнь: у

Базарова - когда он полюбил Одинцову, у Раскольникова - когда он

делал что-нибудь для других и когда полюбил Сонечку. Что мешало

этим двум людям оставаться в таком состоянии жизни навсегда?

Прежде всего, приверженность своим идеям, переходящая в упрямство

и фанатизм. Базаров бросил Одинцову, чтобы сохранить чистоту

построенной им схемы жизни; Раскольников не мог оставаться долго

нормальным, живым человеком, пока оправдывал свое преступление с

точки зрения теории. Пагубные идеи убивали и в том, и в другом

любовь, а следовательно, и жизнь. Базаров не отрекся от своих

убеждений и умер. Раскольников же раскаялся и "ожил".

На примере героя "Преступления и наказания" мы видим, что делает с

человеком ненависть, озлобленность. Базаров вложил свою душу в

познание природы, а Раскольников, обладая способностями к учебе,

даже не открывал книг, чтобы учиться и зарабатывать себе на жизнь

уроками. Базаров полюбил Анну Сергеевну, Раскольников же, пока не

раскаялся, не полюбил Сонечку и не мог, даже если бы хотел этого.

Ненависть (в сочетании с нищетой и порожденная ей) отнимает у

человека способность жить в обществе, стремление и любовь к жизни

вообще. Так и случилось с Раскольниковым, и в этом его наказание.

Еще один пункт, по которому можно сравнить два данных образа, надо

выделить особо, потому что именно в нем кроется трагедия этих людей,

их противоречивость. Это отношение к нравственности, к духовному

Мнение Базарова по этому вопросу неясно. С одной стороны - его

важнее материальных. С другой стороны - его полное неприятие

искусства, религии. Даже любовь не нашла места в его взглядах.

Базаров считает духовное важнее земного, но в то же время не признает

само духовное.. В этом он противоречит сам себе. Евгений столкнулся

на практике с этим несоответствием (история с Одинцовой), что

привело его в замешательство, чуть ли не в испуг. Базаров не выпутался

из этих противоречий и умер. (Я очень часто ссылаюсь на его смерть,

так как считаю этот факт глубоко символичным).

Раскольников пренебрег нравственными принципами и пошел на

преступление. Побудило его к этому, наверное, то, что все так делали,

все поступались и таким образом выживали. В душе Раскольникова

произошел раскол, борьба двух мнений:, с точки зрения разума,

расчета, теории, преступление было оправданным, с точки зрения

морали - нет. В конце концов он понял, что обо всем нужно судить с

позиций нравственности, и это вернуло его к жизни. (Мы принимаем

Раскольникова таким, каким он изображен Достоевским. В

действительности, образ этого человека в эпилоге далеко не

правдоподобен).

На примере двух литературных героев - Базарова и Раскольникова - мы

видим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от

безобидной базаровской модели до страшной раскольниковской.

Создателями этих образов вскрыта антигуманная сущность этого

явления, его оторванность от национальных корней, его отрицание и

очернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме

каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой он

усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен более

широкий подход к ней (Катерина в "Грозе"). За все это сильно

доставалось Писареву и другим теоретикам нигилизма в полемике с

Достоевским. Несомненно, у этого течения есть положительные черты,

как, например, отношение к общественному устройству, старой морали,

но это не заслоняет отрицательных сторон этого учения.

Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадают

взгляды на жизнь, характеры, они оба способны творить добро, оба

оказываются в противоречии и т.п. Но есть и различия, в основном

обусловленные разными условиями жизни двух героев. Отсюда в

Раскольникове появляется и отчаяние, и обостренное чувство

справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове.

Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и

жестокость), оба молодых человека вызывают скорее не ненависть и

порицание, а сочувствие - сочувствие к трагической судьбе обоих. У

них есть чему поучиться: у Базарова - силе воли, стремлению к

познанию, у Раскольникова- способности проявлять благородство и

сострадание в самые тяжелые моменты жизни.

Цели романов "Отцы и дети" и "Преступление и наказание" были

разные, но была одна общая - обличение пороков антигуманных форм

общественных отношений. И большую роль в достижении этой цепи

сыграли образы Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, тем самым

внеся большой вклад в дело гуманизма.

Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов – люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания. Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.
По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.

Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,- говорит Базаров... - В теперешнее время полезнее всего отрицание,-мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,- самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.

Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей... если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.
Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.
Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.

Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего...» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.

Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

«Прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»

Нигилизм для Базарова – это всё, то есть сознательную, «обдуманную» жизнь он провел под кровом этого мировоззрения. Так что, изучая Базарова, мы понимаем и суть нигилизма.

Начнем с основы: откуда взялся нигилизм у Базарова? В студенческие годы, благодаря преподавателям и студенческой атмосфере, пришло ясное осознание того, что в России плохо всё, что ни возьми, что ни делай, всё равно все развратится и обернется в труху: «Представьте мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания» . Понятное дело выплывает вопрос: Кто в этом виноват, что с этим делать, как исправить? Виноватых найти не получилось, поэтому просто сказали – виновата среда! «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет ».

Как же собираются «спасать» общество эти молодые люди? К чему они прибегнут? «-Вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить. –Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить». Говоря русским языком, свершить революцию, но перед этим необходимо своим нигилизмом пропитать головы окружающих, чем неплохо занимался Базаров. Отец его, боготворит его, не смеет слова поперёк сказать, понятное дело, что он согласиться на это «отрицание» ради внимания своего сына. Ситников прямо говорит, что Базаров ему «глаза открыл» — не признавать авторитетов. «Друг» Базарова Аркадий, как ученик семинарии, все повторяет и во всем с Базаровым (до определенного момента) соглашается. Про Евдоксию вообще молчу. Николай Петрович опять же потакает своему сыну, подчеркивая, что, видно, отстал от века. Вот только один старый либерал Павел Петрович все упирается и спорит с Евгением. Конечно, если говорить откровенно, то весь этот «нигилизм» чистая фикция, но ведь из всех героев произведения один дядя Аркадия выражает открыто свое негодование данным мировоззрением. А это говорит только одно: нигилизм – сила. «Мы ломаем, потому что мы сила» — замечает и Аркадий Кирсанов.

Остается последнее, а именно: как же лучше всего уничтожать общество, чтобы «расчистить» место для общества, где болезней не будет, где будет неважно: добр человек или зол, умный или глупый? Какое средство выбрали «спасатели» мира? Отрицание всего, что хоть как-то свято, непризнание авторитетов, но это не значит, что нигилист, удостоверившись в правильности и достоверности когда-то непризнанного им авторитета, снова станет в его глазах авторитетом. О, нет! Этот нигилист будет его также не признавать, как и прежде.

На чем держится любое общество, народ, нация? На культуре, которую берегут из поколения в поколение, это произведения искусства, над которыми задумается любой уважающий себя человек. Нигилист же видит в культуре ту силу, из-за которой нет в обществе справедливости. Они в этом до конца не уверены, но с другой стороны, если отрезать побольше, то проблема, так сказать, вирус точно может отпасть и только тогда страна будет справедливой и процветающей.

Что же в России было основа? Вера Правослвная. И это первое, что отрицают нигилисты – Бога, его бытие. Отсюда корни нигилизма проникают и в философию, и в поэзию, и в музыку, короче говоря, во все творческие деятельности и направления: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» . Надо также заметить, что отрицание Бога сопровождается отрицанием любви, что и привело Базарова к тому, что с ним произошло. Отрицание души, как следующий шаг отрицания Бога закрыло для нигилиста говорить о том, что его волнует, что творится в нем. «В душе очень обрадовался, но почел обязанностью скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!»

Ниже хочется рассмотреть конкретные примеры нигилизма Базарова, так сказать, на практике.

Отрицает Базаров, как было сказано выше, любовь, это священное чувство, которое почувствовал Евгений, словно древний человек первый раз увидевший огонь и обжегся им, он до конца не понимает свойств и применение этого пламени, но понимает, что оно несет ему уют для его пещеры. «Что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения» . Как видим, Базаров видит отношения между полами крайне плоско и пошло, а отсюда и его непризнание браков: «ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал» .

А теперь перейдет непосредственно к самой России и отношения Базарова, как нигилиста, к ней. Начнем с вещи, с первого взгляда интернациональной, но имеющее непосредственное значение для русского человека, а для названия произведения Тургенева оно имеет самое близкое отношение. Отношение нигилиста к семье, к родителям: оно отсутствует, а отсутствие это обусловлено отрицанием у человека чувств, как романтизма. Именно поэтому Аркадий Кирсанов, в присутствии своего друга-нигилиста, говорил не «папа», а «отец». Нигилист как бы отдаляется от своих родственников, семья разрушается. Далее идет отношение к своему детству, к тем местам, где вырос будущий нигилист. Оно снова отсутствует, как будто нет никакой разницы между того сада, в котором ты бегал, будучи дитем, и садом в другом имении, который ты в первый раз видишь. «-Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! –Ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным. –Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился» . Откуда это? А с мысли нигилиста Евгения: «природа не храм, а мастерская» . С чего бы это нигилисту любить отчий дом? Говорить про русскую поэзию и другие искусства не стоит, итак понятно, что ничего этого нигилист не признает. Базаров уверен только в науке, а что он говорит про русскую науку? «-Об русских ученых вы, вероятно, не имеете столь лестного понятия? –Пожалуй, что так» . А что же думает Базаров о русском народе, частью которого он сам и является? Ничего хорошего: «русский человек только тем и хорош, что он сам по себе прескверного мнения» . А как этот «нигилист» разговаривает с простым народом? Как последний хам, уважение к аристократу, отцу и к мужику отвратительное. А как же хвастался Базаров пред Павел Петровичем, что, мол, с простым мужичком может беседовать? Вот только действительность другая: «самоуверенный Базаров и не подозревал, что в их глазах (то есть простого народа) был все-таки чем-то вроде шута горохового» . Надо заметить, что сам Евгений себя русским не считает, но об этом чуть ниже.

Что же выходит из всего этого? Нигилист не признает в своём Отечестве ничего: ни духовной жизни, ни государственной, не видит великолепных русских ученых, ни великих поэтов, не испытывает абсолютно никаких чувств к отчему дому, к своей Родине, не видит ничего хорошего в народе, среди которого он живет, которого решил лечить. Что стоит такому человеку осквернить церковь или сжечь имение, убить человека, свергнуть строй? Сущий пустяк.

Но на чем же держится любой нигилист? Ведь должен же быть какой-то стержень? Очень просто сказать, что его нет, ведь это мировоззрение не признает авторитетов. Да, действительно не признает, с одной только поправкой: не признает никаких авторитетов, кроме себя. Вся сущность этих борцов – тщеславие и самолюбование, гордость и себялюбие. Это смертная страсть насквозь пропитала молодых людей. Она проявляется во всем: «-Мы стало быть, с тобою боги? То есть – ты бог, а олух уж не я ли? –Да, ты еще глуп» . Базаров без зазрения совести считает себя самым великим, самым умным. И тут встает вопрос, что же было изначально: негодование внутренней политикой государства или гордыня? Что за чем следует? Больше верится, что именно эгоцентризм Базарова породил в нем приверженность к нигилизму, ибо к концу своей жизни, он совсем не был нигилистом. Любовь Базарова и дыхание смерти облагородило его душу, его взгляды поменялись и вряд ли это изменение связано с политической обстановкой в стране, а скорее в том, что он освободился от гордыни, от того, что и есть основа его нигилизма. Как это можно подтвердить? Очень просто: обратите внимание как Базаров разговаривает с окружающими? Сквозь зубы. Зато как ласкает его слух отец, Аркадий Кирсанов, Ситников, Одинцова?

Вот так грех гордыни нашел себе уютное место в нигилизме, в которой очень сложно его обнаружить. Верно заметил Павел Петрович: «гордость почти сатанинская… сами бессильны и бесплодны до гадости».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нигилизм Базарова

Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга симпатий все художественное. Я придал ему резкость и бесцеремонность действий.

И.С. Тургенев.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» показал борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам 19 века. Автор отразил в своем произведении типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности вопрос о роли «нового человека», деятеля в период революционной ситуации в стране.

Выразителем идей революционной демократии стал Базаров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.

Субъективными предпосылками нигилизма главного героя являются его независимый характер, самоуверенность, ум, скептицизм, самостоятельность:

«Каждый человек сам себя воспитывать должен - ну хоть как я, например». Базаров - разночинец, сын полкового лекаря. Он гордится тем, что его «дед землю пахал» и с презрением относится к аристократам. Дух отрицания проявляется во всем: во внешности, манере поведения, особенностях речи, высказываниях крайних взглядов.

Базаров выглядит и ведет себя вызывающе: «длинный балахон с кистями», нарочитая небрежность, самоуверенная спокойная улыбка, «ленивый, но мужественный голос», речь, изобилующая простонародными выражениями. Всем своим видом Базаров показывает, что авторитетов для него не существует. Евгений прямо заявляет это Кирсановым.

В спорах с Павлом Петровичем он особо резко высказывает свои нигилистские взгляды - в пику ненавистному «аристократишке». Он отрицает «принсипы», на которых стоит старшее поколение. О чем бы ни зашла речь, острой критике и неприятию Базарова подвергается все: искусство, красота, общественное устройство, любовь, семья. На испуганный вопрос Кирсанова, неужели Евгений отрицает все абсолютно, тот спокойно отвечает: «Да». нигилизм конфликт роман отрицание

Действительно, аргументы, которые приводит Базаров в спорах с Павлом Петровичем, очень убедительны. Все, чего касается Кирсанов, заслуживает отрицания. Общественные отношения прогнили, аристократические «принсипы» безнадежно устарели, русская община выродилась, патриархальность превратилась в отсталость и невежество, религия - в суеверие. Критические стороны базаровского нигилизма действительно сильны, революционны. Отрицание он воспринимает как действие, а не как пустые слова. Но критика Евгения разрушительна, позитивной программы у него нет:

«Сначала надо место расчистить». В этом слабость нигилизма. Однако он смотрит на вещи только с точки зрения «пользы». Аристократы «сидят, сложа руки», живут за чужой счет - в этом Базаров прав. Тем не менее, утверждение: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта» весьма спорно, ведь сначала идет развитие культуры, а потом науки. Они взаимодополняют друг друга. Если смотреть с точки зрения «полезности», то Евгений прав, но этот взгляд односторонен.

Опровергает Базарова сама жизнь. Тургенев показывает это, во-первых, с помощью пейзажа. В конце романа автор демонстрирует примирение души героя с окружающей средой, гармонию с ней. Во-вторых, Тургенев испытывает Евгения любовью. Отношения Базарова с Одинцовой начинаются с того, что он оценивает ее «богатое тело»: «Сейчас в анатомический театр». Но заканчиваются эти отношения тем, что Базаров вынужден признаться себе, что любит Анну Сергеевну. То, что отрицал, стало для него действительностью. Перед смертью герой произносит фразу, достойную поэзии, которую раньше опровергал: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Базаров сам загоняет себя в угол. Он считал: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других», но ведь Евгений тоже человек, однако герой противопоставляет себя окружающим. Он отвергает все правила, но отрицание тоже является «принсипом».

Итак, сильные стороны базаровского нигилизма в их революционности, но отрицание, доведенное до абсурда, приводит к ослаблению позиций героя. Эта противоречивость снимается самой жизнью, которая ставит все на свои места. И все же нигилист Базаров - герой на все времена. Его сила не столько в абсолютном отрицании, сколько в том, что это - человек твердых убеждений, сильный и независимый, сумел признать свои заблуждения. А на это способен далеко не каждый!

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение сюжетной линии, касающейся главного героя романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" – Е.В. Базарова, который погибает в финале произведения. Анализ жизненной позиции Евгения, заключающейся в том, что он все отрицает: взгляды на жизнь, чувство любви.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Замысел и начало работы И.С. Тургенева над романом "Отцы и дети". Личность молодого провинциального врача как основа главной фигуры романа - Базарова. Окончание работы над произведением в любимом Спасском. Роман "Отцы и дети" посвящен В. Белинскому.

    презентация , добавлен 20.12.2010

    Евгений Базаров: происхождение, мировоззрение, крайности во взглядах; он бунтарь, попирающий человеческие ценности. Трагедия Базарова - трагедия целого поколения, мечтавшего "обломать дел много", а породившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм.

    сочинение , добавлен 03.12.2010

    Противоборство поколений и мнений в романе Тургенева "Отцы и дети", образы произведения и их реальные прототипы. Портретное описание главных героев романа: Базарова, Павла Петровича, Аркадия, Ситникова, Фенечки, отражение в нем отношения автора.

    реферат , добавлен 26.05.2009

    Рассмотрение "нигилизма" в публицистике 1850-1890 гг. в социальном и политическом аспектах. Блоки вопросов, при обсуждении которых наиболее явно проявлялись нигилистические тенденции 60-х. Высказывания М.Н. Каткова о романе Тургенева "Отцы и дети".

    презентация , добавлен 18.03.2014

    Анализ исторического факта появления нового общественного деятеля - революционера-демократа, его сравнение с литературным героем Тургенева. Место Базарова в демократическом движении и частной жизни. Композиционно-сюжетная структура романа "Отцы и дети".

    реферат , добавлен 01.07.2010

    Мировоззрение и идеалы главного персонажа романа - Евгения Базарова. Приемы изображения И.С. Тургеневым душевных переживаний своих героев и зарождения и развития в них различных чувств. Метод описания автором сущности психологических состояний персонажей.

    презентация , добавлен 02.04.2015

    Отношения между героями в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Любовные линии в романе. Любовь и страсть в отношениях главных героев - Базарова и Одинцовой. Женские и мужские образы в романе. Условия гармоничных отношений героев обоих полов между собой.

    презентация , добавлен 15.01.2010

    Понятие образа в литературе, философии, эстетике. Специфика литературного образа, его характерные черты и структура на примере образа Базарова из произведения Тургенева "Отцы и дети", его противопоставление и сопоставление другим героям данного романа.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2010

    Отображение образа Базарова в романе с помощью статей критиков Д.И. Писарева, М.А. Антоновича и Н.Н. Страхова. Полемический характер оживленного обсуждения романа И.С. Тургенева в обществе. Споры о типе нового революционного деятеля русской истории.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».

Персонажи романа трактуют это понятие по-разному. Аркадий Кирсанов, считавший себя последователем Базарова, объясняет, что нигилист – человек, относящийся ко всему с критической точки зрения. Павел Петрович, представитель старшего поколения, говорил следующее: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но полностью ощутить на себе весь смысл этой философии, осознать сильные и слабые стороны нигилизма мог только Евгений Базаров.

Базаров связывал нигилизм с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Герой действительно ничего не брал на веру, досконально проверяя всё опытами и практикой, природу считал не храмом, а мастерской, где человек является работником. И сам Базаров никогда не сидел без дела, не сибаритствовал, как Аркадий, например. Евгений полностью отрицал искусство во всех его проявлениях, не верил в любовь, презирал её, называя «романтизмом» и «вздором». Творчество Пушкина считал ерундой, игру на виолончели – позором. Во время спора с Павлом Петровичем Евгений заявил, что порядочный химик гораздо полезнее поэта. Он ценил только то, что можно потрогать руками и отрицал духовное начало. Подтвердить это может цитата: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?». Евгений Базаров гордился своей теорией, считал её истины непоколебимыми.

Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.

В жизни Базарова появилась Анна Одинцова. Базаров сразу обратил на неё внимание. «Это что за фигура? На остальных баб не похожа», - впечатлен Евгений. Позже герой осознает, она – особенная. Ему нравится её присутствие, её близость к нему делает его счастливым. Сам того не замечая, Базаров всеми силами пытался произвести на неё впечатление, но отрицал свои чувства, закрывался грубостью. Евгений начал постепенно меняться, злиться, тревожиться. Придерживаясь ранее теории «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – отвернись». Но, несмотря на то, что от Одинцовой было трудно добиться толку, он не мог отвернуться. При воспоминаниях о ней он невольно осознавал «романтическое» в себе. Его борьба с чувством проходила безуспешно. Любовь не могла долго томиться в его душе, требовала признания. «Я люблю вас, глупо, безумно», - задыхаясь, не справляясь с потоками страсти, молвит герой. Анна Сергеевна не способна была любить, Базаров не получил отдачи и бежал в родительский дом. Даже не от Одинцовой, а от самого себя.

Евгений все-таки сильная натура, он не раскис, но разочаровался в теории. Вед то, что он отторгал и презирал, завладело им. Герой понимает, что любовь выше, сложнее теорий, не подчиняется законам физики. Это говорит о несостоятельности нигилизма. Именно любовь привела к кризису взгляды и отношение Базарова к жизни. Неспособность любить Одинцовой, необходимость переосмысления своих ценностей и принципов привели к тому, что герой трагически погибает, ведь это единственный способ достичь спокойствия в полной мере.

И.С. Тургенев показывает, что невозможно бесследно отрицать то, что является основой существования человека. Духовное начало берет верх. Чувства, рождающиеся в душе даже самого ярого нигилиста, способны погубить любые устои и идеи. Настоящие ценности нельзя презирать, как бы люди ни старались это сделать. Такая позиция приведет только к противостоянию с самим собой, безграничной внутренней борьбе. И всегда нужно помнить, что сила любви в том, что каждый перед ней бессилен.

Несколько интересных сочинений

  • Проблемы в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Произведение под названием «Мастер и Маргарита» затрагивает множество актуальных для любого времени тем. В этом романе в одной точке пересеклись прошлое и настоящее. Автор погружает читателя в мир

  • Я с родителями и сестрой живу в однокомнатной квартире. Комната у нас небольшая. Стены оклеены обоями, на полу постелен светло-коричневый линолеум. На одной из стен комнаты расположено окно с подоконником и балконная дверь.

  • Сочинение Женские образы в творчестве Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин создавал много женских образов. В них воплощен женский идеал поэта, женская сущность по его мнению.

  • Сочинение по картине Закат солнца зимой Клевера для 3 класса

    Картина Клевера «Закат солнца зимой» просто прекрасна, создана она с особой атмосферой и теплом. В этой картине художник выразил сказочную красоту природы зимой. Когда смотришь на картину

  • Сочинение Очумелов в рассказе Хамелеон (характеристика и образ героя)

    В произведении А. П. Чехова Хамелеон есть много героев, как хороших, так и плохих. Очумелов, чья фамилия говорит сама за себя, является главным героем произведения Антона Павловича, в котором содержится вся суть хамелеона.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как общаться с судебными приставами Как общаться с судебными приставами Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления