Волчий собор. “Волчий” собор

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Папа Римский - больше не главный еретик на планете, а католичество - уже не сатанинская ересь. Вот оно, давно ожидаемое, новое официальное миропонимание гундяевского ЗАО РПЦ. Вот оно, жуткое, оно уже близко, оно уже при дверях. Первая в истории человечества встреча патриарха всея Руси и Римского понтифика 12 февраля на социалистической Кубе - это не просто мега-историческое эпохальное супер-событие. Это стирание грани между религией РПЦ и иудокатоличеством. Скорее всего, эта эпохальная встреча сейчас остро нужна для того, чтобы папа Франциск смог лично согласовать и скорректировать скорое проведение Всеправославного 8 Собора. Папа хочет лично убедиться, что всё идёт по плану и желает лично откорректировать российского патриарха перед 8 Собором. Таким образом, эпохальная встреча патриарха и понтифика, это вовсе не символическое начало протокольного общения между православной и еретической церквями. Данная встреча тысячелетия происходит в общей канве стремительно развивающихся событий, приближающих мир к пришествию антихриста. Глава РПЦ Кирилл и папа Франциск проведут за закрытыми дверьми целых 2 часа, после чего патриарх и главный еретик на планете подпишут некое совместное соглашение. Но уже даже неважно, что это будет за документ. Время уний прошло. Грядёт абсолютно иное переформатирование РПЦ в сторону Запада. И даже более того.

Итак, в РПЦ радостно сообщили: "Если будет на то воля Бога, 12 февраля на Кубе встретятся патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа римский Франциск." Правда, в ЗАО РПЦ при этом на радостях забыли уточнить, какого именно бога они имеют ввиду, ну да ладно. Безусловно, для энциклопедий и учебников, как и для самой мировой истории, первая эпохальная встреча российского патриарха и римского понтифика особо важна. Но в других категориях понимания данной ситуации, эта встреча означает, что спустя тысячу лет врагами русского православия проделана такая колоссальная работа по уничтожению русской веры, что две разделённые ветви совершенно разного христианства, еретическо-материального и православно-духовного, они на наших глазах успешно пытаются слить в одну еретическую церковь, чтобы полностью подчинить её антихристу. И мы, современники, к моему большому счастью, присутствуем при этом эпохальном мистическом событии. Как я уже написал выше, лично я предполагаю, что данная первая в истории человечества встреча российского патриарха и понтифика нужна для того, чтобы понтифик смог лично переговорить с патриархом перед Всеправославным 8 Собором и смог также лично внести все корректировки и поправки по особо щекотливым моментам этого грядущего события. Ниже я простенько, обычными доступными мирскими словами, коротко расскажу про то, что такое 8 Собор и чем он на самом деле угрожает не только для РПЦ и России, но и для всего мира.

Те православные, которые понимают о чём речь, называют предстоящий Всеправославный 8 Собор - Волчьим Собором. Я придерживаюсь такого же названия. Этот Всеправославный 8 Собор врагам православия нужен для того, чтобы полностью разрушить весь мистический механизм РПЦ. Мистический механизм РПЦ состоит из ряда таинств, особо прописанных церковно-православных правил, особо составленных литургий и молитвенных служб различного характера. Всё это является единым церковным мистическим механизмом, который соединяет нас с Богом, с Исусом Христом, со святыми, с духовным миром. Этот православный мистический механизм, ввиду того, что он с большими перебоями, но всё-таки ещё более-менее правильно работает, позволяет получать нам от всего вышеперечисленного Божию Благодать и находиться с Ним в едином мистическом общении.

Всё это очень сильно отличает нас от католиков, которые для православных являются еретиками. У католиков вышеописанный мистический механизм не работает, он не совершает таинств и не притягивает к себе Божию Благодать. Таким образом, католическая вера в мистическом понимании не направлена на служение Господу Исусу Христу. Католический мистический церковный механизм не работает для поддержания постоянной мистической церковной связи с Богом, как православный мистический механизм. Более того, исходя из этого, мы можем предположить, что католический мистический церковный механизм всё-таки работает, но вот совершенно в другую от Исуса Христа сторону. И это очень опасно, поэтому католики для православных и являются еретиками. Любое совместное молитвенное общение с ними является невозможным. Их мистический механизм используется совершенно иными силами и представителями иной религии. Поэтому очень часто служителей Ватикана называют иудокатоликами. Я рассказал об этом вкратце, грубо и примитивно, но это понятно.

Итак, для чего на самом деле нашим врагам иудокатоликам нужно проведение Всеправославного 8 Волчьего Собора? Под видом проведения данного еретического мероприятия - иудокатоликами будет полностью разрушен православный мистический механизм в РПЦ. Под видом незначительных с виду реформ и прочего церковного модерна, в церковно-православные правила, литературу и богослужения будут внесены такие официальные изменения, которые остановят весь церковно-мистический механизм РПЦ. Православный мистический механизм РПЦ просто перестанет работать. Внешне церковные обряды будут также совершаться, но таинства при этом совершаться не будут. Никакие. Вообще. От крещения до отпевания. До Господа Исуса Христа будут доходить только личные, келейные молитвы. Но в церкви уже не будет Благодати и все таинства перестанут совершаться на мистическом уровне. Таким образом, проведение Волчьего Собора закончится для РПЦ ещё большей катастрофой, нежели никоновская церковная реформа 17 века. Но это ещё всего-лишь полбеды, хотя и так уже жутко.

А ведь враг православия может сделать всё ещё гораздо страшнее. Ведь можно не только разрушить мистический механизм русской православной церкви, а поступить более изощрённо, более лукаво - не разрушать этот мистический механизм, а перенастроить его работу со службы Богу на службу к сатане. Тогда этот колоссальный бывший православный мистический механизм заработает прямо в обратном ко Христу направлении, с Востока на Запад. И ведь большинство из российской православной паствы ничего не поймёт, это зомбированное большинство лишь как ходили в храм "ставить свечки", так и будут продолжать туда ходить, чтобы "их там ставить". Но стоит лишь такому православному поучаствовать в новых иудокатолических таинствах и богослужениях, как он тут же станет жертвой этого нового сатанинского механизма, сам того и не подозревая. Таким образом, после Волчьего Собора мистический механизм РПЦ в лучшем случае перестанет быть инструментом спасения, а в худшем случае он станет инструментом прямой дороги в ад. Это поймёт совсем небольшой процент верующих. Но могучее единство "просто крещёных" и прочих православнутых, постоянно требующих для себя у Церкви личного католического удобства в виде перевода богослужений на русский язык и перехода на католический церковный календарь, вставшие под ружьё в прямо противоположную от Бога сторону (на Запад, заметьте себе, недаром на западе не только Ватикан, но и сам сатана) - заткнёт рты этим адекватным православным единицам и изгонит их вон. Те из них, кто покинет новую церковь сатаны, тот получит ещё немного времени для личного спасения. Ибо недаром Исус Христос называл свою паству малым стадом. Тот же, кто под колоссальным давлением еретического большинства останется в новой иудоправославной церкви иудокатолического Ватикана - тот закроет для себя путь спасения. Более того, это новая иудоправославная церковь по результатам 8 Собора - может стать новым Вселенским патриархатом, подмяв под себя таким образом все остатки так называемого вселенского православия на планете, состоящего из сообщества автокефальных поместных церквей, находящихся между собою в евхаристическом (молитвенном) общении.

А дальше может быть ещё печальнее и жутче - новый "русский православный царь". Но вот только этот новый русский царь, он также, как и новая "русская православная" церковь - будет царём всего лишь только по своей внешней атрибутике, символам и обрядам, подобающим православному царю. А на самом деле - это будет антихрист. И он будет прославлен этой новой иудоправославной церковью, помазан её новым вселенским патриархом и принят её новой патриотической паствой. Дальше заглядывать не хочется. Сценарий в принципе предсказуем. Скорее всего, всё это жуткое вышеизложенное и будет обсуждаться на супер-исторической эпохальной встрече 12 февраля между патриархом всея Руси и наместником антихриста на Земле. Даже жутко себе представить, что целых два часа могут делать вместе за закрытыми дверями патриарх и понтифик. Ведь они могут так же совершить и совместное богослужение. Итак, как мы видим, последствия 8 Собора для вселенского православия - это будет не уния от папы Римского, которую с тревогой ожидают все адекватные православные - всё будет гораздо печальнее. Ну а сейчас, всё свершается на наших глазах. С чем я всех православных и поздравляю. Старт сатанизма назначен на 12 февраля. Будьте бдительны. Уже началось. Скоро Конечная. Кстати, интересно, поцелует ли патриарх Кирилл туфлю папе Римскому, как того требует протокол Ватикана?

Просьба разпространить.

"АНТИХРИСТОВЫ СЛУГИ РВУТ И МЕЧУТ... Экуменисты РПЦ МП лгут и пытаются спасти Волчий Собор, созвав 10 июня экстренное совещание

ПКирилл обратился к участникам заседания со вступительным словом:

«Христос Воскресе!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья!

Вчера во второй половине дня состоялось заседание постоянных членов Священного Синода, находящихся в Москве, для рассмотрения очень важной информации, которая к нам поступает в связи с предстоящим Всеправославным Собором на Крите. Информация поступает от Поместных Православных Церквей и с самого Крита. И я хотел бы подробно вас проинформировать, с тем чтобы мы могли вынести суждение о том, что в этой ситуации предпринимать, поскольку ситуация является, с моей точки зрения, весьма сложной.

Поэтому благодарю вас, что вы так быстро откликнулись. Знаю, что многие преодолели большое расстояние. Даже на один день невозможно было отложить это заседание ввиду того небольшого времени, которое отделяет нас от возможного начала Собора. Поэтому чем раньше мы примем соответствующее решение, тем больше времени будет для того, чтобы эти решения могли быть осуществлены. Благодарю вас».

3 июня 2016 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Для участия в летней сессии (март-август) приглашены: митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Горловский и Славянский Митрофан; архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил; епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр.

ЖУРНАЛ № 35

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о серьезных проблемах, возникших в ходе подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви, намеченного на 18-26 июня 2016 года, в частности, об отказе Болгарской Православной Церкви участвовать в Соборе, если его сроки не будут перенесены, а также о серьезной критике подготовки Собора и проектов соборных документов, как в Русской Православной Церкви, так и в ряде других Поместных Православных Церквей.

Справка:

...
В течение последней недели ряд Поместных Православных Церквей сделал официальные заявления, ставящие под вопрос возможность проведения Святого и Великого Собора Православной Церкви в указанные сроки или достижения консенсуса по основным темам повестки дня Собора.

25 мая 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви определил, что в документы Собора «Таинство брака и препятствия к нему» и «Миссия Православной Церкви в современном мире» должны быть внесены значимые поправки, а документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» «должен быть существенно переработан». Отмечено, что если предлагаемые изменения «не будут учтены и внесены в текст документа, Грузинская Церковь не находит возможным его подписать».

Завершившийся 25 мая 2016 года Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял документ, посвященный подготовке Всеправославного Собора. В нем «отражена позиция епископов Сербской Православной Церкви по всем главным вопросам, которые будут обсуждаться на Великом Соборе и по которым он будет принимать решения».

В данном документе, направленном для сведения Предстоятелям и Священным Синодам Поместных Православных Церквей, задается вопрос, «соответствует ли предстоящий Собор критерию и мере истинных Соборов, известных из истории Православной Церкви… выразит ли Собор единство Церкви Христовой в Духе Святом во славу Бога Отца».

Архиереи Сербской Православной Церкви отмечают недостатки проекта Регламента Собора, ставят вопросы о роли и статусе епископов на Соборе, о неоправданном ограничении числа участников Собора; считают необходимым рассмотреть на Соборе тему автокефалии и способа ее провозглашения (на чем постоянно настаивала также и Русская Церковь, наряду с другими Церквами); выражают мнение, что проекты соборных документов «требуют изменения и уточнения для того, чтобы соответствовать требованиям жизни и миссии Церкви», в особенности отмечая такую необходимость в отношении документов «Миссия Православной Церкви в современном мире» и «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»; а также высказывают другие замечания.

25 мая 2016 года завершилось заседание Архиерейского Собора Элладской Православной Церкви, на котором, как сообщается в окружном послании Собора, «обсуждались решения и предложения Постоянного Священного Синода по соборным документам, составленные на основании предложений, направленных архиереями по просьбе Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима.

Храня верность учению пророков, апостолов и отцов Церкви, Архиерейский Собор Элладской Церкви внимательно одно за другим изучил все предложения Постоянного Священного Синода и в духе единодушия, ответственности и серьезности предложил поправки и дополнения к рассмотренным текстам, которые после этого приобрели окончательный вид официальных решений Элладской Церкви по соборным документам. Эти правки и дополнения носят существенный характер и отражают многовековой опыт и предание Церкви… Несмотря на то, что мнения иерархов разнились, решения были приняты почти единогласно». При этом отмечено, что «ранее тексты, которые будет обсуждать Святой и Великий Собор, вызывали во многом оправданное беспокойство у многих представителей духовенства, монашества и мирян».

В тот же день Священный Кинот Святой Горы Афон по итогам специально созванного Чрезвычайного двойного собрания всех антипросопов и игуменов двадцати святых обителей Святой Горы Афон направил Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и Предстоятелям Поместных Православных Церквей послание, в котором отмечено, что «некоторые места в предсоборных текстах нуждаются в уточнении для того, чтобы можно было более ясно выразить вековое предание святых отцов и соборное наследие Церкви. В отношении этих мест мы смиренно высказываем свое мнение и предлагаем свои поправки».

Эти поправки затрагивают проекты документов «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и «Миссия Православной Церкви в современном мире». Представляя эти «предложения, ставшие плодом… размышлений и молитвы», святогорцы подчеркивают, что корректировка предсоборных текстов необходима, дабы Святому и Великому Собору удалось «избежать расколов и разделений».

27 мая 2016 года Священный Синод Антиохийской Православной Церкви выпустил заявление, в котором указано, что члены Синода «обсудили все подробности и документы Великого Православного Собора», «пришли к соглашению об общей формулировке отношения Антиохийской Церкви к темам повестки дня» и «решили принять все предложенные поправки», внесенные ранее назначенной с этой целью комиссией, а также еще раз высказались о необходимости «нахождения окончательного церковного разрешения конфликта с Иерусалимским Патриархатом».

31 мая 2016 года Священный Синод Константинопольского Патриархата предложил для изучения проблемы во взаимоотношениях Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов и поиска взаимоприемлемого решения «сразу же после Святого и Великого Собора» учредить «двустороннюю комиссию из представителей этих Церквей при координирующей роли Вселенского Патриархата».

В связи с этим секретариат Священного Синода Антиохийского Патриархата 1 июня 2016 года заявил, что Антиохийский Патриархат узнал о данном предложении «с большим огорчением и удивлением» и признал, что «вышеупомянутое решение свидетельствует о том, что все усилия, предпринятые за прошедшие три года» со времени начала конфликта, «ни к чему не привели… Эти усилия специально предпринимались до начала Святого и Великого Собора, дабы Собор смог стать выражением православного единства. Лучшим проявлением этого единства служит Божественная литургия, совершаемая всеми автокефальными Православными Церквами в день празднования Пятидесятницы.

Совместное служение - верный путь решения вопросов, касающихся всей полноты Православной Церкви, а также выражение единодушия в этих вопросах». Однако «призыв отложить решение данной проблемы до окончания Святого и Великого Собора сводит на нет цель проведения Собора, который призван стать выражением православного единства», и «ставит под угрозу проведение Святого и Великого Собора в намеченные даты. Об этом Антиохийская Церковь неоднократно предупреждала». Сообщается, что «Священный Синод продолжает свои заседания и соберется вновь через несколько дней для изучения событий, имеющих отношение к Святому и Великому Собору, и принятия соответствующих решений».

1 июня 2016 года Священный Синод Болгарской Православной Церкви на своем заседании в полном составе «провел обстоятельные обсуждения по вопросам, связанным с созывом Великого и Святого Собора Православной Церкви, с 16 по 26 июня 2016 года на острове Крит». По итогам заседания Священный Синод Болгарского Патриархата «единодушно постановил: 1. Настаивать, чтобы Великий и Святой Собор Православной Церкви 16-26 июня сего года был отложен при продолжении подготовки к его проведению; II. В противном случае Священный Синод Болгарского Патриархата категорично заявляет о своем решении не участвовать в работе назначенного на 16-26 июня Великого и Святого Собора Православной Церкви».

2 июня 2016 года Святейший Патриарх Болгарский Неофит своим письмом сообщил об этом решении Предстоятелям Поместных Православных Церквей.

СИНОД РПЦ МП ПОСТАНОВИЛ:

1. Одобрить усилия по участию в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, предпринятые Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и представителями Московского Патриархата в период после Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 2-3 февраля 2016 года.

2. Утвердить предложения по поправкам Русской Православной Церкви к проектам документов Всеправославного Собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и «Миссия Православной Церкви в современном мире», сформулированные на основе высказанных суждений архиереев, клириков, монашествующих и мирян.

Прим.Ред. - т.е. до вчерашнего дня п.Кирилл и его подельники-экуменисты плевать хотели на все мнения и возражения архиереев, клириков, монашествующих и мирян Русской Церкви, которые высказывались открыто и публично. А теперь, когда другим Поместным церквам не удалось заткнуть рот и проигнорировать их претензии и несогласия, п.Кирилл решил принять к сведению мнения и своих "холопов и рабов".

3. Отметить, что по итогам обсуждения проектов документов Всеправославного Собора со стороны Грузинской, Сербской, Болгарской и Элладской Православных Церквей, а также Священного Кинота Святой Горы Афон представлены существенные поправки, во многом созвучные с предложениями Русской Православной Церкви. Они требуют основательного рассмотрения с целью нахождения общеправославного консенсуса.

Прим.Ред. - нагло лжет лжепатриарх Кирилл. Не было никаких поправок и предложений, высказанных РПЦ МП официально, т.е. Синодом, архиерейским Собором или патриархом. Не было ВООБЩЕ! П.Кирилл собрал в феврале своих рабов - архиереев РПЦ МП и просто легализовал все свои еретические разработки итоговых документов Собора, не спрашивая мнения сотен епископов. С Поместными Церквами у него с подельником-масоном Варфаломеем этого не получилось. И теперь вертятся они ужами на антихристовой сковородке за срыв Волчьего антихристова собора.

4. Учитывая, что решения Всеправославного Собора могут быть приняты лишь на основе консенсуса (Решение Собрания Предстоятелей Православных Поместных Церквей, состоявшегося 6-9 марта 2014 года, пункт 2.а), то есть единодушным волеизъявлением всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей, отметить, что неучастие в Соборе хотя бы одной из них составляет непреодолимое препятствие для проведения Святого и Великого Собора.

5. Констатировать, что решение Священного Синода Болгарской Православной Церкви от 1 июня 2016 года, а также продолжающаяся неопределенность относительно возможности участия Антиохийского Патриархата в Святом и Великом Соборе, как и отсутствие предварительного консенсуса по проекту Регламента Собора и документу «Таинство брака и препятствия к нему», означают, что в настоящее время, когда до намеченной даты открытия Собора остается две недели, существуют серьезные проблемы, требующие безотлагательных общеправославных действий.

6. Считать, что выходом из сложившегося чрезвычайного положения могло бы стать проведение экстренного Всеправославного предсоборного совещания для рассмотрения сложившейся ситуации и изучения представленных Поместными Православными Церквами поправок к соборным документам с целью выработки согласованных предложений.

7. Признать, что созыв такого совещания, с учетом большого объема работы и важности поднятых вопросов, требуется осуществить безотлагательно, не позднее 10 июня сего года, дабы на основании решения, принятого по его итогам, Православные Церкви могли вынести суждение относительно возможности проведения Всеправославного Собора в намеченные сроки.

8. Просить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла обратиться с соответствующим предложением к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею.

9. Незамедлительно направить вышеописанные предложения Русской Православной Церкви Предстоятелям Поместных Православных Церквей."

Заседания так называемого «Святого и Великого Собора», а точнее, Критского межправославного совещания начались в понедельник, 20 июня 2016 года. Открывая первое из них, председательствующий патриарх Варфоломей подчеркнул особую заинтересованность в проводимом мероприятии не только православных христиан, но и представителей всех других религиозных учений и международных организаций, таких как Всемирный Совет Церквей, представители которых присутствуют в зале заседаний: «С сегодняшнего дня взоры не только православных, но и многих других христиан и нехристиан и международных организаций находятся здесь, на Крите, и будут следить за нашими трудами. Я бы сказал, с особым интересом».

После такого вступления председательствующий выразил великую признательность своему духовному другу-сомолитвеннику - Римскому понтифику Франциску за молитвы об успешном проведении Собора: «Его Святейшество папа Римский вчера, во время своей обычной ежевоскресной полуденной молитвы, помолился об успехе наших трудов на Соборе… И мы выражаем горячую благодарность ему за это».

(Об этом сообщило и радио Ватикана: «Папа Франциск призвал верных молиться вместе с православными братьями об успешном проведении Всеправославного собора, который начался на Крите: “Сегодня, в Торжество Пятидесятницы по юлианскому календарю, которому следует Православная Церковь, с Божественной Литургии на Крите начался Всеправославный собор. Присоединимся к молитве наших православных братьев, призывая Святого Духа, дабы Он помог Своими дарами патриархам, архиепископам и епископам, собравшимся на соборе. Все вместе помолимся Пресвятой Богородице обо всех наших православных братьях”»).

Затем патриарх Варфоломей очень строго отозвался в адрес Поместных Церквей, отказавшихся от участия в Соборе. Он привел случаи из церковной истории, заявив: «Те, кто не приняли решения Соборов, самоизолировались и превратились в еретиков», и назвал «неприятным сюрпризом то, что в 12-й час, то есть в последний момент, они вдруг отозвали свои подписи (под общим соглашением)».

Он выразил надежду, что отсутствующие Церкви согласятся с решениями, которые будут приняты на Крите и подпишут их.

Выступивший затем архиепископ Кипрский Хризостом, прежде всего, отметил особую роль патриарха Варфоломея в организации Критского совещания: «... В мозаике приготовления и созыва Святого и Великого Собора каждая Церковь, каждый Предстоятель и каждый епископ занимают каждый свое место. Но в центре этой мозаики господствует огромная Личность Святейшего патриарха Варфоломея. Это великий Человек в великий исторический час! Мы благодарим Вас, ваше Святейшество!».

Затем архиепископ Хризостом посетовал на отсутствие представителей ряда Поместных Церквей и обрушился на тех, кто подверг справедливой критике проекты предсоборных документов и предложил внести в них поправки, чтобы данные документы не противоречили святоотеческому учению Святой Православной Церкви: «Группировки фундаменталистов, фанатики, среди которых есть и богословы, и епископы, и которые сегодня проявляют свою активность во всем православном мире, были еще одной серьезной причиной не только временной задержки созыва Собора, но и нависшей опасности отмены Святого и Великого Собора. Противодействие этих группировок любому сближению с другими, неправославными христианами косвенно влияло и на наши Поместные Соборы, на которых они предпринимали и предпринимают попытки вносить бесконечные поправки в текстах и в терминах документов, подготовленных предсоборными Совещаниями. Мы не имеем иллюзий: для этих группировок мы все находимся в ереси и в апостасии, то есть являемся отступниками...»

Неожиданное саморазоблачение прозвучало со стороны известного экумениста, верного сотрудника Ватикана и Фанара, организатора ряда межрелигиозных конференций с участием «христиан», мусульман и иудеев.

Вот такое незамысловатое начало было положено критскому совещанию, находящемуся под особым надзором спецслужб США и глобалистов - строителей «нового мирового порядка» антихриста.

С заявлением в поддержку Варфоломея выступил председатель Комиссии по иностранным делам Палаты представителей США Эдвард Ройс. Отметив, что Константинопольский патриарх является обладателем ряда престижных наград американских фондов и университетов, он заявил: «Патриарх известен своими усилиями и работой, которую он сделал для мира и примирения между всеми религиями, поощрении диалога между христианами, иудеями и мусульманами. После терактов 11 сентября 2001 года Патриарх провел встречу религиозных лидеров, в том числе имамов мусульман, где осуждено нападение как антирелигиозный акт».

По приглашению патриарха Варфоломея в заседаниях «Собора» принимают участие «инославные» наблюдатели. Со стороны Римско-католической церкви на Крит прибыли глава Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, секретарь Совета епископ Абитины Брайан Фаррелл и другие епископы-латиняне.

Кроме католиков во «Всеправославном соборе» в качестве наблюдателей принимают участие представители так называемых «древневосточных» или «дохалкидонских церквей», которые придерживаются монофизитской ереси, осужденной святыми отцами IV Вселенского (Халкидонского) Собора в 451 году.

На Крит съехались делегации целого ряда еретических «конфессий»: Армянской Апостольской (ААЦ), Коптской, Эфиопской, Эритрейской, Сиро-Яковитской, Маланкарской, о чем сообщалось в пресс-релизе Киликийского католикосата. Как наблюдатель на экуменическом совещании представлена и Ассирийская «церковь Востока» (исповедающая несторианскую ересь).

От Армянской церкви на Крит прибыли представители обоих Католикосатов. От Первопрестольного Эчмиадзина (Армения) - председатель Отдела внешних церковных связей ААЦ, член Верховного духовного совета ААЦ, доктор богословия архиепископ Езник Петросян, а от Великого Дома Киликийского (Ливан) - архиепископ Комитас Оганян.

На фотографиях заседаний в Православной академии Крита все эти «гости» выделяются своими оригинальными одеяниями и колоритной внешностью. У человека, увидевшего такую картинку, в сознании невольно размывается понятие об истинной Церкви...

Прежде еретиков приглашали на Соборы не в качестве «наблюдателей», а в качестве ответчиков, для того, чтобы они принесли покаяние. Если же они продолжали упорствовать в своих заблуждениях, их отлучали от Церкви и изгоняли с заседаний Собора. Присутствие еретиков на межправославном совещании фактически узаконивает ересь и, несомненно, подрывает авторитет этого мероприятия.

Тем не менее, патриарх Варфоломей обратился к официальным наблюдателям от других «церквей», с радостью отметив: «Мы путешествовали вместе в богословском диалоге и экуменическом сотрудничестве в нашей готовности реагировать на теологические разделения прошлого и глобальные вызовы нашего времени». Остается вспомнить нелестные высказывания этого великого экумениста о святых отцах, которые, по его мнению, «были обольщены древним змием и передали нам в наследство раскол с несправедливо обиженной» римской церковью.

В составе некоторых делегаций присутствуют на критском совещании и женщины. Так, в число консультантов от Константинопольского Патриархата вошли игуменья Феоксения, настоятельница патриаршего ставропигиального монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Хании (Крит), и Элизабет Продрому, профессор университета Тафтса (США).

В состав делегации Албанской Православной Церкви включены монахиня Ракела Дервиши; Сонила Рембечи, входившая в состав президиума Центрального совета Конференции европейских церквей в 2009-2013 годах, и сотрудница пресс-службы Албанской Православной Церкви Орфеа Бечи.

20 июня 2016 года так называемым «Святым и Великим Собором» на Крите был принят первый документ: «Миссия Православной Церкви в современном мире». В первоначальный вариант были внесены несущественные поправки.

21-22 июня обсуждались вопросы о православной диаспоре, об автономии и способах её провозглашения, и о важности поста и его соблюдения сегодня.

Проблема православной церковной диаспоры, возникла в условиях массовой миграции ХХ века в страны, отдаленные от исторических мест проживания верующих людей. В этих регионах появились епископы и духовенство различных юрисдикций, возникла специфическая ситуация, вызванная сосуществованием в одном и том же городе православных епископов, которые принадлежат к различным Поместным Церквам.

Известно, что патриарх Варфоломей не желает, чтобы в диаспоре существовали какие-либо юрисдикции, кроме его собственной. Совершенно очевидно, что решать эти проблемы возможно только с непосредственным участием Русской и Антиохийской Православных Церквей, однако представители Константинопольского патриархата заявили, что соответствующий документ будет подписан 23 июня.

Наибольший интерес в православной среде вызывает документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Сегодня многие исследователи пытаются подробно анализировать его содержание. Пишут по этому поводу целые трактаты. Совершенно безполезное занятие. Достаточно констатировать только два момента:

1) погибельная ложь заложена в самом заголовке - вне мира Православного нет никакого другого христианского мира. Вспомним слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Вы говорите: “еретики те же христиане”. Откуда Вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы - богохульныя ереси!»

2) вторая ложь, усиливающая первую, заложена в тексте этого отступнического документа: «Православная Церковь констатирует (в более правильном переводе с греческого - “признает”) существование в истории других, не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий». Так попирается догмат о Церкви Божией, искажается истинное о Ней понятие. Еретическим сообществам, отпавшим от мистического Тела Христова, присваивается статус Церкви! «Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святаго: она или хулит догмат Святаго Духа, или действие Святаго Духа, но хулит непременно Святаго Духа. Сущность всякой ереси - богохульство!» - пишет святитель Игнатий, «... а хула на Духа не простится... ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32). Что еще нужно доказывать?..

В Замечаниях Каменец-Подольской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата совершенно справедливо говорится: «Данный документ, вступает в полное противоречие с Евангелием и учением Господа нашего Иисуса Христа», а в своем Открытом письме к патриарху Варфоломею и всей христоименитой церковной полноте Святогорские отцы заявляют, что необходимо полностью отвергнуть этот документ, сняв его с рассмотрения. Они также потребовали осудить «всеересь люциферианского синкретического межхристианского и межрелигиозного экуменизма» и внесли еще ряд категорических требований.

На брифинге для прессы 22 июня журналисты поинтересовались, будут ли учтены предложения по изменению текстов, изложенные в письме Святогорских отцов патриарху Константинопольскому? Советник патриарха Варфоломея, архидиакон Иоанн Хрисавгис заявил: он надеется, что патриарх получил и принял во внимание предложения. В ближайшие дни все определится...

Следует отметить, что, несмотря на восторженные тирады некоторых представителей оргкомитета критского совещания о его «демократичности» и «согласии участников друг с другом», оно вызывает весьма мрачные чувства. Неслучайно Союз православной общественности Крита опубликовал открытое Обращение, в котором высказался о недопустимости участия в мероприятии «даже в качестве наблюдателей, еретиков Ватикана и нечестивых лжеиерархов».

Авторы справедливо называют его «экуменическим» и «подготовительным для установления всерелигии», в рамках которой произойдет слияние Православной Церкви с католиками, протестантами и прочими еретиками. Верующие провели пикет под лозунгами: «Патриарх Варфоломей - предатель, он проводит службу с папой Римским, с другими еретиками. Это запрещено. Собор - это предательство».

В интервью 31 мая 2016 года геронта Савва Лавриот, член Духовного Собора Великой Лавры преподобного Афанасия на Святой Горе Афон отмечал: «Целью этого “Собора” является то, чтобы уже сейчас включить нас в глобализационный проект Нью Эйдж (Новая Эра), в “новый мировой порядок” антихриста. Таким образом, вывод совершенно очевиден: нас ведут к “новому мировому порядку” и стараются нас привести к созданию единой всемирной религии, и этот “Собор” - первый шаг в этом направлении.

По их планам, сначала должны быть объединены все так называемые “христианские церкви”, должно произойти слияние Православия и всех ересей в одно целое, а затем последующее их слияние с ересью экуменизма и ложными идеями глобализации, то есть всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Потому что именно через всеересь экуменизма, согласно пророческих слов преподобного Иустина Поповича, будет происходить это объединение, так, чтобы в последствии привести нас к объединению всех религий. Это их главная, отдаленная цель.

И именно по этой причине созывается этот “Собор”. Но мы не можем согласиться с ошибочным утверждением, что якобы существуют какие-то другие истины или истина находится где-то еще. Истина содержится только в Православной Церкви, только в Православной вере. Это мы приняли от Святых Отцов, это мы приняли от Святых Апостолов, Сам Христос передал нам все это, и мы продолжаем нести тысячелетнее свидетельство об истине, которое передали нам Святые Отцы...

У врагов Христа существует три больших цели: привести к власти всемирное правительство, создать единую мировую экономику и единую всемирную религию. Естественно, все это служит реализации плана по приведению к власти единого мирового правителя, когда произойдет всемирное объединение религии, экономики и политики, то есть создание всемирного государства. Само собой разумеется, что этот правитель и будет антихристом, человеком, который будет против Христа, как нам святой апостол Иоанн Богослов открыл в “Апокалипсисе”».

О зловещей роли одного из главных организаторов «Святого и Великого Собора» - друга семьи Бушей, Сороса, Байдена, Клинтон и других «сильных мира сего», «казначея» патриарха Варфоломея, - протопресвитера Алекса Карлуцоса, уже достаточно написано. Желающие могут ознакомиться в интернете. Есть о чем задуматься...

Завершая этот обзор, следует отметить, что во вторник, 21 июня, на военно-морскую базу Суда на Крите в сопровождении отряда кораблей прибыл атомный авианосец ВМС США «Гарри Трумэн». Бронированный монстр по разным данным несет от 78 до 90 самолетов, экипаж почти 6000 человек. Армада будет находиться у берегов острова в течение нескольких дней. Вдруг какая-то сила помешает проведению «ответственного мероприятия глобального масштаба...»

Валерий Павлович Филимонов,
русский писатель-агиограф

Что думают в Сербии по поводу грядущего «Всеправославного собора» (2016 г.)

– Интересуются ли священнослужители и миряне Сербской Православной Церкви намеченным на 2016 год так называемым «Святым и Великим собором Православной Церкви»? Как эту тему освещают официальные СМИ СПЦ и ресурсы ревнителей чистоты Православия, такие как ваш сайт «Борьба за веру»? Какие мнения высказываются?

– Сербская Православная Церковь находится в очень сложной ситуации, тяжелейшей в своей истории и, возможно, наихудшей по сравнению с обстановкой в других Поместных Православных Церквах. Наша Церковь подвергается сильнейшему давлению со стороны Ватикана и Фанара, что проявляется настоящей диктатурой епископов-экуменистов и обновленцев и их духовных чад. Они составляют абсолютное большинство в Архиерейском соборе и держат под своим контролем все церковные структуры.

Напомним, что профессор догматики на Богословском факультете в Белграде епископ Браничевский Игнатий (Мидич) – экуменист и обновленец, реформатор Божественной Литургии и главный проповедник неправославных учений титулярного митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа). Его ученик и последователь епископ Захумско-Герцеговинский Григорий (Дурич) молится с еретиками, лишает храмы иконостасов, вводит женщин в алтарь. Епископ Бачский Ириней (Булович) также постоянно практикует моления с еретиками и по сути неофициально управляет Сербской Церковью. Епископ Австралийско-Новозеландский Ириней – еще один экуменист и обновленец, он входит в состав президиума всееретического «Всемирного совета церквей», сотрудничает с Вашингтоном…

На фоне всех этих внутренних проблем тема предстоящего в Константинополе собора у нас отчасти меркнет. Однако верные чада Церкви внимательно следят за связанными с ним событиями, а наш сайт их регулярно об этом информирует. Вообще наше мнение относительно «Всеправославного собора» выражено в словах святого Феодора Студита, на которого ссылался владыка Феофан, Новый Затворник (архиепископ Феофан (Быстров), –примеч. ред. ): «Не всякое собрание епископов есть Собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине». Что же касается официальных церковных СМИ, они публикуют только то, что соответствует экуменическо-реформаторскому курсу наших иерархов.

– Активный участник процесса подготовки «Всеправославного собора» из Русской Церкви митрополит Иларион (Алфеев) утверждает, что «некоторыми маргинальными СМИ развернута настоящая кампания против созыва собора. <…> Верующих пугают тем, что грядущий собор станет „антихристовым”, потому что на нем якобы будут приняты решения, идущие вразрез с учением Церкви, ее догматами, канонами и правилами: введут женатый епископат, отменят посты, пересмотрят основы вероучения…» Он убежден, что «подобные рассуждения <…> не имеют под собой реальных оснований». А как считаете вы: действительно ли нет поводов для безпокойства в связи с созывом «Всеправославного собора» и причин опасаться утверждения на нем неправославных постановлений?

– Мы знакомы с этим заявлением митрополита Илариона и в свое время уже комментировали его на нашем сайте. Какие же СМИ тут подразумеваются под маргинальными? Мы полагаем, что речь идет об альтернативных (неофициальных) СМИ, согласующих все свои публикации с учением Церкви, размещающих правдивые материалы и информацию, невыгодную экуменистам и обновленцам и потому замалчиваемую патриархийными сайтами. И вот несколько доказательств справедливости высказываемых на этих ресурсах опасений.

С начала XX века в православной среде усилилось модернистское и экуменическое движение, инициаторы и участники которого своей главной задачей на ближайший период определили созыв некоего «Всеправославного собора», направленного на легализацию во всех Поместных Церквах их нововведений. Сегодня это движение еще более окрепло, активизировалось, и его опасность значительно возросла. Укажем некоторые характерные моменты, подтверждающие правомерность безпокойств верующих. Так, в повестке дня грядущего собора нет пункта об осуждении экуменизма. А, как известно, все предыдущие Соборы созывались именно ради осуждения какой-либо ереси, в конкретный исторический период потрясавшей Церковь. Экуменизм как раз и является таким современным лжеучением, и он даже более опасен, чем все предыдущие, поскольку это – всеересь (по слову преп. Иустина (Поповича)), своим синкретизмом угрожающая Церкви как богочеловескому организму, единому и единственному Телу Христову. Т. е. в настоящее время только осуждение экуменизма может быть причиной для созыва Собора Православной Церкви с эпитетами «Великий», «Всеправославный» или «Вселенский».

Именно поэтому в 1977 году преподобный Иустин Челийский в своем обращении к Архиерейскому собору СПЦ «По поводу созыва „Великого собора Православной Церкви”» писал: «Историческая реальность очевидна: Святые и Богосозываемые Соборы Святых Отцов всегда имели перед собой один или, самое большее, два-три вопроса, остро поставленных им великими ересями и расколами, извращавшими правую веру, раздиравшими Церковь и серьезно угрожавшими спасению человеческих душ, спасению православного народа Божия и всего творения Божия. Поэтому Вселенские Соборы всегда имели христологический, сотериологический, экклесиологический характер, т. е. их центральной темой – всетемой и главным благовестием, всеблаговестием – всегда были Богочеловек Иисус Христос и наше спасение в Нем, наше обожение в Нем. <…> Это – истинная православная, апостольски-святоотеческая тематика, безсмертная тематика Церкви Богочеловека во все времена, прошлые, настоящие и будущие. Только она одна может быть предметом и возможного будущего Вселенского Собора Православной Церкви, а не схоластически-протестантский каталог тем, которые не имеют никакой существенной связи с духовным опытом и духовной жизнью векового апостольского Православия, а являются лишь рядом сухих гуманистических теорем».

То, что тревога православных небезосновательна, видно и из следующего факта. После оглашения времени проведения «Всеправославного собора» кардинал Курт Кох, председатель «Папского совета по содействию христианскому единству», с нескрываемой радостью заявил: «Если Православные Церкви обретут большее единство между собой, то для экуменического диалога с нашей католической церковью это будет только полезным и способствующим его развитию» и принесет «много добрых плодов». Обратите внимание: латиняне, вековые враги Православия, радуются единству православных! Митрополит Петр II Петрович Негош говорил: «Латиняне – старые обманщики». Чтобы понять причину радости Коха, следует вспомнить его сетования годом ранее. Тогда главный папский экуменист откровенно признал, что работа Смешанной комиссии по богословскому диалогу между православными и католиками зашла в тупик и что хотя«была развита всемирная сеть дружеских экуменических отношений <…>, но, несмотря на все, что было сделано, надо сказать, что цель экуменизма не достигнута: мы еще не нашли единства, и перед нами еще много работы для его поиска».

Латиняне поняли, что путь к унии через диалог – долгий и неопределенный, потому что, как сказал Кох, «действительно существует некоторая напряженность во внутренних отношениях» между делегациями Поместных Православных Церквей (т. е. первенство чести ватиканско-вашингтонского послушника Патриарха Варфоломея все еще не стало и первенством власти). Поэтому паписты изменили план и дали «православным» экуменистам, особенно фанариотам, четкие директивы, как можно быстрее преодолеть этот застой в процессе достижения унии (о существовании срочного приказания свидетельствует то обстоятельство, что Предстоятели Поместных Церквей поспешили в Стамбул на Первой седмице Великого Поста, во время строжайшего воздержания и молитвы). Новый папистский сценарий объединения Православия с ересью, изложенный кардиналом Кохом, звучит так: «Я предполагаю, что проведение Всеправославного собора стало бы очень важным событием. Я слежу за развитием этого вопроса с большой симпатией, потому что убежден: если дело дойдет до открытия Всеправославного собора, то это станет большим подспорьем для экуменического диалога с нами».

Так что все более чем очевидно.

Следует принять во внимание и заявление ведущего «православного» экумениста Константинопольского Патриарха Варфоломея. Недавно, совершая визит в Нидерланды, он сказал, что «Православие призвано последовательно применять свои фундаментальные экклезиологические принципы, связанные со вселенскостью и соборностью Церкви, на пути, который станет ответом на вызовы „ортодоксизма” и „этноцентризма”, направленные против него». Надо иметь в виду, что именно этот человек, открыто угрожающий православным противникам унии (которую он подразумевает под «вселенскостью» и «соборностью» Церкви), будет председательствовать на грядущем «Всеправославном соборе»!

Различные организации и силы нового мирового порядка уже давно стремятся к радикальной реформации Церкви Христовой, поскольку иначе они не смогут утвердить власть антихриста, который не придет, пока православные не отступят от истин своей веры. Поэтому настороженность в отношении «Всеправославного собора» уместна и оправдана. Не надо паниковать, но, как гласит наша народная поговорка: «Тот, кого ужалила змея, боится даже ящерицы».

– Подготовка к собору идет уже не одно десятилетие, и вынесенные на его повестку темы ранее прорабатывались и согласовывались на многочисленных предсоборных совещаниях. Еще в конце 1960-х годов темы соборного каталога были разделены между Поместными Церквами, обязавшимися подготовить по ним доклады, на основании которых составлялись проекты документов для дальнейшего утверждения на совещаниях и самом соборе. Сербской Церкви поручили разработку темы «Согласование церковных определений о посте с требованиями современной эпохи». Известно ли вам что-либо о том, как рассматривался этот вопрос? Что вы думаете о соблюдении постов в современном мире?

– В конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века среди сербских епископов уже обозначились сторонники сокращения и «смягчения» постов, но святой Иустин Челийский, этот новый светильник Церкви Божией, ясно высказал свою позицию по этому вопросу в письме к епископу Шабацко-Вальевскому Иоанну, племяннику святителя Николая (Велимировича). Письмо было составлено в 1968 году, но оно выражает мнение православных сербов об этой проблеме и по сей день. Отец Иустин указывает на то, что пост есть установление богочеловеческое, утвержденное на Соборах Духом Святым. И жития святых, по его словам, свидетельствуют, что «богочеловеческий пост – святая этическая догма Православной Церкви, которая не может и не должна быть реформирована»: «Евангелие о богочеловеческом посте не может быть изменено, как и Спасово Евангелие вообще. Тот, кто переиначивает Евангелие, будь он хоть Ангелом, подпадает под страшную апостольскую анафему: „Да будет проклят!” (см.: Гал. 1, 8). Под эту анафему подпадали и подпадают различные еретики, в том числе и последователи римско-католической, латинской ереси. Что в латинской ереси осталось от евангельского богочеловеческого поста? – Почти ничего. Потому что недавно Второй ватиканский собор принял „непогрешимое” решение: в году сохраняется лишь один постный день – Страстная Пятница». Далее отец Иустин добавляет: «Под влиянием языческой европейской культуры богочеловеческий пост полностью отвергнут в Европе, и Европа распадается в своем антихристианском аскетизме. Конец всему этому может быть только один: плач и скрежет зубов». Наконец, Святой Отец ясно заключает:«Апокалипсически страшно и жутко, что вопрос поста, давно решенный в Православной Церкви на все времена, вообще обсуждается на межправославных конференциях».

– А существует ли, по вашему мнению, необходимость в обсуждении иных указанных в обнародованной повестке «Всеправославного собора» тем? Судя по официальным заявлениям участников предсоборного процесса, они придерживаются мнения, что в настоящее время в Поместных Православных Церквах утвердились «различные практики» в вопросах церковного календаря, соблюдения постов, подготовки ко Святому Причащению, браков с «инославными» и т. д. Можно ли эти имеющие место различия назвать «разными практиками», нуждаются ли они в унификации и если да, то по какому принципу?

– Преподобный Иустин Челийский в уже упомянутом обращении к Священному Архиерейскому собору СПЦ писал, что в настоящее время «не существует ни одной серьезной и неотложной темы для созыва и проведения нового Вселенского Собора Православной Церкви <…> Этот вопрос (о подготовке к собору, – примеч. ред. ) возник еще при жизни несчастного Патриарха Константинопольского Мелетия (Метаксакиса), известного тщеславного модерниста и реформатора, создателя раскола в Православии, на его так называемом „Всеправославном Конгрессе” в Константинополе в 1923 году. В то время было предложено, чтобы собор состоялся в Нише в 1925 году; но так как Ниш не находится „на территории Вселенской Патриархии”, собор не был созван». Отец Иустин далее говорит, что «в истории и жизни Православной Церкви никогда ни один Собор, а тем более столь исключительно благодатное и духовное явление, каким является Вселенский Собор, не вызывался искусственно, путем измышления тем для своей работы и заседаний; никогда нарочито не созывались конференции, конгрессы, просиноды и подобные искусственные собрания, совершенно чуждые и не известные православной соборной традиции, а по сути – перенятые от западных организаций, чуждых Церкви Христовой».

В 1927 году авва Иустин представил сербским читателям книгу святогорского подвижника Даниила о готовящемся «Вселенском соборе». В этой брошюре, которую он считал основным материалом по данной проблеме, перечислены критерии Вселенского Собора. В частности, там отмечено, что Соборы всегда созывались ради борьбы с ересями, угрожавшими вере Церкви. Их созывали не Папы и Патриархи, а благочестивые Императоры, радевшие о чистоте Православной веры. На них велась дискуссия о вере, в ходе которой обличалась ересь, а затем утверждались православные догматы, соответствующие Священному Писанию и Преданию Церкви, а также постановлениям предыдущих Соборов. Эти решения должны были приниматься всей полнотой Церкви – от епископа до мирянина. По словам святого Максима Исповедника, «святы и признаны те Соборы, которые подтверждены правильностью догматов». Еретики тоже имели свои соборы, зачастую даже более представительные по числу участников, чем Соборы православные. Но эти собрания не стоявших в истине отвергнуты Церковью и именуются «разбойничьими».

В перечне тем грядущего собора, как мы уже сказали, нет осуждения ереси. На повестке дня – вопросы навязанные Вселенскому Православию Фанаром, «восточным Ватиканом», цель «обсуждения» которых – упразднение аскетического характера Православия (сокращение постов, второбрачие священства) и провокация великих расколов (введение нового календаря). Ввиду перечисленных причин, этот собор, по слову отца Иустина,«вместо лечения откроет новые раны на Теле Церкви и создаст для нее новые проблемы и страдания».

Конечно, в практиках Поместных Церквей всегда имелись некоторые различия, но нынешние экуменическо-обновленческие новшества – это «различие» совсем иного порядка, идущее вразрез со святоотеческим учением и традициями всей полноты Православия, а не одной Поместной Церкви. И то, что этому учению и традициям чуждо (например, молитву с еретиками), необходимо устранять из жизни православных христиан. Так, в вопросе о календаре новостильным Поместным Церквам должно последовать примеру Польской Православной Церкви и вернуть благословленный Господом традиционный юлианский богослужебный календарь. Тем более что использование папского календаря для неподвижных праздников при сохранении православного летосчиления для переходящих зачастую приводит к сокращению и даже полному исчезновению Апостольского поста (как это было, например, в прошлом году) и другим грубым нарушениям в церковной жизни.

20 июня 2016 года. Открывая первое из них, председательствующий патриарх Варфоломей подчеркнул особую заинтересованность в проводимом мероприятии не только православных христиан, но и представителей всех других религиозных учений и международных организаций, таких как Всемирный Совет Церквей, представители которых присутствуют в зале заседаний: «С сегодняшнего дня взоры не только православных, но и многих других христиан и нехристиан и международных организаций находятся здесь, на Крите, и будут следить за нашими трудами. Я бы сказал, с особым интересом».

После такого председательствующий выразил великую признательность своему духовному другу-сомолитвеннику - Римскому понтифику Франциску за молитвы об успешном проведении Собора: «Его Святейшество папа Римский вчера, во время своей обычной ежевоскресной полуденной молитвы, помолился об успехе наших трудов на Соборе… И мы выражаем горячую благодарность ему за это».

(Об этом сообщило и радио Ватикана: «Папа Франциск призвал верных молиться вместе с православными братьями об успешном проведении Всеправославного собора, который начался на Крите: “Сегодня, в Торжество Пятидесятницы по юлианскому календарю, которому следует Православная Церковь, с Божественной Литургии на Крите начался Всеправославный собор. Присоединимся к молитве наших православных братьев, призывая Святого Духа, дабы Он помог Своими дарами патриархам, архиепископам и епископам, собравшимся на соборе. Все вместе помолимся Пресвятой Богородице обо всех наших православных братьях”»).

Затем патриарх Варфоломей очень строго отозвался в адрес Поместных Церквей, отказавшихся от участия в Соборе. Он привел случаи из церковной истории, заявив: «Те, кто не приняли решения Соборов, самоизолировались и превратились в еретиков», и назвал «неприятным сюрпризом то, что в 12-й час, то есть в последний момент, они вдруг отозвали свои подписи (под общим соглашением)».

Он выразил надежду, что отсутствующие Церкви согласятся с решениями, которые будут приняты на Крите и подпишут их.

Выступивший затем архиепископ Кипрский Хризостом, прежде всего, отметил особую роль патриарха Варфоломея в организации Критского совещания: «... В мозаике приготовления и созыва Святого и Великого Собора каждая Церковь, каждый Предстоятель и каждый епископ занимают каждый свое место. Но в центре этой мозаики господствует огромная Личность Святейшего патриарха Варфоломея. Это великий Человек в великий исторический час! Мы благодарим Вас, ваше Святейшество!».

Затем архиепископ Хризостом посетовал на отсутствие представителей ряда Поместных Церквей и обрушился на тех, кто подверг справедливой критике проекты предсоборных документов и предложил внести в них поправки, чтобы данные документы не противоречили святоотеческому учению Святой Православной Церкви: «Группировки фундаменталистов, фанатики, среди которых есть и богословы, и епископы, и которые сегодня проявляют свою активность во всем православном мире, были еще одной серьезной причиной не только временной задержки созыва Собора, но и нависшей опасности отмены Святого и Великого Собора. Противодействие этих группировок любому сближению с другими, неправославными христианами косвенно влияло и на наши Поместные Соборы, на которых они предпринимали и предпринимают попытки вносить бесконечные поправки в текстах и в терминах документов, подготовленных предсоборными Совещаниями. Мы не имеем иллюзий: для этих группировок мы все находимся в ереси и в апостасии, то есть являемся отступниками...»

Неожиданное саморазоблачение прозвучало со стороны известного экумениста, верного сотрудника Ватикана и Фанара, организатора ряда межрелигиозных конференций с участием «христиан», мусульман и иудеев.

Вот такое незамысловатое начало было положено критскому совещанию, находящемуся под особым надзором спецслужб США и глобалистов - строителей «нового мирового порядка» антихриста.

С заявлением в поддержку Варфоломея выступил председатель Комиссии по иностранным делам Палаты представителей США Эдвард Ройс. Отметив, что Константинопольский патриарх является обладателем ряда престижных наград американских фондов и университетов, он заявил: «Патриарх известен своими усилиями и работой, которую он сделал для мира и примирения между всеми религиями, поощрении диалога между христианами, иудеями и мусульманами. После терактов 11 сентября 2001 года Патриарх провел встречу религиозных лидеров, в том числе имамов мусульман, где осуждено нападение как антирелигиозный акт».

По приглашению патриарха Варфоломея в заседаниях «Собора» принимают участие «инославные» наблюдатели. Со стороны Римско-католической церкви на Крит прибыли глава Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, секретарь Совета епископ Абитины Брайан Фаррелл и другие епископы-латиняне.

Кроме католиков во «Всеправославном соборе» в качестве наблюдателей принимают участие представители так называемых «древневосточных» или «дохалкидонских церквей», которые придерживаются монофизитской ереси, осужденной святыми отцами IV Вселенского (Халкидонского) Собора в 451 году.

На Крит съехались делегации целого ряда еретических «конфессий»: Армянской Апостольской (ААЦ), Коптской, Эфиопской, Эритрейской, Сиро-Яковитской, Маланкарской, о чем сообщалось в пресс-релизе Киликийского католикосата. Как наблюдатель на экуменическом совещании представлена и Ассирийская «церковь Востока» (исповедающая несторианскую ересь).

От Армянской церкви на Крит прибыли представители обоих Католикосатов. От Первопрестольного Эчмиадзина (Армения) - председатель Отдела внешних церковных связей ААЦ, член Верховного духовного совета ААЦ, доктор богословия архиепископ Езник Петросян, а от Великого Дома Киликийского (Ливан) - архиепископ Комитас Оганян.

На фотографиях заседаний в Православной академии Крита все эти «гости» выделяются своими оригинальными одеяниями и колоритной внешностью. У человека, увидевшего такую картинку, в сознании невольно размывается понятие об истинной Церкви...

Прежде еретиков приглашали на Соборы не в качестве «наблюдателей», а в качестве ответчиков, для того, чтобы они принесли покаяние. Если же они продолжали упорствовать в своих заблуждениях, их отлучали от Церкви и изгоняли с заседаний Собора. Присутствие еретиков на межправославном совещании фактически узаконивает ересь и, несомненно, подрывает авторитет этого мероприятия.

Тем не менее, патриарх Варфоломей обратился к официальным наблюдателям от других «церквей», с радостью отметив: «Мы путешествовали вместе в богословском диалоге и экуменическом сотрудничестве в нашей готовности реагировать на теологические разделения прошлого и глобальные вызовы нашего времени». Остается вспомнить нелестные высказывания этого великого экумениста о святых отцах, которые, по его мнению, «были обольщены древним змием и передали нам в наследство раскол с несправедливо обиженной» римской церковью.

В составе некоторых делегаций присутствуют на критском совещании и женщины. Так, в число консультантов от Константинопольского Патриархата вошли игуменья Феоксения, настоятельница патриаршего ставропигиального монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Хании (Крит), и Элизабет Продрому, профессор университета Тафтса (США).

В состав делегации Албанской Православной Церкви включены монахиня Ракела Дервиши; Сонила Рембечи, входившая в состав президиума Центрального совета Конференции европейских церквей в 2009-2013 годах, и сотрудница пресс-службы Албанской Православной Церкви Орфеа Бечи.

20 июня 2016 года так называемым «Святым и Великим Собором» на Крите был принят первый документ: «Миссия Православной Церкви в современном мире». В первоначальный вариант были внесены несущественные поправки.

21-22 июня обсуждались вопросы о православной диаспоре, об автономии и способах её провозглашения, и о важности поста и его соблюдения сегодня.

Проблема православной церковной диаспоры, возникла в условиях массовой миграции ХХ века в страны, отдаленные от исторических мест проживания верующих людей. В этих регионах появились епископы и духовенство различных юрисдикций, возникла специфическая ситуация, вызванная сосуществованием в одном и том же городе православных епископов, которые принадлежат к различным Поместным Церквам.

Известно, что патриарх Варфоломей не желает, чтобы в диаспоре существовали какие-либо юрисдикции, кроме его собственной. Совершенно очевидно, что решать эти проблемы возможно только с непосредственным участием Русской и Антиохийской Православных Церквей, однако представители Константинопольского патриархата заявили, что соответствующий документ будет подписан 23 июня.

Наибольший интерес в православной среде вызывает документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Сегодня многие исследователи пытаются подробно анализировать его содержание. Пишут по этому поводу целые трактаты. Совершенно безполезное занятие. Достаточно констатировать только два момента:

1) погибельная ложь заложена в самом заголовке - вне мира Православного нет никакого другого христианского мира. Вспомним слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Вы говорите: “еретики те же христиане”. Откуда Вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы - богохульныя ереси!»

2) вторая ложь, усиливающая первую, заложена в тексте этого отступнического документа: «Православная Церковь констатирует (в более правильном переводе с греческого - “признает”) существование в истории других, не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий». Так попирается догмат о Церкви Божией, искажается истинное о Ней понятие. Еретическим сообществам, отпавшим от мистического Тела Христова, присваивается статус Церкви! «Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святаго: она или хулит догмат Святаго Духа, или действие Святаго Духа, но хулит непременно Святаго Духа. Сущность всякой ереси - богохульство!» - пишет святитель Игнатий, «... а хула на Духа не простится... ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32). Что еще нужно доказывать?..

В Замечаниях Каменец-Подольской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата совершенно справедливо говорится: «Данный документ, вступает в полное противоречие с Евангелием и учением Господа нашего Иисуса Христа», а в своем Открытом письме к патриарху Варфоломею и всей христоименитой церковной полноте Святогорские отцы заявляют, что необходимо полностью отвергнуть этот документ, сняв его с рассмотрения. Они также потребовали осудить «всеересь люциферианского синкретического межхристианского и межрелигиозного экуменизма» и внесли еще ряд категорических требований.

На брифинге для прессы 22 июня журналисты поинтересовались, будут ли учтены предложения по изменению текстов, изложенные в письме Святогорских отцов патриарху Константинопольскому? Советник патриарха Варфоломея, архидиакон Иоанн Хрисавгис заявил: он надеется, что патриарх получил и принял во внимание предложения. В ближайшие дни все определится...

Следует отметить, что, несмотря на восторженные тирады некоторых представителей оргкомитета критского совещания о его «демократичности» и «согласии участников друг с другом», оно вызывает весьма мрачные чувства. Неслучайно Союз православной общественности Крита опубликовал открытое Обращение, в котором высказался о недопустимости участия в мероприятии «даже в качестве наблюдателей, еретиков Ватикана и нечестивых лжеиерархов».

Авторы справедливо называют его «экуменическим» и «подготовительным для установления всерелигии», в рамках которой произойдет слияние Православной Церкви с католиками, протестантами и прочими еретиками. Верующие провели пикет под лозунгами: «Патриарх Варфоломей - предатель, он проводит службу с папой Римским, с другими еретиками. Это запрещено. Собор - это предательство».

В интервью 31 мая 2016 года геронта Савва Лавриот, член Духовного Собора Великой Лавры преподобного Афанасия на Святой Горе Афон отмечал: «Целью этого “Собора” является то, чтобы уже сейчас включить нас в глобализационный проект Нью Эйдж (Новая Эра), в “новый мировой порядок” антихриста. Таким образом, вывод совершенно очевиден: нас ведут к “новому мировому порядку” и стараются нас привести к созданию единой всемирной религии, и этот “Собор” - первый шаг в этом направлении.

По их планам, сначала должны быть объединены все так называемые “христианские церкви”, должно произойти слияние Православия и всех ересей в одно целое, а затем последующее их слияние с ересью экуменизма и ложными идеями глобализации, то есть всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Потому что именно через всеересь экуменизма, согласно пророческих слов преподобного Иустина Поповича, будет происходить это объединение, так, чтобы в последствии привести нас к объединению всех религий. Это их главная, отдаленная цель.

И именно по этой причине созывается этот “Собор”. Но мы не можем согласиться с ошибочным утверждением, что якобы существуют какие-то другие истины или истина находится где-то еще. Истина содержится только в Православной Церкви, только в Православной вере. Это мы приняли от Святых Отцов, это мы приняли от Святых Апостолов, Сам Христос передал нам все это, и мы продолжаем нести тысячелетнее свидетельство об истине, которое передали нам Святые Отцы...

У врагов Христа существует три больших цели: привести к власти всемирное правительство, создать единую мировую экономику и единую всемирную религию. Естественно, все это служит реализации плана по приведению к власти единого мирового правителя, когда произойдет всемирное объединение религии, экономики и политики, то есть создание всемирного государства. Само собой разумеется, что этот правитель и будет антихристом, человеком, который будет против Христа, как нам святой апостол Иоанн Богослов открыл в “Апокалипсисе”».

О зловещей роли одного из главных организаторов «Святого и Великого Собора» - друга семьи Бушей, Сороса, Байдена, Клинтон и других «сильных мира сего», «казначея» патриарха Варфоломея, - протопресвитера Алекса Карлуцоса, уже достаточно написано. Желающие могут ознакомиться в интернете. Есть о чем задуматься...

Завершая этот обзор, следует отметить, что во вторник, 21 июня, на военно-морскую базу Суда на Крите в сопровождении отряда кораблей прибыл атомный авианосец ВМС США «Гарри Трумэн». Бронированный монстр по разным данным несет от 78 до 90 самолетов, экипаж почти 6000 человек. Армада будет находиться у берегов острова в течение нескольких дней. Вдруг какая-то сила помешает проведению «ответственного мероприятия глобального масштаба...»

Валерий Павлович Филимонов , русский писатель-агиограф

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как общаться с судебными приставами Как общаться с судебными приставами Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления