Кто был первым мужем марины влади. Прекрасная Марина.Ее история

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


10 мая исполнилось 79 лет известной французской актрисе Марине Влади. У нас ее имя последние 30 лет упоминалось, как правило, только в связи с ее знаменитым мужем Владимиром Высоцким. Немногие знают о том, что актриса выходила замуж четырежды, и все ее мужья были людьми уникальными. Последние 14 лет Марина Влади провела в одиночестве, но до сих пор с теплотой вспоминает обо всех своих попытках поймать птицу счастья за хвост.



Марина Влади


Марина Влади и Робер Оссейн

Своего первого мужа Марина Полякова-Байдарова (псевдоним Влади она позже взяла в честь отца) встретила в 15 лет. В их доме был частым гостем начинающий французский актер и режиссер Робер Оссейн. В кино Марина снималась с 11 лет, и Оссейн предложил ей роль в своем фильме. А в 17 лет она стала его женой. Благодаря этому творческому и семейному тандему Марина Влади в конце 1950-х гг. стала известной актрисой и матерью двух сыновей.



Марина Влади и Робер Оссейн

Российским зрителям этот актер хорошо знаком по роли Жоффрея де Пейрака в фильмах об Анжелике. Сам он считал себя русским, хотя его отец был азербайджанцем, а мать – еврейкой, рожденной в Киеве. Родители Марины Влади тоже были русскими эмигрантами, и поначалу Робера очень привлекали чаепития в большом доме русской дворянской семьи. Но вскоре все изменилось: «Марине не хотелось расставаться с сёстрами, родителями, с этим привычным укладом. А я больше не мог жить в колхозе! Мне порой казалось, что я женат сразу на всех четырёх сёстрах. Последовали годы скандалов и ссор. Мы расставались мучительно – даже двое маленьких сыновей не смогли удержать нас вместе. Нельзя строить отношения, когда лишь один человек готов на все ради другого, а второй… Я искренне и беззаветно любил Марину. А что испытывала ко мне она, так и осталось для меня загадкой», – вспоминает актер. Их брак продлился всего 5 лет.


Марина Влади и ее первый муж Робер Оссейн


Марина Влади в фильме *Приговор*, 1959


Жан-Клод Бруйе, Алексей Леонов, Марина Влади и Павел Беляев на Международном кинофестивале в Москве, 1965

Своего второго мужа Марина Влади встретила в небе – во время одного из авиаперелетов. Жан-Клод Бруйе был летчиком гражданской авиации, владельцем двух международных авиакомпаний, путешественником и бизнесменом. Несмотря на то, что Бруйе был достаточно известной персоной во Франции, популярность его жены в разы превышала его собственную. К тому же Жан-Клод хотел видеть жену дома, и не ждать бесконечно ее возвращения со съемочных площадок, а Марина Влади не собиралась бросать профессию ради мужа. Поэтому вскоре и этот брак затрещал по швам.


Марина Влади в Москве, 1965

Когда в 1967 г. Марина Влади познакомилась с Владимиром Высоцким, он был женат, а она – уже свободна. Историю их знакомства актриса описывала так: «Эти первые произнесенные тобой слова смущают меня, я отвечаю тебе дежурными комплиментами по поводу спектакля, но видно, что ты меня не слушаешь. Ты говоришь, что хотел бы уйти отсюда и петь для меня. … В машине мы продолжаем молча смотреть друг на друга… Я вижу твои глаза - сияющие и нежные, коротко остриженный затылок, двухдневную щетину, ввалившиеся от усталости щеки. Ты некрасив, у тебя ничем не примечательная внешность, но взгляд у тебя необыкновенный. Как только мы приезжаем к Максу, ты берешь гитару. Меня поражает твой голос, твоя сила, твой крик. И еще то, что ты сидишь у моих ног и поешь для меня одной… И тут же, безо всякого перехода, говоришь, что давно любишь меня. Как и любой актрисе, мне приходилось слышать подобные неуместные признания. Но твоими словами я по-настоящему взволнована».



Марина Влади и Владимир Высоцкий

Об этом союзе написано немало – и как об одной из самых красивых историй любви ХХ в., и как о болезненной страсти с катастрофическими для обеих сторон последствиями. Марина Влади об этом писала так: «Всей ночи нам не хватило, чтобы до конца понять глубину нашего чувства. Долгие месяцы заигрываний, лукавых взглядов и нежностей были как бы прелюдией к чему-то неизмеримо большему. Каждый нашел в другом недостающую половину. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви». Впрочем, скептики до сих пор подвергают сомнениям ее искренность.


Марина Влади и Владимир Высоцкий


Одна из самых красивых французских актрис

Как бы то ни было, гибель Высоцкого Марина Влади переживала очень тяжело. Она говорила, что этот брак ее испепелил. Из затяжной депрессии ей помог выбраться знаменитый врач-онколог Леон Шварценберг. Во Франции он также прославился как ученый и политик. Четвертый брак актрисы был самым продолжительным – он продлился больше 20 лет, вплоть до смерти мужа от рака в 2003 г.


Марина Влади и Леон Шварценберг

Ей казалось, что на этом ее жизнь окончена. Какое-то время актриса страдала алкогольной зависимостью, но нашла спасение в литературной деятельности и написала около 20 книг. Марина Влади больше не выходила замуж, а обо всех своих мужьях вспоминала с гордостью, как о людях исключительных и уникальных.


Марина Влади, 2012


Одна из самых красивых французских актрис

24-25 ноября на торги парижского аукционного дома Drouot будут выставлены рукописи Владимира Высоцкого, его посмертная маска и фотографии из личного архива французской актрисы и последней жены выдающегося актера и поэта Марины Влади. Вторая жена Высоцкого Людмила Абрамова рассказала нам, как относится к ситуации с продажей реликвий.

Марина Влади

Сама Марина Влади объяснила свой шаг тем, что переезжает из большого дома в городе Мезон-Лаффит в пригород Парижа , где будет жить в маленькой квартире. Так что придется расстаться с некоторыми ценными вещами, картинами, скульптурами и книгами. В культурном центре-музее Владимира Высоцкого в Москве, которым руководит сын знаменитого барда Никита Высоцкий, мечтают приобрести раритеты из коллекции Влади, но средств для этого нет. Рассчитывать можно только на помощь меценатов или государства.

Актриса Людмила Абрамова, вторая жена Высоцкого, мама его сыновей - Аркадия и Никиты, сама до недавнего времени работала в музее, носящем имя ее мужа, проводила изумительные экскурсии, который становились философским разговором о жизни и искусстве.

- Что можно сделать, чтобы получить архив Марины Влади?

Его судьба полностью зависит от настроения Марины. А оно, как я понимаю, у нее не самое хорошее, раз она решилась продавать личные вещи.

Марина в тяжелом положении. И это ее личное дело, как распорядиться своим имуществом. Не забывайте, что ей 9 мая исполнится 77 лет. Никаких злых чувств по отношению к ней у меня нет.

Мне не хочется, чтобы у кого-то складывалось дурное отношение к Марине. Ее второй муж был замечательным человеком. Их семья помогала несчастному Андрею Тарковскому, когда он оказался в Париже. Муж Марины его оперировал, лечил, делал все возможное, чтобы облегчить его страдания. Они на руках носили Тарковского в тяжелые годы эмиграции.

Что касается рукописей Володи, то они, в конце концов, все придут в музей. Это неизбежно. Но за них придется дорого заплатить. Если бы у нас в музее были бы какие-то деньги, мы бы все архивы Володи купили.

- Как вы думаете, почему Марина Влади все-таки пошла на этот крайний шаг?

Надо же что-то, извините, жрать и сыновьям помогать, которые тоже нищие. Она все сохранила, ни одной рукописи не сожгла и не выбросила. А ведь мы знаем примеры, когда жены известных людей сжигали их дневники.

Очень не хочется навредить Марине. В последние дни я чувствую пронзительную боль за нее и происходящее. И помочь ничем не могу. Как у нас платят музейным работникам, объяснять не надо. Шиш с маслом. Сейчас, к сожалению, денег нет даже у таких Володиных друзей, как Миша Шемякин. Ему страшно дорого обходятся его выставки.

Посмертная маска Владимира Высоцкого.

- А что за посмертная маска хранится у Марины? Их же несколько?

Маска в данном случае - не самое важное. Главная маска хранится в нашем музее - та, которую, умирая, завещал мне скульптор Юра Васильев. Он был мужем подруги моего детства.

Эля, с которой мы жили в одном подъезде, вышла замуж за Юрочку Васильева, много лет работавшего художником в театре. И он ей твердо сказал: «Как только умру — отвези маску к Люсе». Что она и сделала.

Не знаю, какая маска у Марины. Возможно, гипсовая. Но может быть, и серебряная. Пускай продает. Не страшно. Это раньше мы боялись, что маска пойдет по рукам, дойдет до базара. Было же несколько экземпляров. С самого начала Юрочка Васильев сделал маску для Юрия Любимова, Марины Влади и третью - для себя. Ее не было даже у володиной мамы — Нины Максимовны. Потом уже сделал маску и Валере Золотухину, который давал ее для наших выставок.

Если у Марины сохранилась все-таки серебряная маска, то, дай бог, чтобы ей хорошо за нее заплатили.

- Значит, наибольшую ценность представляет рукописный текст стихотворения Высоцкого?

Письма. Их у Марины было больше двухсот. Какую-то часть писем украли в надежде на большие деньги. Но эти люди молчат. Одно время переписка хранилась в Москве, на даче, под забором которой день и ночь ходили коллекционеры.

А Марину жалко. Ее жизнь постепенно закрутилась в тугой узел неудач и неприятностей. Первая семья ее покойного мужа-хирурга ничего ведь ей не оставила, кроме двух-трех книг, которые лежали в квартире. Ее детям тоже нечего есть.

- Не только наши актеры в бедственном положении?

То-то и оно. Что ей можно предложить? Гастроли по России ? Но это все равно копейки да еще и страшное унижение, потому что сейчас никто не любит ни за что платить. Ее будут приглашать на какие-нибудь поганые презентации с выпивкой, чтобы она между делом что-то рассказывала и пела. Но она от такой работы с собой покончит. Это наши актеры могут вытерпеть, потому что у них самолюбие неизбалованное. А Марина просто умрет.

Во Франции знаменитого барда и актера Владимира Высоцкого знали всего лишь как мужа знаменитой актрисы Марины Влади. А в России ее называли просто женой Высоцкого. Впрочем, и сейчас интерес к этой необычной женщине у наших соотечественников связан прежде всего с тем, что она была его любовью. 10 мая актрисе исполнилось 74 года.

Марина Влади никогда не была красавицей. Но в ее внешности с юных лет было нечто такое, что цепляло мужчин. Дочь русских эмигрантов – балерины и музыканта – с детства мечтала прославиться. Мама всячески внушала Марине Влади и ее сестрам, что они самые талантливые.

– Марина даже девочкой была очень раскованной, – рассказывала Татьяна Фролофф , русская эмигрантка, которая дружила с родителями актрисы.

Фролофф вспоминала, как 10-летняя Марина танцевала перед гостями. Она была нарядно одета – в пачку балерины и серебряные туфельки. Но при этом проделывала движения, присущие дешевкам из кабаре – задирала юбку выше головы и задорно подмигивала взрослым мужчинам. Ее манеры приводили в шок окружающих.

Мама внушала девочке, что для достижения известности все средства хороши. И она внимала этим урокам. Ольга, сестра Марины Влади, рассказывала Фролофф, что Марина потеряла девственность в 15 лет. А первым мужчиной будущей актрисы стал, разумеется, кинопродюсер, причем с благословения матери. Именно таким образом будущая звезда получила свою первую роль в фильме «Черные перья». После выхода этой картины у нее испортился характер…

На этой же картине она познакомилась с 27-летним Марчелло Мастроянни.

– Он преподал мне первые уроки флирта, – признавалась актриса.

Уже опытный в сердечных делах Мастроянни ввел юную подружку в кинотусовку. А Марина тут же переключилась на Марлона Брандо. Влюбилась в него и всерьез строила планы. Но она ему была совершенно не нужна, Брандо хватило ума не связываться с малолеткой. И тогда ее охватила сильнейшая депрессия. Марина закрывалась в комнате, рыдала, швыряла посуду… Однажды, когда девушка в очередной раз закрылась, близкие всерьез испугались, что она что-то сделает с собой, и им пришлось выламывать дверь. Прибегли и к помощи врача, лечил ее отец Татьяны Фролофф.

– Она – настоящая хищница, – уверяет Фролофф. – К тому же завистливая, злобная и скупая.

В доказательство дама приводит один случай. Однажды она пришла в гости к родителям Марины Влади в новой красивой шляпе. А домой вернулась без шляпы… Марина, увидев модный головной убор, аж открыла рот от изумления. А потом сделала вид, что нечаянно села на шляпу, не заметив, что та лежала на стуле. От изящного аксессуара остался блин, а в глазах юной завистницы сверкали злобные огоньки.

Так она поступала и с мужчинами – подминала их под себя. В 17 лет соблазнила 28-летнего красавца-актера Робера Оссейна , того самого, который играл Жоффрея де Пейрака в фильме «Анжелика». Он влюбился в нее и выполнял все ее прихоти. Когда Марина с ним встретилась, она была звездой экрана, снявшись в 15 картинах. С Робером они затем много снимались.

По словам той же Фролофф, это замужество скорее напоминало побег от предыдущей любви. На помолвке Марина позволила себе выходку, закончившуюся скандалом. Она выпила лишнего и по старой привычке принялась непристойно танцевать. Близкие пытались ее остановить, но она не внимала.

Их считали образцовой парой. За пять лет в этом браке родились два сына – Игорь и Петр. Но Марина не хранила верность мужу.

Разводились они со страшным скандалом. На протяжении нескольких лет даже испытывали ненависть друг к другу. Братья Бордери, приступая к съемкам «Анжелики, маркизы ангелов», предлагали Влади роль прекрасной Анжелики, тогда ей пришлось бы cтать партнершей Оссейна. Она отказалась. Главную роль получила Мишель Мерсье… Даже много лет спустя Робер признавался, что его сердце болит при воспоминании о бывшей жене.

А Марина Влади увлеклась Жаном Клодом Бруйе, летчиком-испытателем, владельцем авиакомпании. Родив от него сына Владимира, ушла – супруг мечтал о семейном уюте, а актриса не мыслила жизни без кино.

В конце 1960-х Влади приехала в СССР по приглашению режиссера Сергея Юткевича – сняться в кино. Но встретив Владимира Высоцкого, она стала на 12 лет его женой и ангелом-хранителем.

– Владимир был самой большой страстью моей жизни. Конечно, я любила и других мужчин. Но любовь-страсть – это он, – признавалась Влади.

У французских друзей актрисы бард вызывал смешанные чувства. По воспоминаниям Фролофф, она получила от Марины приглашение прийти в гости и послушать русского артиста. Высоцкий произвел на нее приятное впечатление. И все было бы хорошо, если б он не был сильно пьян. По словам эмигрантки, актер пил и пел, пил и пел… А спустя два часа в нем вдруг проснулась агрессия, вскоре он уже не мог встать со стула. Все удивлялись: «Марина, зачем тебе этот русский пьяница?» По словам сестры Влади Ольги, Высоцкий бы обаятельным и очень изобретательным любовником.

Впрочем, в их интимных отношениях не все ладилось. Однажды Высоцкий признался администратору Театра на Таганке Валерию Янкловичу, что Марина со временем пыталась руководить в постели. «Так руководит, что у меня уже вставать не хочет!» – признавался ему бард. Высоцкий не терпел давления, особенно от женщин, ни в каком виде.

В последние годы их совместной жизни Высоцкий, по свидетельству его друга Эдуарда Володарского , хотел даже развестись с Мариной. И говорят, он ее боялся!

Влади однажды повела мужа к своему психоаналитику. После долгой беседы тот сообщил результаты актрисе. Ее реакция была очень бурной: «Этот идиот сказал, что я представляю для Володи большую черную тучу». Уже после смерти Высоцкого Влади вдруг разоткровенничалась: «Да он и женился на мне только для того, чтобы за границу ездить!»

Метания из России во Францию, невозможность жить рядом с любимым вгоняли ее в депрессию. Влади даже пыталась покончить с собой. Ее спас врач-онколог Леон Шварценберг. Он лечил от рака сестру Марины, а позже помог ей пережить и смерть Высоцкого. Леон развелся с женой и попросил временного приюта у Марины. В итоге 23 года они жили душа в душу.

Марина помогла Леону, в то время министру здравоохранения, когда началась его травля. Он был сторонником эвтаназии. Шварценберг всю жизнь лечил людей от рака, по иронии судьбы не обошла эта болезнь и его. В последние месяцы жизни мужа Марина стала прикладываться к бутылке – так было легче пережить предстоящую потерю близкого человека.

– Мне казалось, что жизнь кончена. От полного отчаяния и самоубийства меня спасли мои собаки, за которыми надо было ухаживать. И другая страсть – писательство, – признавалась актриса.

Горе ей приходилось переживать еще не раз. Она едва не потеряла сына. Игорь попал в автокатастрофу, врачи долго не могли вывести его из комы. В той страшной аварии погибли его дочки, внучки Марины.

– С некоторых пор смерти я не боюсь вообще, – однажды заявила Влади.

Как-то, опоздав на пресс-конференцию, она потрясла журналистов неожиданным признанием. Зайдя в зал, улыбаясь, заявила с порога, что извиняется за опоздание, и посетовала, мол, день у нее не задался. «У меня сегодня внук умер, потом машину негде было поставить…» – объяснила она. И продолжила: «Сын с невесткой такую истерику закатили! Пришлось их успокаивать, как маленьких. А ребеночку и недели не было, в родильном доме умер…»

Странности в ее поведении замечают нынче многие и находят тому объяснение – трудно оставаться в добром уме и здравии после стольких трагедий.

По рассказам Татьяны Фролофф, однажды Влади позвонила ей среди ночи. По ее голосу было ясно: она сильно пьяна. Актриса рыдала, принялась вспоминать прошлое. Стало ясно: если не прийти ей на помощь, то может случиться страшное. Фролофф немедленно выехала из дома и поспешила к Влади. Не ошиблась. Она застала актрису спящей. Попыталась разбудить, но та не просыпалась. Пришлось вызвать скорую. Оказалось, что Марина приняла снотворное и запила лекарство алкоголем. В тот раз, можно сказать, ей повезло.

Ей сейчас нелегко – былая слава прошла, как актрису ее во Франции уже мало кто воспринимает, да и возраст преклонный. Влади теперь совершенно одинока: мужья скончались, дети разъехались. А дом, который она некогда строила, чтобы жить в нем вместе с Владимиром Высоцким, ей пришлось продать. Она надстроила второй этаж над прежним гаражом и живет в нем. Впрочем, по российским меркам этот «гараж» вполне приличное жилье.

Справка

Марина Влади , французская актриса, родилась 10 мая 1938 года. Ее настоящее имя Екатерина Марина Владимировна Полякова-Байдарова. Псевдоним Влади актриса взяла в честь отца после его смерти.

Мировую славу ей принесла главная роль в фильме «Колдунья», снятом по повести Куприна «Олеся», где Марина играла роль красавицы-дикарки, одиноко живущей в лесах. Этот фильм пользовался огромной популярностью и в СССР. В середине 50-х советские девушки копировали прическу, жесты, одежду, макияж Влади. И приехав в Советский Союз в 1959 году, Марина поразилась, что ее здесь знают и любят.

В настоящее время артистка живет в Париже. Ее сын Игорь от Робера Оссейна уехал на Гаити, где выращивает жемчуг, а другой сын от этого же брака, Петр, стал гитаристом и балалаечником, живет на юге Франции. Третий сын, Владимир, от Жана Клода Бруйе поселился в Парагвае и занимается скотоводством. Последний муж Влади Леон Шварценберг умер в 2003 году.

Марина Влади (фр. Marina Vlady), настоящее имя - Екатерина Марина Владимировна Полякова-Байдарова (фр. Catherine Marina de Poliakoff-Baïdaroff). Родилась 10 мая 1938 года в Клиши-ла-Гаренн (Франция). Французская актриса и певица русского происхождения.

Екатерина Марина Полякова-Байдарова, ставшая известной как Марина Влади, родилась 10 мая 1938 года в предместье Парижа, городке Клиши-ла-Гаренн.

Отец - Владимир Васильевич Поляков-Байдаров, артист оперных театров в Париже и Монте-Карло, уроженец Москвы. Переехал во Францию во время Первой мировой войны.

Мать - Милица Евгеньевна Энвальд, балерина, дочь русского генерала.

"Я - русская, только с французским паспортом. Отец мой закончил Московскую консерваторию. Когда началась первая мировая война, он уехал во Францию, чтобы уйти в армию добровольцем. Он был единственным сыном овдовевшей матери, и в русскую армию его не брали. Стал лётчиком, был ранен, награждён воинским крестом. После войны остался во Франции, работал в парижской опере, пел семь сезонов в опере Монте-Карло. Был знаком с Модильяни, Матиссом, Делоне. Семья моей матери выехала из России в 1919 году. Мама оказалась в Белграде и там же познакомилась с моим отцом - Владимиром Поляковым, приехавшим на гастроли.

Моя мама воспитывалась в Петербурге, в Смольном институте благородных девиц. В 1917 году ей было 18 лет. Она была из тех, кто, воодушевившись новыми идеями, вывесили в день восстания красные лоскуты на окнах. Потом она видела, как громили евреев-суконщиков, и на всю жизнь запомнила, как, отливающие разными цветами, огромные куски ткани валялись, размотавшись по всей улице. Потом убили её любимую классную даму, и она, как и многие девушки, в страхе бежала за границу. Так она, пережив множество трагических эпизодов, оказалась в Париже", - рассказывала Марина Влади.

Марина - младшая из четырёх дочерей. Псевдоним «Влади» Марина взяла в честь отца, после его смерти. Все ее сестры также взяли псевдонимы.

Ольга (Olga de Poliakoff-Baïdaroff) (05.05.1928 - 03.09.2009), телережиссёр, псевдоним - Ольга Варен (Olga Varen).

Таня (Tania de Poliakoff-Baïdaroff) (14.06.1930 - 23.06.1980), актриса, псевдоним - Одиль Версуа (Odile Versois).

Милица (Militza de Poliakoff-Baïdaroff) (02.02.1932 - 01.08.1988), актриса, псевдоним - Элен Валье (Hélène Vallier).

Одно время во Франции был очень популярен спектакль по пьесе Чехова «Три сестры», в котором играли сестры Поляковы.

Как писал журнал «Пари-Матч», общая заглавная буква V во всех четырёх псевдонимах сестёр означает слово победа - la Victoire.

На театральной сцене она появилась в четыре года. А уже в 10 лет дебютировала в кино, сыграв небольшую роль в мелодраме Ж. Жере «Летняя гроза» (Orage d"été, 1949). Главную роль в этой картине исполняла сестра Марины, Одиль Версуа.

Далее исполнила роли в картинах «Простите мой французский», «Жаклин», «Чёрные перья». Позднее Марина расскажет, что одним из первых ее поклонников был , с которым она играла в картине «Чёрные перья». Именно 27-летний на тот момент Марчелло давал юной девушке первые уроки флирта.

А год спустя, на съемках ленты «Дни любви», Марина попала в объятия (впрочем, настоящего романа, по словам актрисы, у них никогда не было).

Марина Влади в фильме "Чёрные перья"

Ее первой большой работой в кино стала комедия «Первая любовь» (L"età dell"amore, 1953).

А широкая известность пришла к ней в 1955 году после роли Евы в фильме «Негодяи попадут в ад».

Марина Влади в фильме "Негодяи попадут в ад"

А в 1956 году она сыграла главную героиню в драме «Колдунья» (La sorcière). "Мне тогда не было и 16 лет, и хотя я, как все девчонки моего поколения, много читала, в том числе и Куприна, но я не так много занималась психологией. Мне давали текст, и я его играла. Мне кажется, что до сих пор я так и играю - больше как человек, а не как актриса", - вспоминала она.

Фильм «Колдунья» имел огромный успех в СССР. Значительно позже актриса рассказывала: "Мне до сих пор много пишут из России - не только как жене Высоцкого, но и как "колдунье". Этот фильм очень у вас полюбили. Я помню, как в 1959 году я прилетела в Москву, на Неделю французского кино, и ко мне бросились толпы девушек, каждая из которых была моей копией - распущенные волосы, челка. Они меня зацеловали, я была вся в помаде".

Марина Влади в фильме "Колдунья"

В конце 50-х годов Марина много снималась в картинах своего первого мужа, актера и режиссера Робера Оссейна. Позже она сыграла в фильмах «Принцесса Клевская», «Ступени супружеской жизни», «Американская жена». Ежегодно на экраны выходило несколько картин с участием Марины Влади. Партнерами актрисы по съемочной площадке становились Жан-Поль Бельмондо, Жан Маре, Робер Оссейн, Уго Тоньяци, Жерар Депардье.

За главную роль в фильме Марко Феррери «Пчелиная матка» (L"ape regina, 1963) Марина Влади получила Серебряную ветвь Каннского кинофестиваля как лучшая актриса года. Она также была номинирована на «Золотой глобус» за эту работу.

В 1969 году Марина Влади вместе с Николаем Гринько, Ией Савиной и Роланом Быковым снялась в советском фильме «Сюжет для небольшого рассказа». Позже на экраны вышли картины «Семь смертей по рецепту» и «Багдадский вор».

В 1980-е годы актриса активно снималась на телевидении. С середины 1980-х годов она стала появляться на экране несколько реже, параллельно работая на сцене и эстраде.

Марина Влади в фильме "Кто украл Джоконду"

Марина Влади в фильме "Пьющие кровь"

Марина Влади в фильме "Бордель"

В 2000-е годы также вышло несколько картин с участием Марины Влади: мини-сериал Victoire, ou la douleur des femmes (2000), фильм «Воскресение» по роману Льва Толстого и драма «Несколько часов передышки». Исполнила главную роль в картине 3 женщины в гневе (2013), сыграла лентах Сам (2015) и Путешествие Фанни (2016)

В 2006 году Марина Влади совместно с режиссёром Жаном-Люком Тардье поставила спектакль на французском языке «Владимир, или прерванный полёт...» по одноимённой книге ее авторства. "Это очень большой труд. Сорок пять номеров за час пятнадцать. Фрагменты моей книги и Володиных записей я читаю по-французски, песни его пою по-русски. Рядом три музыканта", - говорила она о спектакле.

Написала роман «Мой вишневый сад» , являющийся по сути автобиографией. "Я решила рассказать историю своей семьи, продлив жизнь героев «Вишневого сада», который я много раз играла. А история моих близких очень похожа на эту чеховскую пьесу, ведь у моей бабушки под Курском был такой же большой вишневый сад. Мой дед - генерал белой армии, а мама - главная героиня книги - выпускница Смольного института, пережившая революцию и Гражданскую войну. В конце книги, как и в жизни, она встречается с Володей, благословив меня на жизнь с ним", - рассказывала актриса.

Затем вышла другая книга Влади - «На пляже, человек в черном» . В ней она откровенно рассказала о своей болезни, от которой в свое время лечила и Высоцкого, - алкоголизме. У Марины пристрастие к алкоголю началось с болезнью четвертого мужа Леона. С диагнозом рак печени он прожил четыре года, и Марина, чтобы заглушить боль и страх за него, начала пить.

Марина Влади. Я несла свою беду... (документальный фильм)

Рост Марины Влади: 165 сантиметров.

Личная жизнь Марины Влади:

Четыре раза была замужем.

Первый муж - Робер Оссейн (23 декабря 1955-1959), актёр и режиссёр (известен по фильмам об Анжелике). Он старше ее на 11 лет. В этом браке родилось двое сыновей: Игорь (живёт на Пиренеях во Франции)) и Пётр (Пьер) (гитарист и балалаечник, живёт на юге Франции). Брак довольно быстро распался: супруги часто скандалили и после развода долгое время испытывали друг к другу самую настоящую ненависть.

Второй муж - Жан-Клод Бруйе (Jean-Claude Brouillet) (1963-1966), пилот и владелец авиакомпании в Африке. От него актриса родила еще одного сына - Владимира (живёт на Таити). Но и этот брак оказался неудачным - он продержался только два года.

Жан-Клод Бруйе - второй муж Марины Влади

Третий муж - , поэт и актёр. В 1968 году Марина Влади приехала в Москву на съемки фильма «Сюжет для небольшого рассказа». Здесь она встретила Владимира Высоцкого, который в 1971 году стал ее мужем.

"Я оценила Володю, прежде всего, именно как поэта и актера. Это не была любовь к нему с первого взгляда как к мужчине. Думаю, что и меня как актрису он тоже уважал. Хотя я ему нравилась как женщина – я это чувствовала. Мы долго притирались друг к другу. Почти год оставались только друзьями – встречались в компаниях, общались. Постепенно интерес друг к другу перешел в любовь", - рассказывала она.

После смерти Владимира Высоцкого у Марины Влади была жесточайшая депрессия, ходили слухи, что она пыталась покончить с собой.

В 2015 году . В частности, посмертную маску поэта и оригинал его последнего стихотворения (написано на проездном билете и датированное 11 июня 1980). "Переезжаю. Я живу одна в большом доме, что не так просто. Вот почему пришло время перебраться поближе к Парижу. У меня будет маленькая квартира, и, понятно, все с собой не заберешь. Расстаюсь с драгоценностями, картинами, скульптурами, книгами", - поясняла она.

Четвертый муж - Леон Шварценберг (Léon Schwartzenberg) (1981-2003), врач-онколог, умер от рака в 2003 году.

Леон Шварценберг был врачом семьи Марины Влади. В 1981 году по просьбе Марины помогал смертельно больному . А когда у Марины после смерти Высоцкого началась жесточайшая депрессия, Шварценберг спасал и ее. Потом Леон ушел от жены и сына, оставив им дом, и попросил Марину временно его приютить. Но его ждали серьезные испытания. Ему, министру здравоохранения и в то же время убежденному стороннику эвтаназии, устроили травлю. Однажды журналист спросил Марину, что она думает по поводу «дела Шварценберга», и она со свойственной ей резкостью заявила, что уверена в честности этого человека, так как с ним живет.

После его смерти она два года жила в одиночестве и была в настоящем алкогольном плену. От полного отчаяния и самоубийства ее спасли собаки, за которыми надо было ухаживать, и другая страсть - сочинительство.

О своих сыновьях рассказывала: "Старший был художником, но, к сожалению, попал под машину, так что теперь он ничем не занимается. Он живет - и это уже очень хорошо. Второй сын - музыкант, классический гитарист. Скоро у него будет концерт в Париже - на пару с его отцом, Робером Оссейном. А третий... Как сказать по-русски? Не авантюрист, нет... Человек свободной профессии. Его отец чем только не занимался, и сын пошел по его стопам. Он был летчиком, потом выращивал черные жемчужины, потом женился на девушке из Южной Америки, переехал, завел коров, стал ковбоем - у него было четыре тысячи коров. Спустя десять лет он развелся и открыл ресторан. А теперь он фотограф и еще занимается тайским массажем. Все это у него получалось хорошо, но все он бросал на полпути".

Несмотря на возраст, Марина хорошо выглядит.

О секретах своей красоты она говорила: "Пластических операций я не признаю, после них на человека невозможно смотреть. Моя мама умерла в 72 года, она до последнего дня была как роза, так что у меня, видимо, хорошие гены. Кроме того, я мало ела всю жизнь и весила 54 килограмма. Правда, когда я перестала быть звездой кино, я позволила себе есть все, и, когда играла Гертруду, мой вес был 80 килограммов. Но это не важно. Главное, чтобы у тебя было хорошо с мозгами и хорошо на душе. Меня всегда спасает работа. Любовь, конечно, очень важна для женщины, но не всем она выпадает. Не всем удается встретить таких людей, с которыми я жила. Все мои мужчины были людьми уникальными".

Фильмография Марины Влади:

1949 - Летняя гроза (Summer Storm) - Мари-Темпет;
1950 - Две влюбленные сестры (Due sorelle amano) - четвертая сестра;
1951 - Простите мой французский (Pardon My French) - Жаклин (в титрах Marina);
1952 - Чёрные перья (Penne nere) - Джемма Вьянелло (в титрах - Марина Влади Версуа);
1952 - Дочь дьявола (Devil"s Daughter) - Грациэлла, дочь графа Терци;
1953 - Песни, песни, песни (Canzoni, canzoni, canzoni) - любимая девушка;
1953 - Перед потопом (Avant le déluge) - Лилиан Нобле;
1953 - Первосортные девушки (Luxury Girls) - Лючиана;
1953 - Первая любовь (L"età dell"amore) - Аннетта;
1953 - Неверные (Infedeli, Le) - Мариса;
1953 - Мусодуро (Amore selvaggio) - Лючия;
1953 - Дни любви (Giorni d"amore) - Анджела;
1954 - Спящая красавица (La belle au bois dormant) - принцесса;
1954 - Симфония любви (Sinfonia d"amore) - Каролина Эстерхази;
1954 - Она (Sie) - Селин;
1955 - Фанфарон (Crâneur, Le) - Джульетта;
1955 - Софи и преступление (Sophie et le crime) - Софи Брюляр;
1955 - Приключения Джакомо Казановы (Le avventure di Giacomo Casanova) - невеста;
1955 - Негодяи попадут в ад (Salauds vont en enfer, Les) - Ева;
1956 - Колдунья (Sorcière, La) - Айно (дублирует Зоя Земнухова);
1956 - Простите наши прегрешения (Pardonnez nos offenses) - Диди;
1956 - Преступление и наказание (Crime and Punishment) - Лили Марселин;
1958 - Ты - яд (Toi, le venin) - Эва;
1958 - Звёзды встречаются в Москве (документальный);
1958 - Свобода под надзором (La liberté surveillée) - Эва;
1959 - Приговор (Sentence, La) - Катрин Дерош;
1959 - Ночь шпионов (La nuit des espions) - Элли;
1960 - Сброд (Canailles, Les) - Элен Чалмерс;
1961 - Принцесса Клевская (Princesse de Clèves, La) - принцесса Клевская;
1961 - Девушка в витрине (La Ragazza in vetrina) - Эльса;
1962 - Ступени супружеской жизни (Climates of Love) - Одиль;
1962 - Степь (Steppa, La) - графиня Драницкая;
1962 - Семь смертных грехов (Les Sept péchés capitaux);
1962 - Очаровательная лгунья (Adorable menteuse) - Жюльетта;
1963 - Убийца (Meurtrier, Le) - Элли;
1963 - Пчелиная матка (L"ape regina) - Реджина;
1963 - Клетка (Cage, La) - Мами Вата;
1963 - Драже с перцем (Dragées au poivre);
1963 - Веские доказательства (Bonnes causes, Les) - Катрин Дюпре (озвучание - Ирина Карташёва);
1964 - Малышки (Petites demoiselles, Les) - эпизод;
1965 - Полуночные колокола (Campanadas a medianoche) - Кейт Перси;
1965 - Мона, безымянная звезда (Mona, l"étoile sans nom) - Мона;
1965 - Американская жена (Una moglie americana) - Николь;
1966 - На прицеле у смерти (Atout coeur à Tokyo pour O.S.S. 117) - Ева Уилсон;
1966 - Кто украл Джоконду (On a volé la Joconde) - Николь;
1966 - Королевская регата - Марина Влади, гостья международного кинофестиваля (нет в титрах);
1967 - Две или три вещи, которые я знаю о ней (2 ou 3 choses que je sais d"elle) - Жюльетт Джексон;
1968 - Время жить (Temps de vivre, Le) - Мари;
1969 - Сюжет для небольшого рассказа (Lika, le grand amour de Tchekov) - Лика Мизинова;
1969 - Сирокко (Sirokkó) - Мария;
1970 - Для улыбки (Pour un sourire) - Вероника;
1970 - Всеобщий протест (Contestazione generale) - Имма, кассирша;
1971 - Сафо, или Ярость любви (Sapho ou La fureur d"aimer) - Франсуаза Легран "Сафо";
1972 - Все прекрасны, все добры (Tout le monde il est beau, tout le monde il est gentil) - Милли;
1972 - Болгарская ночь (La nuit bulgare) - Марта Тарсе;
1973 - Заговор (Complot, Le) - Кристиана Клаве;
1975 - Пусть начнется праздник (Que la fête commence...) - мадам де Парабер;
1975 - Очарование лета (Les charmes de l"été) - Полин, дама в белом;
1975 - В сетях мафии (Sept morts sur ordonnance) - Мюриэль Лоссерей;
1977 - Их двое (Ök ketten) - Мария;
1978 - Тайны Бермудского треугольника (Bermuda Triangle, The) - Ким;
1978 - Багдадский вор (Thief of Baghdad, The) - Перизада;
1979 - Мнимый больной (Il malato immaginario) - Лукреция;
1979 - Летняя ночь (La nuit de l"été) - Мария-Антуанетта;
1979 - Две пары на одном диване (Duos sur canapé) - Жаклин, стоматолог;
1980 - Хозяйский глаз (L"oeil du maître) - Изабель де Брабант;
1981 - Секретный агент (Roman du samedi: L"agent secret, Le) - Винни Верлок;
1981 - Огр-варвар (Ogre de barbarie, L") - Рашель;
1981 - Игры графини Долинген де Грац (Jeux de la Comtesse Dolingen de Gratz, Les) - мать девочки;
1981 - Аркола, или Земля обетованная (Arcole ou la terre promise) - Луиза де Сен-Арно;
1982 - Тайны княгини де Кадиньян (Secrets de la princesse de Cadignan, Les) - маркиза д"Эспар;
1982 - Сильна как смерть (Fort comme la mort) - Анна Гильруа;
1982 - Лореляй (Lorelei) - Габриэль Рой;
1983 - Тайны французского двора (La chambre des dames) - Матильда Брюнель;
1983 - Синема 16 (Cinéma 16);
1983 - По указу короля (Par ordre du Roy) - мадам Онуа;
1983 - Богатые кварталы (Beaux quartiers, Les) - мадам Бёрделе;
1984 - До скорого, я должен застрелиться (Bis später, ich muss mich erschiessen) - Маргарита Ивановна;
1985 - Танго, Гардель в изгнании (Tangos, l"exil de Gardel) - Флоранс, меценатка;
1985 - Дрейфующие города (Akyvernites politeies) - Мишель;
1985 - В поисках капитана Гранта - Марко Вовчок (озвучание - Ирина Мирошниченко);
1985 - Бордель (Μπορντέλο) - Роза Вонапарт;
1986 - Твист снова в Москве (Twist again à Moscou) - Наташа Татаева;
1986 - Смех в темноте (Laughter in the Dark) - Дорианна;
1986 - Подвиги молодого Дон Жуана (Iniziazione, L") - мадам Мюллер;
1986 - Остров (Un"isola) - мадам Амендола;
1986 - Дом на краю (Una casa in bilico) - Мария;
1986 - Аромат кукурузы (Il sapore del grano) - мачеха Дуилио;
1987 - Четыре встречи с Владимиром Высоцким (документальный);
1989 - Сплендор (Splendor) - Шанталь;
1989 - Следуй за мной (Follow Me) - Люба;
1989 - Кондорсе (Condorcet);
1991 - Пьющие кровь - Марья Сергеевна Сугробина, генеральша, бабушка Даши;
1991 - Опалённый берег (Glühender Himmel) - Анна, тётя Сантэн;
1992 - Сны о России (おろしや国酔夢譚) - Екатерина Вторая;
1993 - Постскриптум (документальный);
1995 - Параджанов. Последний коллаж (Parajanov. Verjin kolazh) (документальный);
1995 - Сын Гасконя (Le fils de Gascogne) - играет саму себя;
1996 - В вихре цветов (Dans un grand vent de fleurs) - Александрин Гарланд;
1996 - Ветер над городом- Симон, трактирщица;
1996 - Чтобы помнили. Николай Гринько (документальный);
1997 - Молодость (Jeunesse) - мисс Алиса;
1998 - Не все папы писают стоя (Tous les papas ne font pas pipi debout) - мать Зои;
1999 - Место встречи изменить нельзя. 20 лет спустя (документальный);
2000 - Победа, или Боль женщины (Victoire, ou la douleur des femmes) - Наташа;
2000 - Воскресение (Resurrezione) - тётушка Нехлюдова;
2007 - Канны, 60 лет истории (Cannes, 60 ans d"histoires) (документальный);
2009 - Николай Гринько. Главный папа СССР (документальный);
2011 - Несколько дней передышки (Quelques jours de répit) - Иоланда;
2013 - 3 женщины в гневе (3 femmes en colère) - Алиса Траян;
2015 - Мастроянни – идеальный итальянец (Marcello Mastroianni - Ieri, Oggi, domani) (документальный);
2016 - Сам (Sam) - Элизабета, мать Сам;
2016 - Путешествие Фанни (Le voyage de Fanny)

Вокал Марины Влади:

1979 - Точка отсчёта (исполняет песни Владимира Высоцкого за кадром);
1998 - Владимир Высоцкий. Документальная трилогия (документальный)

Дискография Марины Влади:

1973 - Il est à moi, Le Voleur de chevaux;
1974 - Vlady Vissotsky (12 песен с В. Высоцким);
1981 - Berceuse cosaque;
1988 - Vissotsky Vladimir, Marina Vladi;
1990 - Песни В. Высоцкого (совместно с В. Высоцким)

Библиография Марины Влади:

1979 - Бабушка (рассказ);
1989 - Les Jeunes filles (роман В. Высоцкого, вступление Марины Влади);
1989 - Рассказы Милицы;
1989 - Владимир, или Прерванный полет;
1990 - Le Collectionneur de Venise (роман);
1996 - Du cœur au ventre (эссе);
2001 - Ma Ceriseraie (роман);
2003 - Ballades (поэзия В. Высоцкого, вступление Марины Влади);
2005 - Мой вишнёвый сад (роман);
2005 - Путешествие Сергея Ивановича (роман);
2006 - Sur la plage, un homme en noir (роман);
2009 - Le Fol Enfant, récit


Её жизнь может вдохновить на создание самых мрачных русских романов… Судьба, с устрашающим упорством, отнимает у Марины Влади самых близких и дорогих ей людей. Один за другим из жизни уходят две сестры, родители, её внучка Мирелла и два любимых мужа – Владимир Высоцкий, и в 2003 году – Леон Шварценберг.

Невероятно долго актриса славянского происхождения несла эти последовательные трауры. Но есть ещё одна рана, которую до сего времени она таила в глубине своего сердца. Это крик матери, чей ребёнок столкнулся со страданием, со страхом и с ужасающим дыханием смерти.
Только после тринадцати лет страданий она обнародовала историю, спрятанную в изголовье своего сына Игоря.

«Сын», - пишет она на первых страницах своей книги «Безумный ребёнок» (Издательство «Fayard»), «никогда не был лёгким». Рожденный от любви 18-летней Марины и актёра Робера Оссейна, Игорь своими шалостями доставил немало тревог своей красивой маме.
В 15 лет он стал наркоманом, и избавился от этой зависимости лишь спустя долгие годы, благодаря поддержке и любви своего окружения.

Искатель приключений и артист, он пытался найти смысл жизни и вдохновение в Полинезии.
«Вспоминаю тот день, когда мне сообщили по телефону, что с сыном случилось несчастье по вине плохого водителя», - рассказывает актриса.
Тогда, в ноябре 1996 года Игорю было 40 лет. Он разговаривал с друзьями на обочине дороги. В этот момент в их компанию на полной скорости въехала машина. Один из друзей Игоря умирает мгновенно, трое других – в тяжелом состоянии.

Вместе со своим мужем, профессором Шварценбергом Марина немедленно прибывает на атолл, где произошла драма.
Сын – в ужасном состоянии, закован в гипс, весь в трубках и аппаратах. И вердикт врача – никто не может сказать, выйдет ли он когда-нибудь из глубокой комы, в которую погружён. Будущее кажется очень тёмным, врачи уверены, что даже если Игорь ускользнёт от смерти, он останется инвалидом.

Но мать не допускает ничего, кроме полного выздоровления. Она приходит к нему каждый день, рассказывает о его детстве, поёт, читает стихи и делится сокровенными мыслями. Время останавливается для них. «Я доверяю тебе мои тайны, в уверенности, что они достигнут глубины твоего сознания», - пишет она в своей книге. Наконец состояние Игоря изменяется. Он начинает дышать, неделями позже, открывает глаза. Но его мать ещё не знает, какой удар ждёт её после возвращения к жизни сына. Ребёнок не узнаёт свою мать. «Каждым жестом ты отталкиваешь меня, ты смотришь на меня безумным взглядом, в твоих глазах я вижу только ненависть и гнев», - сожалеет она. Вспоминая о раннем детстве сына, Марина пытается оживить его притуплённую память. Эти воспоминания пугают его больше всего.

К счастью, Игорь возвращается к жизни, бросая вызов медицинским прогнозам. Он начинает говорить, требует жареный картофель и сигареты и медленно заполняет пробелы своей памяти.

Возрождение, однако, не радует актрису. Марина ужасается, что её ребёнок никогда больше не будет разумным. «Я уже почти сожалею, что смерть пощадила его».
Но, понемногу, Марина начинает снова чувствовать себя матерью. Израненное тело сына получило некоторую самостоятельность, ценой многочисленных операций и изнурительных упражнений. Что касается умственных способностей, они не восстановлены. Марина не увидела еще свет разума в глазах своего 53-летнего ребенка…

День за днём она держит за руку, поёт, читает стихи, шепчет слова любви у постели своего страдания.

Перевод с французского Натальи Эстеван
На фотографии Робер Оссейн и Марина Влади с сыном Игорем.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Хемингуэй «Там, где чисто, светло Хемингуэй «Там, где чисто, светло Чечил улитка 4. Как делать сыр? Рецепт приготовления сыра в домашних условиях. Простой творожный сыр Чечил улитка 4. Как делать сыр? Рецепт приготовления сыра в домашних условиях. Простой творожный сыр Покупка товаров в Ситилинк: процедура, способы оплаты, проверка заказа, отслеживание Покупка товаров в Ситилинк: процедура, способы оплаты, проверка заказа, отслеживание