Список коррумпированных стран мира. Рейтинг: Россия сравнялась по коррупции с Кыргызстаном и упала ниже Украины

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Коррупция, на сегодняшний день, считается одной из самых глобальных проблем большинства мировых держав. С ней пытаются бороться всевозможными методами на международном уровне и в пределах одного государства. Смысл коррупции состоит в том, чтобы злоупотреблять своими служебными полномочиями для получения выгоды. Наиболее часто встречающимися формами коррупционных действий являются: получение откатов, взяточничество, шантаж, вымогательство, присвоение материальных благ или имущества, кумовство и подкуп. Все эти действия противоречат закону, но по-прежнему имеют место в ежедневной деятельности многих руководителей и государственных служащих. Определить точный список самых коррумпированных стран мира статистически сложно, а ученые утверждают, что рейтингам доверять не стоит из-за каверзности самого понятия и недоказанности большинства преступлений, а основной ряд данных складывается из эффективности работы правоохранительных органов по выявлению такого рода противоправных действий. Тем не менее, наиболее не подкупными в 2018 году заявлены: Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция и Швейцария, а топ-12 наиболее продажных представляем в данной статье.

1. Сомали

Список самых коррумпированных стран мира открывает неоспоримый лидер - Сомали. По сравнению с этиой африканской республикой, уровень коррупции в других государствах минимален. Сомали стоит на последнем месте как самое коррумпированное государство известного рейтинга «Транспэрэнси Интернэшнл» за огромное количество случаев рейдерских захватов и взяточничества, которые здесь стали обычной практикой. Насилие стало процветать на этих берегах после битвы идеологий, навязываемых местному населению со стороны СССР и США. В современном Сомали не существует признанного правительства, страна практически распалась на несколько территорий, контролируемых отдельными кланами. Возле берегов орудуют пираты, регулярно захватывая в плен суда под любыми флагами. По состоянию экономики, Сомали стала беднейшей страной мира, где полностью остановлено производство и сельское хозяйство, а продукты питания, одежду и предметы быта привозят из Эфиопии, расположенной по соседству. Уровень преступности - один из самых высоких в мире, а коррупция охватила все сферы жизнедеятельности человека. По мнению экспертов, такая ситуация складывалась здесь долгое время и уже вошла в привычку, став не просто явлением, парализующим реформы, а выстроенной системой, бороться с которой уже практически не возможно.

2. Южный Судан

Страна расположена на «черном континенте», соседствует с Конго, Эфиопией, Угандой и Кенией и разделена на 10 провинций и 3 непризнанные территории. В настоящее время в государстве наблюдается сложная политическая и экономическая ситуация. Череда военных переворотов, постоянные стычки с повстанцами и гражданские войны деморализовали положение в стране и привели к падению всех основных финансовых показателей. Нестабильная обстановка повлияла на инвестиционный климат и способствовала росту коррупции. Единственной бюджетообразующей (на 98%) отраслью считается нефтедобыча, а производство и сельское хозяйство находятся на самом низком уровне, а бензин практически нигде не купить. Поскольку обретение независимости республикой датируется 2011 годом, криминалитет и преступность здесь процветают. Местная полиция считается одной из наиболее коррумпированных в мире, вымогательство со стороны стражей правопорядка - естественное дело. Законодательство в коммерческой сфере несовершенно, поэтому решить какие-либо вопросы или оформить документы без дачи взятки чрезвычайно сложно. По последним данным, коррупционные схемы 75 южно-суданских чиновников привели к потере страной 4 млрд. долларов.

3. Корейская Народно-Демократическая Республика

Северную Корею ученые-финансисты относят к разряду чрезвычайно коррумпированных стран. По уровню взяточничества КНДР можно сравнить со среднеазиатскими республиками Советского Союза в период 70-80 годов. При наличии накоплений, кореец может позволить себе приобретение жилья или поездку на отдых в пределах страны, ему разрешается заняться бизнесом или организовать семейное предприятие, но за каждый из совершаемых шагов придется выложить крупную сумму денег в карманы чиновников всех рангов. Массовая коррупция в государстве стала проблемой недавно, в период правления Ким Ир Сена таких масштабов вымогательства не наблюдалось. Насущные вопросы решались по блату через родственников или знакомых, но без привлечения капитала. Руководители ведомств характеризовались высокой степенью патриотизма, боялись расправы, арестов, гонений на остальных членов семьи и были гораздо честнее, чем сейчас. С 90-х годов ситуация кардинально поменялась, когда на смену продуктовым карточкам пришло некое подобие рынка. Все, кто стал занимать более-менее высокое положение в иерархической цепочке, считают своим долгом решать вопросы за деньги. За подобные преступления были приговорены к смертной казни высокопоставленные служащие, в том числе дядя Ким Чен Ына, глава Генштаба народной армии.

Коррупция в наши дни превратилась в одну из глобальных проблем. С ней борются как в отдельных сферах, так и в масштабах всех национальных государств, а также на международном уровне. Она включает целый ряд действий, направленных на злоупотребление своими служебными полномочиями в корыстных целях. К формам коррупции в странах мира относят взяточничество, вымогательство, кумовство, непотизм, коммерческий подкуп, получение откатов, присвоение чужого имущества или денег. Действия, которые считаются незаконными, зависят от того, какие нормы содержатся в национальном законодательстве. Поэтому оцененный уровень коррупции в странах мира не всегда является объективным.

Борьба на международном уровне

Среди организаций, которые занимаются проблемой коррупции, главными являются:

  • Глобальный свидетель. Данная организация была основана в 1993 году в Лондоне для борьбы с нарушениями прав человека странами, которые эксплуатируют природные ресурсы.
  • Группа государств против коррупции. Она занимается имплементации инструментов, принятых странами в целях борьбы с политической коррупцией. Этот орган был создан Советом Европы в 1999 году и включает на сегодняшний день 49 государств.
  • Международная антикоррупционная академия.
  • «Транспэрэнси интернэшнл». Это неправительственная международная организация, которая занимается борьбой с политической коррупцией и исследованием ее уровня в различных странах мира. Она функционирует с 1993 года. Каждый год данная организация публикует список стран по уровню коррупции.

Показатели

Статистическая оценка коррупции является сложной, если вообще возможной, задачей из-за крайне неточного содержания этого понятия. Первые показатели появились в 1995 году. Однако каждый из них сосредотачивался на отдельном аспекте этого многогранного явления. Первой организацией, которая начала оценивать уровень коррупции в странах мира стала «Транспэрэнси Интернэшнл». На сегодняшний день она публикует три показателя. Однако самым известным остается индекс восприятия коррупции. Собственную оценку ситуации в странах мира дает Мировой банк. Он публикует данные опросов сотрудников более 100 тысяч фирм и набор индикаторов государственного управления и качества институтов.

В Германии

Барометр мировой коррупции (социологический опрос, проводимый «Транспэрэнси Интернэшнл») показал в 2013 году, что самыми взяточническими организациями являются политические партии. Распространено это негативное явление и на бытовом уровне. Около 11% респондентов заявили, что у них требовали взятку и лишь несколько из них имели смелость отказать «просителям». Самыми проблемными факторами для ведения бизнеса в Германии согласно Отчету о глобальной конкурентоспособности считается налоговая сфера и ограничительные нормы трудового законодательства. Однако вера в этические стандарты политиков является достаточно высокой, поэтому статистика коррупции в государственной сфере показывает, что здесь она мало распространена.

Во Франции

В 2011 году «Транспэренси Интернэшнл» в своем отчете по стране заявили, что страна не делает все в ее силах для преодоления взяточничества. Индекс восприятия коррупции в 2015-м составил 70 пунктов. Франция заняла 23-е место в мировом рейтинге. Государство ратифицировало несколько важных антикоррупционных документов, в том числе и Конвенции ОЭСР и ООН. Проблема взяточничества не стоит остро во Франции. Национальные компании обычно имеют хорошую репутацию корпоративной социальной ответственности.

В Китае

Коррупция в стране стала предметом внимания прессы после того, как генеральный секретарь коммунистической партии Си Цзиньпин объявил кампанию по борьбе со взяточничеством в 2012 году. В 2015-м Китай занял 83-е место в общем рейтинге стран. Эксперты считают, что взяточничество, откаты, воровство и растранжиривание государственных фондов стоит государству, по крайней мере, 3 % ВВП.

В Канаде

Уровень коррупции в странах мира показывает, что ситуация в данном государстве является наименее опасной. В рейтинге Канада находится на 9-м месте. Однако все большее количество жителей видят своих политиков и национальные институции как фундаментально коррупционные. Но ни один из канадских чиновников не был упомянут в Панамских документах.

В Сомали

Уровень коррупции в странах мира ничтожен по сравнению с данной страной. Она завершает рейтинг «Транспэрэнси Интернэшнл». Взяточничество и рейдерство здесь является повсеместно распространенной практикой. Так сложилось исторически. Во время холодной войны страна была полем для борьбы двух политических идеологий. На сегодняшний день в государстве нет официального правительства, на территориях правят отдельные кланы. В прибрежных районах орудуют пираты. Это еще и одна из беднейших стран мира. В ней не производят практически ничего, даже овощи и фрукты завозят из соседней Эфиопии. В стране процветает преступность, а коррупция является не просто обыденной практикой, но частью жизни всех людей. Многие эксперты считают, что именно историческая обусловленность данного негативного явления приводит к тому, что все попытки борьбы с ним не приносят никакого результата.

Коррупция в России

Дача и получение взяток в различных сферах считается значительной проблемой в РФ. Она влияет на все аспекты жизни. Больше всего коррупция распространена в таких сферах, как государственное управление, правоохранительные органы, здравоохранение и образование. Коррупция в России связана с исторической моделью развития государства, в которой нормы писаного права играют меньшую роль, чем неформальные обычаи. В 2015 году РФ заняла 119 место по индексу восприятия коррупции. Такое положение дел влияет на благосостояние населения. Некоторые эксперты считают, что быстрый рост тарифов на газ, воду и электричество является прямым следствием повсеместного распространения взяточничества и рейдерства. Антикоррупционная кампания в Россия началась сразу после получения независимости в 1992 году. Декрет президента Ельцина запрещал чиновникам заниматься бизнесом и обязывал их публиковать информацию о своем доходе, личном имуществе, банковском депозите и ценных бумагах, как и финансовых обязательствах.

Коррупция в Украине

Взяточничество рассматривается как одна из главных проблем. Коррупция в Украине распространена во всех сферах. «Транспэрэнси Интернэшнл» ставит страну на 130-е место в рейтинге. Взятки даются для того, чтобы были предоставлены положенные по закону государственные услуги или для сокращения времени их ожидания. Самый большой уровень коррупций наблюдается в автомобильной инспекции, полиции, здравоохранении, судебной системе и высшем образовании. Борьба со взяточничеством является ключевым аспектом для дальнейшего получения международных кредитов.

Парламентская система Канады имеет три основные ветви власти: монарх, Сенат и Палата общин. В настоящее время монархом в Канаде является английская королева Елизавета II. Одной из наименее коррумпированных стран Канаду делает ее открытая и демократическая парламентская система. Кроме того, страна также известна своим высоким качеством жизни, системой образования и прозрачностью принятия правительственных решений. Законы здесь реализуются органами исполнительной власти, в которые входят королева, премьер-министр и кабинет министров. Законодательная ветвь представлена королевой, Сенатом и Палатой общин. Законы, принятые исполнительной и законодательной властью, интерпретируются Верховным судом Канады.

9. Люксембург, CPI 82

Люксембург является самой богатой и при этом одой из самых маленьких стран в Европейском Союзе. Это единственное оставшееся суверенное княжество в мире. Низкий уровень коррупции является еще одной интересной особенностью Люксембурга. Эта страна имеет единую парламентскую систему с конституционной монархией. Правительство Люксембурга настроено на реализацию антикоррупционных законов. Администрирование в судебной системе также является очень прозрачным.

8. Нидерланды, CPI 83

Нидерланды - это конституционная монархия с унитарной парламентской системой. Нынешний глава государства - король Виллем-Александр - отвечает за назначение мэров и членов правительства. Главой этого правительства является премьер-министр. Чтобы уровень коррупции в стране был как можно ниже, голландское правительство придерживается транспарентной судебной системы и проводит эффективные программы по борьбе со взяточничеством.

7. Сингапур, CPI 84

Сингапур является пятой наименее коррумпированной страной в мире. Он имеет единую с Вестминстерской парламентскую систему. В стране существует специальное агентство под названием CPIB (Бюро по расследованию случаев коррупции), которое изучает случаи коррупции и принимает меры по борьбе с ней. Мощная судебная система Сингапура известна во всем мире своей легитимностью и беспристрастностью.

6. Швейцария, CPI 86

Швейцария является нейтральной конфедеративной республикой, где население имеет право влиять на деятельность правительства с помощью референдумов. Такая прямая демократия делает правительство Швейцарии одной из наиболее стабильных демократических систем в мире. Страна также имеет прочную правовую базу и эффективные законы по борьбе с коррупцией. Это помогает правительству поддерживать чистоту системы в пределах государственного сектора.

5. Норвегия, CPI 86

Норвегия - это конституционная монархия с парламентской системой. Главой государства является монарх, а правительство работает под руководством премьер-министра. Судебная система Норвегии не зависит от исполнительной и законодательной ветвей власти. Страна также имеет строгое и эффективное законодательство по борьбе с коррупцией. Это помогает поддерживать высокие стандарты в государственном секторе Норвегии.

4. Швеция, CPI 87

Швеция - это парламентская демократическая конституционная монархия. Эта страна известна во всем мире своим высоким качеством жизни, равенством, развитием, образованием и здравоохранением. Государственная система Швеции также отличается прозрачностью и стабильностью. Государственные органы Швеции рассматривают коррупцию как «злоупотребление властью». Кроме того, здесь существует эффективное подразделение по борьбе с коррупцией, которое занимается расследованиями и пресекает ее.

3. Финляндия, CPI 89

Финляндия - это парламентская республика, главой правительства которой является премьер-министр. Политические лидеры Финляндии ориентированы на борьбу с коррупцией. Правительство страны имеет прозрачный механизм, а независимая судебная система и сильная правовая база снижают вероятность возникновения различных форм коррупции.

2. Новая Зеландия, CPI 91

Новая Зеландия является второй наименее коррумпированной страной в мире. Она имеет парламентскую систему с конституционной монархией. Главой государства считается королева Елизавета II, а его правительство следует Вестминстерской модели. Судебная система Новой Зеландии полностью независима от исполнительной и законодательной власти, что гарантирует ее беспристрастность.

1. Дания, CPI 92

Дания является наименее коррумпированной страной в мире, поэтому здесь практически нельзя встретить ни одну из форм коррупции (в бизнесе, административную и др.). Страна имеет единую парламентскую систему с конституционной монархией. Прозрачный механизм, целостность, независимая судебная система, гражданская деятельность и социальное доверие - это главные факторы, которые делают Данию самой благополучной страной в мире. Датский уголовный кодекс запрещает формы взяточничества в стране. В дополнении к низкому уровню коррупции, Дания также имеет высокий уровень жизни, социальной мобильности, грамотности и равенства.

Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции - 2016 (ИВК-2016), который каждый год составляет международная организация Transparency International. Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.

По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов, а снижение позиции в рейтинге (со 119-го до 131-го места) обусловлено тем, что в этом году в нем учитывается большее количество стран.

Первое место в ИВК-2016 разделили Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе заняла Финляндия (89 баллов), третье - Швеция (88 баллов). Аутсайдеры рейтинга - Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11 баллов) и Сомали (10 баллов). Состав лидеров и аутсайдеров по сравнению с 2015 годом почти не изменился.

Индекс восприятия коррупции - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Transparency International выпускает ИВК ежегодно с 1995 года. Индекс рассчитан на основании данных за последние два года (2015–2016), собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 - с самым низким.

По мнению генерального директора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Антона Поминова, в 2016 году в России «ранее существовавшая тенденция к уточнению норм антикоррупционного законодательства дополнилась безудержной охотой на отдельных коррупционеров и приравненных к ним». По словам вице-президента международного движения Transparency International Елены Панфиловой, эта охота лишь похожа на настоящую: «На самом деле довольные посетители стреляют в тире из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам».

Среди наиболее важных внешних факторов, повлиявших на положение в ИВК-2016 России и других стран, - утечка документов компании Mossack Fonseca («Панамские документы»). В опубликованном архиве фигурировали офшоры людей из окружения высокопоставленных российских чиновников. Информация об этом широко освещалась в российских и иностранных СМИ и не могла не повлиять на ответы респондентов.

Согласно докладу группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO), Россия в 2016 году полностью выполнила 10 его рекомендаций по борьбе с коррупцией из 21, а оставшиеся 11 выполнила частично. Кроме того, в этом году Россия стала участником соглашения Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) об автоматическом обмене финансовой информацией с налоговыми службами других стран, который должен начаться в 2018 году.

Наблюдаются некоторые улучшения в сфере антикоррупционного законодательства, однако правоприменительная практика меняется мало. Так, законодательно закреплено изъятие незаконно нажитой собственности, однако на практике эта мера почти не применяется.

Российским чиновникам запретили владеть иностранными финансовыми инструментами. Принят закон о «черном списке» людей, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов за коррупционные нарушения. Введена ответственность компаний за то, что они не хранят или не обновляют данные о своих бенефициарах. Правительство своим постановлением от 28 июня 2016 года № 594 запретило федеральным чиновникам работать с организациями, сотрудниками которых являются их родственники. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда 31 октября 2016 года постановила, что чиновник может быть уволен за непредоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга.

С другой стороны, из Национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 годы пропало упоминание о защите заявителей о коррупции - важнейшем элементе антикоррупционной политики. По-прежнему не принят закон о лоббизме, упомянутый в предыдущем Национальном плане.

Во второй половине 2016 года широкий общественный резонанс вызвали громкие дела против высокопоставленных чиновников. Например, министр экономического развития Алексей Улюкаев и генерал ФСО Геннадий Лопырев были задержаны в ноябре, а полковник-миллиардер Дмитрий Захарченко из МВД - в сентябре. Однако эти дела далеко не всегда воспринимались гражданами России в антикоррупционном контексте: как показал опрос ВЦИОМ, более половины россиян посчитало арест Улюкаева «показательной акцией или сведением счетов», а не реальной борьбой с коррупцией.

«Настоящая антикоррупция и последующее развитие страны возможны только тогда, когда начинают укрепляться институты, наиболее важными из которых является прозрачные, честные выборы для контроля за политиками от главы сельсовета до президента, а также независимая ни от одной из ветвей власти, облеченная доверием граждан и бизнеса и эффективно, а не для палочки работающая система верховенства права», - говорит Антон Поминов.

Рекомендации:
1. Разработать и принять законы о лоббистской деятельности и о защите заявителей о коррупции.
2. Обязать правоохранительные органы реагировать на общественные и журналистские расследования.
3. Включиться в международное сотрудничество по возвращению активов и установлению бенефициарных собственников.
4. Обеспечить выборность председателей судов и случайное распределение дел между судьями в рамках их специализации; обеспечить независимость хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти и от Администрации президента.
5. Повысить независимость избирательных комиссий, сведя к минимуму влияние на процесс их формирования со стороны органов власти.

Контактная информация:

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как выбрать, рассчитать и скорректировать мультипликаторы Как выбрать, рассчитать и скорректировать мультипликаторы Готовая продукция в бухучёте Термин готовая продукция Готовая продукция в бухучёте Термин готовая продукция Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски