Православные приходы и храмы в милане италия. Миссия выполнима: процветающий православный приход в самой католической стране

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Милан – древнее название города Инсубрия Медиоланум (Insubria Mediolanum), был основан в V в. до Р.Х., когда проживавшее там кельты были покорены римлянами. Можно представить как много он пережил за все это время, свидетелем скольких событий он оказался. Современный вид столицы Ломбардии носит отпечаток всех архитектурных стилей прошедших эпох.

Христианство в Медиолан пришло с проповедью святого апостола Варнавы, который основал здесь епископский престол. В период гонений здесь пострадали различные мученики за веру, среди которых святые Гервасий и Протасий, Назарий и Келсий. Рассвет церковной жизни города пришелся на IV столетие, когда епископом стал святой Амвросий (374-397). Большой ревнитель христианской веры, он основал много храмов и монастырей, занялся поиском мощей мучеников, произносил пламенные проповеди и строил крепкую христианскую общину города Медиолана. 
Современный вид города Милана украшают церкви и базилики, появившееся во время святительства святого Амвросия.

Piazza Duomo, 16. Открыт: 07.00-13.00, 16.00-19.00

На месте древних церковных строений стоит Кафедральный собор, поражающий своим архитектурным великолепием. Под собором сохранились останки древней базилики IV в., посвященной св. мученице Фекле. Нынешний собор был заложен в 1386 г. и завершен лишь в 1813 г.

Спустившись в крипту, расположенную под главным алтарем собора, можно поклониться реликвиям (одеждам) святых мучеников Протасия и Гервасия, тела которых были обретены святым Амвросием во времена его епископского служения. В соборе находится много мощей мучеников первых веков христианства. Раки с мощами расположены вдоль левой стороны собора. В соборе сохраняется также один из гвоздей, которым пречистое тело Спасителя было пригвождено ко Кресту. В один из дней ноября совершается память этого события и тогда гвоздь выносят для поклонения верующим.

Piazza S. Ambrogio, 15. Открыта: 07.30-12.30, 16.00-20.00

Базилика на этом месте была сооружена епископом Амвросием в период с 379 по 386 гг. Базилика являлась первой из пяти храмов, основанных святым Амвросием. 19 января 386 г. базилика была освящена в честь святых мучеников, потому что стояла на месте их погребения. Среди них известны имена святых Виталия, Валерии, Набора, Феликса и Виктора. Здесь же после смерти святителя Амвросия в 397 г. было погребено его тело. В последующие века церковь достраивалась, приобретала новые архитектурные компоненты и украшалась изнутри. Под главным алтарем расположена крипта, в которой почивают мощи святителя Амвросия Медиоланского в окружении мучеников Гервасия и Протасия (I в.).

Piazza S. Nazaro in Brolo, 5. Открыта: 08.00-12.30, 16.00-19.00

Церковь святого мученика Назария была основана в 382-386 гг. святителем Амвросием Медиоланским и посвящена двенадцати апостолам, чьи частицы мощей сохранялись в храме, а в настоящий момент находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.
В главном алтаре церкви стоит рака с мощами святого мученика Назария, пострадавшего в период Нероновых гонений на христиан.

Piazza S. Eustorgio, 1. Открыта: 07.45-12.30, 16.00-18,00

Базилика святого Евсторгия — Basilica di Sant’Eustorgio

Базилика святого Евсторгия посвящена девятому епископу Милана, жившему в IV в. – святому Евсторгию. Имя этого святителя стало известно благодаря тому, что он привез из Константинополя т.н. останки трех волхвов, поклонившихся Христу после Его рождения. Реликвии эти были положены в саркофаг, над которым воздвигли базилику. После смерти епископа Евсторгия храм этот стал называться его именем.

Каждый год, 6 января, в праздник Богоявления, в память об этом совершается праздничная процессия от кафедрального собора до этого храма.

Церковная жизнь Милана тесно переплетена с этим храмом. Каждый вновь рукоположенный епископ Милана должен совершить крестный ход от этого храма до кафедрального собора, символизируя Вход Господень во Иерусалим.

В 1162 г. Фридрих Барбаросса перенес останки восточных мудрецов в Кельн, и лишь в 1903 г. кардиналу Феррари удалось части мощей вернуть в Милан на прежнее место их хранения.

Православные приходы в городе Милан

Приход святителя Амвросия Медиоланского
Настоятель: архимандрит Амвросий (Макар)
Адрес: Largo Corsia dei Servi, 4 – 20122 – Milano
www.ortodossa-ambrogio.org
www.milano.cerkov.ru
e-mail: [email protected]

Приход в честь святых Сергия, Серафима и Викентия
Настоятель: архимандрит Димитрий (Фантини)
Адрес: via Giulini, angolo via Porlezza, Milano

Православный приход святого Амвросия Медиоланского в Милане (Милан – центр региона Ломбардия на севере Италии), расположенный в храме Сан Вито аль Пасквироло, неподалеку от величественного собора Дуомо, открыт каждый день. Служат здесь ежедневно. Более того, службы регулярно совершаются в других местах, где хранятся мощи чтимых святых.

Приходская жизнь отражает миссионерский дар и трудолюбие настоятеля. Люди смогли создать крепкую общину, проникнутую духом взаимопомощи и поддержки. Под духовным окормлением отца Амвросия находится и украинская диаспора в Милане. О том, как живется нашим соотечественникам в Италии, особенностях приходской жизни диаспоры, ее надеждах и судьбе наша беседа с настоятелем храма архимандритом Амвросием (Макаром).

– Отче, Вы служите в Италии. Как Вы туда попали и почему?

–Это случилось неожиданно, раньше я никогда и не представлял себе, что буду служить в Италии. Думал, что все время проведу в Лавре, семинарии, академии, считал, что служения проректора Киевской духовной академии для меня достаточно, работы много. Но неожиданно Митрополит Владимир предложил мне поехать в Италию. Я с радостью согласился, и решением Священного Синода УПЦ, указом Патриарха Алексия был направлен на это служение.

– А не было ли у вас сомнений, ведь уехать в незнакомое место, покинув близкое и родное, не так просто?..

– Я Италию знал, жил там, участвовал в конференциях, поэтому-то мне и предложение такое поступило. Собственно, я не сомневался, что это решение правильное, потому что знал, как непросто православной диаспоре в Италии, был осведомлен, что там очень много работы, с радостью принял благословение и уехал.

– И как Вас там приняли?

– Приезжая на конференции в Италию, я участвовал в жизни миланской православной общины, в становлении прихода. Меня там знали. Нынешний Святейший Патриарх Кирилл был в то время митрополитом Смоленской епархии, управляющим Отделом внешних церковных связей, моим профессором, он преподавал во время моей учебы в аспирантуре в 80-е годы. И когда он спросил, куда бы я мог поехать, я сказал, что, кроме миланской общины, не знаю другой. По моем приезде в Милан владыка Иннокентий тоже с радостью принял это предложение и назначил меня настоятелем. До сих пор я там служу. Но также ранее проводил службы и в другом приходе РПЦ в Милане – свв. Сергия Радонежского, Серафима Саровского и мч. Викентия, когда у нас не было храма.

Крестный ход со Святой Плащаницей в Великую Пятницу

– В Милане так много православных верующих, что возникла необходимость во втором приходе?

– В Италии много наших соотечественников: одни успешно находят работу, другие устраиваются куда придется, третьи скитаются. Здесь широкие возможности, и поэтому большинство приезжает в эту страну на заработки. В Италии легально и нелегально живут более 600 тысяч украинцев.

– Ваш приход в Милане в основном состоит из членов диаспоры. В чем сходство и отличие приходской жизни у нас и в Италии, вы ведь служили и здесь, и там много лет?

– Наш приход – это современные верующие люди из разных стран бывшего Советского Союза – России, Украины, Белоруссии, Молдовы. Разница только в том, что у прихожан свои традиции.

Особых трудностей не было. Обычно приход диаспоры создается со своими местными традициями, а у нас их много. С одной стороны, было легко, потому что я во всех этих странах бывал, но все же надо было аккумулировать все эти особенности. В этом и специфика нашего прихода. Прежде всего, прихожан объединяют народные духовные традиции празднования Рождества Христова и Пасхи.

– В храме служат ежедневно. В приходе много священнослужителей?

– Мне помогают священники, которые служат со мной постоянно. Также приглашаю и тех, кто живет недалеко от нашего прихода. Мы проводим ежедневные службы, учитывая особенности работы и жизни диаспорян, нужды верующих. К примеру, некоторые прихожане могут посещать богослужения только посреди недели.

Дети поют «Верую»на итальянском языке

– На каком языке идет служба?

– Ввиду того, что наша паства состоит из четырех народностей – русской, украинской, белорусской и молдавской – часть службы совершается на молдавском языке, часть – на итальянском, на украинском читаются Апостольские чтения, Евангелие. Мы, как многонациональная община, стараемся поддерживать традиции наших прихожан, что отражается на жизни прихода и, прежде всего, на проведении праздников. Кстати, на праздники дети ставят спектакли – рождественские, пасхальные…

– По какому календарю отмечаются праздники в вашей общине?

– По юлианскому. Мы даже и не думаем жить по другому календарю, потому что все связаны со своей землей, со своими родными, со своим домом…

– У вас есть воскресная школа для детей, для взрослых, проходят встречи с молодежью. Все возрастные группы задействованы. Кто организатор?

– Я и мои помощники. У нас две группы – детская и юношеская. С молодежью встречаемся раз в неделю обязательно, а то и дважды, по вторникам вечером – постоянно, а также в воскресный день.

Есть у нас еще одна хорошая традиция – устраивать благотворительные обеды для всех прибывших на богослужение в воскресенье, общаться, помогать друг другу. Все люди нуждаются в укреплении своих связей, и мы, конечно, стараемся способствовать этому. Молодежь общается не только между собой, но и с неверующими, соседями, знакомыми, коллегами по работе, одноклассниками и однокурсниками, поэтому бывает непросто, если нет единомышленников. Мы стремимся создать дружескую среду общения между прихожанами. У нас и родительские собрания проводятся, на которых мы общаемся, советуемся. Наша община живет полноценной жизнью 24 часа в сутки.

– Ваши прихожане – это люди, которые приехали в Италию на временную работу или насовсем?

– Сейчас трудно определить, кто приехал временно, а кто уже осел здесь насовсем, потому что многие часто сами не могут определиться: одни твердо решили остаться, другие намереваются уехать, но для нашей общинной жизни этот фактор не имеет значения. Все верующие участвуют в богослужении.

– Прихожане как-то поддерживают отношения со своими родными, близкими, которые остались на родине?

– Животрепещущая тема. Многие, оставив свои семьи, часто очень сильно страдают. Конечно, верующим легче пережить разлуку, расставание. А далеких от веры людей часто ждут распад семьи, разрыв отношений. Важно, чтобы даже на расстоянии родные, близкие поддерживали связь друг с другом. И поэтому мы в нашей общине первостепенное значение придаем общению семей, их единению. Я общаюсь с детьми моих прихожан, с мужьями, с женами о важности сохранения семьи.

– Каков статус вашего православного прихода в католической стране?

– Италия самая «католическая» страна, тут и Ватикан, и Папа Римский. Но надо сказать, что Католическая Церковь в Италии очень гостеприимна. Нам дали в бессрочную аренду храм (пользование бесплатное, оплачиваем только услуги – свет, воду и т. п.). Это огромная помощь, даже трудно себе представить нашу жизнь без нее, потому что община большая, а храма у нас не было. До этого мы целый год встречались на улице, в парках, на вокзале, в квартирах служили акафисты, молебны, панихиды… Мы создали ассоциацию, которая взяла на себя оформление документов.

– У вас меньше проблем, чем у нас в некоторых храмах…

– Мы ценим то, что трудно достичь. Когда все есть, оно воспринимается как само собой разумеющееся, а то, чего добиваешься, становится невероятно ценным.
Община живет тогда, когда священник 24 часа в сутки с ней. Я часто остаюсь до поздней ночи, иногда под утро уезжаю, а потом возвращаюсь на утреннюю службу. И так почти каждый день, но это радость. Сердце нашей общины – евхаристическое общение, поэтому каждый день служится Литургия, многие причащаются каждое воскресенье (бывает около 200 причастников).

– Вы также служите молебны с акафистами на мощах почитаемых святых, которые находятся в Милане?

– Это также специфика нашей приходской жизни. Когда у нас не было храма, мы искали возможность служить где только можно. Эта инициатива помогла нам проводить богослужения по вторникам у мощей мученика Виктора в базилике Сан-Витторе, по средам – акафист мученикам Андриану и Наталье у мощей св. Наталии в базилике Сан-Лоренцо (святого Лаврентия) в центре Милана, по четвергам – у святителя Амвросия в базилике Сан-Амброджо, там, где мощи свят. Амвросия и первых мучеников Гервасия и Протасия, по пятницам – в кафедральном соборе Дуомо первомученице равноапостольной Фекле, честная глава которой там находится.

С детьми в Сан Амброджо

Это ученица апостола Павла, святая из язычников, которая наряду с другими слушала его проповеди и настолько прониклась ими, что совершала путешествия вместе с апостолом, а потом он ее в Сирию направил проповедовать, она продолжила его труды.

– Ваш приход помогает больным детям, которые приезжают лечиться в Италию из Украины и других бывших советских республик. В чем эта помощь заключается?

– Это тоже одна из важных и интересных страниц нашего служения. Приехав в Италию, я узнал, что многие дети из Украины, Грузии, Киргизии, России лечатся от лейкемии в городе Монза, и начал их посещать, причащать, рассказывать им Закон Божий. Когда у нас не было храма, мы служили в часовне этого города. В этом году посчастливилось проведать парня в Житомирской области, который мне прислуживал, пономарил во время Божественной литургии в больничной часовенке в Монзе. Сейчас он дома, вылечился, я был счастлив его увидеть.

Благотворительная ярмарка

Потом наше служение развилось в такую сеть во многих городах. А сейчас мы организовываем благотворительные ярмарки и передаем средства в Украину для лечения деток. Мы также помогаем беженцам, присылаем много вещей в виде гуманитарной помощи.

– Вы много лет служили в Киево-Печерской Лавре. Наверное, скучаете по ней?

– Конечно, очень сильно скучаю. Когда я приезжаю, чувствую легкость, радость, все забывается. Совершенно иные ощущения. Конечно, Милан, его святыни важны, но Лавру ничем не заменишь. Кстати говоря, наши посещения святынь в Милане напоминают самим миланцам, каким богатством они располагают. Настоятель в базилике святого Виктора говорил: «Как хорошо, что вы приходите и помогаете моим прихожанам сердечно молиться у святыни».

– Не возникает ли конфликтных ситуаций или проблем в окружении католических приходов?

– Итальянцы очень гостеприимны, в основном благожелательно настроены и поощряют деятельность наших приходов, которые помогают им возрождать христианскую жизнь. В 2006 году, когда я приехал в Италию, второй конфессией страны было мусульманство, а через несколько лет благодаря нашей диаспоре православные заняло это место, чему католики очень обрадовались. Они ищут пути сближения с православными.

Беседа с прихожанами

Миссия Православной Церкви продолжается, и я всегда говорю своим прихожанам: «Не забывайте, что это наша миссия, мы не случайно здесь, мы призваны помочь Западной Европе справиться с секуляризмом». Это очень большая проблема Европы, люди теряют веру, особенно молодежь, храмы пустеют, детям некому передать веру. А там, где есть наши приходы, где их жизнь развивается, они сами свидетельствуют об этом.

– Как живется нашим соотечественникам в Италии?

– Жизнь в диаспоре очень непростая. Но общение в приходе очень вдохновляет, оживляет. Люди поддерживают связи, помогают друг другу и здесь, и близким на родине.
Мы очень часто совершаем паломничества по Италии, на Святую Землю, в Грецию, во Францию, бываем и в Украине, в России, в Молдавии. Это очень важно для нас.
Еще один главный аспект служения – помощь нашим соотечественникам в тюрьмах. Нам разрешают проводить в этих местах службы, общаться с заключенными, помогать им.
Мы также посещаем больницы, в которых есть наши диаспоряне, помогаем им чем можем. Принимают нас очень хорошо, все-таки страна религиозная, здесь очень почтительно относятся к священнослужителям.

В онкологическом центре Santa Chiara

Хотелось бы пожелать, чтобы, прежде всего, расцветала жизнь в Украине. Самое главное для нас – это связи с родиной. Есть они – мы живем, дышим. А если они обрываются, нам очень сложно. Вся наша диаспора – это земляки, поэтому и мы полностью зависим от развития и процветания здешней Церкви.

– Если позволите, личный вопрос: когда вы приняли монашество?

– Я думал постригаться в Киево-Печерской Лавре, но поскольку меня направили в Италию, принял монашеский постриг за границей, в Швейцарии, в скиту Воздвижения Креста Господня. Владыка Нестор при постриге назвал меня в честь святителя Амвросия Медиоланского.

С духовником иеросхим. Гавриилом (Бунге)

Настоятель этого скита, схиархимандрит Гавриил (Бунге), стал моим духовным отцом. В Лугано, в Швейцарии, тоже есть православная община, которая развивается, слава Богу.

Беседовала Елена Головина

Приход «Святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского » был образован с благословения епископа Цюрихского Серафима (Родионова) в ноябре 1983 года.

Первоначально Литургии проводились в частном доме, затем было найдено новое, более подходящее арендованное помещение и обустроился первый православный храм, посвященный великим Святым Сергию и Серафиму. Первая Божественная литургия в нем была проведена 10 ноября 1985 года.

Далее в течение десяти лет под руководством иеромонаха Димитрия (Фантини), назначенного Владыкой Серафимом настоятелем храма , в этой церкви течет приходская жизнь , приход пополняется православными верующими из разных стран .

Май 1987 года был отмечен визитом архи епископа Серафима. Владыка начал работу по диалогу с другими христианскими церквями, присутствующими в Милане, участвуя в экуменических инициативах .

17 сентября 1995 года иеромонах Димитрий был возведен в ранг игумена во время Божественной Архиерейской Л итургии, епископом Гурием (Шалимовым) , во время его пастырского визита в Милан .

С 1 июня 1996 года наш приход переехал в новый храм, где и находится до настоящего времени, в небольшую церковь на улице Джулини, в историческом центре Милана, посвященную Святому Викентию, мученику Сарагосскому IV века . Название прихода включило в себя и мученика Викентия. Данный х рам получил свой сегодняшний вид после глобальной реконструкции и включает в себя части древней бенедиктинской церкви монастыря Святого Викентия VIII века , почти полностью разрушенной в 1964 году . Хра мовая часть имеет площадь чуть более семидесяти квадратных метров, с высотой 12 метров. В церкви находится множество ценных фресок конца XVI века, работы известного л омбардского художника Аурелио Луини, которые изображают сцены мученичества святого Викентия Сарагосского (IV в.) и святой мученицы Урсулы Кёльнской (IV в . ). Под куполом храма находится уникальная фреска – Христос Пантократор, работы великого художника эпохи ренессанса Бергоньоне . Под храмом, на нижнем этаже, находится большой зал, на стенах и потолке которого помещены другие средневековые аф фрески из древней церкви Святого Викентия .

В эти годы, в середине 90-х, отец Димитрий пастырски окормлял православных верующих и в другом крупном северо-италийском городе, Турине, что вылилось в создание другого крупного православного прихода имени Святого Максима Туринского, окормление которого впоследствии было поручено Владыкой Гурием игумену Амвросию (Кассинаско), в 1997-м – диакону нашего прихода, сегодняшнему настоятелю прихода в Турине.

Наш приход, в результате пастырских трудов отца Димитрия, в прошедшие десятилетия сыграл большую миссионерскую роль по всему северу Италии, оказывая пастырскую помощь и окормление православным верующим и создавая новые православные приходы.

В дополнение к уже упомянутому туринскому приходу, были созданы приходы Святого Николая в Вероне, в небольшой церкви в историческом центре города , предоставленной в пользование городским католическим епископом; основан приход Святого Александра Невского в Варезе, находившийся в монастыре Брунелла, принадлежащем францисканским монахам; поддерживалась литургическая жизнь в 80-х и 90-х годах в приходах в Генуе и в Брешии. До сегодняшнего дня проводится пастырское окормление православной общины в Новаре, посвященной святому Николаю. Здесь отцу Димитрию помогает отец иеромонах Ф еофил (Барбьери ), который трудился в нашем приходе начиная с 1996 года, еще будучи мирянином . Отец Ф еофил с 2001 по 2008 годы являлся епархиальным секретарем и координатором, поэтому при нашем приходе был организован секретариат Италийского благочиния.

В дополнение к главной, Л итургической деятельности, при нашем храме организована детская Воскресная Школа и проводятся образовательные мероприятия для детей и взрослых, поощряются культурные и благотворительные инициативы, проводятся многочисленные паломничества по святым местам как в Италии, так и за рубежом.

За последние десятилетия н аш храм неоднократно посещался Церковными иерархами , руководителями и представителями отдела по внешним связям Московского Патриархата. Его окормляли : Митрополит Владимир (Сабодан), бывший Экзарх Западной Европы Русской Православной Церкви и референт Священного Синода в 1980-х годах; Архиепископ Серафим (Родионов) из Цюриха; епископ Херсонесский Гурий из Парижа; около двух лет, с 19 97 года по 1999 – митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (нынешний Патриарх Московский и Всея Руси ) , преемником которого стал новый епископ Херсонесский Иннокентий (Васильев ), затем епископы Нестор Херсонесский и Антоний Богородский. Наш нынешний Владыка, с августа 2017 года, – епископ Богородский Матфей (Андреев).

Приход продолжает окормляет православных верующих каждой культуры и национальности , отмечая многонациональное значение Православия , но сохраня и свой особенный характер как церковь, родившаяся в полностью итальянском окружении, задолго до массовой иммиграции и быстрого роста Православной диаспоры , который характеризует нынешнее время .

Устройство новой церкви Московского Патриархата в Милане произошло благодаря личной инициативе православного миланца о.Димитрия (Фантини). Врач по профессии, он был пленен красотой русского православия во время туристической поездки в Россию. В 1976 г. он вступил в общину св.Николая, окормляемую о.Евлогием (Хесслером), а после ухода последнего в раскол, "оказался без церкви", по его собственным словам.
В 1980 г. Владыка Серафим (Родионов), епископ Цюрихский, викарий Экзархата Московского Патриархата в Западной Европе, посвятил Джузеппе Фантини в сан иеромонаха, с именем Димитрий и благословлением на создание новой общины. В 1983-85 гг. о.Димитрий служил во Всехсвятской церкви в Модене и в миланской румынской церкви. При этом его никогда не покидала мысль об учреждении в Милане общины, принадлежащей русской традиции.
После безрезультатных обращений в светские и религиозные инстанции с целью обрести подходящее место для богослужений, о.Димитрий снял в аренду помещение на виале Тройя, в том же доме, где жил сам. Одна из комнат была переделана под церковь, причем большинство икон было написано самим о.Димитрием. Храм был посвящен великим русским святым: преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. В ноябре 1985 г. состоялась первая божественная литургия, а в декабре того же года о.Димитрий был назначен настоятелем храма. В мае 1987 г. Владыка Серафим освятил церковь по чину освящения домового храма. На первых порах новому батюшке помогали православные священники: иерей Павел Шиалес и иеромонах Георгий Рафаэлли.
Приходская жизнь стала обретать определенные формы: её устроители, итальянцы по культуре, православные по вере, были открыты к верующим других национальностей, и в общине появились русские, украинцы, сербы, греки, болгары, итальянцы. Каноническое положение в лоне Московского Патриархата и любовь к русской духовной культуре, привлекли в церковь многих миланцев. В начале 90-х гг. община расширилась за счет "четвертой" волны русской эмиграции из республик бывшего СССР. В 1994-98 гг. важную роль в жизни прихода играл староста писатель-богослов Владимир Зелинский, который в 1998 г. был рукоположен в чин диакона в лоне Архиепископии русских приходов Константинопольского патриархата и основал новую общину в Брешии.
В сентябре 1995 г. в признание пастырских заслуг о.Димитрия, указом СВ.Синода он был возведен в сан игумена. Новое качестов жизнь прихода обрела после переезда в июне 1996 г. из тесного помещения на переферии Милана в исторический центр города, в прекрасную капеллу св.Викентия, которую ранее занимала румынская община. Историческое убранство капеллы было дополнено иконостасом и иконами, которые пишут для церкви две русские художницы. Ценным подспорьем оказался просторный зал в подполье, где теперь проводятся совместные трапезы и занятия воскресной школы.
С переездом общины на новое место к её титулованию прибавилось имя св.Викентия Сарагосского, которому была посвящени капелла. Этот испанский священномученик жил в III-IV вв., и посему принадлежит еще неразделенной церкви.
Община с 1987 г. периодически выпускает приходской листок "Паломник"("Il pellegrino"), на итальянском языке, который публикует новости приходской жизни, послания московского патриархата, богословские статьи.
В 1997 г. к общине была приписана церковь св. Анастасии, не имеющая своего прихода.

Информация (с сокращениями): http://zarubezhje.narod/italy/
Pусское православие в Италии.Страницы Михаила Талалая.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
дисперсия – звучит прекрасно слово; прекрасно и явление само оно нам с детства близко и знакомо, мы наблюдали сотни раз его! дисперсия – звучит прекрасно слово; прекрасно и явление само оно нам с детства близко и знакомо, мы наблюдали сотни раз его! Презентация по русскому языку на тему Презентация по русскому языку на тему "части речи в русском языке" Какие бывают части слова Языческие боги армян Космогония и небесные тела Языческие боги армян Космогония и небесные тела