Как приветствовать владыку. О подарках в дни важных духовных событий

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец». К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон (имя)» или просто: «отец (имя)»; к иерею и иеромонаху - «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»; к протоиерею, протопресвитеру, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие». Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильнее относить только к настоятельнице. Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)». Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»); к архиепископу и митрополиту - «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка». В Поместных Церквах православного Востока к архимандриту и вообще к монашествующему клирику, имеющему высшее богословское образование, обращаются: «Паносиологиотате» (Ваше Высокопреподобие; в корне слова добавляется слово «логос», имеющее в греческом языке следующие значения: слово, разум и т. д.). К иеромонаху и иеродиакону, не имеющим высшего богословского образования: «Паносиотате» (Ваше Преподобие). К священнику и диакону, имеющим высшее богословское образование: «Айдесимологиотате» (Ваше Преподобие) и «Иерологитате». К священнику и диакону, не имеющим высшего богословского образования, обращаются соответственно: «Айдесимотате» (Ваше Преподобие) и «Евлабестате». К любому правящему архиерею обращаются: «Себасмиотате», к викарному архиерею: «Теофилестате» (такое обращение может относиться и к архимандриту); к титулярному митрополиту (т. е. к архиерею, носящему почетный титул митрополита, но фактически не имеющему в своем управлении митрополии): «Панеиротате».

К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество»; к Предстоятелю Поместной Церкви, в титуле которого содержится эпитет «Блаженнейший»: «Ваше Блаженство». Указанные правила обращения к духовным лицам следует соблюдать и в переписке с ними (личной или официальной). Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные - на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа обычно не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке. Примеры бланков, используемых при служебной переписке, будут приведены в следующем разделе. Всякое письмо состоит из следующих частей: указания адресата, обращения (адрес-титул), рабочего текста, заключительного комплимента, подписи и даты. В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например: «Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), Архиепископу (название кафедры), Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)». К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко: Его Высокопреподобию (Преподобию) протоиерею (или иерею) (имя, фамилия, должность); при этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.

Адрес-титул - это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например: «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент - это выражение вежливости, которым заканчивается письмо. Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой. Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер. Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Например: «+ Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский». Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией. Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви, кратко иллюстрируются в следующей таблице.

Монашествующее духовенство

Белое духовенство

Обращение

Иеродиакон

Диакон (протодиакон, архидиакон)

Отец (имя)

Иеромонах

Иерей

Ваше Преподобие, отец (имя)

Игумен

Архимандрит

Протоиерей

Протопресвитер

Ваше Высокопреподобие, отец (имя)

Игумения

Досточтимая матушка

Епископ

(правящий, викарный)

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка

Архиепископ

Митрополит

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка

Патриарх

Ваше Святейшество, Святейший Владыка


При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей следует помнить, что титул Предстоятеля Церкви - Патриарха, Митрополита, Архиепископа - всегда пишется с прописной буквы. Так же выглядит написание титула Первоиерарха Автономной Церкви. Если Первоиерарх носит двойной (тройной) титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы также должны начинаться с прописной буквы, например: Блаженнейший Феоктист, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский. Как правило, число «II» при имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия опускается. Необходимо учитывать, что на православном Востоке только Константинопольский Патриарх именуется «Ваше Святейшество», все остальные Предстоятели Поместных Церквей титулуются: «Ваше Блаженство», «Блаженнейший Владыка». Именно так Первоиерарх Константинопольской Церкви обращается и к Патриарху Московскому и всея Руси. Однако в традициях Русской Церкви принято именовать Патриарха всея Руси: «Ваше Святейшество». В Русской Православной Церкви выработаны стандартные формы письменного обращения к лицу, имеющему священный сан. Такого рода обращения именуются прошениями или рапортами (в отличие от заявлений, принятых в светском обществе). Прошение (по самому смыслу названия) представляет собой текст с просьбой о чем-либо. Рапорт также может содержать прошение, но чаще представляет собой документ информативного характера. Светский человек вполне может обратиться к духовному лицу с простым письмом, не называя свое обращение ни рапортом, ни прошением. Разновидностью церковной переписки являются письменные поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения, Рождества Христова, днем Ангела и другими торжественными событиями. Традиционно текст таких поздравлений предваряется соответствующим празднику приветствием, например, в пасхальном послании это слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!». Следует отметить, что в вопросах переписки форма писем часто не менее важна, чем само содержание. Говоря о общем стиле переписки, можно порекомендовать взять за образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви, опубликованные в разные годы в «Журнале Московской Патриархии». Независимо от отношения к адресату, необходимо придерживаться в тексте письма предписанных форм вежливости, которые обеспечивают уважение служебного положения отправителя и адресата и всякое изменение которых может быть понято как преднамеренное игнорирование этикета или недостаточное проявление уважения. Особенно важно соблюдать протокол международной служебной переписки - здесь важно оказать адресатам корреспонденции знаки уважения, на которые они имеют право, при соблюдении в то же время соотношения рангов между отправителем и адресатом; принятый протокол строится таким образом, чтобы отношения между Церквами, государствами и их представителями основывались на равенстве, уважении и взаимной корректности. Так, при упоминании в письме какого-либо духовного лица, особенно архиерея, не следует использовать местоимение третьего лица - «он»: лучше заменять его кратким титулом: «Его Преосвященство» (это относится и к устной речи). То же следует сказать и об указательных местоимениях, которые при обращении к иерархам заменяются титулованием, что подчеркивает ваше уважение к адресату (например, вместо: прошу Вас - прошу Ваше Святейшество); в некоторых странах (например, во Франции) только так можно обращаться к высоким духовным особам. При составлении официальных и частных писем определенную трудность представляет составление адрес-титула, т. е. первого предложения письменного обращения, и комплимента - фразы, завершающей текст. Наиболее распространенная форма адреса при составлении письма на имя Святейшего Патриарха: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец!»

Эпистолярное наследие, оставленное нам выдающимися деятелями Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю, являет большое разнообразие форм адресования, а также комплиментов, завершающих письменные обращения. Думается, примеры этих форм, употреблявшихся в наиболее близких нам по времени XIX-XX веках, могут быть полезны и ныне. Знание и употребление в письменном общении членов Церкви таких оборотов значительно обогащает лексику, раскрывает богатство и глубину родного языка, а главное, служит выражением христианской любви.

http://pravhram.prihod.ru/articles/view/id/4990

Инструкция

При встрече со священником не принято говорить «Здравствуйте» и стремиться пожать руку. Благочестивые прихожане испрашивают благословение: кланяются в пояс, коснувшись земли, и говорят: «Отец Иоанн, благословите». Креститься при этом не следует. Если вы не знаете имени священника, можно сказать: «Батюшка, благословите». При этом руки складывают ладонями вверх: правую ладонь поверх левой. Священник осеняет обратившегося крестным знамением со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа» и кладет правую руку на ваши ладони. В ответ необходимо поцеловать руку, что нередко смущает новоначальных прихожан. Стесняться не стоит, ведь, лобызая руку священника, вы прикасаетесь к невидимо предстоящему Христу, благословляющему вас. Такое же правило при со священником.

Благословение уместно испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например, перед хирургической операцией. Важным смыслом является позволение, разрешение, напутствие.

Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.

Обращаясь к священнику письменно, употребляются формы «Ваше преподобие» (при обращении к иерею), «Ваше высокопреподобие» (при обращении к протоиерею).

Обратите внимание

В традициях Православия к священнику не обращаются со словами: "святой отец". Вместо этого произносят "честный отче".

Связанная статья

Источники:

  • как обращаться к батюшке

Если вы делаете свои первые шаги на пути к воцерковлению, то вполне естественно, что у вас возникают разные вопросы . Иногда хочется узнать что-то о внешней, ритуальной стороне церковной жизни. Иногда нужно спросить о чем-то более серьезном, например, попросить совет в трудной жизненной ситуации. Но многие стесняются или боятся подойти к священнику .

Инструкция

Выберите удобное время. Недопустимо отвлекать священника во время совершения церковных Таинств. Лучше всего подойти к священнику после окончания службы. Сначала нужно попросить у батюшки благословения. Сложите руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, поцелуйте руку священника. Это не только знак к лицу, носящему священный сан, но, самое главное, - принятие благословения от Самого Господа. После этого можно задавать вопрос.

Ничего нет страшного, если вы не знаете, как себя вести в том или ином случае (как просить благословения, ставить свечи, как прикладываться к иконам и т.д.). Если вам тяжело совершить какой-то обряд (например, попросить благословения), не заставляйте себя. Ваш к вере должен быть свободным и добровольным, а выполнение обрядов - осознанным. Священник будет доброжелателен к вам в любом случае, даже если опыт вашей церковной жизни очень мал.

Во многих приходах существует специально отведенное время с прихожанами. Это наиболее подходящий вариант для того, чтобы задать вопрос, ведь можно точно быть уверенным в том, что есть для вас время. Если такие беседы при храме не проводятся, просто узнайте у священника, когда он сможет уделить вам время.

Многие задают вопросы священнику во время собственной . Это вполне допустимо, но только надо помнить, что вы не должны слишком надолго задерживать священника, ведь наверняка ему предстоит исповедовать и других прихожан, а это занимает немало времени. К тому же - это таинство, серьезного молитвенного настроя и глубокого стремления очиститься от грехов. Если вы все-таки хотите задать свой вопрос во время исповеди, подумайте, будет ли это уместно.

Сейчас широко практикуется общение со священниками через интернет. На различных сайтах, форумах, в социальных сетях есть возможность задать вопрос тому или иному батюшке. Зачастую это можно сделать , что, конечно, очень удобно. Но надо учитывать, что далеко не на все вопросы батюшка способен ответить виртуально. Он может дать лишь общие рекомендации или направить ваши мысли в определенное русло. Но всецело полагаться на виртуальное общение не стоит, так как только при личной беседе священник сможет глубоко вникнуть в вашу ситуацию.

Видео по теме

Обратите внимание

Не стоит отчаиваться, если полученный ответ на вопрос вас не удовлетворит или вовсе расстроит. Это может быть вам на пользу, ведь тогда вы сможете по-новому посмотреть на ситуацию, и, возможно, понять свои собственные ошибки. Как бы ни сложилось ваше общение со священником, пытайтесь найти ответ на ваш вопрос в рамках Церкви. Читайте книги, статьи на православные сайтах, общайтесь с верующими людьми, и Бог обязательно откроет вам, как поступить в той или иной ситуации.

Полезный совет

Найти своего духовного отца - задача весьма нелегкая. Даже у тех, кто несколько лет регулярно ходит в храм, очень часто нет духовника. Но к этому надо стремиться, ведь священник, который хорошо знает вашу духовную жизнь, сможет помогать вам в разных жизненных ситуациях.

Источники:

  • Как просить благословения

Совершение богослужения в православном храме невозможно представить без служения священника. Однако пресвитеры православной Церкви не только возглавляют церковную службу, но и своими беседами и советами помогают людям в их житейских, а также духовных вопросах. У многих может встать вопрос, каким образом в частной беседе стоит обращаться к священнику.

В православной Церкви сохраняется апостольское приемство, выраженное в одном из семи таинств, а именно - в рукоположении во священство. Через возложение рук архиерея (коим может являться епископ, архиепископ, митрополит или даже сам патриарх) на главу ставленника на последнего снисходит особая божественная благодать. Со времени рукоположения в священника пресвитер Церкви может совершать установленные Церковью таинства, а также и иные священнодействия. Поэтому отношение мирян к священнику весьма благоговейно.


В частной беседе к православному священнику можно обращаться разными «способами». Наиболее распространенным является обращение «батюшка», в котором отображена любовь народа к своему пастырю, уважение к священному сану и памятование человека о том, что священник является духовным наставником, отцом для своей паствы. Такое обращение особо уместно тогда, когда верующий не знает имени священника (например, человек зашел в иногородний храм и т.д.). Другим обращением, в котором может не использоваться имя священнослужителя, является «отче».


Когда человек знает, священника, к последнему вполне уместно обратиться по имени. Следует учесть, что в таком случае имя священника произносится согласно произношению с «приставкой» «отец». Например, «отец Сергий» (а не «отец Сергей"), отец Иоанн (а не «отец Иван").


Существует и еще одна практика обращения к православному священнику, используемая чаще на официальных мероприятиях, конференциях или иных подобных встречах. Так, к священнику можно обращаться «Ваше » или же «Ваше высокопреподобие». Стоит учесть, что священники православной Церкви в зависимости от выслуги лет или наград имеют сан иерея, а для монашествующего духовенства - иеромонаха, игумена или архимандрита. Обращение «Ваше преподобие» приличествует иереям и иеромонахам, а к протоиереям, игуменам и архимандритам стоит обращаться «Ваше высокопреподобие».

Видео по теме

Годы советского атеизма практически искоренили из жизни наших сограждан официальный церковный этикет. Многие сегодня не знают, как надо обращаться к священнослужителям. И, если вдруг возникнет такая необходимость, человек, далекий от соблюдения церковных канонов, может попасть в неудобное положение. Особенно если у него в сознании отложились иностранные «падре» и «святой отец». На самом деле к священнику Русской Православной Церкви, особенно – к патриарху , надо обращаться в соответствии со специальными правилами.

11.10.2014

Прихожане, которые редко бывают в церкви или же вовсе пришли сюда впервые, чувствуют определенное стеснение и неловкость, общаясь со священником. Многие, придя с личными проблемами и вопросами, даже не знают, как обратиться к батюшке. Но священника не нужно бояться, ведь для него как для духовного пастыря первоочередной задачей является помощь нуждающимся верующим.

О некоторых ритуалах при общении

Обращение к священнику имеет свои обычаи, которые немного отличаются от формальностей при светском общении. Вот некоторые из них:

к батюшке обращаются исключительно на «вы», выражая свое почтение и уважение;
подходить с просьбой во время богослужения считается бестактным;
не стоит здороваться и использовать рукопожатие;
обязательно нужно попросить благословение и поклониться;
называйте священника по имени (к примеру, отец Сергий). Если не знаете, как его зовут – используйте обращение «Батюшка»;
при обращении ваши руки тоже должны выражать просьбу и смирение. Для этого положите левую ладонь сверху правой.
когда батюшка осенит вас крестным знамением, он положит свою правую руку на ваши ладони;
теперь поцелуйте руку священника. То же самое нужно будет сделать и при прощании.

Когда необходимо благословение?

Как правило, прихожане просят благословить их перед какими-то значимыми событиями. Это может быть дальняя поездка, хирургическая операция, крупная покупка или желание изменить свою жизнь. Особый смысл благословения заключается именно в просьбе, как будто вы спрашиваете разрешения поступить определенным образом. Вы можете обратиться за помощью не только в храме, но и встретив священника на улице. Если же он будет спешить – просто поклонитесь ему и придите в другой раз.

Если возникнет необходимость в том, чтобы батюшка пришел к вам в дом прочитать требу, попросить его об этом возможно при личной встрече или позвонив по телефону. Во время разговора используйте те же обращения и просьбы благословить, что и при личном общении. Если же вы пишете письмо священнослужителю, необходимо использовать следующие формы: Ваше преподобие» (иерей), «Ваше высокопреподобие» (протоиерей).

Самое главное – не бояться обращаться с просьбами или с надежде получить благословение. Ничего страшного не случится, если вы что-то забудете или напутаете – специфика религиозного священно служения предусматривает доброжелательное и понимающее отношение к прихожанам.


Православие богато на традиции. Освящение жилища является одним из самых важных и обязательных обрядов. Этот ритуал защищает от темных сил, является символом господнего благословения и причастности к церкви. ...



Часто люди задаются вопросом: почему поступая правильно и не нарушая заповедей Божьих трудно жить? Откуда в богатых людях столько ненависти к нищим и обездоленным братьям? Зачем нужна вера, если ее придерживаются...



Нательный крестик – особый православный оберег, который должен защищать человека от напастей, невзгод и болезни, помогать их стойко и мужественно переносить. Тельник (второе название православного крестика) ...

В МОНАСТЫРЕ

Известна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 500. И в каждом из них кроме насельников есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.
В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

О монастырских правилах

Монастырь - это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Поскольку эта книга предназначена для мирян, укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве.
Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).
Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова - "прости" и "благослови".
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.
Не ходят в чужие келий, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: "Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас" (в женском монастыре: "Молитвами святых матерей наших..."). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: "Аминь".
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: "Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси, Господи". В отличие от мира, за руку друг друга не берут.
Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают "Аминь", за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании. Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ПРИЕМЕ У ЕПИСКОПА

Архиерей - ангел Церкви, без епископа Церковь теряет свою полноту и самою сущность. Поэтому церковный человек всегда с особой почтительностью относится к епископам.
Обращаясь к архиерею, его величают "Владыко" ("Владыко, благословите"). "Владыко" - это звательный падеж церковнославянского языка, в именительном падеже - Владыка; например: "Владыка Варфоломей благословил вам...".
Восточная (идущая из Византии) торжественность и многоречивость в обращении к епископу на первых порах даже смущает сердце малоцерковного человека, который может видеть здесь (на самом-то деле не существующее) умаление его собственного человеческого достоинства.
В официальном обращении употребляются иные выражения.
Обращаясь к епископу: Ваше Преосвященство; Преосвященнейший Владыко. В третьем лице: "Его Преосвященство рукоположил во диакона...".
Обращаясь к архиепископу и митрополиту: Ваше Высокопреосвященство; Высокопреосвященнейший Владыко. В третьем лице: "По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам...".
Обращаясь к Патриарху: Ваше Святейшество; Святейший Владыко. В третьем лице: "Его Святейшество посетил... епархию".
У епископа берут благословение таким же образом, как у священника: ладони складывают крестообразно одна на другую (правая наверху) и подходят к архиерею для благословения.
Телефонный разговор с епископом начинают словами: "Благословите, Владыко" или "Благословите, Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство)".
Письмо можно начать словами: "Владыко, благословите" или "Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите".
При официальном письменном обращении к епископу придерживаются следующей формы.

В правом верхнем углу листа пишут, соблюдая строчность:

Его Преосвященству
Преосвященнейшему (имя),
Епископу (название епархии),

Прошение.

При обращении к архиепископу или митрополиту:

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему (имя),
архиепископу (митрополиту), (название епархии),

Прошение.

При обращении к Патриарху:

Его Святейшеству
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси
Алексию

Прошение.

Заканчивают прошение или письмо обычно такими словами: "Испрашиваю молитв Вашего Преосвященства...".
Священники, находящиеся, по сути, на церковном послушании, пишут: "Смиренный послушник Вашего Преосвященства...".
Внизу листа ставят дату по старому и новому стилю с указанием святого, память которого Церковь чтит в этот день. Например: 5/18 июля. Прп. Сергия Радонежского.
Придя на прием к епископу в епархиальное управление, подходят к секретарю или заведующему канцелярией, представляются и сообщают, по какой причине просят о приеме. Входя в кабинет епископа, творят молитву: "Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас", крестятся на иконы в красном углу, подходят к архиерею и просят его благословения. При этом не надо от чрезмерного благоговения или страха становиться на колени или падать ниц (если вы, конечно, не пришли с повинной в каком-то грехе).
В епархальном управлении обычно много священников, но необязательно у каждого из них брать благословение. Кроме того, существует четкое правило: в присутствии архиерея не берут благословения у священников, но лишь приветствуют их легким наклоном головы.
Если епископ выходит из кабинета в приемную, под благословение к нему подходят по чину: вначале священники (по старшинству), затем миряне (мужчины, потом женщины).
Разговор епископа с кем-либо не прерывают просьбой о благословении, но дожидаются окончания беседы. Свое обращение к архиерею обдумывают заранее и излагают его кратко, без лишних жестов и мимики. В конце беседы вновь просят благословения у архиерея и, перекрестившись на иконы в красном углу, степенно удаляются.

ВНЕ ЦЕРКОВНЫХ СТЕН

Церковный человек в семье

Семейная жизнь - частное дело каждого. Но поскольку семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о церковном этикете.
Церковное благочестие и домашнее благочестие взаимосвязаны и дополняют друг друга. Истинный сын или дочь Церкви остается таковым и вне церкви. Христианское миросозерцание определяет весь строй жизни верующего. Не касаясь здесь большой темы домашнего благочестия, затронем некоторые вопросы, касающиеся этикета.
Обращение. Имя. Поскольку имя православного христианина имеет мистический смысл и связано с нашим небесным покровителем, то оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме: Николай, Коля, но не Кольча, Колюня; Иннокентий, но не Кеша; Ольга, но не Лялька и т.п. Употребление ласкательных форм не исключается, но оно должно быть разумным. Фамильярность в речи часто свидетельствует, что незримо отношения в семье утратили трепетность, что обыденность взяла верх. Недопустимо также называть домашних животных (собак, кошек, попугаев, морских свинок и т.д.) человеческими именами. Любовь к животным может превратиться в подлинную страсть, догорая умаляет любовь к Богу и человеку.
Дом, квартира церковного человека должны являть собой пример житейской и духовной сообразности. Ограничиваться необходимым количеством вещей, предметов кухонного обихода, мебели - значит видеть меру духовного и материального, отдавая предпочтение первому. Христианин не гонится за модой, это понятие вообще должно отсутствовать в мире его ценностей. Верующий знает, что каждая вещь требует к себе внимания, ухода, времени, которого часто не хватает на общение с близкими, на молитву, чтение Священного Писания. Найти компромисс между Марфой и Марией (по Евангелию), выполнять по-христиански добросовестно обязанности хозяина, хозяйки дома, отца, матери, сына, дочери и при этом не забыть о едином на погребу - это целое духовное искусство, духовная мудрость. Несомненно, духовным центром дома, собирающим в часы молитвы и духовных бесед всю семью, должна быть комната с хорошо подобранным набором икон (домашний иконостас), ориентирующим молящихся на восток.
Иконы должны быть в каждой комнате, а также на кухне и в прихожей. Отсутствие в прихожей иконки обычно вызывает у приходящих в гости верующих людей некоторое замешательство: войдя в дом и желая перекреститься, они не видят образа. Смущение (уже с обеих сторон) вызывает и незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий произносит: "Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас", на что хозяин отвечает: "Аминь"; либо гость говорит: "Мир вашему дому", а хозяин отвечает: "С миром принимаем".
В квартире церковного человека духовные книги не должны находиться на одном стеллаже (полке) с мирскими, светскими. Духовные книги не принято оборачивать в газету. Церковную газету ни коем случае не используют для бытовых нужд. Пришедшие в негодность духовные книги, журналы, газеты сжигают.
В красном углу рядом с иконами не размещают портреты и фотографии дорогих хозяевам людей.
Иконы не ставят на телевизор и не вешают над телевизором.
Ни в коем случае в квартире не держат столь распространенные сейчас гипсовые, деревянные или иные изображения языческих богов, ритуальные маски африканских или индейских племен и т.д.
Пришедшего (даже на малое время) гостя желательно пригласить к чаю. Здесь хорошим примером может служить восточное гостеприимство, положительное влияние которого так заметно в радушии православных, живущих в Средней Азии и на Кавказе. Приглашая гостей по какому-то определенному поводу (именины, день рождения , церковный праздник, крещение ребенка, венчание и т.п.), предварительно продумывают состав гостей. Исходят при этом из того, что верующие люди имеют иное миропонимание и интересы, нежели далекие от веры люди. Поэтому может случиться, что человеку неверующему будут непонятны и скучны разговоры на духовную тему, это может и обидеть, оскорбить. Или же может случиться, что весь вечер уйдет на жаркий (хорошо бы не бесплодный) спор, когда забыт будет и праздник. Но если приглашаемый - на пути к вере, ищет истину, подобные встречи за столом могут пойти ему на пользу. Украсить вечер могут хорошие записи духовной музыки, фильм о святых местах, лишь бы это было в меру, не чрезмерно затянутым.

О подарках в дни важных духовных событий

При крещении крестная мать дарит ребенку-крестнику "ризки" (ткань или материю, в которую завертывается младенец, вынутый из купели), крестинную рубашечку и чепчик с кружевами и ленточками; цвет этих ленточек должен быть: для девочек - розовый, для мальчиков - голубой. Крестный отец кроме подарка по своему усмотрению обязан приготовить новокрещенному крестик и оплатить крестины. Оба - и крестный отец, и крестная мать - могут сделать подарки матери ребенка.
Свадебные подарки. Обязанность жениха - купить кольца. По старинному церковному правилу для жениха необходимо золотое кольцо (глава семьи - солнце), для невесты - серебряное (хозяйка - луна, светящая отраженным солнечным светом). На внутренней стороне обоих колец вырезаются год, месяц и день обручения. Кроме того, на внутренней стороне кольца жениха вырезаются начальные буквы имени и фамилии невесты, а на внутренней стороне кольца невесты - начальные буквы имени и фамилии жениха. Кроме подарков невесте жених делает по подарку родителям, братьям и сестрам невесты. Невеста и ее родители также, со своей стороны, делают подарок жениху.

Свадебные традиции

Если на свадьбе будут посаженные отец и мать (они заменяют на свадьбе жениху и невесте их родителей), то после венчания они должны встретить молодых у входа в дом иконой (держит посаженный отец) и хлебом-солью (предлагает посаженная мать). По правилам, посаженный отец должен быть женат, а посаженная мать замужней.
Что касается шафера, то он должен быть непременно холост. Шаферов может быть несколько (как со стороны жениха, так и со стороны невесты).
Перед отъездом в церковь шафер жениха вручает невесте от имени жениха букет цветов, который должен быть: для девицы-невесты - из померанцевых цветов и мирты, а для вдовы (или второбрачной) - из белых роз и ландышей.
При входе в церковь впереди невесты, по обычаю, идет мальчик пяти - восьми лет, который несет икону.
Во время венчания главная обязанность шафера и подружки - держать венцы над головами жениха и невесты. Это бывает довольно трудно - продержать венец с поднятой вверх рукой в продолжение немалого времени. Поэтому шаферы могут чередоваться между собой. В церкви родственники и знакомые со стороны жениха становятся справа (то есть за женихом), а со стороны невесты - слева (то есть за невестой). Выходить из церкви до окончания венчания считается крайне неприличным.
Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора денег, которые затем жертвуются в церковь на богоугодные дела.
Тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания. Тут вспоминают: о назначении христианского брака; о том, что такое любовь в понимании Церкви; об обязанностях мужа и жены, согласно Евангелию; о том, как построить семью - домашнюю церковь и т.д. Свадьба церковных людей проходит с соблюдением требований благопристойности и меры.

В дни скорби

Наконец, несколько замечаний о времени, когда отказываются от всех празднеств. Это время траура, то есть наружного выражения чувства печали по усопшему. Различают глубокий траур и обыкновенный траур.
Глубокий траур носится только по отцу, матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. Траур по отцу и матери продолжается один год. По деду и бабушке - шесть месяцев. По мужу - два года, по жене - один год. По детям - один год. По брату и сестре - четыре месяца. По дяде, тете и двоюродному родственнику - три месяца. Если вдова вопреки приличию вступает в новый брак ранее окончания траура по первому мужу, то она не должна приглашать на свадьбу никого из гостей. Эти сроки могут быть сокращены или увеличены, если перед смертью остающиеся в этой земной юдоли получили особое благословение от умирающего, ибо к предсмертному благожеланию, благословению (в особенности родительскому) относятся с почтением и благоговением.
Вообще в православных семьях без благословения родителей или старших не принимают никакие важные решения. Дети с ранних лет навыкают даже на повседневные дела просить благословения отца и матери: "Мамочка, я ложусь спать, благослови меня". И мать, перекрестив дитя, говорит: "Ангела хранителя тебе на сон". Отправляется ребенок в школу, в поход, в деревню (в город) - на всех путях его хранит родительское благословение. Если это возможно, родители присоединяют к своему благословению (при браке детей или перед своей смертью) видимые знаки, дары, благословения: кресты, иконы, святые мощи. Библию, которые, составляя домашнюю святыню, передаются из рода в род.
Неисчерпаемо бездонное море церковной жизни. Понятно, что в этой небольшой книге приведены лишь некоторые начертания церковного этикета.
Прощаясь с благочестивым читателем, просим его молитв.

Примечания:

Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).

В православных семьях дни рождения отмечают менее торжественно, чем именины (в отличие от католиков и, конечно, протестантов).

Прежде чем рассмотреть, как обращаться к священнослужителям в разговоре и на письме, стоит ознакомиться с иерархией священников, существующей в православной церкви.

Священство в православии делится на 3 ступени:

– диакон;

– священник;

– епископ.

До того, как ступить на первую ступень священства, посвятив себя служению Богу, верующий должен решить для себя, будет ли он жениться или примет монашество. Женатые священнослужители относятся к белому духовенству, а монахи – к черному. В соответствии с этим выделяют следующие структуры священнической иерархии.

Белое духовенство

I. Диакон:

– диакон;

– протодиакон (старший диакон, как правило, в соборе).

II. Священник:

– иерей, или священник, или пресвитер;

– протоиерей (старший священник);

– митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).

Черное духовенство

I. Диакон:

– иеродиакон;

– архидиакон (старший диакон в монастыре).

II. Священник:

– иеромонах;

– игумен;

– архимандрит.

III. Епископ (архиерей).

– епископ;

– архиепископ;

– митрополит;

– патриарх.

Таким образом, епископом может стать только служитель, принадлежащий к черному духовенству. В свою очередь к белому духовенству относятся также служители, принявшие вместе с саном диакона или священника обет безбрачия (целибат).

«Пастырей ваших умоляю… пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»

(1 Пет. 5: 1–2).

Монахов-священников в настоящее время можно увидеть не только в монастырях, но и в приходах, где они несут служение. Если монах – схимник, то есть принял схиму, являющуюся наиболее высокой степенью монашества, к его сану добавляется приставка «схи», например схииеродиакон, схииеромонах, схиепископ и т. п.

Обращаясь к кому-нибудь из духовенства, следует придерживаться нейтральных слов. Не следует использовать обращение «отец» без употребления при этом имени, так это будет звучать слишком фамильярно.

В церкви к духовенству также следует обращаться на «вы».

При близких отношениях допускается обращение «ты», но на людях все же лучше придерживаться обращения «вы», даже если это жена дьякона или священника. Она может обращаться к мужу на «ты» только дома или наедине, на приходе же такое обращение может принижать авторитет служителя.

В церкви, обращаясь к священнослужителям, надо называть их имена так, как они звучат на церковнословянском языке. Например, следует говорить «отец Сергий», а не «отец Сергей», «диакон Алексий», а не «дьякон Алексей» и т. п.

При обращении к дьякону можно использовать слова «отец дьякон». Чтобы узнать, как его зовут, надо спросить: «Простите, какое ваше святое имя?». Впрочем, таким образом можно обращаться к любому православному верующему.

Если к дьякону обращаются по имени собственному, обязательно следует использовать обращение «отец». Например, «отец Василий» и т. п. В разговоре, упоминая о дьяконе в третьем лице, следует называть его «отец дьякон» или именем собственным с обращением «отец». Например: «Отец Андрей говорил, что…» или «Отец дьякон советовал мне…» и т. п.

К дьякону в церкви обращаются для того, чтобы спросить совета или попросить помолиться. Он является помощником священника. Однако дьякон не имеет рукоположения, поэтому не имеет права самостоятельно совершать обряды крещения, венчания, соборования, а также служить литургию и исповедовать. Поэтому не следует обращаться к нему с просьбой о проведении подобных действ. Он также не может совершать требы, например освящать дом или отпевать. Считается, что он не имеет для этого особенной благодатной силы, которую служитель получает только во время рукоположения во священника.

При обращении к священнику используют слово «отец». В разговорной речи допускается называть священника батюшкой, но этого не следует делать в официальной речи. Сам служитель, когда представляется другим людям, должен говорить: «Священник Андрей Митрофанов», или «Иерей Николай Петров», «Игумен Александр» и т. п. Он не будет представляться: «Я – отец Василий».

Когда о священнике упоминают в разговоре и говорят о нем в третьем лице, можно говорить: «Отец настоятель посоветовал», «Отец Василий благословил» и т. п. Называть его по чину будет в данном случае не очень благозвучно. Хотя, если на приходе присутствуют священники с одинаковыми именами, для их различения рядом с именем ставят чин, соответствующий каждому из них. Например: «Игумен Павел сейчас проводит венчание, вы можете обратиться с вашей просьбой к иеромонаху Павлу». Можно также назвать священника по фамилии: «Отец Петр Васильев находится в командировке».

Сочетание слова «отец» и фамилии священника (например, «отец Иванов») звучит слишком официально, поэтому в разговорной речи употребляется очень редко.

При встрече прихожанин должен приветствовать священника словом «Благословите!», при этом сложить руки для получения благословения (если приветствующий находится рядом со священником). Говорить священнику «здравствуйте» или «добрый день» в церковной практике не принято. Священник на приветствие отвечает: «Бог благословит» или «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». При этом он осеняет мирянина крестным знамением, после чего кладет на его сложенные для принятия благословения ладони свою правую руку, которую мирянин должен поцеловать.

Священник может благословлять прихожан и иначе, например, осенять крестным знамением склоненную голову мирянина или благословлять на расстоянии.

Прихожане-мужчины могут также иначе принимать благословение священника. Они целуют руку, щеку и снова руку благословляющего их служителя.

Когда священник благословляет мирянина, последний ни в коем случае не должен в это же самое время накладывать на себя крестное знамение. Это действие называют «креститься на священника». Такое поведение не очень прилично.

Просьба о благословении и его получение являются основными составляющими церковного этикета. Эти действия не являются чистой формальностью. Они свидетельствуют о налаженных отно – шениях между священником и прихожанином. Если мирянин реже обращается за благословением или совсем перестает его испрашивать, это является для служителя сигналом того, что у прихожанина появились какие-то проблемы в земной жизни или духовного плана. То же самое касается и ситуации, когда священник не желает благословлять мирянина. Таким образом пастырь старается дать понять прихожанину, что в жизни последнего происходит что-то противоречащее христианской жизни, что церковь не благословляет его.

«…Младшие, повинуйтесь пастырям; все же подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время»

(1 Пет. 5: 5–6).

Обычно отказ в благословении болезненно переносится как священником, так и мирянином, что говорит о том, что подобные действия не являются чисто формальными. В этом случае оба должны постараться сгладить возникшее напряжение в отношениях путем исповедания и испрашивания прощения друг у друга.

Со дня Пасхи и в течение последующих сорока дней прихожане должны в первую очередь приветствовать пастыря словами «Христос Воскресе», на что священник обычно отвечает: «Воистину Воскресе» – и обычным жестом дает свое благословение.

Два священника приветствуют друг друга словами «Благослови» или «Христос посреди нас», на что следует ответ: «И есть, и будет». Затем они совершают рукопожатие, целование в щеку единожды или трижды, после чего целуют друг другу правую руку.

Если прихожанин окажется в обществе сразу нескольких священников, ему следует просить благословения сначала у старших по чину священников, а затем у младших, например, сначала у протоиерея, затем у иерея. Если мирянин не знаком с ними, различить сан можно по кресту, который носят священники: у протоиерея крест с украшениями или позолоченный, а у иерея крест серебрянный, иногда позолоченный.

Благословение принято брать у всех находящихся рядом священников. Если это затруднительно по какой-либо причине, можно просто попросить: «Благословите, честные отцы» – и поклониться. Обращение «святой отец» в православии не принято.

«Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит»

(Прит. 10: 22).

Если за благословением к священнику подходят сразу несколько человек, первыми должны обращаться мужчины по старшинству, а затем женщины. Если в этой группе людей присутствуют служители церкви, первыми испрашивают благословения они.

Если к священнику подходит семья, первым для благословения выходит муж, затем жена, после чего дети по старшинству. В это время можно кого-нибудь представить священнику, например, сына, после чего попросить его благословить. Например: «Отец Матфей, это мой сын. Прошу вас, благословите его».

При расставании вместо прощания мирянин также испрашивает у священника благословения, говоря: «Простите, батюшка, и благословите».

Если мирянин встречает священника вне церковных стен (на улице, в транспорте, в магазине и т. п.), он все равно может попросить благословения, если при этом не будет отвлекать пастыря от других дел. Если взять благословение затруднительно, нужно просто поклониться.

В общении со священником мирянин должен проявлять почтительность и уважение, так как служитель является носителем особенной благодати, которую он получает во время совершения таинства рукоположения на священство. Кроме того, священник поставлен для того, чтобы быть пастырем и наставником верующих.

В разговоре со священнослужителем следует наблюдать за собою, чтобы во взгляде, словах, жестах, мимике, позе не было ничего неприличного. Речь мирянина не должна содержать грубых, бранных, жаргонных слов, которыми полна речь многих людей в миру. Не допускается также слишком фамильярное обращение к священнику.

Разговаривая со священнослужителем, не следует прикасаться к нему. Лучше находиться на расстоянии не очень близком. Нельзя вести себя развязно или вызывающе. Не надо пристально смотреть или усмехаться в лицо священнику. Взгляд должен быть кротким. Хорошо при разговоре чуть опускать глаза.

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не загряж – дай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей»

(1Тим. 5: 17–18).

Если священник стоит, мирянин не должен сидеть в его присутствии. Когда священник сядет, мирянин может сесть только после предложения сесть.

Разговаривая со священником, мирянин должен помнить, что через пастыря, причастного к таинствам Божиим, может говорить Сам Бог, научая истине Божией и праведности.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Основные конфигурации нижних и верхних планет Внутренние планеты могут иметь следующие конфигурации Основные конфигурации нижних и верхних планет Внутренние планеты могут иметь следующие конфигурации Реферат: Действие солдат в бою Что должен уметь солдат в бою Реферат: Действие солдат в бою Что должен уметь солдат в бою Функции приставок в сочетании с глаголами движения Функции приставок в сочетании с глаголами движения