Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Э.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тема : «В гостях у звука [Э]».

Задачи:

· познакомить детей с новой буквой Э, новым звуком [Э], его классификация;

· развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком;

· закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы , делить слова на слоги, определять количество слогов, звуков, букв в слове;

· упражнять в решении кроссвордов, развивать логическое мышление;

· воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.

Оборудование : касса букв большого формата, индивидуальные кассы букв для каждого ребёнка, тарелки с фасолью, наборы разноцветных квадратов для составления звуковой схемы слова красного, синего, зелёного цвета, ребусы, карточки для индивидуальной работы, карандаш, иллюстрации.

Ход

I . Организационный момент.

(На столе разложены игрушки )

Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите её и станьте в круг. (дети выполняют задание)

-Задание: назвать выбранную игрушку, назвать первый звук в этом слове, охарактеризовать его.

II . Вступительная часть.

Ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы )

Чем отличаются звуки от букв?

Какими бывают звуки?

Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)

Какие звуки называют согласными?

Какими бывают согласные звуки? (ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ)

Игровое упражнение «Назови парный звук»

Цель: закрепить знание парных согласных звуков.

Ход: В-ль называет звонкий согласный звук, а дети в ответ называют глухой согласный.

Б – П З - С В - Ф Г - К Ж - Ш Д – Т

III . Основная часть.

1.Знакомство с новым звуком.

Я хочу рассказать вам историю об одном мальчике, которого звали Эрик. Послушайте, пожалуйста:

Эрик с дедушкой гуляли в лесу.

Эрик громко крикнул: «э-э-э», а из леса кто-то тихо ответил: «э-э-э».

Кто там кричит? - спросил Эрик.

Это эхо,- сказал дедушка.

Ребята, а как крикнул Эрик? (Дети громко отвечают: «э-э-э».)

А как ответили ему из леса? (Дети тихо отвечают: «э-э-э».)

Сегодня мы с вами выучим новый звук [Э] .

Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? (гласный)

Почему вы так думаете?

2.Артикуляция звука [Э].

Язычок услыхал, как кричит Эрик. Он открыл домик довольно широко, сам улегся на пол, выгнулся дугой и стал за дедушкой повторять: «э-э-э». Воздух из домика-горлышка выходит свободно и не встречает на своём пути никаких преград.

Как повторял Язычок? (Дети повторяют звук [Э] .)

3.Игровое упражнение «Услышь звук»

Цель: закреплять умение выделять на слух слова с заданным звуком.

Ход: В-ль называет разные слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [Э].

(читаю слова: стол, дом, эхо, двор, ковёр, экскаватор, котёнок, жук, эскимо, халат, эскалатор, стул, книга, эстафета, эвкалипт, магазин, игра, эскимос, экскурсия)

4.Знакомство с буквой Э.

Ребята, вы знаете, что звук – это то, что мы произносим. А ведь каждый звук обозначается определённой буквой. Посмотрите (показываю букву):

Э

Это - Э:

С открытым ртом

И большущим языком.

(Г. Юдин)

5. Написание буквы в воздухе . - Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. (Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева направо, вниз, закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)
6.Пальчиковая гимнастика.
Большой палец встал один,

Указательный - за ним,
Средний будит безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.
Встали все - «Ура!», «Ура!»

На работу им пора. .
Методические указания:
Разгибаем пальчики, начиная с большого

Расставить пальчики пошире

Произвольно пошевелить пальцами.
7. Выкладывание буквы Э из фасоли .
- Возьмите фасоль и выложите из неё перед собой на столе букву Э. (по окончании работы дети убирают фасоль на место).

Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежка одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.

Конверт 1, задание 1.

Игровое упражнение «Составь картинку»

Цель: закреплять умение составлять целую картинку из частей, действуя коллективно, находить место определённой буквы в слове, делить слово на слоги, выполнять задание слаженно, дружно.

Ход: на столе разложены разрезанные картинки. Дети делятся на две команды, и каждая составляет свою картинку из частей (экскаватор и электричка). По окончании каждое слово необходимо поделить на слоги, определить их количество и выделить ударный.

Конверт 2, задание 2.

Игровое упражнение «Разгадай кроссворд».

Цель : развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами, развивать логическое мышление, сообразительность.

Ход : В-ль вывешивает на магнитной доске по очереди кроссворды, дети составляют зашифрованные там слова. Каждое составленное слово делится на слоги.

Бабочка


Экран


Гроза

Эскимос

Зрительная гимнастика

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир. (Дети выполняют упражнения глазами).

Конверт3, задание 3.

Работа в разрезных азбуках.

1. На палочке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это?., (эскимо)

Отгадать загадку. Составить слово в кассе, составить звуковую схему.

Звуков 6, букв 6.

2. В тёмном бору, за любою сосною

Прячется дивное диво лесное

Крикну:"Ау!" и оно отзовётся,

Я засмеюсь, и оно засмеётся. (эхо)

Отгадать загадку. Составить слово в кассе, составить звуковую схему.

Звуков 3, букв 3.

Конверт 4, задание 4.

Игровое задание «Подели на слоги».

Цель: Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Ход: В-ль раздаёт индивидуальные картинки, на которых изображён предмет и под ним 5 квадратов одинакового размера. Детям нужно поделить слово на слоги и закрасить внизу столько квадратиков, сколько слогов в данном слове).. При подведении итога разобрать несколько вариантов задания.

Молодцы, ребята, помогли Белоснежке решить все задания. Теперь она отправится домой, и когда гномы вернутся вечером с работы, она сможет все эти задания им рассказать и показать.

III . Итог.

Ребята, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?
- Какой это звук?

Русских слов на букву Э
мало в нашем словаре:
эй, и эх, и эта.
А экватор, эстафета,
электричество, экран
к нам пришли из дальних стран.
Но язык наш к ним привык,
стал богаче наш язык.

Рефлексия:

· дети, которым понравилось сегодняшнее занятие, поднимают зелёный квадрат

· дети, которым занятие понравилось не очень, поднимают синий квадрат

· дети, которым занятие не понравилось, поднимают красный квадрат.

    Поисковый.

    Загадка:Что же это за девица?

    Ни швея,ни мастерица….

    Стихотворение про букву Е

    На дворе- такая жалость!-

    Наша лесенка сломалась,

    наша лесенка сломалась,

    На доске вывешивается буквы

    Физминутка:

    Буратино потянулся,

    Раз — нагнулся,

    два — нагнулся,

    Руки в стороны развел,

    Ключик, видно, не нашел.

    Чтобы ключик нам достать,

    Нужно на носочки встать.

    Слов:ел, ем, ели

    Игра «Весёлые буквы»

    Гимнастика для пальцев:

    Наши пальчики сожмем

    И конечно разожмем

    Снова пальчики сожмем

    И конечно разожмем

    А теперь потрем ладошки

    И подуем в них немножко

    Каждый пальчик друг и брат

    И писать он будет рад.

    Рассмотрение карточки

    Слушают стихотворение

    Ель, ежи, ежевика, енот,

    единорог

    енота, ежевику.

    Енот собирает ежевику.

    Дети выполняют физминутку.

    Выполняют задание.

Итог занятия :

Сколько звуков имеет буква Е

Как прошел урок?

Понравился ли вам урок?

Все ли вам было понятно?

С буквой Е

Два звука.

Ожидаемый результат:

Знать:

Иметь:

Уметь:

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буквы Е,е Звуки [й"э]. "»

Технологическая карта организации учебной деятельности на _ 20.11.2015 г

0 «Б» класса Говорухина Е. П

Образовательная область: Коммуникация.

Раздел: Обучение грамоте и письму.

Тема: Буквы Ее, звуки [й"э].

Цели:

Познакомить с буквой Е, ее составляющими элементами и их расположением; Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков[й"э]. в слогах, словах, фразах;

Развивать фонематический слух, память, внимание; навык чтения слогов, слов, предложений.-

Воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке. - воспитание умения слушать педагога;

Воспитание умения действовать по инструкции педагога.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Материалы и оборудование: ,дидактический материал, тетрадь, карандаши, картонные солнышко и тучка для рефлексии.

Билингвальный компонент: ель- шырша,буква- әріп.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

Побудительный.

Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

Речёвка. : «Мы весёлые ребята».

Мы весёлые ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Всем пусть будет хорошо,
Будет радостно, светло!!!

Организационный момент:

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Проговаривают слова.

Говорят речевку.

Слушают воспитателя.

Организационно-

Поисковый.

Повторение пройденного: показ карточки с буквами. их характеристика.

Знакомство с буквами Ее и звуками [й"э].

Загадка:Что же это за девица?

Ни швея,ни мастерица….

Ничего сама не шьёт,а в иголках круглый год.

Посмотрите ребята какая красивая ель пришла к нам в гости.

Показ карточки с елью и буквами Ее.

Послушайте стихотворение про букву Е

Стихотворение про букву Е

На дворе- такая жалость!-

Наша лесенка сломалась,

наша лесенка сломалась,

буква Е зато осталась./Е.Тарлапан/

Знакомство с артикуляцией звуков [й"э]. (При произнесении звуков[й"э]. подбородок опускается).

Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков[й"э]. Характеристика звука [й"э]. (буква Е имеет 2 звука йэ- гласный, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом).

На доске вывешивается буквы


Назовите слова которые начинаются на букву Е.

Ребята посмотрите на картину что мы видим?

Придумайте одно предложение по этой картине.

Физминутка:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Работа в азбуке тетради стр.49

Найдите и наклейте наклейку с буквой Ее.

Чтение слогов: Ое,ые, ее,ею, ей, ен, ем, ел

Слов:ел, ем, ели

Предложения:Я ем, Мы ели, Он ел, Она ела, Они ели.

Игра «Весёлые буквы»

Ребята посмотрите к нам в класс пришли веселые буквы, они так веселились, что у них смешались краски.Давайте мы с вами поможем буквам.

Гимнастика для пальцев:

Наши пальчики сожмем

И конечно разожмем

Снова пальчики сожмем

И конечно разожмем

А теперь потрем ладошки

И подуем в них немножко

Каждый пальчик друг и брат

И писать он будет рад.

Вот размяли наши пальчики, давайте откроем тетради и напечатаем букву Ее.

Молодцы, ребята, вы сегодня позанимались на славу.

Дети называют буквы, говорят какие они гласные, согласные.

Дети отгадывают загадку,говорят:ель

Рассмотрение карточки

Слушают стихотворение

Проговаривание стихотворения вместе.

Слушают проговаривают вместе с воспитателем

Рассмотрение буквы Ее и звуков [й"э].

Ель, ежи, ежевика, енот,

единорог

енота, ежевику.

Енот собирает ежевику.

Дети выполняют физминутку.

Выполняют задание.

Читают слоги,слова, предложения.

Дети называют букву и говорят какого она цвета, если не правильного исправляют.

Выполняют гимнастику для пальцев.

Открывают тетради и печатают буквы Ее

Рефлексивно-

Коррегирующий.

Итог занятия :

С какой буквой мы с вами познакомились?

Сколько звуков имеет буква Е

А сейчас возьмите солнышко или тучки и покажите мне:

Как прошел урок?

Понравился ли вам урок?

Все ли вам было понятно?

С буквой Е

Два звука.

Дети показывают солнышко если все понравилось, и все было понятно. Облако если что то было не понятно, не понравилось.

Ожидаемый результат:

Знать: Ранее изученные буквы, буквы Ее.

Иметь: навыки чтения слогов, слов, представление о двойном звуке.

Уметь: составлять предложение по картинке, писать букву Ее, внимательно слушать воспитателя.

Бурлинская общеобразовательная школа

Конспект занятия

По предмету

Обучение грамоте и письму

Буквы Ее, звуки [й"э].

0 «Б»класса

Подготовила:Говорухина Е.П.

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [э], буквы Э, э.

Цель: Закрепление понятий о гласных звуках, их отличительных признаках.

Задачи:

Образовательные: П родолжить знакомство со звуком [э] и буквами Э.э; звуковой анализ слов.

Развивающие: Развивать навыки звукового анализа. Развивать зрительную память. Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику.

Воспитательные: Воспитывать навыки самоконтроля. Воспитывать умение слушать своих товарищей.

Материал: презентация-5 мин.

Словарная работа: страус эму.

Индивидуальная работа с Алиханом - учить давать полные ответы.

Ход НОД

1.Орг. момент
- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: астра, осень, абрикос, ирис, ум, улица, имя, овощи, окунь, ухо.

2. Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

3. Ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы )

Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем )

Какими бывают звуки?

(Гласные и согласные)

Какие звуки называются гласными? (Их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды )

Каким цветом обозначаются гласные? (красным)

Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)

Вспомните стишок про гласные звуки.

Гласные тянутся
песенкой звонкой,
могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не умеют
Свистеть и ворчать.

Какие звуки называют согласными? ( Не поются, есть преграда)

Приведите пример согласных звуков. (Р, М, Т, В,…)

Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими)

Вспомните стишок про согласные звуки.

Все согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь

4. Сообщение темы.
- К нам в гости пришла девочка Эля (слайд № 1)
- Какой первый звук в ее имени?
- Как расположены губы?
- Давайте попоем звук, потянем, есть ли во рту преграда?
- Какой будет звук Э?
- Мы сегодня вместе с Элей отправляемся на экскурсию, и будем искать слова со звуком Э.
5. Речевая зарядка.
- По дороге мы поиграем в «повторялки»
ЭМ-ЭК ЭС-ЭТ ЭМ-ЭП ЭК-ЭХ

ЭП-ОП -АП УП-ЭП-ОП ИП-УП-ЭП
ИП-ЭП-АП ЭП-АП-ЭП ОП-УП-ЭП
6. Развитие фонематического слуха. Игровое упражнение «Услышь звук»

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Э].

А, у, э, и, о, э, у, э, эх, эс, оп, эш, ум, ти, лэ, это, он, эхо, эскимо, жук, эстафета, магазин, экскурсия.
Выделение звука в словах.
- Идет Эля по улице и видит едет...(экскаватор) (слайд № 2) Для чего нужен? Кто работает на экскаваторе? Посчитайте, сколько слогов в слове экскаватор?

7.Зрительная гимнастика

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир. (Дети выполняют упражнения глазами).
8. Образование сложных слов.
Идет Эля дальше и подходит …. - К чему подходит Эля? (слайд №3)
- В этом доме много этажей. Значит, это какой дом? (многоэтажный) Как назовем дом, если в нем один этаж? Три этажа? Пять этажей?
- Какие еще части есть у дома? В каком слове слышится звук [Э]: окна или этажи?
9. Физминутка
10 . Звуковой анализ.
- Идет Эля дальше и вдруг видит зоопарк. (слайд №4) - Каких животных вы видите в зоопарке? (лев, обезьяны, лиса). Эля захотела перекусить. (слайд № 5) Что она выберет эскимо или конфеты? Почему? Разделите слово эскимо на слоги.
- Эле понравился один из обитателей зоопарка. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку. (слайд 6)
-Это страус ЭМУ.
- Составьте схему этого слова. Сколько звуков в слове? Какой звук первый? Последний? Сколько слогов в слове?

11 . Работа с предложениями.
- На нашем пути магазин. (слайд № 7). Что в нем продают? (электроприборы)

- В этом слове есть звук Э?
- Почему их так называют?
- Эля купила в магазине... Что она купила? (слайд №8)
- Для чего она купила холодильник? Для чего нужны остальные электроприборы?
12. Знакомство с буквой.
- Давайте вместе с Элей познакомимся с буквой, которой мы будем обозначать звук [Э]. (слайд № 9)
- На что она похожа? (слайд №10)
Парад-алле! Парад-алле!
Прыжок! И клоун - буква Э!
Над полями в синеве пролетает буква Э
Это ласточка весной возвращается домой.

13.Пальчиковая гимнастика
14. Написание буквы в воздухе.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. (Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева направо, вниз, закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)

15. Итог и оценка деятельности детей.
- Прогулка Эли подошла к концу, она прощается с нами. (слайд № 12)
- Давайте вспомним, какие слова нам встретились со звуком Э.
- Какие электроприборы продавались в магазине?

16. Рефлексия.

Ребята, в корзине у Эли лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.


Ольга Чепайкина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия

«Звук и буква Э »

(Подготовка к обучению грамоте )

Цели : Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение, уточнение, активизация лексического запаса. Совершенствование грамматического строя и навыков связной речи у детей.

Образовательные задачи :

Дать детям понятие о механизме образования звука Э ;

Учить выделять звук Э из состава слогов , слов, предложений;

Познакомить детей с жителями с крайнего Север эскимосами, ввести в активный словарь новые слова : эскимосы, эскимо.

Обучать постижению смысла новых слов, упражнять в узнавании родственных слов.

Коррекционные задачи :

Автоматизировать звук Э в слогах , словах, предложениях и тексте;

Создать положительный настрой на учение, пробудить в детях интерес к познанию новых звуков .

Корректировать психофизические функции : фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица, силу голоса, развивать внимание.

Воспитательные задачи :

Воспитывать самоконтроль за речью, развивая умение полно и грамотно отвечать на заданные вопросы.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии , самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Пантомима «Прогулка с лес» . Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам.

Мы зашли далеко в лес и заблудились.

Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу.

Заблудились мы в лесу. (грустно) Эхо! Эхо!

Закричали все «Ау!» (громко) Вот потеха.

Никто не отзывается. (печально) Это эхо каждый раз

Лишь эхо отзывается. Передразнивает нас.

Наше эхо возвращается к нам тихо «Ау! Ау!» Е. Благинина

Нашли тропинку, возвращаемся домой.

Какой первый звук вы услышали в слове ЭХО?

Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком Э , познакомимся с буквой Э .

3. Акустико-артикуляционный образ звука .

Изолированное и хоровое произношение звука Э с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля (губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык упирается в нижние зубы, воздух проходит свободно, голосовые связки работают).

Характеристика звука Э . Звук гласный , обозначается фишкой красного цвета. Звук Э можно долго тянуть, петь, можно громко крикнуть, при произнесении звука Э воздух выходит свободно, не встречая преграды.

Логопед произносит сначала изолированные звуки , затем слоги, слова и предложения. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат звук Э .

5. Произношение звука в словах .

Дети, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию. Что такое экскурсия?

Ответы детей. При затруднении – объяснение педагога.

Вы будете экскурсантами, а я - экскурсоводом. Как называются похожие слова? (Родственные слова.)

Образование относительных прилагательных.

Выходим на улицу. Какие дома вы увидели на улице? (Одноэтажные, двухэтажные, …многоэтажные) – Дополняйте предложения : В доме много… (этажей) . Мы поднялись на пятый (этаж) . Спустились с пятого (этажа) .

Дальше мы поедем на метро. Как называется лестница, которая спускает и поднимает людей в подземную станцию метро? (эскалатор) . Поезда, которые перевозят людей с одной станции до другой называются (электрички) . Почему так называются эти поезда? (Они питаются электричеством) . Какие еще виды транспорта питаются электричеством? (Трамвай, троллейбус) .Давайте подумаем и назовем слова, родственные со словом электричество (электричка, электровоз, электропоезд, электрик)

6. Выделение звука из стихотворения

Электричество в домах.

Свет горит на этажах.

Экономить надо свет.

Ты запомнил или нет?

Назовите слова со звуком Э . Как вы понимаете слово экономить?

Дальше мы пойдем в магазин, где продаются электробытовые приборы. Показываю картинки, дети называют : (утюг – электроприбор, и т. д.) Почему их называют электроприборами? Можно ли электроприборами пользоваться детям? Почему?

Продолжим экскурсию. Снова поедем на электричке или, по-другому, на электропоезде, только уже не под землей а на земле. Нас приветствует человек, который управляет электропоездом, как его называют? (Машинист) . Есть ли звук Э в слове машинист ? Имя его начинается со звука Э – Эдуард . Он спрашивает, куда мы поехали.

(Мы поехали на экскурсию) Электричка нас привезла за город, чтобы мы посмотрели, как работает вот такая огромная, сильная машина. (Экскаватор) . Что делает экскаватор? Как зовут человека, который управляет экскаватором? (Экскаваторщик) .

7. Дети нам пришла телеграмма с севера Чукотки . Посмотреть Север нас приглашают северные жители эскимосы. Повторите это слово. В подарок им отвезем эскимо, Что это? (Мороженное – вкусное, сладкое, холодное) . На север полетим в аэробусе. (Аэробус - это огромный самолет. На его борту бывает очень много пассажиров).

8. Физкультминутка.

На чем мы летели? Повторите. Есть ли в нем звук Э ? Где он стоит? А в слове электричка где стоит звук Э ? Аэробус отправляется с аэродрома. Сейчас поедем в аэропорт. Повторите слова со звуком Э (Аэробус, аэропорт, аэродром) . Какая часть у них общая? «Аэро» - значит воздух.

9. Эскимосы съели эскимо. Они за хотели узнать название самой большой птицы – ЭМУ. Давайте напишем это слово, используя звуковую схему . Эти птицы живут в Австралии. Могли бы они жить на севере? Почему?

10. Работа над предложением

Составьте предложение со словом Эму.

11. Знакомство с буквой Э .

2. Итог. Что нового узнали на занятии ? Вспомним новые слова со звуком Э .

Литература :

Пожиленко Е. А. волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 224 с. 1999г.

Подготовка к школе детей с ЗПР . Под ред. С. Г. Шевченко

Н. В. Нищева «Система коррекционной работы» . С-Петербург : 2005

Г. Ванюхина «Речецветик» . Екатеринбург 1993.

Волина В. В. «Учимся играя» . М : 1994.

Гомзяк О. С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» . «Говорим правильно» . М : 2007.

Публикации по теме:

Сегодня вашему вниманию я представлю игру на формирование навыков выполнения звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста. Игра.

Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

Библиотека изображений:

Светлана Арсентьева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук Э и буква Э»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук Э и буква Э»

­ Учить детей на слух определять звук Э в ряду гласных;

­ Знакомить с буквой Э э;

­ Работать с обобщенным значением слов;

­ Упражнять в образовании прилагательных от существительных (лисий хвост и т. п.);

­ Развивать пространственную ориентировку;

­ Упражнять в использовании пространственных предлогов.

Оборудование: набор демонстрационных картинок; маски диких животных; зеркала; погремушка, рисунок домика,магнитная доска, колокольчик, фонограмма музыки движения животных (лиса, заяц, белка, волк, медведь)

Ход занятия:

Звон колокольчика.

В. : Э-э-э! Проснитесь побыстрей!

Собирайтесь в путь скорей!

Чтобы было веселей,

Надо нам найти друзей!

Ребята, мне сегодня приснился странный сон. Какое-то непонятное существо нас всех пригласило в гости. Поедем? (ответы детей). Конечно же, мы поедем и поедем мы на лошади. Встаем друг за другом. Двигаемся с подскоками, прищёлкивая языком. Ну что ж,поехали.

В лес поеду на лошадке, теремочек отыщу. (ходим по группе вдоль столов)

­-Тр-р-р! Первая остановка Дождинкино. Как дождик капает? (кап-кап-кап, кап-кап-кап). Давайте все вместе отхлопаем ритм капелек. (///, ///)-3 раза. Поехали дальше с подскоками, прищёлкивая языком.

­-Тр-р-р!Вторая остановка Дорожкино. Отхлопываем ритм топота топ-топ/топ топ-топ/топ (//-/, //-/)

­-Тр-р-р!Третья остановка Болотное. Наши ноги засасывает трясина. Отхлопываем ритм: чап/чап-чап, чап/чап-чап. (/-//, /-//)

­-Тр-р-р!Вот и станция Громово.

Отхлопываем ритм: бах-бах/бах, бах-бах/бах. (//-/, //-/)

Подходим к магнитной доске с нарисованным домиком.

Шли мы, шли, к теремочку подошли. Пальчиковая игра:

Стоит в поле домок (ладони сложить уголком- «крыша»)

Из трубы идёт дымок, (скрестить пальцы)

Он не низок, не высок (не разъединяя пальцы,опустить руки вниз,ладони смотрят в пол, поднять руки вверх)

На дверях висит замок («замок»)

Пальчиковая игра «Замок»

Подули, подули, подули на замочек,

Покрутили, покрутили, покрутили замочек,

Постучали, постучали, постучали замочком,

Подергали, подергали, подергали

И открылся наш замочек.

Ну, вот и открыли мы замок. Проходите в домик, присаживайтесь. (дети рассаживаются)

В. : Странно, но дома никого нет. Ребята, давайте с хозяином поздороваемся, может он нам ответит.

В. : Ой! Кто же это нам отвечает? (Ответы детей).

Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать и узнаете, кто хозяин этого дома.

Я молчу – оно молчит.

Я кричу – оно кричит.

Ну потеха, ну потеха!

Дразнит нас с тобою… (Эхо). (Ответы детей)

В. : Конечно же ЭХО. Эхо к нам приготовило сюрприз. Видите письмо? Давайте посмотрим, что в конверте. А в конверте картинки. Мы с вами их рассмотрим. (Дети по очереди достают картинки из конверта)

На наборное полотно выставляются по одному картинки на звук Э.

Назови, что нарисовано на картине?

На какой звук начинается слово?

Где находится звук Э: впереди, в середине или в конце?

Есть ли в этом слове еще звук Э? где он находится?

В. : Ребята, вы догадались, про какой звук мы будем сегодня говорить?

Правильно, это звук Э.

Возьмите зеркала. Посмотрим, как у нас у всех получается звук Э.

Что делают губы?- Губы улыбаются.

Что делают зубы?- Зубы виднеются, между верхними и нижними зубами щелочка.

Где находится широкий кончик языка?- Широкий кончик языка упирается в нижние резцы.

Где находится спинка языка?- Спинка языка поднята и слегка напряжена.

Как выходит воздух при произношении звука Э?- Воздух выходит свободно и плавно. Нет препятствий на пути потока воздуха.

Звук Э поется. Значит звук Э какой: гласный или согласный звук? (ответы детей).

Игра на внимание.

В. : А давайте поиграем. Уберите зеркала и приготовьте ладошки. Я буду произносить гласные звуки, а вы, услышав звук Э, хлопаете один раз в ладоши.

В. : Ребята, я хочу вам открыть одну тайну… Звук Э обозначается знаком-буквой Э. А на что она похожа? (ответы детей)

В. : Ребята, кажется, ЭХО заскучало. А давайте мы его развеселим.

1,2,3,4,5- начинаю колдовать,

Начинаю колдовать, деток в зверя превращать. (детям раздаются маски диких животных).

Игра на внимание. Включается по очереди музыка движения животных. Дети под музыку определенного животного выполняют характерные этому животному движения. (Лиса, ежик, заяц, волк, белка, медведь).

Игра «Прятки»

1,2,3,4,5, будем в прятки мы играть. (звучит музыка, дети разбегаются и прячутся за стульчики). Воспитатель подходит к каждому ребенку задает вопрос, а ребенок отвечает.

­ это чье ухо торчит? – медвежье ухо торчит

­ Чей хвост виднеется? – лисий хвост виднеется

­ Чей нос я вижу? – вы видите беличий нос.

­ Чья лапа виднеется?- заячья лапа виднеется…

Игра «Где ты прятался и откуда вылез?»

Детям задаются вопросы:

Где ты прятался? Откуда вылез медведь? (В ответах используются пространственные предлоги – в, на, за, под, с, из-за, из-под)

Игра «Назови свое имя»

В. : Всех ли мы нашли, никого не потеряли? Я иду, иду, иду, погремушку я несу, погремушку ты возьми, свое имя назови. (Детям дается погремушка. Дети по очереди отстукивает по слогам свое «имя»животного: ли-са, за-яц, мед-ведь, лось, бел-ка)

Пальчиковая игра.

Из пальцев, дружок, сложи теремок. (ладони сложить уголком)

Вот это – ворота, вот это – «замок», ладони поставить перед собой-

Вот это – окошко, вот это- труба («очки», руки поднять вверх)

Все дикие звери скорее сюда. (руки вперед, хватательные движения)

Лось здесь рогатый, (ладони скрестить)

И мишка лохматый, (сжимать и разжимать пальцы)

И ёжик колючий, (переплести пальцы)

Бельчонок прыгучий (2 хлопка)

Здесь серенький зайчик (ушки из пальцев левой руки)

Здесь рыженький лис, («мордочка» из пальцев правой руки)

И серый волчонок («когти» из пальцев левой руки)

И серая мышка. («мордочка» из пальцев правой руки).

Всех мы нашли, никого не потеряли.

1,2,3,4,5 начинаю колдовать,

Начинаю колдовать, в деток превращать зверей

(Дети снимают маски диких животных).

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Э- какой звук- гласный или согласный? Почему мы этот звук называем гласным?

Назовите предметы на звук Э.

Молодцы. Хорошо мы сегодня поработали, а теперь пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с Эхом.

Дети: До свидания!

Эхо: До свидания-я-я!

Садимся на лошадку.

На лошадке, на лошадке покататься я хочу,

В сад любимый на лошадке возвращаемся опять.

(Движения с подскоками друг за другом, прищёлкивая языком).

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как общаться с судебными приставами Как общаться с судебными приставами Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления