«Таежный тупик»: как семья Лыковых смогла так долго прожить в изоляции. Семья Лыковых: первые старообрядцы в верховьях Абакана — Таежный тупик

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Лыковы – российская семья староверов; бежали от репрессий 30-х годов 20-го века в тайгу и вплоть до 1978-го жили почти в абсолютной изоляции от внешнего мира.


Староверы с российской властью начали конфликтовать довольно давно – изрядно осложнил жизнь этому религиозному движению еще Петр I. Революция 1917-го вынудила многих староверов бежать в Сибирь; оставшиеся же горько пожалели о своем решении уже в 30-х. Молодого еще Карпа Лыкова бежать от мира сего сподвигла смерть брата; погиб брат от большевистской пули. В 1936-м Карп, его супруга Акулина и их дети – 9-летний Савин и 2-летняя Наталья – отправились в путешествие. Продолжался он долго; за несколько лет Лыковы сменили несколько деревянных изб, пока наконец не добрались до действительно уединенного места. Здесь семейство обосновалось; здесь в 1940-м родился Дмитрий Лыков, а еще два года спустя – его сестра Агафья. Мерное течение жизни Лыковых не нарушало ничего – вплоть до 1978-го.

Гости из внешнего мира наткнулись на Лыковых почти случайно – геологическая экспедиция исследовала окрестности реки Большой Абакан. Пилот вертолета случайно заметил с воздуха следы человеческой деятельности – в местах, в которых людей не могло быть даже теоретически. Удивленные находкой, геологи решили выяснить, кто же именно здесь живет.



Конечно, выжить в суровой сибирской тайге оказалось нелегко. Вещей с собой у Лыковых было немного – с собой они принесли несколько горшков, примитивную прялку, ткацкий станок и, разумеется, собственную одежду. Одежда, конечно же, довольно быстро пришла в негодность; чинить её пришлось подручными средствами – c помощью грубой ткани, вытканной вручную из конопляных волокон. Со временем ржавчина уничтожила и горшки; c этого момента отшельникам пришлось довольно радикально сменить рацион и перейти на строгую диету из картофельных котлет, молотой ржи и конопляных семян. Лыковы страдали от постоянного голода и ели все, что могли достать – коренья, траву и кору.


В 1961-м сильнейшие заморозки уничтожили все то немногое, что росло в саду Лыковых; отшельникам пришлось начать есть собственную кожаную обувь. В этом же году скончалась Акулина; она добровольно заморила себя голодом, дабы оставить больше пищи мужу и детям.

К счастью, после оттепели Лыковы обнаружили, что один росток ржи заморозки все же пережил. Росток этот Лыковы берегли, аккуратно защищая его от грызунов и птиц. Росток выжил – и дал 18 семян, которые стали началом для новых посадок.


Дмитрий, никогда не видевший мира за пределами родных лесов, со временем стал великолепным охотником; он мог целыми днями пропадать в лесу, выслеживая и отлавливая животных.

Со временем быт наладить все же удалось. Охота и грамотно расставленные на звериных тропах ловушки приносили Лыковым ценное мясо; заготавливали впрок отшельники и часть пойманной рыбы. Обычно рыбу Лыковы ели сырой или пекли на костре. Конечно, немалую часть рациона их составляли лесные ресурсы – грибы, ягоды и кедровые орехи. Кое-что – преимущественно рожь, коноплю и некоторые овощи – Лыковы выращивали на огороде. Со временем отшельники научились обрабатывать шкуры; из полученной кожи они делали обувь – зимой по тайге передвигаться босиком было откровенно затруднительно.

Встреча Лыковых с геологами оказалась настоящим шоком для обеих сторон; геологи долгое время не могли поверить, что так далеко от цивилизации может существовать подобная микроколония, а Лыковы практически отвыкли от общения с другими людьми. Со временем контакт удалось наладить - сначала отшельники начали принимать у гостей соль (которой в их быту не хватало категорически), затем – железные инструменты. Через некоторое время Лыковы начали выбираться в ближайшие поселения; особенно сильное впечатление из всего советского быта на них произвел телевизор.

Увы, открытие большим миром принесло Лыковым не только пользу – в 1981-м Савин, Наталья и Дмитрий скончались. Наталью и Дмитрия убили проблемы с почками, Дмитрий умер от пневмонии. Есть основания полагать, что настоящей причиной смерти стал именно контакт со внешним миром – у молодых Лыковых начисто отсутствовал иммунитет к целому ряду современных заболеваний и новые знакомые волей-неволей заразили отшельников смертельными для них вирусами. Геологи предлагали Дмитрию помощь – вертолет вполне мог бы доставить его в клинику; увы, догматы староверов подобное запрещали категорически – Лыковы были абсолютно уверены в том, что жизнь человеческая находится в руках божьих и человеку воле его противится не следует. Не удалось геологам убедить и Карпа с Агафьей покинуть леса и перебраться к пережившим эти 40 лет во внешнем мире родственникам.

Карп Лыков скончался 16 февраля 1988-го; умер он во сне. Агафья Лыкова по сей день живет в семейном доме.

Семья Лыковых.История отшельников. Лыковы – российская семья староверов,которые бежали от репрессий 30-х годов 20-го века в тайгу и вплоть до 1978-го жили в абсолютной изоляции от внешнего мира. Староверы с российской властью начали конфликтовать довольно давно,изрядно осложнил жизнь этому религиозному движению еще Петр I. Революция 1917-го вынудила многих староверов бежать в Сибирь, оставшиеся же горько пожалели о своем решении уже в 30-х годах. Молодого еще Карпа Лыкова бежать вынудила смерть брата. В 1936 году Карп, его супруга Акулина и их дети – 9-летний Савин и 2-летняя Наталья – отправились в путешествие,продолжалось оно долго,пока наконец они не добрались до действительно уединенного места. Здесь семейство обосновалось. В 1940-м родился Дмитрий Лыков, а еще через два года – его сестра Агафья. Мирное течение жизни Лыковых не нарушало ничего – вплоть до 1978-го. Гости из внешнего мира наткнулись на Лыковых случайно – геологическая экспедиция исследовала окрестности реки Большой Абакан. Пилот вертолета заметил с воздуха следы человеческой деятельности – в местах, в которых людей не могло быть даже теоретически. Удивленные находкой, геологи решили выяснить, кто же там живет. Выжить в суровой сибирской тайге оказалось нелегко. Вещей с собой у Лыковых было немного – с собой они принесли несколько горшков, примитивную прялку, ткацкий станок и собственную одежду. Одежда, быстро пришла в негодность, чинить её пришлось подручными средствами – c помощью грубой ткани, вытканной вручную из конопляных волокон. Со временем ржавчина уничтожила и горшки, c этого момента отшельникам пришлось сменить рацион и перейти на строгую диету из картофельных котлет, молотой ржи и конопляных семян. Лыковы страдали от постоянного голода и ели все, что могли достать – коренья, траву и кору. В 1961 году сильнейшие заморозки уничтожили все то немногое, что росло в саду Лыковых,отшельникам пришлось начать есть собственную кожаную обувь. В этом же году скончалась Акулина, она заморила себя голодом, чтобвы оставить больше пищи мужу и детям. К счастью, после оттепели Лыковы обнаружили, что один росток ржи заморозки все же пережил. Росток этот Лыковы берегли, аккуратно защищая его от грызунов и птиц. Росток выжил и дал 18 семян, которые стали началом для новых посадок. Дмитрий, никогда не видевший мира за пределами родных лесов, со временем стал великолепным охотником,он мог целыми днями пропадать в лесу, выслеживая и отлавливая животных. Со временем быт наладить все же удалось. Охота и грамотно расставленные на звериных тропах ловушки приносили Лыковым ценное мясо,которое заготавливали впрок.Кроме,того они ловили рыбу,которую тоже запасали на зиму..Обычно рыбу Лыковы ели сырой или пекли на костре. Немалую часть рациона составляли - грибы, ягоды и кедровые орехи.Рожь, коноплю и некоторые овощи – Лыковы выращивали на огороде. Со временем отшельники научились обрабатывать шкуры, из полученной кожи они делали обувь. Встреча Лыковых с геологами оказалась настоящим шоком для обеих сторон, геологи не могли поверить, что так далеко от цивилизации могли существовать люди, а Лыковы практически отвыкли от общения с другими людьми. Со временем контакт удалось наладить - сначала отшельники начали принимать у гостей соль, затем – железные инструменты. Через некоторое время Лыковы начали выбираться в ближайшие поселения,особенно сильное впечатление на них произвел телевизор. Увы, открытие большим миром принесло Лыковым не только пользу, в 1981 году Савин, Наталья и Дмитрий скончались. Есть основания полагать, что настоящей причиной смерти стал именно контакт со внешним миром – у молодых Лыковых начисто отсутствовал иммунитет к целому ряду современных заболеваний и новые знакомые волей-неволей заразили отшельников смертельными для них вирусами. Геологи хотели помочь Дмитрию – вертолет мог доставить его в клинику,но увы, догматы староверов подобное запрещали категорически – Лыковы были абсолютно уверены в том, что жизнь человеческая находится в руках божьих и человеку воле его противится не следует... Не удалось геологам убедить и Карпа с Агафьей покинуть леса и перебраться к родственникам. Карп Лыков скончался 16 февраля 1988 года; умер он во сне. Агафья Лыкова до сих пор живет в семейном доме... Несмотря на труднодоступность территории, Агафью Лыкову регулярно посещают инспекторы заповедника и геологи. Лыковы неоднократно замечали пролетавшие над тайгой самолёты, но связывали их с предсказаниями «старых книг»: «Будут летать по небу железные птицы». А когда начались запуски спутников, они заметили, что «Звезды стали скоро по небу ходить». По этому поводу Карп Осипович высказал гипотезу, что «Люди измыслили что-нибудь и пускают огни, на звезды вельми похожие». По свидетельству В. М. Пескова, из всех диковин цивилизации старшего Лыкова более всего впечатлила полиэтиленовая плёнка («стекло, а мнется!»).

Встреча с Агафьей Лыковой

Журналисты готовились к встрече с Лыковой несколько недель: купили старообрядческий календарь и получили благословение у священнослужителя староверческой церкви. На сотни километров от жилища Агафьи Лыковой нет ни живой души. Даже за полмесяца пешком не дойти до ближайшей деревни.

Агафья Лыкова к гостям уже давно привыкла, она сейчас самостоятельно, наверное, и не выживет. При первой встречи Лыковы у людей ничего не брали, только один раз попробовали соль и уже после не могли от неё отказаться. Потом Лыковы взяли у людей стекло, которое мнется - так отшельники называли полиэтилен. Потом в доме Лыковых появился термометр и карманные фонари.

В этот раз Агафья взяла у гостей только один календарь, а от другого наотрез отказалась. Зато взяла крупы, масло, муку и тут же завела тесто. Бабушка Агафья в русской печи выпекают потрясающий хлеб и добавляет в него морковь и картошку. Земледелием Агафья занимается довольно успешно и урожай у неё на зависть. Как-то раз Агафья посадила на огороде 40 ведер картошки, а по осени собрала уже 340 ведер корнеплодов. И это при том, что огород у неё на уровне восьмиэтажного дома.

Четверть века уже как живет Агафья одна. Здоровье её сильно пошатнулась - у отшельницы опухоль на правой груди и она медленно увеличивается в размерах. Агафья говорит, что терпимо, но только когда она молится и совершает поклоны, то опухоль неприятно давит на её ребро. Она не хочет ехать лечиться. В прошлом году Агафья даже причастилась и приготовилась уходить в мир иной. Но к зиме ей как-то полегчало и она тут же села писать письмо на большую землю большим чиновникам. Попросила козла, коз и нитки. Журналист спросил Агафью Лыкову, как она научилась писать. Агафья ответила что читать и писать её научила мама.

Агафья Лыкова давно молится, чтобы Бог посылал ей помощь, трудно ей самой в глухой тайге, будучи в пожилом возрасте. В этот раз Агафья составила список желаний, которые попросила выполнить. В этих желаниях самое основное, никаких излишеств, только то, что нужно Агафье для быта и поддержания своего здоровья.

Последняя проверка и помощь для Агафьи Лыковой

Помощь для Агафьи Лыковой не заставила долго ждать и уже второй раз за год к Агафье Лыковой отправились журналисты, врач и неравнодушные к Агафье люди.

До Агафьи добирались на вертолете. Продукты выгрузили, а дальше на санях, иначе до жилища Агафьи не добраться. Затем спасатели взялись помочь по хозяйству и стали колоть дрова. Вместе с ними прилетел также дежурный врач скорой помощи для обследования Агафьи Лыковой.

Агафья жалуется на свое здоровье:
- Лежу опять, а встаю с криками, с рёвом, не склониться.
- Двигаться больно, да?
- Да, вообще...

За 68 лет в качестве медикаментов в основном отвары, но последнее время Агафья Карповна всё-таки стала принимать лекарства - убедить удалось местному священнику. А специальным кремом она смазывает свою опухоль. Но говорит, что не помогает. Особых угрожающих симптомов у неё нет, но конечно Агафья имеет заболевания. Заболевания клинические, желательно в таком состоянии обследоваться, но на это она не соглашается. Агафьи Лыковой привезли крупы, фрукты, все продукты без маркировок и штрих-кодов - эти символы староверы считают греховными. Доставили также сено и капусту для коз. Затворница торопится накормить животных.

Об отшельнице заботятся сотрудники местного заповедника. Видимо для них надпись на двери: дом лыковой Агафья Карповны, без разрешения никому не входить. На полке старинные книги и иконы, молитвы звучат постоянно. Спасатели уже не раз пытались убедить отказаться от затворничества, но пока безуспешно.
Агафья обычно на это отвечает:
- Как мама говорила, лучше с голоду умереть, нежели благоверие предать.

Единственная просьба Агафьи Карповны - это подыскать ей помощника. Добровольца вроде бы нашли. Спасатели обещают доставить его в Урочище реки Еринат ближе к весне.

Беседа с Агафьей Лыковой о новостях мира, Путине и группе "Pussy Riot"

​Весь день Агафья Лыкова хлопочет по хозяйству. И только после того как стемнело, журналист показал Агафье новинку - планшет. Такого технического устройства она никогда не видала. Телевизор смотрела лет 30 назад, хоть и грех для неё это дело. Но она увлеклась тогда, увлеклась и сейчас: с жадностью стала смотреть как жил последние годы мир.

"Вот марсоход Curiosity высадился на Красной планете Марс" - показывает журналист на планшете Агафье Карповне.

А вы к Путину как относитесь?
- А он какой веры-то?
- Никонианской.
- Вот если бы он был старовером... то есть истиным христианином.

Затем на планшете журналисты показали видео, где идёт митинг:

На городские улицы вышло много людей - протестовали против фальсификации. Этих людей, которые выразили свой протест, их крутят и бьют. А в главном православном храме страны плясали девочки в разноцветных колготках и в балаклавах - это такие шапки с вырезом для глаз. Они вот там песни пели и их сейчас на 2 года посадили в тюрьму.
Здесь Агафья Лыкова возмутилась на то, что их посадили в тюрьму. Она сказала, что в тюрьму надо за воровство или убийство сажать. Данный поступок она осуждает, но говорит:
-Исполни девочки песни в старообрядческом монастыре в тюрьму бы их не посадили, а наложили бы епитимью и по ней пост с молитвой.
Но от дома отшельницы до Москвы больше 4000 км. Там наверняка про это и не услышат.

Агафья Лыкова: новости за последние несколько лет

Агафья Лыкова впервые за последние несколько лет оказалась в больнице. В глухой Сибирской тайге, где на сотни километров вокруг ни души, она всё делает в одиночку: сама лечится, сама очищает избушку от снега. По спутниковому телефону, который ей подарили, она позвонила родственникам и попросила о помощи врачей - у нее сильно заболели ноги. Отшельницу на вертолете доставили в Таштагольскую больницу. Медики уверяли в том, что жизни отшельницы ничего не угрожает, но всё же, чтобы быть полностью в этом уверенными, требовали сдать анализы и пройти обследование. Тем более в больнице есть всё необходимое оборудование.

Главрач рассказала по телефону:

-Она чувствует себя удовлетворительно, проходит обследование - рентгенологическое, биологическое, всякие разные сдает анализы. Предварительный диагноз - поясничный остеохондроз.

В больнице Агафье необходимо было провести как минимум неделю - столько требуется на обследование. А дальше, если понадобилось бы лечение, то пришлось бы остаться надольше. Но отшельница сразу сказала, что намерена вернуться к прежнему образу жизни: в тайгу, где прожила всю свою жизнь семья староверов Лыковых, которую обнаружили в семидесятых годах прошлого века геологи. Но вскоре отец, братья и сестра умерли, и Агафья осталась одна. С продовольствием отшельнице помогает губернатор. Пожилой женщине не раз предлагали перебраться поближе к цивилизации, но она остается верна затворническому образу жизни.

Агафья Лыкова: домой в тайгу

Через время Агафья Лыкова почувствовала себя намного лучше: если в первые дни она не могла даже наступать на ногу, то потом начала сама ходить, правда с тросточкой. Глава Таштагольского района, где лечилась Агафья, подарил ей икону, но Агафья отказалась от его подарка. Она говорит, что в её лесном доме только свой старинный иконостас. Дальние родственники в очередной раз настойчиво предложили Агафье переехать в посёлок, тяжело ведь одной в лесу Агафье жить.

Но 72-х летняя отшельница сказала, что хочет вернуться домой. В свое время отцу Карпу Осиповичу она дала клятву: всю жизнь прожить в далекой Сибирской тайге. Туда староверы Лыковы пришли ещё до рождения Агафьи в 1934 году. Лыковых случайно обнаружили геологи в 1978-ом году на границе Кузбасса и Хакасии. До этого большая семья жила совершенно обособленно, ничего не знала даже о второй мировой войне. Вот уже почти 30 лет Агафья живет одна. Ближайший населенный пункт от заимки Агафьи в двух неделях ходьбы.

В вертолёте Агафье вручили подарки от губернатора: тёплый жилет, шаль и даже бензопилу. Губернатор говорит:
- Я бы хотел, чтобы ты месяц ещё в городе пожила для нашего спокойствия.
Агафья говорит, что никак не может без тайги и своих коз.
- Ну смотри, как решила, так решила.

Агафья переживает, что без присмотра у нее остались козы, собаки, кошки и куры. Хватило ли им корма на неделю? Переживает Агафья, но тронул ли медведь ее животных. Агафья поведала, как медведь недавно спускался с горного склона и шастал по её двору в поисках съестного. Врач говорит, что у Агафьи прекрасное для её возраста здоровье, в том числе и потому, что вокруг чистый воздух и кристально белый снег. На берегу горной реки когда-то Карп Осипович, отец Агафьи, взял с неё обещание: "жить в тайге до конца своей жизни". Поэтому она хочет остаться здесь, на той земле, где родилась.


Агафье Лыковой вручили медаль за веру и добро

Два года назад самой знаменитой отшельницы России Агафьи Лыковой вручили медаль за веру и добро. Кемеровские власти наградили Агафью как-то неожиданно, не к юбилею Агафьи, а к юбилею своей области. Медаль доставили вертолетом, иначе к дому Лыковой и не добраться.

В этом доме всё как из детской книжки: чугунок с тыквой, русская печка и точно сошедшая со страниц сказки старушка в валенках и кафтане. Стоит только увидеть и сразу станет понятно - она жива, в прекрасной форме и кажется нисколько не изменилась. - отшельница, знаменитая среди тех, кому немного за сорок. Продвинутая молодежь назвала бы её сегодня дауншифтер, а она староверка, затерянная посреди Хакасской тайги.

У ней давно не было журналистов, но и в этот раз бабушка не просто подпустила к себе, но и поделилась семейным укладом. Вдали от мирской жизни, она каким-то чудным образом успевает следить за новостями. Агафья говорит: "Раньше-то был царь, а теперь президентом назвали". Главный информатор Агафьи жил по соседству - бывший геолог Ерофей Седов. Он поселился рядом с отшельницей 17 лет назад, когда ему ампутировали ногу, а врачи рекомендовали пить родниковую таежную воду и дышать чистым воздухом.

Вот и перебрался Ерофей Седов из шумного города на заимку к Лыковым. Лыковы тогда ему предоставили бывший курятник неподалеку у реки, куда он благополучно перебрался и жил до конца своих дней. В 2015 году единственный сосед Агафьи оставил этот бренный и полный страдания мир. Раньше Агафья заходила к Ерофею и приносила ему водицы из речки. Добродушный Ерофей брал радиоприемник, находил радиоканал с новостями и они вместе с Агафьей слушали последние новости с большой земли.

После теплой встречи Агафья повела журналистов к реке и учит правильно креститься. Без Креста на излучине реки Еринат не положено набирать воду. Журналист говорит, что он тремя перстами крестится. На что Агафья Карповна ответила: "Такая вода только для коз подойдет и мытья полов. А для приготовления пищи, умывания и утоления жажды нужно при наборе воды читать староверческую молитву, и при этом возлагать на себя крест двумя перстами".

Речь отшельницы трудно понять, даже проведя с ней достаточно времени. Но это не дефект речи, а скорее от монотонных молитв. Агафья до 1978 не видела других людей кроме матери, отца двух братьев и сестры.

Таежная отшельница всегда отличалась в семье крепкой памятью, но наизусть всех молитв не помнит. Агафья молится так как когда-то её научила мать и по тем книгам, что остались после раскола, православных никониан и старообрядцев. С тех пор уже больше 300 лет прошло, но традиции староверов не изменились. Она по-старинке разводит огонь в доме, где спит, здесь же занимается ткацким делом. Небольшую жилплощадь с ней разделяет девять кошек.

Для сна есть у Агафьи ещё один жилой объект, но в него она не советовала нам заходить. Дом стал нежилой для старовера Агафьи после того, как у неё поселился помощник Георгий. Он у бабушки взял без спроса ведро и вымыл всю комнату. Кто же тогда ему мог подсказать, что ведро оказалось отхожем. С тех пор Агафья даже не заходит в тот дом.

Агафья Лыкова: последние новости 2018 год (видео)

Старообрядчество с самого момента трагического раскола Русской Церкви являло ярчайшие образы подвижничества, исповедничества и Веры. В середине XVII века самым ярким образом стояния в вере явился подвиг братии святого Соловецкого монастыря , отказавшейся принять церковные реформы патриарха Никона и пострадавшей за это от царских войск.

Находившаяся в осаде долгие годы Соловецкая обитель стала символом иноческого и народного сопротивления «новолюбным затейкам» патриарха и царя Алексея Михайловича. После разорения обители выжившие старцы монастыря растеклись по всей православной Руси, неся весть о необоримых его исповедниках, заповедавших держаться Старой Веры .

По мере создания и распространения произведений старообрядческой литературы всё большее значение приобретают апологеты старообрядчества и их сочинения, защищающие древлецерковые обычаи и предания. В начале XVIII века знаковым символом старообрядчества становится имя протопопа Аввакума и его сочинения - «Житие», послания христианам, письма царю и другие сочинения, переписанные в десятках тысяч экземпляров.

Уже позже, когда во времена императрицы Екатерины Второй путы государственного насилия несколько ослабли, на Руси появляются новые образы и символы Старой Веры . Одно лишь упоминание Рогожского, Преображенского, Громовского кладбищ, Иргизских монастырей и Керженских скитов вызывали в русском сердце отзвук милой старины, древлецерковного предания и истинной веры.

Когда в 30-е годы XIX века гонения на старообрядчество возобновились, идеологи гонений хотели уничтожить или поколебать символы русского древлеправославия . Были разорены Иргизские и Керженские монастыри, запечатаны алтари Рогожских храмов, закрыты страноприимные дома Преображенского кладбища и других центров старообрядчества . Спустя сто лет, уже в годы советской власти, новый режим идеологическим катком прошелся по оставшемуся культурному и духовному наследию старообрядчества. Безбожники стремились не только физически устрашить христиан, но стереть саму память, что и было фактически сделано к 70-м - 80-м годам XX века.

Кто-то совсем забыл о вере своих предков. Другие, памятуя о своих корнях, не могли найти дороги к храмам. Третьи вообще полагали, что старообрядчество давно исчезло. Но неожиданно в 1982 году вся страна заговорила о старообрядцах. В чём же было дело?

Семья Лыковых. Таежный тупик?

Впервые о семье Лыковых поведала газета «Комсомольская правда» в 1982 году. Её специальный корреспондент, ведущий авторской рубрики «Окно в природу» Василий Михайлович Песков опубликовал серию очерков под общим названием «Таежный тупик », посвященных семье старообрядцев часовенного согласия Лыковых, проживавших у реки Еринат в горах Абаканского хребта Западного Саяна (Хакасия).

История о семье отшельников, не выходивших на контакт с цивилизацией более 40 лет, вызвала сильнейший резонанс в советское прессе.

Читателям всё было интересно - и местная природа, кормившая «таежных робинзонов», и сама по себе история семьи Лыковых , и способы выживания, выработанные за годы уединённого проживания в тайге, и, конечно, бытовые, культурные и религиозные традиции, служившие опорой таинственным отшельникам.

Сам Песков впоследствии говорил, что сама публикация материалов о Лыковых далась ему непросто. Он долго не мог подступить к теме, сложно было рассказать в молодежной газете об отшельниках-староверах, не впадая в «антирелигиозные разоблачения». Тогда Песков решил, показав драму людей, восхититься их жизнестойкостью, вызвать чувство сострадания и милосердия.

И действительно, в книге главным образом было рассказано о судьбе семьи, характерах её членов и особенностях быта. Религиозным убеждениям Лыковых уделено совсем не много места. Журналист не скрывал факт своих атеистических воззрений и с предубеждением относился к любой религии. По мнению писателя, именно религия завела семью Лыковых в «таёжный тупик». В его публикациях легко было заметить иронические интонации по поводу «темноты», «обрядоверия» и «фанатизма» Лыковых.

Несмотря на то, что Песков четыре года подряд приезжал на лесную заимку и провел многие дни и часы в гостях у Лыковых , он так и не смог правильно идентифицировать их религиозную принадлежность. В своих очерках он ошибочно указал, что Лыковы принадлежат к странническому толку, хотя на самом деле они относились к часовенному согласию (толками и согласиями назывались группы старообрядческих общин, объединенных схожим вероучением - прим. редакции).

Тем не менее очерки Пескова, впоследствии ставшие книгой, открыли миру историю жизни семьи старообрядцев Лыковых . Публикации Пескова не только помогли узнать обществу о жизни одной старообрядческой семьи, но и разбудили интерес в целом к старообрядческой теме. После книги Пескова Академия Наук и другие исследовательские институты организовали ряд экспедиций в Сибирь и на Алтай. Итогом их стали многочисленные научные и публицистические работы, посвященные истории и культуре старообрядчества восточной части России.

О заимке Лыковых и других сибирских скитах, которые, как позже выяснилось, еще сохраняются в достаточном количестве в лесах Урала, Сибири и Алтая, был снят ряд фильмов, которые помогли создать положительный образ старообрядцев в СМИ. Безусловно, семья Лыковых и особенно Агафья Лыкова сегодня являются важным информационным феноменом. Феноменом, который сыграл и продолжает играть важнейшую роль в российском информационном пространстве.

Журналисты и съемочные группы продолжают посещать некогда тайное убежище Лыковых, а кадры, снятые там, распространяются на множестве телевизионных каналов. Поисковые системы рунета устойчиво показывают высокий интерес к личности Агафьи Лыковой, а количество запросов на её имя превышает рейтинги любого старообрядческого деятеля современности.

Непростой жизненный путь Лыковых

Как и многие тысячи других семей старообрядцев переселялись на отдаленные территории страны главным образом по причине небывало длительных гонений со стороны государства и официальной церкви. Эти гонения, начавшиеся со второй половины XVII века, продолжались вплоть до начала 90-х годов века двадцатого.

Христиане, отказавшиеся принять церковные реформы патриарха Никона и культурные реформы Петра Первого, оказались в ситуации крайней религиозной нетерпимости. Они подвергались жесточайшим казням, поражению в гражданских правах, фискальному гнёту. За внешнее проявление веры, так называемое «оказательство раскола», их ссылали и бросали в тюрьмы. Гонения то затихали, то возобновлялись с новой силой, но никогда полностью не прекращались.

Сотни тысяч старообрядцев бежали за пределы российского государства. Сегодня их потомки составляют русские общины на всех континентах мира. Другие пытались спастись во внутренней эмиграции - селились в малодоступных и отдаленных местах Урала, Сибири и Алтая. К таковым относится и семья Лыковых .

Их предки бежали из центральной России вскоре после церковного раскола, чтобы найти убежище на пустынных землях Урала и Сибири. По словам самой Агафьи, её бабка Раиса была насельницей одного из старообрядческих монастырей Урала, расположенного в селение Ялуторское, и, по преданию, основанном на месте «мученном». Агафья Лыкова помнит старинное семейное предание о страшной трагедии, случившейся там в XVIII веке. Правительственный отряд схватил старообрядческих священников, пытающихся скрыться в этих местах. Не добившись отречения от веры, их казнили страшной казнью: поместили их в бочку с гвоздями и спустили с горы. И в том месте, где остановилась бочка, впоследствии стал бить ключ.

Карп Лыков и семья

Предки главы семейства Лыковых жили в селе Тиши, неподалеку от города Абакан (Хакасия). Когда после революции 1917 года в окрестностях деревни стали появляться отряды ЧОН (части особого назначения, занимающиеся террором против «враждебных» элементов), Карп Осипович Лыков и его братья решили переселиться в более уединенное место.

В начале 30-х годов Карп Осипович привез с Алтая себе невесту, Акулину Карповну. Через некоторое время у них родились дети. Вскоре случилась трагедия - на глазах у Карпа Лыкова сотрудниками спецслужб был застрелен его брат Евдоким.

После этой истории семья Лыковых стала уходить всё глубже в тайгу. В конце 30-х К.О. Лыков, забрав жену и детей, ушел из общины. Несколько лет их никто не тревожил. Однако осенью 1945 году на убежище старообрядцев наткнулся вооруженный отряд милиции, занимающийся поиском беглых уголовников и дезертиров.

Хотя сотрудники правоохранительных органов не заподозрили Лыковых в каких-то преступлениях, однако же было решено немедленно перебраться в другое, еще более тайное место. Карп Лыков решил уйти туда, где можно было бы жить в полной изоляции от государства и цивилизации. В дальних урочищах реки Еринат и была основана последняя, самая удаленная колония семьи Лыковых. Здесь в самой полной мере и проявились их навыки жить в самых экстремальных условиях.

Ученые, впоследствии исследовавшие быт Лыковых, выяснили, что сельскохозяйственные технологии, которые они применяли на своем участке, были передовыми, учитывая ограниченные для уединенного натурального хозяйства возможности. Культуры были высажены на склоне, имевшем кривизну порядка 45 градусов. Разделение на грядки было сделано с учетом особенностей вегетации. Семена картофеля, а он был главной пищевой культурой Лыковых, особым способом сушились и подогревались. Затем проверялась их всхожесть.

Интересно, что пример Лыковых, употреблявших картофель, опровергает мифы о некоторых пищевых запретах. Зерновые культуры Лыковы смогли воспроизвести из одного единственного кончика ячменного колоса. Благодаря тщательному уходу за этими колосками ячменя они через четыре года смогли сварить первую тарелку каши. Интересно, что никаких заболеваний или вредителей на растениях огорода Лыковых не было.

На момент открытия учеными заимки Лыковых семья состояла из шести человек: Карп Осипович (род. ок. 1899), Акулина Карповна , дети: Савин (род. ок. 1926), Наталия (род. ок. 1936), Димитрий (род. ок. 1940) и Агафья (род. 1944).



Первой в семье скончалась супруга Карпа Осиповича - Акулина Карповна . Её кончина была связана с неурожаем и голодом, поразившим эти края в 1961 году. Тем не менее кончина супруги и матери не поколебала хозяйство скита. Лыковы по-прежнему обеспечивали себя всем необходимым.

Кроме собственно хозяйственных дел, они тщательно следили за календарем и вели непростой график домашних Богослужений. Савин Карпович Лыков , который был ответственным за церковный календарь, точнейшим образом рассчитывал календарь и Пасхалию (судя по всему, по системе вруцелето, то есть с использованием пальцев руки). Благодаря этому Лыковы не только не потеряли счет времени, но и следовали всем указаниям церковного устава относительно праздников и дней поста. Молитвенное правило исполнялось неукоснительно по старопечатным книгам, имевшимся в семье.

Контакт с цивилизацией произошел у Лыковых в 1978 году, а спустя три года семья стала вымирать. В октябре 1981 г. умер Димитрий Карпович , в декабре - Савин Карпович , через 10 дней сестра Агафьи - Наталия . Через 7 лет, 16 февраля 1988 г., преставился глава семьи Карп Осипович. В живых осталась одна Агафья Карповна .

Ученые склоняются к тому, что причиной смерти Лыковых могли стать болезнетворные микроорганизмы, занесенные городскими жителями, посещавшими их пристанище. Высказывалось также мнение, что причиной смертей стало «замирщение», т. е. контакт с мирскими людьми.

Агафья Лыкова и старообрядческая Церковь

После кончины в 1988 году отца, Агафья Лыкова стала последней насельницей таёжной заимки.

С этого момента тема экзотических «таежных робинзонов», раскрученная Василем Песковым, мало-помалу начинает уступать вопросам исторического и религиозного характера. Свобода совести, негласно объявленная в СССР после празднования 1000-летия Руси, позволяет, наконец, рассказывать о духовной жизни нашего народа .

В 1990 году у Агафьи Лыковой побывали посланники старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Алимпия (Гусева). В этой экспедиции приняли участие писатель Лев Черепанов, фотограф Николай Пролецкий и нижегородский старообрядец Александр Лебедев. Гости передали Агафье послание митрополита Алимпия, свечи «ярового воска», духовную литературу и лестовки.

Впоследствии в статьях Л. Черепанова, очерке А. Лебедева «Таёжный просвет», изданном в старообрядческом журнале «Церковь», наконец, появляется ценная информация о духовной жизни Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой. Читатели наконец узнали не только о домотканых портах Лыковых, но о тех краеугольных вероисповедальных причинах, которые заставили их, как и многих других старообрядцев, бежать от притеснений государства и соблазнов мира сего.

Выяснилось, что Агафья, наследуя веру своих родителей, принадлежала к согласию так называемых «часовенных ». Эти старообрядцы принимали священство «бегствующее» от господствующей, синодальной церкви. Священники, приходящие к часовенным, получали «исправу», начинали служить и совершать церковные таинства во всем согласии с дораскольной церковной традицией. Такое положение сохранялось вплоть до начала XIX века.

Однако во время гонений, воздвигнутых Николаем I, священников стало становится всё меньше. Многие из них были схвачены полицией и скончались в застенках. Другие умерли от естественных причин. Вместе с кончиной последних священников, чьё крещение и апостольская преемственность для часовенных старообрядцев была бесспорной, они стали привыкать совершать службу уже без священников, постепенно становясь безпоповцами .

Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары , т.е. хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы. Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко - один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной.

Запасные Дары хранились и у Лыковых. По словам самой Агафьи, эти дары были у них от её бабки Раисы, которая проживала в том самом селе Ялуторское на Урале. Однако Агафья выяснила, что бабка принадлежала не часовенному, а белокриницкому согласию старообрядцев (признававшему новых старообрядческих священников, поставленных от греческого митрополита Амвросия (Поповича) - прим. редакции). От неё же Агафии досталась и Богоявленская вода , которая по обычаю часовенных может умножаться через разбавление в новой воде в навечерие праздника Богоявления.

Агафья Лыкова. Путь исканий

Оставшись одна, Агафья Лыкова стала задумываться о дальнейшей своей жизни. С замужеством у неё не получилось. Стала Агафья размышлять об иночестве. В 1990 году она переехала в старообрядческий женский монастырь , расположенный в районе Чедуралыга, под начало игуменьи Максимиллы.

Само по себе иноческое правило нисколько не тяготило Агафью. Когда остальные члены семьи Лыковых были еще живы, Агафья исполняла домашнюю молитву, вставая в 6 утра. Впоследствии она освоила ежедневное чтение скитского чина «дванадесят псалмов», а также каноны за упокой души. («Дванадесят псалмов » - чин молитвы, который включает в себя 12 избранных псалмов и особые молитвы. Он появился в IX веке и впоследствии распространился в монастырях Востока, включая русские, куда был принесен печерским архимандритом Досифеем в XII веке - прим. редакции).

Впрочем, пробыла Агафья в часовенном монастыре совсем недолго. Сказались существенные разногласия религиозных взглядов с инокинями часовенного согласия. Тем не менее, за время пребывания в монастыре Агафья прошла чин «накрытия». Так у часовенных называется пострижение в иноки. Впоследствии у Агафьи были и свои послушницы, например, москвичка , которая провела в скиту Лыковых 5 лет.

воочию наблюдала строгую аскетичную жизнь Агафьи Лыковой, её духовные подвиги, включая частую, временами дерзновенную молитву. Были случаи, когда во время летних огородных или полевых работ на заимку надвигались черные грозовые тучи. Послушница предлагала Агафье остановить работу и укрыться от грозящей непогоды. На это Агафья отвечала: «Иди коси, я, что, зря молюсь, что ли?». И действительно, туча отступала от скитских угодий.

Один раз женщины собрались надолго в тайгу собирать шишки. Вдруг неподалеку от места их стоянки послышался сильный хруст - рядом в лесу ходил медведь. Зверь ходил и вынюхивал вокруг целый день, несмотря на костёр и удары по металлической посуде. Агафья, помолившись наизусть каноны Богородице и Николе Чудотворцу, закончила их словами: «Ну, ты что, Господа не слышишь, что ли, тебе пора уходить уже». В результате, опасность миновала.

Одно время на заимку Лыковых приблудился волк. Он прожил на огороде Агафьи несколько месяцев и даже подкармливался картошкой и всем остальным, что давала ему отшельница. У Агафьи нет привычного городским жителями страха перед тайгой, лесными зверями и одиночеством. Если её спросить, не страшно ли жить в такой глухомани одной, она отвечает:

«Я не одна, - и икону Богородицы из-за пазухи достает. - У меня Троеручица-помощница».

В 2000 годы Агафье Лыковой кто-то подарил книги старообрядческого епископа Арсения Уральского (Швецова), посвященные апологии старообрядческой Церкви и старообрядческой иерархии. Она тщательно прочитала их, по свидетельству очевидцев, делая пометки и подчеркивания.

Агафья продолжает в эти годы переписку с Московской Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви . В одном из писем к предстоятелю Церкви митрополиту Корнилию (Титову) она пишет, что её предки признавали церковную иерархию и молились со священниками, которые впоследствии были замучены во времена гонений на старообрядчество «лютыми муками».

Она также изучила жизнь и подвиги старообрядческого митрополита Амвросия Белокриницкого и совершенно точно уверилась в истинности и православности основанной им белокриницкой иерархии. В настоящее время она просит довершить её крещение, исповедать и приобщить Святых Христовых Тайн.

Агафья Лыкова и РПсЦ

В ноябре 2011 года по благословению митрополита Корнилия к Агафье Лыковой прибыл настоятель старообрядческого храма г. Оренбург о. Владимир Гошкодеря . Несмотря на то, что у Лыковой в гостях было немало духовных лиц, в том числе и новообрядцы, старообрядческий священник посетил этот место впервые. В течение нескольких дней пребывания у Агафьи о. Владимир совершил таинство исповеди, довершил крещение по чину принятия от безпоповцев и причастил её Святых Христовых Таин.

В апреле 2014 года Агафью Лыкову посетил предстоятель РПСЦ старообрядческий митрополит Корнилий (Титов). 8 апреля 2014 г. владыка прибыл в город Горно-Алтайск, где посетил местную старообрядческую общину при храме Смоленской иконы Богородицы. 9 апреля на вертолете вместе с духовным отцом Агафии Лыковой иереем Владимир Гошкодеря и священноиноком Евагрием (Подмазовым) митрополит прибыл на берег реки Еринат, где и располагалось пристанище семьи Лыковых.

Фотографии Агафьи Лыковой

Интересно, что сопровождавший митрополита священноинок Евагрий сам являлся уроженцем этих мест и около 10 лет назад присоединился от часовенного согласия к Русской Православной старообрядческой Церкви. Владыка вручил Агафье медную икону свт. Николы чудотворца, отлитую по старинным образцам, факсимильные издания любимых в старообрядчестве книг «Григорьево видение» и «Страсти Христовы», а также немало одежды и прочих необходимых вещей.

Дожидаясь гостей, хозяйка лесного пристанища расстелила на полу дома цветные половики, напекла хлеб в русской печи, сварила компот из таежных ягод. Уже прощаясь, у вертолёта, Агафья вручила митрополиту веточку вербы и пригласила посетить заимку Лыковых в следующем году.

Узнав о присоединении Агафьи Лыковой к РПсЦ, безпоповские наставники пытались отговорить её и всячески стращали. На Еринат приехал даже известный часовенный наставник Зайцев, который убеждал её в ошибочности сделанного шага: «Ты зачем воцерковилась?! Ты вообще, что сделала? Ты кого у себя приняла? » В таком же тоне писала настоятельница монастыря Максимилла: «Ты зачем вообще там кого-то приняла, все, крышка, уезжай оттуда, приезжай к нам ».

Тем не менее Агафья не только не поддалась на эти уговоры, но еще больше укрепилась в своей правоте. Таковы Лыковы - единожды приняв решение, в зад ногами не идут. Рассказывая о спорах с беспоповцами, Агафья говорит:

«Если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился. Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете. Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия».

Послесловие

Итак, Агафья Лыкова сегодня является самой популярной персоной медийного старообрядческого мира . Она хорошо известна и за пределами самого старообрядчества. Удивительно, но никто из современных старообрядческих иерархов, начетчиков, богословов и публицистов не смог оказать столь сильного влияния на информационное пространство, как одинокая отшельница с берегов Абакана.

Образ Лыковой уже неразрывно связан и самим старообрядчеством. Можно сказать, что Лыкова в глазах наших соотечественников поневоле стала одним из символов старообрядческой ойкумены, а её яркие, характерные черты связывают в целом со всем старообрядчеством. С одной стороны - это бесконечная твердость духа, поразительная выносливость, терпение, умение выживать в самых сложных, самых экстремальных условиях. Тут и безусловное стояние за Веру, готовность пострадать за свои убеждения. Мы видим в этом облике пытливость ума, находчивость, живой интерес к судьбам мироздания, умение ладить с природой и традиционное русское гостеприимство.

С другой стороны - есть люди, которые упрекают, что определенные черты жизни Агафьи Лыковой немного подмочили имидж старообрядчества в глазах современников. Это изоляционизм, диковатость, духовный консерватизм, следование устаревшим, примитивным бытовым технологиям и обычаям. «Живем в лясу, молимся колясу », - так иногда отзываются о старообрядцах, указывая на Лыкову, некоторые столичные авторы.

Им возражают: история знает не только бегствующее и кроющееся старообрядчество, но и наступающее просвещенное, пассионарное. Это старообрядчество промышленников и меценатов, писателей и благотворителей, собирателей и первооткрывателей. Бесспорно, всё этот так!

Но чтобы доказать это, мало ссылаться на пример предков, живших теперь уже во все более далеких XIX–XX веках. Старообрядчество должно уже сегодня, сейчас генерировать новые идеи, подавать пример живой веры и живого участия в жизни страны. Что же касается уникального опыта Агафьи Лыковой и других старообрядцев, скрывающихся от соблазнов мира сего в лесах и расселинах земных, то лишним он никогда не будет.

Достижения цивилизации всегда эфемерны, а христианам как никому известно, что её история не только крайне изменчива, но и конечна.

http://ruvera.ru/people/agafya_lykova_fenomen

Кузбасская староверка Полина Илларионова, которая пожелала переехать на таежную заимку в соседнюю Хакасию, чтобы помогать известной отшельнице Агафье Лыковой, в ближайшие месяцы останется на родине по состоянию здоровья.

Знаменитая отшельница Агафья Карповна Лыкова, проживающая на заимке в верховьях реки Еринат в Западной Сибири за 300 км от цивилизации, родилась в 1945 году. 16 апреля она празднует свои именины (день рождения ее не известен). Агафья - единственная оставшаяся в живых представительница семьи отшельников‑староверов Лыковых. Семья была обнаружена геологами 15 июня 1978 года в верховьях реки Абакан (Хакасия).

Семья старообрядцев Лыковых жила в изоляции с 1937 года. В семье было шесть человек: Карп Осипович (р.ок.1899) с женой Акулиной Карповной и их дети: Савин (р.ок.1926), Наталия (р.ок.1936), Димитрий (р.ок.1940) и Агафья (р.1945).

В 1923 году поселение староверов было разгромлено и несколько семей перебрались подальше в горы. Примерно в 1937 году Лыков с женой и двумя детьми ушли из общины, поселились отдельно в глухом месте, но жили не таясь. Осенью 1945 года к их жилью вышел патруль, искавший дезертиров, который насторожил Лыковых. Семья перебрались в другое место, живя с этого момента тайно, в полной изоляции от мира.

Лыковы занимались земледелием, рыболовством и охотой. Рыбу солили, заготавливали на зиму, в домашних условиях добывали рыбий жир. Не имея контактов с внешним миром, семья жила по законам старообрядчества, отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры. Дети Лыковых благодаря матери были грамотны. Несмотря на столь длительную изоляцию, Лыковы не потеряли счет времени, совершали домашнее богослужение.

К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро - глава семейства Карп Осипович, сыновья Саввин, Димитрий и дочери Наталья и Агафья (Акулина Карповна умерла в 1961 году). В настоящее время из той большой семьи осталась только самая младшая, Агафья. В 1981 году один за другим умерли Саввин, Димитрий и Наталья, а в 1988 году ушел из жизни Карп Осипович.

Публикации в центральных газетах сделали семью Лыковых широко известной. У них в кузбасском поселке Килинске объявились родственники, приглашавшие Лыковых переехать к ним, но они отказались.

С 1988 года Агафья Лыкова живет одна в саянской тайге, на Еринате. Семейная жизнь у нее не сложилась. Не получился у нее и уход в монастырь ‑ обнаружились расхождения в вероучении с инокинями. Несколько лет назад бывший геолог Ерофей Седов перебрался в эти места и теперь по-соседски помогает отшельнице с рыбалкой и охотой. Хозяйство у Лыковой небольшое: козы, собака, кошки и курицы. Также Агафья Карповна держит огород, в котором выращивает картошку, капусту.

Родня, живущая в Килинске, уже много лет зовет Агафью переехать к ним. Но Агафья, хоть и начала мучиться от одиночества и силы ее из-за возраста и болезней начали покидать, оставлять заимку не хочет.

Несколько лет назад Лыкову возили на вертолёте полечиться на водах источника Горячий Ключ, она дважды ездила по железной дороге повидать дальних родственников, даже лечилась в городской больнице. Она смело пользуется доселе неизвестными ей измерительными приборами (термометр, часы).

Каждый новый день Агафья встречает молитвой и каждый день с ней отходит ко сну.

Семье Лыковых посвятил свою книгу «Таежный тупик» Василий Песков - журналист и писатель, специальный корреспондент «Комсомольской правды».

По сообщениям СМИ давняя дружба и взаимная симпатия связывает Агафью Лыкову с губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым. Они встречались осенью 1997 года, когда Тулеев побывал на ее заимке. С тех пор завязалась переписка, и не было случая, чтобы он не откликался на просьбы Агафьи. Из года в год губернатор поддерживает ее продуктами, а при каждой встрече дарит букет алых роз.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как выбрать, рассчитать и скорректировать мультипликаторы Как выбрать, рассчитать и скорректировать мультипликаторы Готовая продукция в бухучёте Термин готовая продукция Готовая продукция в бухучёте Термин готовая продукция Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски