Неапольский собор святого януария.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Мощи Святого Януария,крипта собора в Неаполе.

Неаполь по праву считается одним из самых загадочных и мистических городов мира. А потому многие его достопримечательности так или иначе связаны с таинственными, аномальными особенностями.Не обошло это правило стороной и такую известнейшую достопримечательность Неаполя как Кафедральный Собор Святого Януария.

При входе в собор вы увидите огромную статую головы Святого Януария-мученика, почитаемого Католической и Православной Церквами, покровителя Неаполя. Имя Святого Януария связано с регулярно происходящим чудом.

Мощи святого Януария были первоначально тайно погребены в Поццуоли, а неаполитанский епископ Иоанн I (занимал кафедру в 414-432 годах) обнаружил их и перенёс в катакомбы, находившиеся у подножия холма Каподимонте, к северу от Неаполя.После их переносили в разные Места6 Беневенто, монастырь Монте-Верджине.

Только после 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальной терракотовой урне лангобардской эпохи (VI - IX века), завёрнутой в бархатную ткань.

Урна с надписью C(orpus) S(ancti) Ianuarii Ben(eventani) Epi(scopi) в свою очередь находилась в деревянном ларце, а последний - в бронзовом реликварии 1511 года. Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 - 40 лет, ростом около 1,90 м.

Капелла Суккорпо (по сути, крипта собора святого Януария) создана ломбардским скульптором Томмазо Мальвито и представляет собой яркий пример ренессансной архитектуры 15 – 16 веков. Капелла размещается под апсидой и разделена на три нефа мраморными колоннами.

В центре – статуя молящегося кардинала Оливьеро Карафа, который в 1497 году перенес в Неаполь мощи святого Януария и заказал строительство этой капеллы.
С каждой стороны капеллы сделано пять ниш, в которых находятся алтари; в глубине расположена небольшая апсида с алтарем, под которым расположена урна с мощами святого Януария.

Доступ к ним осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

Основной достопримечательностью храма является часовня св. Януария, к созданию убранства которой приложили руку Доменикино, Гвидо Рени, Хосе Рибера и другие мастера XVII века. В капелле Минутоло, которая упоминается в “Декамероне”, сохранились росписи XIV века.

Святой великомученик Януарий, небесный покровитель Неаполя, был казнен язычниками в начале IV века. С тех пор его запекшаяся кровь хранится в специальном сосуде в городском соборе Неаполя. Первые упоминания о сосуде с кровью св. Януария и связанном с этой реликвией чуде относятся к XIV векe.

Чудо святого Януария за редкими исключениями проявляет себя на протяжении 600 последних лет и представляет собой таинственное превращение на короткое время запекшейся крови святого в багряную жидкость, происходящее таинственным образом на глазах у всех присутствующих.

Три раза в год (в мае, сентябре и декабре) неаполитанцы стекаются в городской собор, чтобы стать свидетелями чуда. В атмосфере, близкой в истерии, архиепископ демонстрирует стеклянный сосуд, содержащий засохшую кровь св. Януария, потом начинает его встряхивать и, наконец, объявляет, что кровь стала жидкой или осталась засохшей.

16 декабря, когда неаполитанцы отмечают годовщину чудесного избавления от извержения Везувия в 1631 году, происшедшего благодаря заступничеству святого; и наконец, чудо происходит в субботу, предшествующую первому воскресенью мая, когда празднуются многочисленные перемещения святых реликвий. В этот день в центре Неаполя происходит красочное шествие.

Глава святого, помещённая в реликварий - позолоченный серебряный бюст, находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами.
В1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
- крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,
- крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,
- крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,
- крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий
Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.

Хотела у вас спросить.А вы верите в магическую силу реликвий?
Прочла такое заключение итальянских учёных.

"Если в сосуде действительно находится кровь св. Януария, то спонтанно перейти из твердого (запёкшёгося) состояния в жидкое она не может. Не поможет этому и встряхивание. Есть, однако, целый класс веществ, вязкость которых уменьшается иногда в тысячи раз при встряхивании или перемешивании, например, кетчуп.

Поэтому группа учёных из Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений, утверждают, что в чаше еще со Средневековья, по-видимому, содержится коллоидный раствор гидроокиси железа FeO(OH), который внешне напоминает кровь, являясь тёмно-коричневым и почти твёрдым гелем, но стоит его потрясти, и он разжижается. Такие жидкие смеси называют
Текст с моими снимками внутреннего убранства собора и капеллы Святого Януария.
http://maxpark.com/community/6782/content/2251230

Рецензии

Мы с Вами действительно часто путешествуем по одним и тем же местам; но не всегда по одним и тем же. Италия - наша с Вами общая любовь. А вот в Германии я не был, и, боюсь, уже и не буду.
Но вот например, в разделе "Кафедральные соборы и церкви", ИМХО, можно было бы поместить несколько великолепных соборов Испании - и в Бургосе, и в Леоне, и в Севилье, и, разумеется, в Саламанке - а также архитектурные шедевры le Midi: Сент-Сесиль в Альби и другие.
Прошу прощения, что отвечаю редко и коротко: лежу с дикой ангиной.

Понимаю.Выздоравливайте,загляните в МП.Мы обсуждаем Гогена.Я давно путешествовала по Испании,свои снимки в компьютере не сохранились. Я чаще всего рассказываю о том,что сама видела.Мы ездили по Испании 2 недели,не все названные соборы я видела.Моя любовь- Барселона и Гауди. Была там трижды.И хочется вновь.Ещё вернулась бы во Флоренцию. Подумываю об этом,это два часа езды на поезде.Хотелось бы вновь побродить по УФФици.Это планы на ближайшее время.

Собор Святого Януария или Собор Успения Святой Марии (Duomo di Santa Maria Assunta) – это главный кафедральной собор Неаполя. Он построен в честь Святого Януария – покровителя города, чей сосуд с кровью хранится в этом соборе со времен Средневековья.

Готический вид собора одновременно с его эклектическим интерьером производит яркое впечатление. Внутри собора находится много значимых реликвий, древних фресок и мозаик.

Удобное расположение храма – в самом центре Неаполя – сделает осмотр этой важной достопримечательности еще более интересной.

История возникновения собора Святого Януария

Храм строился почти на протяжении целого века. Первый камень был заложен Карлом I Анжуйским во второй половине 13 века в том месте, где раньше стояли древние базилики. Окончательно храм был построен в начале 14 века уже во время правления внука короля Роберта.

Собор впитал в себя направления различных стилей, но основным остается его готический облик.

На протяжении всей своей истории храм неоднократно реконструировался, поэтому его капеллы и базилики по своему архитектурному стилю отличаются друг от друга. Последние изменения здания были осуществлены в 1974 году.

Архитектура собора Святого Януария

В архитектуре собора Святого Януария можно проследить наличие различных стилей, начиная от 13 века и заканчивая 19 веком. Он выглядит очень монументально, а в ясную погоду его белоснежный фасад очень красиво смотрится под лучами солнца.

Фасад

Внешне собор смотрится достаточно мрачно и готично. При взгляде на фасад чувствуется, что каждая из временных эпох привнесла в его облик свои декоративные элементы. На сводах храма красуются различные мозаики и живописные работы, выполненные известными мастерами.

Последний раз фасад был обновлен в 19 веке. Архитектором был выбран Энрико Альвино. Скульптуры, установленные на портале 15 века, выполнены Тино да Камайно.

Внутри собора

Внутренний интерьер собора выглядит очень богато и пышно, внутри находится большое количество важных реликвий. Как и в большинстве католических соборов того времени, здесь можно увидеть несколько капелл, относящихся к разным временным периодам.

Капелла Святого Януария (Reale cappella del tesoro di San Gennaro)

Это главная достопримечательность храма. Ее строительство было начато в 1608 году, а завершено только в конце 17 века.

Капелла Святого Януария представляет собой настоящее произведение искусства. Над украшением купола работал выдающийся Доменикино (Domenichino). А внутри капеллы хранятся красивейшие фрески работы Джованни Ланфранко (Giovanni Lanfranco), Хосе де Риберы (José de Ribera) и других известных художников, а также скульптуры знаменитых мастеров.

Здесь находятся сокровища Сан-Дженнаро. Наиболее примечательным экспонатом является богато украшенный бюст Святого Януария из серебра и золота, выполненный тремя французскими мастерами в 1305 году. Внутри бюста находятся мощи святого.

В 18 веке бюст был увенчан головным убором, вышитым изумрудами, бриллиантами и рубинами. Отдельного внимания заслуживает ожерелье, которое состоит из 13 золотых цепей и 4 крестов с драгоценными камнями, которые были принесены в дар правящими монархами.

Конечно, главное достояние крипты – это сосуд с кровью Святого Януария, впервые упомянутый в хрониках еще в 1389 году.

Базилика Святой Реституты и крестильня Святого Иоанна

Базилика вместе с крестильней находится слева перед алтарем и представляет собой самую древнюю часть храма.

Правда, современный вид базилики Святой Реституты – это уже значительно измененный вариант изначальной базилики, построенной в 13 веке. Так, в 18 веке под руководством архитектора Арканджело Гульельмелли вместо боковых неф были созданы капеллы, а на месте прежнего потолка появилась огромная фреска Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью».

Также большое художественное значение имеет мозаика Лелло Орвиетского 1322 года — «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой».

Кстати, мощи Святой Реституты до сих пор находятся в одной из капелл.

Изначально крестильня Святого Иоанна представляла собой часть базилики и была построена еще в 343 году во время правления императора Константина I Великого. Здесь интересны древние мозаики, относящиеся к 4 веку – «Явление Ангела женам-мироносицам», «Чудесное уловление рыбы», «Самаритянка и Брак в Кане», а также изображения апостолов и евангелистов.

Капелла семьи Капече (Cappella dei Capece Minutolo)

В капелле известного неаполитанского семейства Капече примечателен великолепный мозаичный пол 13 века, а также фрески, самые старинные из которых датируются 13 веком. Это фрески, созданные Монтано Аретинским под названием «Распятие» и «Святые Пётр и Павел».

В готической капелле также можно увидеть картины художников Джорджо Вазари «Святые покровители» и «Рождество», Луки Джордано «Новые святые покровители» и «Благовещение», Перуджино «Успение Богородицы».

Чудеса собора Святого Януария

В первую субботу мая и 19 сентября каждого года сосуд с кровью Святого Януария выносят на площадь и все пришедшие могут видеть, как закипает кровь в сосуде.

Чудо не произошло только два раза за всю историю со времени смерти святого – в 1527 году, когда на Неаполь обрушилась чума, и в 1979 году, когда произошло сильное землетрясение.

Считается, что, если кровь не закипает, то это дурной знак и стоит готовиться к худшему.

Как добраться до собора Святого Януария

Собор Святого Януария располагается по адресу Piazzetta Guglia del Duomo / Via Duomo в историческом центре Неаполя.

Часы работы

Собор открыт с 9.00 до 17.00 каждый день. Во время празднования Пасхи посетить собор можно до 14.00.

Стоимость посещения

По состоянию на 2019 год вход в собор бесплатный, кроме Капеллы Святого Януария, где хранятся сокровища.

Билет в Капеллу стоит 6 Евро без экскурсии и 8 Евро с экскурсией.

Официальный сайт собора Святого Януария www.museosangennaro.it .

Экскурсии по Неаполю

Хотите, чтобы экскурсию по собору Святого Януария для вас провел опытный гид? Да еще и показал Неаполь во всей красоте. Конечно, будет лучше, если ваш экскурсовод — местный житель, который познакомит вас с городом так, как никто иной.

Посмотрите самые интересные и необычные экскурсии на сайте .

В прошлом рассказе я уже упомянул, что помимо основного трехнефного пространства, построенного при Карле II Хромом, в состав собора Неаполя включен в качестве обширной боковой капеллы бывший кафедральный собор Санта-Реститута. На этом своеобразная матрешка не заканчивается: к правому нефу собора пристроено еще одно обширное здание, которое, стой оно отдельно где-нибудь в Н-ске, вполне сошло бы за собор. Эта пристройка называется Tesoro San Gennaro (не путать с одноименным музеем!), то есть Сокровищница святого Януария. Таким образом, кафедральный собор Неаполя состоит из трех по отдельности весьма больших зданий: 1) Санта-Реститута (IV век с последующими перестройками), 2)собственно собор (XIV век с множеством перестроек) и 3) Сокровищница святого Януария.
История почитания святого Януария в Неаполе - это предмет отдельного рассказа, без которого смотреть собор дальше будет неинтересно. Можно порекомендовать качественную статью в ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/200381.html . Есть еще в русской Вики статья "Святой Януарий", но поскольку ее тоже писал я, ничего нового, по сравнению с тем текстом, который у вас перед глазами, Вы не почерпнете)))

1. Сухие антикварные изыски.
Первое упоминание о Януарии относится к 431 году, когда один из неаполитанских клириков в письме назвал Януария "епископом и мучеником, славой Неаполя". В Болонских актах (датируются VII веком) содержится уже подробный рассказ о мученичестве Януария. В VIII-IX веках т.н. Ватиканские акты фиксируют житие Януария в том виде, которое будет пересказано ниже.
Мартиролог блаженного Иеронима (V век) сообщает 2 даты праздников в честь Януария и его товарищей по мученичеству.
Т.о., судьба Януария совпадает с судьбой многих известных мучеников: современных сообщений об их подвиге нет, почитание зафиксировано в V веке.
2. Житие.
Януарий происходил из знатной беневентанской (город - часа полтора на поезде от Неаполя) семьи, в юности стал христианином, а около 30 лет -епископом в родном Беневенте. Во время гонений Диоклетиана в Путеолах (Поццуоли, полчаса на метро, линия 2, от Неаполя) был арестован диакон Соссий, а затем был схвачен прибывший навестить узника Януарий со спутниками Фестом и Дезидерием. Далее сюжет до боли повторяет сотню таких житий: узники на суде объявляют себя христианами, не соглашаются отречься от Христа и за это подвергаются всяким мучениям. Их бросают в раскаленную печь, а они остаются целыми; их приговаривают к отсечению головы, но судья (или палач, версии разнятся) внезапно слепнет, а затем исцеляется по молитве мучеников; их бросают к зверям в Путеольском амфитеатре (есть такой, мы туда еще съездим), но зверям они не по вкусу. Наконец, узники взмолились к Богу о прекращении мучений, после чего им все-таки отсекают голову.
Казнь состоялась в окрестности Путеол, рядом вулканом Сольфатара (еще одно великолепное место - позже , даже кино будет). Там же мученики и были погребены. Последующие легенды (появились в XIV веке, о причине сами догадаетесь) сообщают, что некая благочестивая вдовица, которой Януарий явился во сне и исцелил от слепоты, собрала в сосуд пролитую кровь священномученика. На всякий случай, заостряю внимание: Януарий не родился, не жил и не умер в Неаполе. Он был епископом Беневента (сейчас Беневенто) и умер в Путеолах (сейчас Поццуоли)
3. Януарий путешествует во времени и пространстве.
Итак до начала V века о существовании Януария нет письменных известий. До V века у Неаполя патроном был первый епископ Агриппин, но он, вот незадача, не был мучеником. Дольняя неаполитанская церковь удачно прошла через гонения и не дала Церкви горней ни одного мученика)))
И вот неаполитанский епископ Иоанн I (414-432 годы) обрел в Путеолах мощи Януария и перенес их в находящиеся севернее городских стен Неаполя катакомбы. С этого момента начинается слава Януария. Уже в 431 году о нем впервые упоминают письменные источники. В катакомбах (они очень скоро стали именоваться его именем: ) находятся многочисленные изображения Януария, причем он, как и легко узнаваемые апостолы Петр и Павел, никогда не подписывается: его, очевидно, узнают "в лицо". Над гробницей Януария устраивается крипта епископов, в которой похоронены, судя по всему, все епископы - преемники Иоанна I, затем эта крипта становится пресвитерием огромной подземной базилики. Паломники прибывают, желающие быть похороненными рядом с мучеников - тоже (люди смертны).
И тут в 831 году происходит катастрофа: беневентский князь Сико (по-итальянски Sicone) осаждает Неаполь, хоть и неудачно, и забирает из катакомб мощи святого Януария. Неаполь, как мы помним, был полуавтономным дукатом (герцогством) Византии (см. ), а в Беневенто восседали лангобардские правители, желавшие вытеснить Византию с "сапога". А если добавить к этому, что Януарий был вообще-то епископом Беневенто, а Неаполь "присосался" к славе мученика, то действия Сико кажутся вполне объяснимыми. Лишившиеся главной святыни катакомбы Сан-Дженнаро постепенно приходя в упадок.
С этого момента судьба мощей распадается на две сюжетных линии.
3а. Голова святого Януария.
Этот ценнейший артефакт неаполитанцы сумели сохранить у себя. Одновременно со строительством нового кафедрального собора решил устроить и новый реликварий для святой головы. Около 1305 года провансальскими мастерами (Прованс также принадлежал Анжуйской династии) был изготовлен позолоченный серебряный реликварий в виде бюста, в голову которого (бюста, разумеется) и была помещена голова. Голову (вместе с реликварием, конечно) можно видеть в Сокровищнице святого Януария:

По мере того, как росла слава святого Януария, бюст все более украшался. Внимание: последующий абзац взят из местного путеводителя и лишь переведен мной на русский, поэтому за аутентичность местному письменному источнику отвечаю головой))) Хоть это и кажется невероятным, но
"В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье , состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий"
Только представьте себе, каким первым парнем казался Януарий в перенаселенном бедняками городе. При этом никто ни разу не посмел коснуться этих ценностей, настолько был велик страх перед святым покровителем. К сожалению, XX век породил чудовищ, ни во что не ставящих святого, и все эти бриллианты пришлось убрать подальше. Я был свято уверен, что именно эти побрякушки и показывают в музее Tesoro. Увы, это не так, поэтому идти туда в поисках золота-бриллиантов нет смысла.
3б. Мощи святого Януария.
Мощи, перенесенные, выражаясь языком официальном, а, если без церемоний, просто стибренные князем Сико, были помещены в . В 1154 году (так в путеводителе, по логике истории - в 1156 году) сицилийский король Вильгельм I Злой победил папу Адриана IV (с XI века Беневенто принадлежал папам) и экспроприировал экспроприированное: мощи были перевезены в бенедиктинское аббатство , где они и находились в безвестности. В 1497 году неаполитанский архиепископ Алессандро Караффа договорился с братом кардиналом Оливьеро, который был коммендатором аббатства, о возвращении мощей в Неаполь.
В настоящее время мощи находятся в крипте под главным алтарем собора. Там обустроен алтарь со стеклянной передней стенкой, куда и помещена терракотовая урна с костями:

В 1964 году мощи вскрывались и исследовались учеными. Установлено, что кости принадлежат мужчине средних лет, ростом 1,90 м; урна лангобардской работы выполнена в VI-iX веках. Так что явных противоречий с изложенной историей не обнаружилось.
Я к моменту приезда в Неаполь был наслышан о культе святого Януария, поэтому-то и нахожусь по сию пору в легком недоумении. Никаких следов какого-то особого почитания: свечей, вотивных подношений и стоящих на коленях богомольцев я так и не обнаружил. Неаполь, с таким трудом добывший мощи своего покровителя, сосредоточил всю свою любовь к святому на еще одном любопытнейшем артефакте.
4. Кровь святого Януария.
Первое упоминание об этом артефакте относятся к 1389 году, когда по сообщению хроники 17 августа произошло необъяснимое чудо. Но по порядку.
Кровь святого Януария представляет собой нечто, находящееся в запаянных ампулах. Ампулы хранятся в Сокровищнице святого Януария в особом хранилище, за серебряными дверями (дар короля Карла II Испанского, последнего из Габсбургов), ключи от которых хранятся у нескольких человек. Три раза в году (19 сентября - день смерти святого, 16 декабря - день чудесного избавления Неаполя от извержения Везувия, суббота перед первым воскресеньем мая - память пересения мощей из Путеол в Неаполь) ампулы извлекают из хранилища и помещают рядом с главой Януария (п. 3а). Из некоторых источников следует, что главу и ампулу в эти дни переносят из собора в базилику Санта-Кьяра, другие источники об этом умалчивают, так что этот вопрос еще для меня не прояснился. Как бы то ни было, но после соединения двух артефактов (главы и ампулы) нечто,находящееся в ампуле, разжижается, а иногда вскипает. Это и есть знаменитое чудо святого Януария.
Сам я этого чуда не видал, на youtube.com полно роликов, можете глянуть.
5. Неаполь и святой Януарий - странное партнерство.
Взаимная любовь города и святого, как и полагается, увенчалась законным союзом))) В 1527 году напуганные ужасами эпидемии и войны неаполитанцы, в лице своих 6 представителей, подписали со святым Януарием (вот уж не решился бы я ставить подпись за святого, а ведь кто-то это сделал) договор. И даже заверили нотариально. Горожане пообещали святому воздвигнуть достойную капеллу для хранения реликвий, а святой обещал за это всяческую помощь и споспешествование. В 1608-1646 году неаполитанцы выполнили свою часть договора: Сокровищница была построена.
Сама по себе капелла оставляет странное впечатление. Она настолько перегружена барочной живописью и серебряными изделиями, что трудно сосредоточить свое внимание на чем-то конкретно. Здесь есть Доменикино, здесь есть Рибера, здесь есть Лафранко. Все это обрамлено серебром и золотом, ярко освещено; в общем - великолепно, по частям - и фотографировать нечего.
Каждая приходская церковь Неаполя прислала тогда в Сокровищницу серебрянный бюст своего приходского святого. Эта свита (51 серебряная статуя) следовала за реликвиями святого Януария во время торжественных процессий. Вернуть себе статую на время приход мог, только оставив залог в размере стоимости самой статуи. Большинство статуй по-прежнему стоят на посту по обе стороны от алтаря святого Януария, некоторые перемещены в музей.

Отдельные чудеса святого Януария, изображенные в Сокровищнице, вызывают восхищение, но некоторые истории я бы назвал стебными и, как бы помягче выразиться, попахивающие пусть не язычеством, но по крайней мере не-христианством. Вот, например, что произошло в 1631 году. Началось извержение Везувия, причем поток лавы направлялся к городу. Неаполитанцы бегут в собор с требованием поскорее извлечь из хранилища реликвии Януария и пойти с ними крестным ходом навстречу лаве. Как помним, двери хранилища нужно было открывать несколькими ключами, находившимися у разных честных людей. Проблема была в том, что сии достойные мужи давно сбежали, бросив обреченный город.на произвол стихии. Чтобы скрыть сей постыдный факт, каноник объявил собравшимся, что святой Януарий - прирожденный аристократ и не будет выходить из своего храма по требованию какой-то черни. В возмущенной толпе послышались крики, что в отличие от Януария Христос - приемный сын плотника, и Он-то несомненно поможет Неаполю. К такому повороту событий каноники были не готовы, и им пришлось взять Святые Дары и пойти навстречу гибели. Увы, продолжает легенда, Дары не помогли. И тут (внимание!) Януарий посрамил своих нетерпеливых подопечных. На пути лавы был мост со статуей святого, и вдруг на глазах паникеров статуя подняла руку, и... извержение прекратилось.
Не знаю, насколько эта история учит христиан быть христианами, но случившееся стало причиной установления третьего праздника в честь святого Януария - 16 декабря.

Я думаю, все читатели уже провел мысленные параллели с еще одним повторяющимся ежегодно событием, о нем же срамно и глаголати. Параллели можно проводить и далее. Как и в случае с БО, неслучившееся чудо предвещает, по мнению неаполитанцев, немыслимые бедствия. Такое несколько раз случалось: кровь святого Януария так и не вскипела накануне начала Второй Мировой, перед последним крупным извержением Везувия в 1944 году и (только не смейтесь!) проигрышем Napoli в финале Кубка Италии. Поэтому если чудо почему-то запаздывает, в соборе поднимается шум и гвалт. Местные приходские ведьмы, называющие себя родственницами святого Януария, осыпают его немыслимой бранью. Обычно святой Януарий уступает таким необычным мольбам.

В истории был случай чуда не по расписанию. На рубеже 1798-1799 годов французская революционная армия генерала Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал на Сицилию, и в городе была провозглашена Партенопейская республика. За республику и французов выступало незначительное меньшинство горожан, а большинство только и ждало случая расправиться с "вольтерианцами" (вкратце просходившее описано здесь: ). Тогда Шампионне приказал соборному духовенству выставить для поклонения ампулы с кровью святого Януария и молить его о незапланированном чуде, причем если чудо бы чудо не произошло, клирики подллежали расстрелу. Чудо произошло ко всеобщему ликованию 24 января 1799 года, после чего горожане поголовно стали республиканцами.
6. Вместо эпилога.
Как я уже говорил, чудо регулярно происходит по сей день три раза в год, по установленному расписанию. Попытки объяснить происходящее предпринимались неоднократно. Самым удачным было предположение, что в ампуле находится вещество, переходящее из твердого в жидкое состояние в результате встряхивания (неизбежно при извлечении из хранилища), но в таком случае неясно, почему иногда чудо так и не происходит. Защитники чуда утверждают, что на спектрограмме отчетливо видно присутствие внутри ампулы гемоглобина, а, значит, там действительно кровь. Отслеживание баталий защитников и противников чуда не входит в круг интересов автора этого рассказа, так что Вам, дорогие читатели, предоставляется возможность делать выводы самим. Или не делать никаких выводов. Тем более, что ампулы никогда не вскрывали. Тем более, что чудо продолжает регулярно совершаться.

Еще раз напомню, что музей Tesoro San Gennaro - очень дорогой, а ожидаемых сокровищ там почему-то не показывают. Вполне можно сэкономить трудовые евро, тем более, что в других местах их придется отдавать - иначе много интересного пропустите.

В следующий раз мы с тобой, читатель, пойдем по средней Декумане - виа Трибунале и посмотрим таящую сюрпризы церковь Сан-Лоренцо-Маджоре. Строгая готика, величественные гробницы, античные развалины под ногами ничего не подозревающих прохожих ожидают и манят...

Собор Святого Януария (итал. Duomo di San Gennaro), современное официальное название - Собор Успения Святой Марии (итал. Duomo di Santa Maria Assunta) - кафедральный собор Неаполя, освящённый в честь небесного покровителя города святого Януария. Расположен на Виа Дуомо, в историческом центре города.

Исторический очерк

Церковь была заложена во второй половине XIII века Карлом I Анжуйским на фундаментах двух древних базилик. Строительство продолжалось в годы правления его сына, короля Карла II и закончилось в начале XIV века при его внуке Роберте. Создателем крипты был ломбардец Томмазо Мальвито. Фасад, обновлённый в конце XIX под руководством архитектора Энрико Альвино, содержит портал XV в. со скульптурами Тино да Камайно. Орган церкви был построен Филиппо Чимино (Cimino) в 1767 г., последняя реконструкция (1974) выполнена Дж. Руффатти (Ruffatti).

Интерьер

Как и большинство католических храмов, собор св. Януария содержит многочисленные капеллы разного времени постройки.

Капелла св. Януария

Главная достопримечательность собора - капелла святого Януария (строительство началось в 1608, освящена в 1646, оформление закончено в самом конце XVII века). Капелла богато украшена фресками Доменикино, Дж. Ланфранко, Х. де Риберы и др., и многими скульптурами, из которых выделяется бюст св. Януария работы трёх французских мастеров (1305; неоднократно «усовершенствовался», в последний раз в 1713 г.) из золота и серебра, украшенный пышными одеждами и драгоценностями. В крипте собора хранится основная реликвия собора, известная со врёмен средневековья (впервые упоминается в хрониках 1389),- сосуд с кровью св. Януария. Когда реликвию дважды в год демонстрируют верующим (в первую субботу мая и 19 сентября), кровь необъяснимым образом закипает, занимая собой весь сосуд.

Базилика св. Реституты и крестильня св. Иоанна

Самая старая часть собора (слева перед алтарем) - так называемая базилика св. Реституты, из которой открывается вход в древнейшую сохранившуюся часть сооружения - крестильню св. Иоанна (т.наз. итал. San Giovanni in Fonte).

Нынешняя базилика св. Реституты представляет собой сильно перестроенную первоначальную базилику св. Реституты - в XIII веке на месте притвора и паперти возник основной неф собора, в конце XVII в. (реконструкция Арканджело Гульельмелли) боковые нефы были заменены капеллами, поднят уровень пола, новый потолок заняла монументальная фреска Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью». В одной из капелл слева по сей день хранятся мощи св. Реституты, в другой (S. Maria del Principio) - мозаика Лелло Орвиетского «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой» (1322).

Согласно Liber pontificalis, крестильня (доступ - справа от алтаря базилики) была построена как часть первоначальной базилики св. Реституты при императоре Константине I Великом в 343 г. Таким образом, она оказывается древнейшей на всём Западе, так как была построена, по крайней мере, поколением раньше Латеранской крестильни св. Иоанна (в Риме). Сохранившиеся на сводах и под куполом мозаики (Traditio legis, «Самаритянка и Брак в Кане», «Чудесное уловление рыбы», «Явление Ангела женам-мироносицам», символические изображения евангелистов, неидентифицированные священномученики или апостолы) датируются IV веком.

Прочее

Из других капелл выделяется капелла знатной неаполитанской семьи Капече (ветвь Минутоло, отсюда итал. Cappella dei Capece Minutolo) в готическом стиле (упоминается в «Декамероне» Боккаччо, заключительная часть пятой новеллы второго дня), с мозаичным полом XIII века и фресками разного времени, древнейшие из которых (1285-90) - работы Монтано Аретинского «Святые Пётр и Павел» и Распятие».

В левом рукаве трансепта - картины Джорджо Вазари («Рождество», «Святые покровители») и Луки Джордано («Благовещение», «Новые святые покровители»), в правом рукаве - «Успение Богородицы» Перуджино. Вход в храм свободный (кроме крестильни св. Иоанна).

Рецепция в искусстве

Некоторые сцены в криминальной комедии «Операция „Святой Януарий“» разворачиваются в соборе святого Януария.

Кафедральный собор Сан Дженарро или Святого Януария (Duomo di San Gennaro ) теперь также называют Собор Успения Святой Марии (Duomo di Santa Maria Assunta ). Святой Януарий считается покровителем Неаполя. В соборе находится крестильня св. Иоанна - древнейшая в Западном мире. Вход в собор бесплатный, кроме крестильни (€ 1,50 на человека).

Строительство храма началось во второй половине 13 века Карлом I Анжуйским на месте, где сохранился фундамент двух древних базилик. Возведение церкви длилось почти столетие, завершившись в правление внука Карла, короля Роберта, в начале 14-го века. Фасад здания был переделан в 19 веке под руководством архитектора Энрико Альвино. В нем сохранился портал 15-го века со скульптурами Тино да Камайно.

Сокровища кафедрального собора Неаполя

Главная достопримечательность Дуомо - часовня святого Януария. Ее постройка началась в 1608 году, а освятили новую капеллу в 1646 году. До конца столетия ее продолжали украшать фресками Доменикино, Дж. Ланфранко, Х. де Риберы и др. Помимо картин, здесь можно полюбоваться скульптурами, в частности, бюстом св. Януария работы трёх французских мастеров (1305; неоднократно «усовершенствовался», в последний раз в 1713 г.) из золота и серебра, украшенный пышными одеждами и драгоценностями.

В крипте кафедрального собора Неаполя хранится главная реликвия собора - сосуд с кровью св. Януария. Когда реликвию дважды в год демонстрируют верующим (в первую субботу мая и 19 сентября), кровь необъяснимым образом закипает, вновь становясь жидкой.

Базилика св. Реституты

Базилика св. Реституты расположена слева перед алтарем. Это самая старая часть кафедрального собора. Из нее открывается вход в древнейшую сохранившуюся часть сооружения - крестильню св. Иоанна (San Giovanni in Fonte ). Нынешняя базилика - это перестроенная изначальная базилика св. Реституты: ее переделали в 13-м веке, построив на месте притвора и паперти неф нового собора. В конце 17-го века боковые нефы заменили часовнями, подняли уровень пола, а новый потолок украсили монументальной фреской Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью».

В одной часовнн слева до сих пор хранятся мощи св. Реституты, в другой (S. Maria del Principio) - мозаика Лелло Орвиетского «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой» (1322).

Крестильня св. Иоанна

Войти в крестильню Иоанна (Battistero di Santa Restituta) можно справа от алтаря базилики. Она была построена как часть еще самой первой базилики св. Реституты при императоре Константине I Великом в 343 г. Так что эта крестильня в Неаполе - древнейшая на всём Западе, будучи построенной, по крайней мере, поколением раньше (в ). Сохранились великолепные мозаики 4-го века, украшающие свод и купол крестильни: Traditio legis, «Самаритянка и Брак в Кане», «Чудесное уловление рыбы», «Явление Ангела женам-мироносицам», символические изображения евангелистов, неидентифицированные священномученики или апостолы. Посещение крестильни платное - € 1,50 на человека.

Другие достопримечательности собора Неаполя

Обратите также внимание на часовню знатной неаполитанской семьи Капече, выполненную в готическом стиле. Эта часовня упоминается в «Декамероне» Боккаччо, заключительная часть пятой новеллы второго дня. Примечательны в ней мозаичный пол 13 века и фрески разного времени, древнейшие из которых (1285-90) принадлежат кисти Монтано Аретинского - «Святые Пётр и Павел» и Распятие».

В левом рукаве трансепта - картины Джорджо Вазари («Рождество», «Святые покровители») и Луки Джордано («Благовещение», «Новые святые покровители»), в правом рукаве - «Успение Богородицы» Перуджино.

Археологическая зона

В соборе есть археологические раскопки, расположенные ниже уровня улицы, в часовне святой Реституты. Среди других находок можно посмотреть остатки храма Аполлона, позднеимперский домус, и следы построек 4 - 5 вв, а также часть акведука древнеримского периода.

Практическая информация:

  • Время работы: пн - сб 8:30 - 12:30 / 16:30 - 19 , вск: 8:00 - 13:30 / 17:00 - 19:30
  • Раскопки: пн - сб: 8:00 - 12:30 / 16:30 - 19:00 | вск 8.00-13-30 / 17:00 - 19:30
  • Входной билет: собор - бесплатно, раскопки - полный € 2.58, льготный € 1.55, крестильня - € 1,50.
  • Адрес: Via Duomo, 149, Неаполь
  • Добраться: от Piazza Garibaldi метро линия L1, станция Cavour, или автобус 202 или R2
  • метро 1 (станция Cavour), 2 (станция Museo)
  • Автобусы E1, R1, CS

Базилика ди Сан-Франческо-ди-Паола

На площади Piazza del Plebiscito привлекает внимание величественная и необычная базилика ди Сан-Франческо-ди-Паола (Basilica di San Francesco di Paola), построенная в 1836 году. Основой для нее послужило здание . Церковь открыта в дневное время, вход бесплатный.

Храм был возведен в честь победы Фердинанда I Бурбона над французами, освободившему территорию Неаполя, Новая церковь должна была увековечить триумф и возвращение трона королю, став главным храмом Неаполя. Посвятить новое здание было решено Франциску из Паолы, святому покровителю Калабрии, откуда были родом французские Бурбоны.

Строительство церкви началось в 1816 году. Оформление фасада с галереями завершилось к 1824 году, а интерьер продолжали оформлять еще 12 лет. В 1836 году папа римский Григорий XVI торжественно освятил новый храм.

Достопримечательности базилики

Вдоль ротонды можно полюбоваться скульптурными аллегориями на тему 4-х земных и 3-х теологических добродетелей.

Под главным гигантским куполом расположен великолепный алтарь, богато инкрустированный лазуритом. Алтарь был создан еще в 1641 году Ансельмо Канджиано, а в 1835 году его перенесли из церкви святых Апостолов (Santi Apostoli) в новый храм.

Большая часть фресок базилики посвящена жизни святого Франциска. В ризнице храма использованы произведения Антони Кампи «Обрезание» (16 век) и Гаспара Ланди «Непорочная» (18 век).

  • Время работы: 8:30 - 19:30
  • Вход: бесплатно
  • Адрес: Piazza del Plebiscito, Napoli
  • Проезд: линия метро 1, станция Municipio, затем пешком по via San Carlo и piazza Trieste e Trento (примерно 7 минут пешком)
  • Автобусы R2 или 202, остановка via San Carlo

Церковь Сан-Фернандо

Церковь Сан-Фернандо (Chiesa di San Ferdinando) расположена на Piazza Trieste e Trento. Первоначальная церковь на этом месте была посвящена иезуитским орденом монахов святому Франциску Ксаверию и была построена в 1636 году. Реконструкция здания началась в середине 1650-х гг под руководством козимо Фанцаго. В 1767 году, после изгнания иезуитов из королевства Неаполь, церковь передали Священному Военному Констаниновскому ордену святого Георгия, который посвятил храм св. Фердинанду III Кастильскому, покровителю правящего короля Неаполя Фердинанда IV.

Свод церкви украшен фреской с изображением жизни св. Франциска Ксаверия и других иезуитов кисти Паоло де Маттеиса. В церкви хранятся статуи Доменико Антонио Ваккаро и Джузеппе Санмартино. На главном алтаре храма можно полюбоваться холстом с изображением святого Фердинандо кисти Федерико Малдарелли.

Церковь Сант-Анна дей Ломбарди

Церковь Сант-Анна дей Ломбарди (Chiesa di Sant’Anna dei Lombardi) также известная пол названием Santa Maria di Monte Oliveto. Это древняя монастырская церковь, расположенная на Piazza Monteoliveto в центре . Церковь иногда называют музеем эпохи Возрождения. Храм был построен пoд патронажем Арагонской династии: в храме хранится множество произведений искусства XV-XVI веков, в частности, фрески Вазари в сакристии и потрясающая терракотовая скульптурная группа «Оплакивание Христа» (1492), выполненная скульптуром из Гвидо Маццони.

Вход в церковь свободный.

Строительство церкви

Первоначальная церковь была построена в 1411 году под руководством Джурелло Орилио, пронотария короля Ладисласа Дураццо, который проспонсировал строительство Santa Maria di Monte Oliveto , как сначала назвали этот храм. Церковь располагалась возле Palazzo Carafa di Maddaloni . Храм был передан бенедиктинскому ордену оливетанцев, которые произошли из аббатства Монте Оливето в . Монастырь оказался под протекцией Альфонсо I и членов его двора. Дальнейшая реконструкция церкви была произведена в 1581 году Доменико Фонтаной. В 17 веке церковь и монастырь были перестроены в стиле Барокко архитектором Гаэтано Сакко.

Монастырь

В 1798 году король Фердинанд I забрал церковь и монастырь и оливетанского ордена. Архи-братство перебралось в церковь Monte Oliveto, которая вскоре была переименована в Sant’Anna dei Lombardi ; название было изменено в связи с тем, что братство в 1798 году потеряло свою расположенную рядом церковь, посвященную святой Анне. В 1805 году большая часть церкви обрушилась из-за недавнего землетрясения. Это обрушение уничтожило три картины работы Караваджо, которые когда-то находились в церкви: «Святой Франциск медитирует», «Святой Франциск получает стигматы» и «Воскрешение».

Весь комплекс Сант-Анна дей Ломбарди был когда-то одним из самых больших монастырей во всей Италии. Тогда он занимал территорию, которую теперь можно измерить только «городскими кварталами». В результате новой застройки в 1930-х гг вокруг территории монастыря, большая часть сохранилась в центре. Например, гигантский главный почтовый офис Неаполя расположен на западной окраине монастыря, и старое здание было просто включено в заднюю часть ГлавПочты Неаполя, так что теперь монастырь как-будто вытекает из современных зданий. На восточном краю расположена церковь, которая до сих пор используется, но соседние монастырские здания и дворик теперь превращены в бараки карабинеров (итальянская национальная полиция).

Церковь

Церковь Сант-Анна дей Ломбарди была перестроена под руководством архитектора Фонтаны в поздне-ренессансном стиле. Архитектор Бенедетто да Майано помог спроектировать и украсить часовни Piccolomini и Correale . Декор церкрви и ее структура отражают реконструкции 17 и более поздних веков, которые теперь скарыли первоначального готическую архитектуру. church decoration and structure reflects the 17th century and later reconstructions, which now obscure the original Gothic architecture.

Декор церкви

В декоре церкви стоит обратить внимание на святилище 16-го века, в котором находится скульптуры Guido Mazzoni, Antonio Rossellino, Benedetto da Majano, Giovanni da Nola, Pedro Rubiales и других. Готические элементы сохранились в могиле Доменико Фонтана. Альтарь был выполнен по дизайну Джована Доминика Виначии мастерами Бартоломе и Пьеро Гетти. details are still preserved in the tomb of Domenico Fontana, and the altar was executed on the design of Giovan Domenico Vinaccia by Bartolomeo and Pietro Ghetti.

Время работы:

  • пн - сб 10:00 - 13:00 /16:00 - 18:00
  • вск и праздники 10:00 - 12:00

Добраться:

  • Адрес: Piazza Monteoliveto, 4
  • Транспорт: от Piazza Garibaldi: метро линия L1, станция (примерно 4 минуты пешком)

Церковь Джезу Нуово

Церковь Джезу Нуово (Chiesa del Gesu Nuovo) была первоначально дворцом, построенным в 1470 году для Роберто Сансеверино, принца . Иезуиты уже построили церковь с таким же названием в Неаполе, теперь называемую Gesú Vecchio . Политические интриги семьи Сансеверино привели к конфискации их собственности, которую в 1580-х гг продали иезуитскому ордену за 45 000 дукатов для строительства церкви (1584–1601) под руководством архитектора Джузеппе Валериано. Строительству церкви также помогали местные жители, в том числе Роберта Карафа, графиня Маддалони. Расположенные рядом сады Изабеллы Фельтриа, принципессы ди Бизиньяно, были также включены в строительство. Работы по возведению храма начались в 1584 году. Новая церковь сохранила необычный фасад, изначально сделанный для дворца, в виде бриллиантовой по форме облицовки.

Когда иезуитский орден был изгнан из Неаполя в 1767 году, церковь перешла францисканцам. Иезуиты вернулись в 1821 году, чтобы вновь быть изгнанными в 1848 году.

Достопримечательности церкви:

The vault frescos, representing biblical and saintly narratives that exalt the name of Jesus, were carried out by Belisario Corenzio and Paolo de Matteis. At the back of the facade is The Expulsion of Heliodorus from the Temple (1725), a baroque masterpiece by Francesco Solimena. On the four pillars which support the dome are frescos of the four Evangelists, carried out by Giovanni Lanfranco. The inside of the dome had also been decorated by Lanfranco, but this was destroyed in the earthquake of 1688. Paolo de Matteis then repainted a new dome. The frescos of the life of the Virgin, placed on the second part of the vault up to the apse, are by Massimo Stanzione.

Surrounding the altar are three bronze bas-reliefs on a black marble base: on the left, The Supper at Emmaus (by Salvatore Irdi), on the right, The Promise of the Eucharist at Capernau m, and in the middle a reproduction of the Last Supper by Leonardo da Vinci. These last two bas-reliefs are by Gennaro Calì.

Above the altar, with didactic and historical symbols concerning the mystery of the Eucharist, are eight busts of saints who glorified the Eucharist. From left to right are medallions of Saints Juliana of Liège, Stanislaus Kostka, Thomas Aquinas, Francis Borgia, Gaetano Thiene, and the blessed Lanfranc of Canterbury. Gennaro Calì completed four medallions; the third and the fourth busts are by Costantino Labarbera.

Chapel of the Visitation

The chapel of the Visitation has an altar-piece by Massimo Stanzione. Under the altar there is a bronze urn containing the mortal remains of St. Joseph Moscati (1880–1927), a biochemistry teacher at the University of Naples and head physician of the Ospedale degli Incurabili, canonized on 25 October 1987 by Pope John Paul II. His medical activities are shown in the triptych sculptured on the urn by Amedeo Garufi. The left panel shows the professor with his students, the middle the saint enlightened by the Eucharist, the right one the doctor, giving comfort to suffering and sick people at the Hospital. In 1990, a bronze statue of the saint, by Pier Luigi Sopelsa, was erected to the left of the altar.

Chapel of Saint Francis Xavier

In the chapel of Saint Francis Xavier, the altar-piece shows Saint Francis Xavier receiving a vision of the Virgin Mary, attributed to Giovanni Bernardino Azzolino. On the upper part, three paintings on the wall by Luca Giordano and the vault frescos by Corenzio and De Matteis represent episodes from the saint’s life.

Chapel of St. Francis Borgia

The canvas placed in the chapel of St. Francis Borgia (1510–1572) is attributed to Sebastiano Conca.

Sacred Heart Chapel

At the end of the right aisle, there is the Sacred Heart chapel, once dedicated to the Holy Trinity. The frescos on the side walls were carried out by Belisario Corenzio. The picture representing the holy Trinity with Groups of Saints, whose author is Guercino, is now placed on one side of the chapel of St. Ignatius.

The altar-piece displays the Virgin with Child Jesus and 3 Saint Martyrs , attributed to Giovanni Bernardino Azzolino (1560–1610).

Nativity Chapel

This has an altarpiece by Girolamo Imparato.

Chapel of St Ignatius of Loyola

In this chapel are two statues of David and Jeremiah by Cosimo Fanzago. He also helped complete the decoration of the chapel, rebuilt after the 1688 earthquake. On the upper part, paintings by Ribera portray episodes in the life of the Saint: when he received the rules of the order from the Virgin, when he received approval of the order from Pope Paul II, and a glorification of the Saint. The vault frescos, with episodes from St. Ignatius’s life by De Matteis. The Prince of Venosa, Carlo Gesualdo, who was a famous composer and infamous murderer of his wife and her lover, is buried in front of the St. Ignatius Chapel.

Chapel of the Crucifix

The chapel has a wooden statue of Christ crucified, with the Blessed Virgin and St. John , sculpted by Francesco Mollica, a pupil of Michelangelo Naccherino. The Angels holding Veronica’s Veil were painted b the school of Vaccaro. The ceiling frescos with the Story of Christ were painted by Giovanni Battista Benaschi, and retouched by Petronsio. Benaschi also painted the triangular lunettes on the altar.

The two imposing side Reliquaries, with 70 busts of saint martyrs in golden wood, were made in the most part in 1617 by the Neapolitan woodcarver Giovan Battista Gallone.

The Sacristy contains frescos by Aniello Falcone. The Lavabo, at the back, is a work in polychrome marbles made by Dionisio Lazzari.

Монастырь Санта-Кьяра

Монастырь Санта-Кьяра (Santa Chiara)

Церковь Сан-Пьетро-а-Майелла

Церковь Сан-Пьетро-а-Майелла (Chiesa di San Pietro a Majella)

Церковь Сан-Лоренцо-Маджоре

Церковь Сан-Лоренцо-Маджоре (Chiesa di San Lorenzo Maggiore)

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как общаться с судебными приставами Как общаться с судебными приставами Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления