Преполовение пятидесятницы можно ли работать. Преполовение

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Преполовение Пятидесятницы – праздник, отмеривающий половину пути между Пасхой Господней и Троицей, или Днем сошествия Святого Духа на апостолов. Почему же Церковь почитает эту половину пути?
Преполовение Пятидесятницы – один из малых Господских праздников. По мнению исследователей, возникновение этого праздника относится к концу IV века. Гимнография праздника составлялась на протяжении нескольких веков, начиная с V века – произведения свт. Анатолия Константинопольского, до VII – творения прп. Андрея Критского, VIII – сочинения прп. Иоанна Дамаскина и IX веков – гимнографические труды прп. Феофана Исповедника.
Одним из центральных моментов каждого богослужения является Евангельское чтение, которое повествует о событии Священной Новозаветной истории, связанном с данным праздником. Чтения эти называются зачалами. Чтения Апостола и Евангелия за богослужениями – древнейшая традиция, восходящая к первым векам становления Церкви, но деление текстов на зачала происходит позже. В разных источниках приводятся разные данные об окончательном формировании зачал, как последовательности Евангельских чтений и чтений Апостола на Церковных службах. Одни говорят, что сформировались зачала к концу V века, другие исследователи приписывают формирование зачал, в дошедшем до нас виде, прп. Иоанну Дамаскину и прп. Феодору Студиту, а это VII-VIII века. Из этого можно понять, что сначала сложилась сама традиция празднования Преполовения, и лишь потом в процессе литургического её освящения, в процессе развития и формирования Церковных богослужений, возникла эта неразрывная связь между Евангельским отрывком, читаемым на литургии в праздник Преполовения и самим праздником.
Именно это чтение на середине пути от Пасхи Господней к Святой Троице соединяет, казалось бы, события несоединимые.
Начинается Евангельское чтение дня Преполовения следующими словами:
«Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил» (Ин. 7:14). Невольно возникает простая аналогия – «половина праздника», «Преполовение». О каком же празднике здесь идет речь? В самом начале седьмой главы Евангелия от апостола Иоанна читаем: «Приближался праздник Иудейский — поставление кущей» (Ин. 7:2). Здесь уместно будет привести слова блж. Феофилакта Болгарского об иудейских праздниках (из толкования на Ин 7:2):
«О праздниках, совершаемых иудеями, нужно заметить следующее. Их было три: один — праздник Пасхи, который они совершали в память выхода из Египта, и он у них был первый (главный). Другой праздник — Пятидесятница, которую они совершали в память избавления от бедствий в пустыне и вступления в землю обетованную. Тогда они в первый раз вкусили хлебных плодов, почему и в праздник сей приносили колосья как начатки. Третий праздник — поставление кущей, который они совершали в благодарность за собрание плодов, по римскому счету в сентябре месяце. Тогда они благодарили Господа за то, что собрали все плоды. Почему и устроили скинии или палатки и веселились, как бы живя на поле. Некоторые говорят, что и некоторые псалмы Давидовы (80 и 83), имеющие надпись: «о точилех», составлены Давидом именно на сей праздник. Тогда они наполняли свои виноградные тиски, собирая виноград, и, благодаря за оный, употребляли эти псалмы и другие, служащие выражением благодарности, например, восьмой псалом. Ибо и в нем пророк упоминает о благах, дарованных человеку Богом. — Праздники сии имели и другое значение. Пасха означала наш переход от неверия к вере, Пятидесятница — вступление в Церковь, как бы в иную землю обетованную, в которой мы также вкушаем хлеб, причащаясь Божественных Тайн. Мы не тотчас вкушаем Хлеба, как уверуем и перейдем от неверия, но должны прежде креститься и удостоиться стояния в церкви вместе с крещеными, и тогда уже причаститься Хлеба. — Поставление кущей означало воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут».

Иконографический образ Преполовения Пятидесятницы — Иисус Христос беседует в храме. Новгород конец XV, начало XVI века

Итак, в преполовение праздника Пятидесятницы мы читаем о том, как в преполовение праздника кущей Господь наш Иисус Христос вошел в храм и учил. Каков был замысел тех, кто установил на день Преполовения именно это Евангельское чтение, трудно сказать. Но, видим то, что здесь незримо переплетается Ветхозаветная история с историей Новозаветной, праздники древние с праздниками христианскими, как неразрывная цепь истории Церкви.
В самих же словах Спасителя в храме звучит и напоминание о законе, данном иудеям через Моисея, и укор в неисполнении этого закона:
«Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?» (Ин. 7:19).

Говорит Христос и о субботе:
«Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?» (Ин. 7:23).

И заповедь дает, одну из многочисленных новозаветных заповедей:
«Не суди́те по наружности, но суди́те судом праведным» (Ин. 7:24)

И вновь учит Господь об Отце, которого и должны по закону знать иудеи, да не знают:
«Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня» (Ин. 7:28-29)

И для нас Преполовение Пятидесятницы не просто отсчет половины пути между Пасхой и Троицей, а повод задуматься: поступаем ли мы, не по закону, а по Евангельским заповедям, не чтим ли мы «субботу» более человека, не судим ли «по наружности», и знаем ли Отца, а иными словами стремимся ли к Истине, так как «истинен Пославший Меня ».

Есть над чем подумать в день Преполовения Пятидесятницы.

Преполовение св. Пятидесятницы относится к числу малых Господских праздников. Он отмечается Православной Церковью в среду четвертой седмицы по и длится восемь дней (до отдания в среду пятой седмицы по Пасхе). Название говорит о том, что пройдена ровно половина пути от Пасхи до Троицы. Почему же для нас так важно отметить этот момент особым праздником?

Преполовение Пятидесятницы. Акафист Пресвятой Богородице (кондак 8); Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в. Фото сайта ruicon.ru

Праздник Преполовения был установлен не позже V в. и был распространен как на Востоке, так и на Западе христианского мира. До нашего времени дошли поучения на Преполовение Пятидесятницы, которые приписываются св. Иоанну Златоусту, но их подлинность подвергается сомнению. Первым несомненным свидетельством древности праздника следует считать “Cлово на Преполовение Пятидесятницы” св. Петра Хрисолога (Златословесного). Св. Петр был посвящен ок. 433 г. во епископа г. Равенна (Италия) и стяжал славу блестящего церковного оратора и проповедника.

“Истинный христианский ум, - говорит св. Петр, - никогда не будет увлечен мыслью о том, чтобы вести спор о праздниках, которые имеют твердое основание в отеческом предании, … но желает рассуждать о них с должным почтением и говорить о них только с уважением”. Из этого следует вывод, что в его время праздник Преполовения Пятидесятницы был уже давно известен в Церкви. Богослужебные тексты праздника также несут печать глубокой древности. Так, например, первый канон утрени Преполовения был составлен св. Феофаном Начертанным (+850), а второй канон - Св. Андреем Критским (ок. 660-740), автором Великого покаянного канона.

В основание торжества положено воспоминание о явлении и проповеди Спасителя в Иерусалимском Храме в праздник Кущей (Суккот).

Согласно предписаниям Торы, евреи должны были свято соблюдать три важнейших праздника - Пасхи (Песах), Пятидесятницы (Шавуот), и Кущей (Суккот). Праздник Суккот начинался в 15-й день седьмого месяца лунного календаря (Тишрей) и продолжался семь дней. Суккот был посвящен окончанию жатвы и сбора урожая, а переселение в кущи (шалаши, украшенные зеленью и ветвями деревьев) напоминало о том, что “Господь поселил в кущах сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской” (Лев. 23. 43). В восьмой день (Шмини Ацерет) торжество оканчивалось особым жертвоприношением (мусаф) и молитвенным собранием (см. Лев. 23.33-36). До разрушения Храма и Иерусалима в 70 г. в Пасху, Пятидесятницу и праздник Кущей евреи предпринимали паломничества в Иерусалим, поскольку Закон Моисеев предписывал три раза в год являться “пред лице Господа” (Втор. 16. 16).

Во время земной жизни Спасителя в дни Суккот в Иерусалимском Храме совершалась праздничная церемония возлияния воды на жертвенник, сопровождавшаяся молитвой к Богу о своевременных обильных дождях и богатом урожае в следующем году. Воду черпали из источника Силоам (см. Ин. 9. 7.) около Иерусалима, приносили в Храм и выливали на жертвенник. Возлияние воды сопровождалось таким весельем, что даже возникла поговорка: «Кто не видел веселья возлияния воды на жертвенник, тот никогда в жизни не видел веселья». Об этом обряде ничего не говорится в Библии, но он подробно описывается в Талмуде. Блаженный Феофилакт Болгарский считал, что Ветхозаветный праздник Кущей является пророческим прообразом всеобщего Воскресения.“Поставление кущей означало воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут”.

В евангельском чтении Преполовения на Божественной литургии звучит проповедь, произнесенная Спасителем в день, который был серединой Суккот: “Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?” (Ин. 7. 14-30).

Далее св. Иоанн Богослов передает отрывок из поучения Спасителя, которое Он обратил к народу в последний, восьмой день праздника Кущей. Безусловно, Христос находился в храме все праздничные дни и видел, как народ, веселясь, возливал воду на жертвенник. И тогда Спаситель воззвал: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой”. И далее св. ап. Иоанн поясняет: “Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен” (7. 37-39). В Библии образ текущей воды часто используется как символ благодати, которую Бог в изобилии изливает на человека. “Так говорит Господь... Не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих” (Ис. 44.. 2-3). Также и храмовый обряд возлияния воды на жертвенник был не просто религиозным обрядом, связанным с аграрными нуждами жителей Палестины. Это был прообраз, предвозвещавший излияние Святого Духа на верующих, собранных воскресшим Мессией - Иисусом Христом в Его Церковь.

Тема образа воды, как символа благодати Св. Духа красной нитью проходит через все церковное богослужение периода пения Цветной Триоди, т. е. от Пасхи до Пятидесятницы. Впервые этот образ встречается в Пасхальном каноне, который составил св. Иоанн Дамаскин, - “Придите пиво (питие) пием новое, не от камени неплодна чудодеема (ср. Исх. 17. 3-6), но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся”. Следующие два воскресных дня - Фомино и Жен-мироносиц - посвящены событиям, подтверждающим действительность Воскресения Христова.

Но начиная с четвертой недели тема воды как символа изливающейся благодати св. Духа проявляется в Евангельских чтениях и богослужебных текстах все настойчивее. Исцеление расслабленного у купели Вифесда, беседа с самарянкой у колодца Иаковлева, исцеление слепорожденного в водах источника Силоам содержат этот образ. Но с особой ясностью он раскрывается в богослужебных текстах праздника Преполовения: “Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе” (Тропарь Преполовения). Церковный устав повелевает в Преполовение совершать малое освящение воды, что является очевидным отражением ветхозаветного храмового обряда в богослужении Церкви.

В литургическом цикле Цветной Триоди праздник преполовения имеет такое же значение, как Крестопоклонная неделя (воскресение) и седмица в Великом посту. Богослужебный цикл Четыредесятницы начинается с литургического воспоминания о грехопадении Адама (сыропустная неделя) и устремляется к воспоминанию Крестных страданий и смерти Спасителя (богослужения Страстной седмицы) как к своему завершению, и, одновременно, кульминации. В третий воскресный день поста, который разделяет Четыредесятницу на две равные части, выносится для поклонения изображение св. Креста Христова.

Это священнодействие напоминает о том, что Великий пост - путь духовного восхождения на Голгофу вместе со Христом. Богослужебный цикл Пятидесятницы проводит христианина от радостного торжества воскресения Спасителя к дню явления Святого Духа, который является днем рождения Церкви Христовой. Богослужение праздника Преполовения Пятидесятницы по своему содержанию предвосхищает торжество новозаветной Пятидесятницы, и является связующим звеном между двумя великими христианскими праздниками. “Также как опытный путешественник, стремящийся к своей цели, особенно рад вспомнить, какой длинный путь он уже проделал, и от этого становится еще сильнее, чтобы завершить то, что ему осталось, и вся сила его обновляется. Так и мы с торжественной радостью и благочестием проведем этот день, который смягчает и умеряет пылкость нашего ожидания, чтобы со свежими душевными силами мы достигли истинной благодати и радости Святого Духа” (Св. Петр Хрисолог).

История [ | ]

Преполовение Святой Пятидесятницы - один из древнейших христианских праздников. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило № 37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило № 20) праздник Преполовения ещё не упоминается, С. В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века) . Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII-VIII веков. .

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения Пятидесятницы «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие - освящение воды на реках, озёрах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

Богослужебные особенности [ | ]

Накануне Преполовения Пятидесятницы великая вечерня совершается отдельно от утрени . Хотя на ней и стихословится рядовая кафизма (а не «Блажен муж », как обычно на великой вечерне), но положены:

  • вечерний вход с кадилом
  • три паремии , подчёркивающие главную литургическую тему праздника - призвание всех людей к воскресшему Христу:
  1. Мих. (обращение всех народов к Богу: «И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать »), Мих. (пророчество о рождении Христа в Вифлееме : «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных », неточно цитируемое в Мф. ) - одна из 8 паремий навечерия Рождества Христова.
  2. Ис. (призыв идти к живым водам: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко ») - одна из 13 паремий навечерия Богоявления .
  3. Прит. (призыв обратиться к Премудрости «И скудоумному она сказала: „идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путём разума“ ») - одна из 3 паремий Богородичных праздников.

Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; тем же Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея .

Преполовение. Кондак, глас 4.

Хотя совершается великая вечерня, на утрене нет полиелея , но только великое славословие . На Преполовение Пятидесятницы поются два праздничных канона - Феофана Исповедника (с воскресными ирмосами 4 гласа) и Андрея Критского . Перед девятой песней канона «Честнейшая» не поётся. Катавасия составлена из ирмосов второго канона.

На литургии совершается рядовое чтение из Деяний Апостольских (Деян. ), а евангельское чтение посвящено теме праздника - проповеди Христа в Храме в преполовение праздника кущей (Ин. ). В сам день Преполовения задостойником является ирмос девятой песни второго праздничного канона: «Чужде матерем девство», в последующие дни (вплоть до отдания) - ирмос девятой песни пасхального канона «Светися» .

Иконография [ | ]

При этом изображение может также трактоваться как более ранний эпизод из детства Иисуса:

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

В таких изводах появляется изображение Богородицы и Иосифа.

Иисус изображается отроком или юношей, сидящим посреди внимающих Ему старцев. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота указывает «В храме Христос сидит на возвышенном седалище и в одной руке держит неразвернутый свиток, а другую протянул. По обе стороны его сидят книжники и фарисеи и, смотря друг на друга, недоумевают. За седалищем стоят Иосиф и Богородица. Она указывает ему на Христа » . При этом фигура Христа традиционно увеличена по сравнению с ними, подчёркивая его духовное превосходство.

Храмы [ | ]

У славян [ | ]

Названия дня [ | ]

Традиции [ | ]

Этнографы неоднократно отмечали, что праздник Преполовения принадлежит к числу тех, «истинное значение которых почти совершенно непонятно для народа». Крестьяне по-своему интерпретировали символизм и церковные положения, приурочили к празднику те действия, которые, как считалось, должны были способствовать росту трав и хлебов, здоровью людей и скота .

В этот день освящали реки и озёра . «Эту воду пили, когда плохо, кто заболеет. Скотина с глаз съедеть, тогда идут за женщиной. Она ситу переворачивает и святой водой поливаеть, и он (скотина) весь встрепыхнётся и уставае (встаёт)» . Считалось что сакральная сила воды повышалась, если при её набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты. Первейшим из таких требований было хождение по воду ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой (укр. непочата , рус. непитая ). При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении её в дом (рус. немая вода ). Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий ; сосуд с водой закапывали в поле, в винограднике, клали в основание строящегося дома и т. п.

При водосвятии в этот день обливали друг друга водой . На Подолье считали, что если в этот день облить водой ведьму, то она не сможет задерживать дожди и лето будет урожайным . Обычно на Преполовение во время засухи служили молебен .

Ходили в лес за травой. Делали в лесу яичницу (см. Кумление).

В Сибири об этом дне говорили: «Богоматерь приплыла на камню» или «Богородица приплыла на святой льдинке» .

В Белоруссии народ давал своё объяснение дню: «В этот день Иисус Христос купался и переплыл через море. С этого дня разрешается купаться до Ильи (20 июля) ». На Преполовение советовали сажать лук, чтобы он не был слишком горьким. Говорили, что дикие птицы стерегут в этот день свои гнёзда, и поэтому их легко можно поймать. Существовало поверье, что если просушить одежду в «Перапалаўную сераду», которая также называлась сухою, исчезнет моль .

В Болгарии существует поверье, что в среду Преполовения (25 день после Пасхи), которая называется в народе «Русальная среда», русалки «собираются в дорогу», поэтому и женщины не пряли, не ткали, не шили и тому подобные занятия не практиковали ради здоровья. Согласно поверью, русалки приходят на «Спасовдень» (Вознесение). В болгарском селе Валя-Пержей (Молдавия) верили, что в этот день - здесь его называют ещё «Черната сряда» - приходят «русали » (или «русалки »); в церкви освящали полынь; женщины собираются их «встречать» за трапезой с постными блюдами и вином, в которое кладут полынь .

Поговорки и приметы [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Преполовение - греч. Μεσοπεντηκοστή ; англ. mid-pentecost , тж. meso-pentecost) - малый господский праздник. Православная энциклопедия. Господские праздники (неопр.) Архивировано 24 апреля 2012 года.
  2. Булгаков С. В. Преполовение / Месяцеслов и Триодион православной церкви (рус.) . Дата обращения 7 августа 2010. Архивировано 24 апреля 2012 года.
  3. Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. - Т. T. 1. . - С. 161. , ibid. P. 128
  4. Текст Богослужения на Преполовение Пятидесятницы. (неопр.) . Дата обращения 8 августа 2010.
  5. Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом
  6. Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы
  7. , с. 102.
  8. , с. 200.
  9. , с. 113.

Сегодня, в среду четвертой седмицы после Пасхи, Церковь отмечает праздник Преполовения. Как следует из самого названия праздника, он находится на середине, то есть на полпути от праздника Пасхи до праздника Святой Троицы, который празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова. Находясь между двумя этими двунадесятыми праздниками, Преполовение Пятидесятницы совмещает их между собой.

Само наименование Преполовения было заимствовано из перевода церковнославянского текста Евангелия от Иоанна, в котором сказано, что Господь в третий год своей проповеди пришел в преполовение еврейского праздника Кущей в Иерусалимский храм, где поучал народ. Праздник Кущей был установлен у евреев в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне. О древности праздника Преполовения Пятидесятницы говорили многие учители и отцы Церкви.

Сама проповедь Спасителя очень удивила иудеев, потому что, чтобы учительствовать среди людей, нужно было проходить учение у раввинов, и после долгого времени человек получал разрешение проповедовать в храме и учить народ, изъяснять толкования других людей. Иудеи удивлялись, откуда он мог говорить о Писании, при этом никогда не учившись. На что Спаситель им возразил, что «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7, 16). Он соглашается с иудеями, что прежде чем учить других, нужно самим быть наученным. И при этом сам им указывает, что Он уже получил это учение от Пославшего Его Отца. Но чтобы понять и принять это учение, нужно выполнять волю Божью. Волю Божью, которая в первую очередь заключается в нравственном законе, данном каждому человеку, и особенно в тех ветхозаветных откровениях и писаниях, которые являются путем ко Христу.

Дальше в седьмой главе Евангелия Иоанн Богослов пишет, что в последний день праздника Кущей Господь сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37). Господь Иисус Христос Сам о Себе неоднократно свидетельствовал, что Он является Источником живой воды, которая дает человеку жизнь вечную. Святитель Феофан Затворник вместе с церковью на этот призыв Спасителя отвечают:

«Пусть каждый из нас, кто имеет нужду, жаждущий правды, жаждущий избавления от грехов, жаждущий силы и славы, пусть каждый придет ко Спасителю. От этого Источника бесконечного Он каждому дарит необходимое для его жизни, избавит от страдания, утешит в скорби, исторгнет все козни дьявольские и приведет в спокойный путь этого человека к его тихой пристани».

В православных храмах в этот день по окончании Божественной Литургии совершается малое освещение воды для того, чтобы «жаждущие души напоить водами благочестия».

Праздник Преполовения - скользящий: день, на который он выпадает, зависит от того, в какой день празднуют Пасху . Преполовение знаменует середину пятидесяти дней между Пасхой и Духовым днем, или Троицей (сошествием Святого Духа), то есть приходится он на 25-й день после Христова Воскресения. Название «Преполовение» заимствовано, по-видимому, из Евангелия, в котором упомянуто, что Христос посетил один из храмов для того, чтобы прочесть проповедь, в преполовение Кущей (одного из Ветхозаветных праздников). Преполовение Пятидесятницы отмечают в православии, а также в некоторых восточнокатолических церквях, в которых служение проходит по византийскому обычаю.

История праздника


Преполовение - один из древнейших праздников христиан, о котором упоминали Иоанн Златоуст (IV в.), Анатолий Константинопольский (V в.) и Андрей Критский (VII в.). Скорее всего, именно во времена Иоанна Златоуста он был установлен официально.

Значение праздника


Чтобы уяснить значение Преполовения, стоит вкратце пояснить сущность праздника Кущей. Во время него вспоминали сорокалетнее странствование по Аравийской пустыне евреев, когда они направлялись в землю Обетованную, и тот день, когда Господь показал Моисею на горе кущу, которая стала прообразом скинии (шалаша), в которых жили евреи во время странствий.

Основным моментом празднования у иудеев было шествие к Силоамскому источнику, чтобы набрать воды в золотой сосуд. В храме воду смешивали с вином и выливали на жертвенник. Действие это было призвано напомнить не только открытие Моисеем источника воды в пустыне, но и пришествие на землю Спасителя. При этом спокойные воды Силоама символизируют и Царство Божье, мирное и тихое, в противовес бурной жизни земных царств, и самого Христа, который пришел на землю со смирением в сердце.

Таким образом, праздник Кущей был напрямую связан с водой, которая олицетворяла жизнь и спасение. И Христос, придя в храм в последний день праздника (который длился восемь дней), не только учил народ, но и сравнил себя с источником, к которому следует приложиться страждущим. Так он завуалировано сообщил человечеству, что он и есть Мессия, посланный Богом на землю для искупления человеческих грехов.

Церковное празднование


Преполовение в христианской традиции также празднуется восемь дней. Отсчет начинается от четвертой среды и заканчивается средой пятой недели после Пасхи. В этот день церковь не только продолжает радоваться воскресению Спасителя, но и предвосхищает радость от Сошествия Святого Духа и Вознесения. Вода также играет немаловажную роль в праздновании: из церквей идут крестные ходы к источникам, чтобы освятить воду в озерах, на реках и в колодцах.

Народное празднование


Церковная традиция освящения воды породила народный обычай в этот день набирать воду из освященного источника и хранить как средство от болезней людей и скота. Обязательно обливали друг друга водой, чтобы очиститься от грехов. Также в этот праздник в некоторых местностях было принято «кумление», хотя чаще всего этот обряд проводился на Маргоскиной неделе.

В настоящее время Преполовение остается преимущественно церковным праздником, который известен не очень большому количеству даже верующих людей, хотя в православных храмах он отмечается постоянно.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как общаться с судебными приставами Как общаться с судебными приставами Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления