Джимми хендрикс сжег гитару год. История бога гитары

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Джимми Хендрикс (Джонни Аллен Хендрикс) родился 27 ноября 1942 года в городе Сиэтл, штат Вашингтон, США. Отец – Эл Хендрикс, мать – Люсиль Джетер. Когда мальчику было 9 лет, родители развелись. В 1958 году мама Джимми умерла. Он воспитывался бабушкой и дедом, актерами Ванкуверского варьете. В ранней юности купил гитару и целыми днями играл или слушал пластинки Би Би Кинга, Роберта Джонсона и Элмора Джеймса. Школу так и не закончил.

Юность хулиганская. За угон машины Джимми угодил за решетку на 2 года. Через время адвокату удалось заменить тюрьму на 2 года службы в армии. Там Хендрикс пробыл недолго, демобилизовавшись из-за травмы. Армейские характеристики Джимми плохие – его обвиняли в недисциплинированности и ненадежности.

Музыкальная карьера

Вернувшись из армии, Хендрикс поселился в Кларксвилле, где с другом Билли Коксом создал группу «King Kasuals». Затем жили в Нэшвилле, где играли в клубах на Джефферсон Стрит. В 1964 Джимми переехал в Нью-Йорк. Работал приглашенным артистом с Сэмом Куком, и др. Хендриксом основана группа «The Rain Flowers», позже переименованная в «The Blue Flames».


На выступление группы попала подруга , Линда Кит. Она была потрясена игрой музыканта. Линде не верилось, что такой виртуоз может быть неизвестен. Девушка познакомила Хендрикса с продюсером Чесом Чандлером. Подписан контракт, создана новая группа «The Jimi Hendrix Experience», в которую кроме Хендрикса вошли басист Ноэль Реддинг и барабанщик Митч Митчелл.

Работа с Чесом подразумевала переезд в Англию. Среди прочих благ, открывающихся при переезде, Джимми Хендрикс выделил знакомство с . Чандлер ответил, что, когда Эрик услышит игру Джимми, предложит встретиться сам.

Дебютный альбом «Are You Experienced» признан фанатами и музыкальными критиками самым успешным в рок-музыке. С выходом альбома Джимми Хендрикс стал мегазвездой. В Британии альбом уступил только альбому группы «The Beatles». В альбом не вошла песня из американской версии альбома «Purple Haze», занявшая 1 место в списке 100 величайших гитарных записей в журнале «Q» и 2 место в списке 100 величайших гитарных записей в журнале «Rolling Stone». «Purple Haze» считают гимном хиппи.


В 2003 году телеканал VH1 поставил «Are You Experienced» на пятое место в списке величайших альбомов всех времён.

«Axis: Bold as Love» – второй альбом группы, созданный в романтично-психоделическом жанре. Раскрывает Хендрикса, как музыканта со сформировавшимся стилем. Песня «Bold As Love» , вошедшая в этот альбом, останется в истории примером виртуозного гитарного соло музыканта. Выход альбома мог и не состояться. В канун срока сдачи Джимми потерял оригинал записи первой стороны диска. Пришлось собирать мастер-запись из записей разрозненных партий.


Джимми Хендрикс и группа "The Jimi Hendrix Experience"

Весной 1968 года в Нью-Йорке началась запись третьего альбома «Electric Ladyland». Работа шла медленно, поскольку прерывалась концертами. Хендрикс хотел достичь совершенства в записях, снова и снова делая дубли. Привлекал для записей музыкантов со стороны. Результат превзошел смелые ожидания – альбом, по итогом продаж первой недели, получил статус «Золотого альбома». После выхода «Electric Ladyland» группа Хендрикса «The Jimi Hendrix Experience» стала одной из самых популярных в мире.

Одна из песен в исполнении группы «The Jimi Hendrix Experience» – «Hey, Joe». Песня была известна задолго до исполнения Джимми Хендриксом, но только в исполнении культового гитариста приобрела всемирную славу. Мотив композиции не представляет особой музыкальной ценности. У песни незамысловатый текст, рассказывающий о побеге в Мексику неудачника мужа, убившего неверную жену. Однако в то время, когда ее сыграл Джимми Хендрикс, шла война во Вьетнаме. Президентом США в это время был Линдон Джонсон. Люди переделывали четверостишья из «Hey, Joe», обращаясь к президенту и обвиняя в гибели солдат во Вьетнаме.

Каверы этой песни до сих пор играют исполнители разных музыкальных направлений. Она занимает 21 место среди хард-роковых песен в версии VH1, входит в 500 величайших музыкальных произведений по версии «Rolling Stone». Песню исполняли , «Deep Purple», и др.


Джимми Хендрикс отличался еще одной особенностью. Умопомрачительный стиль в одежде являлся предметом зависти модников всего мира. Образ не походил на внешность типичного рок-музыканта – Джимми не носил мятых джинсов и грязных футболок, волосы не свисали давно нечесаными космами. Стиль Хендрикса – рубашки кислотных расцветок с психоделическим рисунком, расстегнутыми верхними пуговицами и поднятым воротником.

Он надевал винтажные жилеты, военные куртки со всевозможными эполетами и галунами, принадлежавшие действительным войскам. Яркие банданы и платки Джимми повязывал на руку или ногу. Фишки легенды рока – броские украшения и неизменный круглый медальон на шее.


На фестивале поп-музыки в Монтерее (штат Калифорния) Хендрикс в конце виртуозного выступления поджег гитару и разбил на глазах у изумленной публики. Сам Джимми объяснил эпатажный поступок так:

«Я решил уничтожить мою гитару в конце песни как жертву. Вы приносите в жертву вещи, которые любите. Я люблю мою гитару».

Фото Джимми Хендрикса, стоящего перед пылающей гитарой на коленях с вздернутыми руками, стало культовым в истории рока. А Хендрикс попал в больницу с ожогами рук.


Лучшим концертным выступлением Джимми Хендрикса принято считать выступление на фестивале в Вудстоке в августе 1969 года.


Не обошла популярность Джимми Хендрикса и СССР. В 1973 году вышел «первый русский психоделический альбом» «Вишнёвый сад Джимми Хендрикса». Записан на магнитную пленку в домашней студии Юрием Морозовым, совместно с Сергеем Лузиным и Ниной Морозовой. В 1975 году альбом переиздан виниловой версией крошечным тиражом – 500 штук.

Личная жизнь

Личная жизнь рок-музыканта интересовала фанатов меньше музыкальной деятельности – о его девушках ничего не известно. Единственной подтвержденной пассией Хендрикса, которая стала свидетельницей его смерти, была Моника Даннеман.

Смерть

В конце августа 1970 года Джимми Хендрикс в последний раз выступал на британском фестивале «Isle of Wight». 6 сентября на сцене фестиваля «Isle of Fehmarn» артиста встретил холодный прием публики. Артист отыграл 13 песен. До последнего дня Джимми не уезжал из Лондона.


Утром 18 сентября 1970 года Джимми Хендрикса увезли в карете скорой из гостиницы «Samarkand». По словам врача, на момент приезда скорой Джимми был мертв. Накануне он проводил время со своей девушкой, немкой Моникой Данеман. По результатам экспертизы артист умер в постели, захлебнувшись рвотными массами при передозировке снотворного. По словам Моники, она медлила с вызовом скорой из-за того, что боялась попасть в полицию, т. к. в номере, где была пара в ту ночь, находились наркотики.


Джим Хендрикс умер в возрасте всего 27 лет. Джимми Хендрикса похоронили в городе Рентон, штата Вашингтон, в «Гринвудском Мемориальном Парке». Сам он мечтал быть похороненным в Англии.

Память

Посмертная дискография гения гитары составила более 500 альбомов. В 1997 году вышел посмертный альбом Джимми Хендрикса «First Rays Of The New Rising Sun», собравший в себя лучшие творческие работы периода 1968-1969 годов. В сборник вошли песни, над которыми он работал в конце жизни, готовя их для нового альбома. Известные из них: «Night Bird Flying», «Angel», «Dolly Dagger», «Hey Baby (New Rising Sun)» и «In From the Storm».


18 сентября 2010 года состоялась мировая премьера документального биографического фильма режиссера Боба Смитона «Джимми Хендрикс: Дитя Вуду». В нем использованы записи с концертов, семейные архивы с перепиской, фотографиями и рисунками.

Во многих городах работают джаз и блюз-клубы Хендрикса, где можно послушать живую музыку.

7 сентября 2013 года на кинофестивале в Торонто показан фильм Джона Ридли «Джимми: Всё на моей стороне». Картина в художественной форме повествует о начале карьеры звездного исполнителя Джимми Хендрикса в исполнении Андре Бенджамина. Сюжет рассказывает о выходе первого альбома «Are You Experienced».

По информации журнала «Rolling Stone», музыкальная часть фильма оказалась слабой из-за родственников Хендрикса, которые унаследовали права. Они отказались разрешить исполнять песни Джимми в фильме, требуя большего участия компании Experience Hendrix LLC, представляющей их интересы в съемках. Поэтому в картине прозвучали песни других авторов.

Дискография

  • «Are You Experienced?»
  • «Axis: Bold As Love»
  • «Smash Hits»
  • «Electric Ladyland»
  • «Band Of Gypsies»
  • «At The Monterey Pop Festival»
  • «Cry Of Love»
  • «At The Isle Of Wight»
  • «War Heroes»

В 1967 году Полу Маккартни позвонили организаторы рок-фестиваля в Монтерее и пригласили The Beatles выступить на нём. Маккартни отказался, так как Битлы записывали новый альбом, но горячо и настоятельно порекомендовал пригласить чернокожего парнишку двадцати четырёх лет, игравшего психоделический рок: «Это просто огонь, и на гитаре он вытворяет просто нечто». Организаторы чуток поломались, но всё же пригласили никому не известного парня и его группу. Поздно вечером на сцену монтерейского фестиваля вышел худощавый паренёк в красных штанах и оранжевой рубашке, с повязкой на голове и яркими перьями вокруг шеи. На дворе стояло Лето любви, и толпу цветастых хиппи сложно было удивить нарядом, но когда гитарист начал играть, все замерли.

Прыгая и извиваясь, он танцевал, жевал жвачку в микрофон и, кажется, занимался сексом с гитарой. Прижав измождённый инструмент к колонке, он давил на струны тазом, не забывая сверху перебирать их пальчиками. Он покусывал гитару зубами, извлекая пронзительные и пробирающие до кончиков ушей звуки, а затем заложил её за голову и продолжил громко терзать на радость всем. Издаваемые его электрогитарой звуки анимировались всем его телом: казалось, что он и гитара как раз в разгаре бурного соития, которое происходило на глазах у десятков тысяч ошарашенных, несмотря на свою искушённость, зрителей. Женщины замерли с раскрытыми ртами в глубоком замешательстве, мужчины - в наэлектризованном напряжении. Доиграв свои песни, парнишка положил гитару на сцену, уселся на неё и, совершая плавные движения тазом, продолжил извлекать из неё странные, но очень гармоничные звуки. Внезапно музыкант встал, достал небольшую бутылочку и начал от бедра осеменять свою гитару горючей смесью, а затем поджег её. Опустившись на колени перед пылающей партнёршей, он мгновение поколдовал над инструментом, призывая огонь, а потом, схватив гитару за горло, разбил её на мелкие кусочки - публика пришла в неистовство. Музыкант совершил жертвоприношение: в дионисийском экстазе он уничтожил то, что любил больше всего на свете.

Так на сцене Монтерея во взрыве огненных музыкальных конвульсий родилась новая звезда: парнишку, полюбившего и убившего свою гитару, звали Джими Хендрикс.

В школе Джими всё время носил с собой небольшую деревяшку и делал вид, что играет на ней, как на гитаре. Учительница сказала его родителям, что мальчика нужно отдать учиться музыке и купить ему настоящую гитару, на что получила дельный совет идти куда подальше. Но мысль о том, что гитару сыну нужно всё же достать, засела в голове Эла Хендрикса. Однажды, когда он убирался в гараже пожилой дамы (работать ему приходилось где попало), он нашёл укулеле, на которой осталась всего одна струна. Эл принёс полуживую укулеле домой. Так у Джими появился первый музыкальный инструмент: играть на нём он навострился, ослабляя и натягивая единственную струну. Когда Джими было пятнадцать лет, от цирроза печени умерла его мать. Отец не взял его на похороны, а вместо этого налил ему стаканчик виски и сказал: именно так настоящие мужчины справляются с горем. Тогда же отец купил ему его первую акустическую гитару за пять долларов, которая, видимо, заполнила в сердце Джими боль от утраты матери. Всю горечь мальчик выплеснул на инструмент: он посвящал ему всё свободное время, нигде без него не появлялся и даже в туалет его таскал. Засыпал и просыпался он с гитарой в руках и первым делом после пробуждения начинал бренчать. У Джими Хендрикса начался блюз, который, как известно, случается тогда, когда хорошему человеку плохо.

На занятия с репетиторами и музыкальную школу денег, разумеется, не было, поэтому Джими учился играть, слушая пластинки отца, подбирая аккорды на слух и подражая манере игры лучших блюзменов и исполнителей ритм-энд-блюза: Би Би Кинга , Луиса Джордана , Хаулина Вульфа и Мадди Уотерса . Эти блюзмены стали для Джими наставниками, тем более что настоящий папа пропадал на множестве работ. Это были жёсткие щетинистые мужики, которые виртуозно солировали на гитарах и с суровым наждачным лицом рассказывали всему миру о тайнах собственной ранимой души.

Вместо изучения сольфеджио Джими обучался блюзовому звучанию, так и не освоив нотную грамоту до конца жизни.

Музыка проникала прямиком в его душу, не вызывая ненужной интеллектуальной рефлексии и ощущения груза многовековой музыкальной традиции. Пальцы слушались сами по себе, так как он не думал об аккордах - он просто чувствовал их и играл. Белая музыка всегда была нагружена этими самыми традициями и заставляла музыкантов извиваться ужом на сковородке, лишь бы не быть вторичными, только бы сказать что-нибудь новое, через интеллектуальный анализ продвинуть музыку дальше - неважно, куда. Вершиной таких интеллектуальных рефлексий стала композиция «4"33"" » Джона Кейджа, в которой музыки нет вообще, зато есть тишина. Чёрная музыка в ХХ веке беззастенчиво подражала самой себе и развивала традицию через заимствования, никто не думал, как бы выделиться на фоне своих предшественников: хотелось просто играть так же (по крайней мере, не хуже - а там как получится). Так блюз беспрепятственно перетекал в ритм-энд-блюз, джаз, затем в рок, фанк и так далее.

К семнадцати годам Джими Хендрикс уже виртуозно владел гитарой и решил, что пора начинать выступать. Первая группа, к которой он присоединился, называлась Rocking Kings, и все её участники одевались в красные пиджаки. Все - кроме бедного Джими, которому ради покупки красного пиджака пришлось некоторое время проработать садовником вместе со своим отцом, да ещё и младшего брата подключить к этому делу. Джими вообще всё детство одевался крайне бедно, носил одежду не по размеру и терпел насмешки одноклассников, что, впрочем, не мешало ему тянуться к стилю: его двоюродный брат вспоминал, как Джими мазал волосы чёрным кремом для обуви, чтобы они были темнее и блестели. Когда он начал выступать перед публикой, презентабельный внешний вид стал частью профессии: Хендрикс стал носить шляпу с пером, а когда его настигла всемирная известность, он уже одевался так, что за один внешний вид достоин был бы попасть на страницы журналов. В своё время ходили слухи, что Квентин Тарантино собирался снимать байопик о Джими-щегле, но вместо этого снял «Джанго освобождённого», чей франтоватый стиль явно вдохновлён Хендриксом. Со временем Джими начал играть в многочисленных музыкальных клубах Сиэтла и понял, что без электрогитары его практически не слышно.

Тут на помощь снова пришёл отец и купил ему его первую электрогитару, благодаря которой он и вошёл в историю. Конечно, не благодаря той самой первой электрогитаре, купленной отцом - он очень быстро её потерял - а электрическому звуку, которым он в совершенстве овладел.

В личном общении Хендрикс был очень застенчивым и неуверенным в себе человеком, что, впрочем, не мешало ему иметь ошеломляющий успех у женщин, которые были его главной страстью - после музыки, конечно. Видимо, именно ради женщин Джими несколько раз угонял автомобили и попадал в полицию. Когда однажды встал вопрос, сесть в тюрьму или пойти служить в армию (вполне расхожий в то время вариант), Джими выбрал второе и попал в десантные войска. Там он сильно скучал, поэтому отец прислал ему гитару, и всё свободное от службы время Джими продолжал бренчать, а потому быстро попал в военный музыкальный коллектив. Там он познакомился с Билли Коксом, с которым ему довелось играть много лет спустя. Во время своего двадцать пятого учебного прыжка с парашютом Джими сломал лодыжку и откинулся из армии - хотя некоторые говорят, что его просто выгнали за то, что он постоянно отлынивал от службы и доводил сержантов до белого каления своей никчёмной стрельбой.

На гражданке Джими Хендрикс снова с головой погрузился в музыку и стал играть на гитаре в разных группах и коллективах чернокожих исполнителей, самыми известными из которых были The Isley Brothers и Литл Ричард . Он колесил по всей стране и выступал в сети заведений под общим названием Chitlin" Circuit - разнокалиберных барах и забегаловках, ориентированных в основном на чёрную публику и исполнителей, музыкантов и юмористов. В этих заведениях он окончательно отшлифовал свою технику и начал скучать, так как играть приходилось по чужим правилам, а не так, как хотелось. Из-за того, что Джими был не уверен в себе, он не решался сколотить собственный коллектив, и в итоге оказался в Нью-Йорке в одиночестве, где продолжал выступать в роли музыканта на вечер в немного более свободном режиме. Его игра на гитаре отличалась от игры обычных музыкантов своей виртуозной техникой и особой страстностью, которую скромный Джими выплёскивал сполна на сцене. В одном из клубов он познакомился с девушкой по имени Линда Кит, очаровал её своей игрой на гитаре и своим моджо вне сцены (напомним, что с женщинами Джими был мастаком). Линда была подружкой гитариста Rolling Stones Кита Ричардса и представила ему Джими. Роллинги быстро поняли, что перед ними не совсем обычный музыкант, да и парень он ничего, так что быстро приняли его в тусовку и начали знакомить с продюсерами, которые первое время не обращали на Джими никакого внимания. Но затем Джими заметил Чес Чендлер - бывший бас-гитарист группы The Animals , жаждавший испробовать себя в роли продюсера. Чес как раз искал исполнителя для песни Hey Joe, написанной Билли Робертсом , но так и не ставшей хитом. И тут подвернулся Джими, который вышел на сцену клуба и исполнил собственный вариант Hey Joe, впоследствии ставший его первым хитом. Чес сразу понял, что это оно - и тут же отвёз Джими в Лондон, где в кратчайшие сроки тот стал настоящей звездой и любимчиком не только обычных посетителей клубов, но и музыкантов. Джон Леннон, Пол Маккартни, Эрик Клэптон, Брайан Джонс, Мик Джаггер - все были без ума от Джими и не могли понять, что именно он делает с гитарой. Все британские рокеры того времени так или иначе отталкивались от блюза, который традиционно считался музыкой чёрных и воспринимался британцами только через записи, то есть чисто виртуально. А тут появился Джими, который слушал блюзы с колыбельной, под блюзы учился играть на гитаре, не один год играл в самых прожжённых блюзовых заведениях Америки, носил на душе блюз и, казалось, срастался с гитарой.

Когда Джими Хендрикс впервые вышел на сцену небольшого клуба поджемить вместе с Эриком Клэптоном, тот через пять минут снял с себя гитару и ушёл в подсобку, где, по словам Чеса, нервно курил сигарету за сигаретой и никак не мог прийти в себя.

Нужно отдать должное музыкантам того времени, пропитанным идеалами мира и любви: может, они и завидовали такой технике и харизме - но никто не стал ставить Джими палки в колёса. На волне такого успеха менеджер Джими на скорую руку сколотил для него группу, в которую кроме Хендрикса вошли двое белых британцев - басист Ноэль Реддинг и барабанщик Митч Митчел. В 1967 году группа the Jimi Hendrix Experience записала свой первый альбом Are You Experienced, впоследствии ставший одним из самых известных альбомов психоделического рока. Название альбома отсылает к бытовавшему в среде хиппи сакраментальному вопросу: ты уже триповал под ЛСД, ты уже знаешь, что к чему? «А я вот да», - отвечал Джими, удивлявший своих товарищей тем, как его субтильное сухощавое тельце могло вынести такую концентрацию психоделика. Когда песня Hey Joe с этого альбома заняла первые места в европейских музыкальных хит-парадах, было решено начать завоевание главного музыкального рынка в мире - американского.

Так вот, выступление на Монтерейском музыкальном фестивале, на котором Джими сжёг гитару, за одну ночь сделало из него звезду в США. Именно на этой сцене из прыщавого застенчивого паренька с узенькими усишками Джими превратился в рок-божество, безумно сношавшее гитару на сцене и сводившее с ума толпы поклонников. Кому-то может показаться, что секс с гитарой - только очередной трюк, придуманный белыми менеджерами (что отчасти правда), но настоящие ценители могут увидеть и ощутить, что музыка Джими рождается не из гитары, а из его тела - и будто бы обладает невидимой чувственной плотью, с которой он и танцует свой дикий танец. Возможно, именно это эфирное тело, этот дух музыки он и освобождал от оков гитары, предав её жертвенному огню. Хиппи, которые сделали Джими таким популярным, повально увлекались восточными религиями, поэтому на обложке второго альбома под названием Axis: Bold as Love, вышедшего в том же 1967 году, Джими уже предстаёт в виде тысячерукого индуистского божества Вишну. Самому Джими обложка не понравилась: он хотел, чтобы подчеркнули его индейские корни, и никак не мог въехать, при чём тут Вишну. Кроме скромности, в личном общении Джими отличался также ярко выраженным синдромом дефицита внимания и был крайне рассеянным. Во время записи второго альбома, когда почти всё уже было готово, он взял оригинал с половиной песен к себе домой, чтобы внимательно послушать и внести замечания, но забыл запись в такси, или в баре, или где-то ещё - история об этом умалчивает. В итоге пересводить песни пришлось в жуткой спешке, всего за несколько дней, и Джими до конца жизни жаловался, что во второй раз получилось гораздо хуже, чем в первый. Интенсивность гастролей с выходом второго альбома всё нарастала: звёздный статус обязывал к каторжному труду. Большую часть времени группа проводила не на вечеринках и тусовках, а в автобусах и самолётах. Впрочем, и в дороге Хендрикс не терял времени впустую и всё время писал новые песни: кроме гитары он всюду носил несколько блокнотов и кучу бумажек, салфеток и картонок, на которых записывал интересные мысли и подслушанные фразы. Из этих обрывков затем рождались тексты, не всегда понятные слушателям, но практически всегда носившие автобиографический характер. В текстах зашифрованы его детские переживания от родительских ссор, которые часто заканчивались взаимными побоями, его собственные любовные похождения, его детские мечты о пришельцах и летающих тарелках. Третьим увлечением Джими после музыки и женщин была научная фантастика: свою музыку он иногда называл научно-фантастическим рок-н-роллом, а песню с первого альбома Third Stone from the Sun посвятил пришельцам, прилетевшим из глубокого космоса и решившим, что самая разумная форма жизни на Земле - курицы, а противных людей, следовательно, стоит уничтожить, чтобы не мешали спокойно жить пернатым. Кроме научной фантастики, он с детства увлекался мифологией и астрологией, поэтому в его песнях мелькают древнегреческие божества и разного рода мистика.

«Мы называем нашу музыку electric church music, потому что она для нас как религия. Мы омываем души людей электричеством».

Джими жил музыкой и, как и в детстве, нигде не появлялся без гитары. После концерта он легко мог часик-другой поиграть в небольшом ночном клубе, а всё свободное от студийной работы и турне время тратил на игру с другими музыкантами, в числе которых были, например, Джим Моррисон и Майлз Дэвис. Концерты Jimi Hendrix Experience каждый раз становились настоящим перформансом. Джими играл музыку всем своим телом, приседал, скакал и зубоскалил на полную катушку. Зрители получали визуальный и аудиальный оргазмы и уходили с шоу с изменённым сознанием. Менеджеры группы отлично это понимали и ковали железо, пока оно было горячим - принимали приглашения из всех уголков Америки.

Однако всё было организовано бестолково, и вместо вразумительного турне с продуманным маршрутом группе иногда нужно было преодолевать по несколько тысяч километров в день, чтобы потом ещё и отыграть несколько концертов за вечер. В этом бешеном ритме музыканты приступили к записи третьего и последнего студийного альбома, получившего название Electric Ladyland . До двух часов ночи они играли на концертах, а затем в шесть утра должны были быть в студии. Но несмотря на то, что времени было немного, а аренда студии стоила кучу денег, Джими перезаписывал некоторые композиции по сорок раз, что вызывало у его продюсера Чеса Чендлера нервные конвульсии и приступы отчаяния. Если раньше Джими слушался Чеса, то теперь ни в какую не хотел уступать. Он понял, что студия - это ещё один инструмент и больше не хотел отдавать игру на этом инструменте никому другому. В итоге после записи примерно половины альбома Чес ушёл из группы. Ноэль Реддинг, игравший на бас-гитаре и к тому моменту сформировавший свою группу со странным названием Fat Mattress («Толстый матрас»), также начал сильно напрягаться и норовил уйти. Не спасло ситуацию и то, что Джими разрешил ему исполнить вокальную партию в песне «Little Miss Strange» (к слову, самой попсовой и невыразительной на альбоме). Ноэль жаловался, что когда у группы появлялись нормальные условия для записи и не надо было спешить, Джими стал опаздывать на пять часов и заявляться в студию с толпой нахлебников, которые толпились, обдалбывались и мешали играть музыку. Реддинг стал пропускать сеансы записи, и Джими приходилось исполнять партии бас-гитары самостоятельно. В общем, запись вызывала стресс у всех участников, но Джими Хендрикс, казалось, был доволен. Получив контроль над процессом записи, он решил обогатить звучание новыми инструментами. И если на первых двух альбомах дополнительные музыканты в основном обеспечивали бэк-вокал, то на Electric Ladyland появились электроорган, барабаны конга, флейта, перкуссия и тенор-саксофон.

Ещё до начала карьеры, воспитанный на суровых и глубоких прокуренных голосах блюзменов, Джими ночами напролёт пел и пытался поставить себе голос. Он страшно не любил его звучание и постоянно ссорился с продюсерами во время записи альбомов: он хотел, чтобы его вокал задвинули куда подальше и уж тем более не акцентировали на нём звучание, но продюсеры уверяли его, что голос отличный, «мелодичный такой». На композиции Burning of a Midnight Lamp на бэк-вокале поют девушки из группы Ареты Франклин. Джими было стыдно от того, что ему нужно петь поверх таких божественных звуков, и поэтому его голос значительно искажён спецэффектами. А вот с гитарой он чувствовал себя очень хорошо и уверенно, поэтому на альбоме можно услышать самые сочные и изобретательные звуки, когда-либо извлекавшиеся из электрогитары. Чтобы добиться нужного звучания, он использовал подручные средства: зажимал струны банками из-под пива, бутылками и прочей дребеденью. Эксперименты касались не только гитары: в одной из композиций слышно, как он глубоко и загадочно дует в микрофон, а на Crosstown Traffic - как издает смешные звуки расчёской, обмотанной целлофаном. Кроме непонятных тусовщиков, на огонёк заглядывали и музыканты - например, Брайан Джонс, основатель Rolling Stones, на одной композиции сыграл на пианино. Правда, он был так упорот, что не досидел до конца записи и не вошёл в финальную версию композиции. А как-то раз Джими ехал в студию на такси, водитель которого узнал, кого он везёт, и сообщил, что отлично играет на клавишных. Убеждённый ребёнок цветов, Хендрикс привёл человека с улицы: так таксист сыграл на клавишах в одной из композиций.

Начальных титрах нашумевшего сериала «Молодой папа» (The Young Pope) звучит современный римейк «All Along the Watchtower » именно хендриксовского разлива. В песне «Voodo Chile», одном из лучших электрических блюзов ХХ века, Джими раскрывает секрет своего мастерства: той ночью, когда он родился, Луна загорелась огненно-красным цветом, горные львы посадили его на крылья орлов, а те унесли его на край вселенной, и когда вернули на место - подарили ему кольцо ведьмы. Но, пожалуй, самая загадочная и мистическая композиция с альбома - «1983... (А Merman I Should Turn to Be)». В ней он максимально использует студийные возможности и создаёт особенное обширное звуковое пространство. Начинается песня с рассказа о том, как он и его любовь Катерина (не иначе как Анима Джими) приходят ночью на берег океана, занимаются любовью, бросают последние взгляды на убийственную суету этого мира и уходят в подводное царство. Вторая часть композиции без слов рассказывает о том, что Джими видит и чувствует в водах вечного океана. В конце путешествия они встречают загадочного «человека, переполненного радостью» - и улетают прочь на летающей тарелке.

45 лет назад, 31 марта 1967 года произошло эпохальное событие в истории рока. Джими Хендрикс зажег на сцене. В прямом смысле: на концерте в лондонском театре «Астория» Хендрикс до того разошелся, что спалил свою гитару. Да так, что попал в больницу с ожогами. Дурной пример заразителен: музыкантам явилось откровение, что несчастные инструменты можно не только разбивать, но и сжигать! С тех пор уничтожение гитар самыми извращенными способами стало «фишкой» многих известных (и не очень) рокеров.

Александр Пушной:

Я услышал Хендрикса достаточно поздно, сознательно изучая музыку. Позади были уже Metallica, Deep Purple, Led Zeppelin. И сначала Хендрикс мне не особо понравился. Вот, скажем, Metallica - все четко, красиво, с драйвом. А это - то ли рок-н-ролл, то ли нет...

Но спустя много лет меня просто «накрыла» его музыка! Долго слушая Хендрикса, я понял, в чем парень был новатором, и что сегодня гитаристы если не наполовину, то на треть копируют то, что он изобрел. Ведь именно он начал играть на электрогитаре, как на ЭЛЕКТРОгитаре, а не на акустической. Те же Битлы, к примеру, создавали прекрасную музыку, но дай им в руки акустику - они бы играли точно так же. А Хендрикс начал извлекать из электрогитары новые звуки, придумывать пассажи, которые невозможно воспроизвести на акустике. Он открыл этот инструмент.


А вот хорошим певцом я Хендрикса не считаю - да он и сам так думал. Но, к сожалению, так устроен мир, что мы любим петь. Яркий тому пример - огромное количество музыкантов, в том числе и в России, которые прекрасно играют на гитаре. И популярности эта музыка не получает просто потому, что они не поют. Хендрикс, мне кажется, тоже понимал: нужно хоть что-нибудь балакать языком. И тогда его замечательная игра, будучи вкусной приправой к песням, станет продаваться гораздо лучше, чем просто инструментал.

Говоря о сегодняшнем «юбилее»... Сам я не люблю калечить гитары. Но понимаю, зачем это делал Хендрикс. Для него это был не элемент шоу, а стремление экспериментировать со всем, с чем можно и нельзя. Огонь - стихия, которую невозможно прогнозировать и программировать. Видимо, новатор Хендрикс, который многое делал, поддаваясь эмоциональному порыву, решил: а ну-ка сожгу я гитару, вдруг мы услышим что-нибудь интересное? Вдруг, сгорая, инструмент начнет издавать музыку огня - такие звуки, что мы все только и делать станем, что гитары жечь? Но сегодня, мне кажется, подобное поведение - чистой воды коммерция. Хотя с точки зрения эпатажа это очень здорово.

Он ушел рано, в 27 лет. Жизнь многих замечательных людей - Джими Хендрикса, Курта Кобейна, Уитни Хьюстон - напоминает беготню через МКАД с закрытыми глазами. Велика вероятность, что тебя рано или поздно собьют, причем сразу насмерть. И кто-то бегает так довольно долго, а кто-то перебежит пару раз, и все... Наркотики, алкоголь, безумные дозы таблеток - это то же самое. Популярность - некое небожительство, оно добавляет ощущение всесилия: я не простой человек, со мной не может произойти ничего страшного! Это относится и к политикам, которые разбиваются на вертолетах, на машинах... Но законы физики, химии, здоровья работают на всех одинаково.

Факт №3849

Существует легенда, что бандана, в которой Хендрикс появлялся на сцене, служила не только для того, чтобы придерживать волосы, но и для того, чтобы прятать марку с ЛСД. Якобы галлюциноген медленно поникал сквозь кожу и давал плавное начало трипу во время выступления.

Факт №4237

Хендрикс сжигает свою гитару - впервые эта идея пришла в голову журналисту Киту Олтхэму. Цель - попадание в заголовки всех газет - была достигнута. "Правда, не могу сказать, что Джими был мне так уж сильно признателен. Ведь от него стали ждать игр с огнём на каждом концерте, - вспоминает Олтхэм. - Перед выходом на сцену в Монтрее он сказал мне: "Кит, мне пришла в голову мысль, а почему бы тебе разнообразия ради не поджечь свою печатную машинку?"".


Факт №4238

Джими Хендрикс был левшой, однако играл на гитаре не только левой рукой. О своей первой встрече с ним вспоминает гитарист "Kiss" Боб Кулик: "Он играл зубами такие партии, которые никто не мог бы сыграть и руками". Хендрикс был ещё неизвестным музыкантом, но сенсация распространилась мгновенно.


Источник: журнал "Classic Rock", ноябрь 2012

добавить факт об исполнителе

Факты о песнях Jimi Hendrix. Десятка популярных

О песне Purple Haze

Факт №2376

В песне есть строчка: Excuse me while I kiss the sky (Прости меня, когда я целую небеса). Однако многим казалось, что Джими поёт: "Excuse me while I kiss this guy" (Прости меня, когда я целую этого парня). Рассказывали, что музыкант знал об этой ослышке и, бывало, указывал во время исполнения "Purple Haze" на своего басиста Ноэля Реддинга.


О песне Are You Experienced?

Факт №2408

По словам басиста The Jimi Hendrix Experience Ноэля Реддинга, "Are You EXperienced?" была любимой песней самого Хендрикса.


О песне Purple Haze

О песне Purple Haze

Факт №2436

Согласно одной из версий, на написание этой песни музыканта вдохновил сон, приснившийся ему в Лондоне: будто бы он гулял под водой и потерялся в пурпурном тумане (purple haze), но спасся благодаря вере в Иисуса. Говорят, что в первоначальной версии "Purple Haze" был припев: "Purple haze, Jesus saves". Впрочем, все сходятся на том, что песня вышла больше похожей на трип-репорт, чем на религиозный гимн.


О песне Are You Experienced?

Факт №2404

В песне Патти Смит "Elegie" с её дебютного альбома "Horses" есть отсылка к этой песне: "Trumpets, violins, I hear them in distance , and my skin emits rays, but I think it"s sad, it"s much too bad, our friends can"t be with us today". Позднее она записала собственную версию "Are You Experienced?" для альбома "Twelve" (2007).


О песне Hey, Joe

Факт №3585

Начиная с 1967 года, когда Вьетнамская война превратилась в затяжную, первую строчку песни - "Hey Joe, a where you goin’ with that gun in your hand?" - использовали как обращение к президенту США. Она переводится как "Эй, Джо, ты куда собрался с этой пушкой в руке?" На всякий случай, президентом США в то время был Линдон Джонсон, он же и санкционировал ввод американских войск во Вьетнам.


О песне Hey, Joe

Факт №3586

Вообще история написания этой песни - дело тёмное. На обложке пластинки Джимми Хендрикса “Are You Experienced?” говорится, что данная композиция является "блюзовой версией старой ковбойской песни, которой около ста лет". Однако Тим Роуз, один из первых исполнителей “Hey, Joe”, считал ее народной, а Честер Пауэрс, известный под псевдонимами Дино Валенти и Джесси Фарроу, пел ее, приписывая её себе.


О песне Hey, Joe

Факт №3587

Продюсером Джимми Хендрикса в период альбома " “Are You Experienced?” был Чес Чендлер, бывший бас-гитарист группы "The Animals", известной по песне "Дом восходящего солнца" ("The House of the rising sun"). На одном из ранних черновых вариантов композиции "Hey, Joe" слышно, как Хендрикс произносит ругательное слово, а затем просит Чендлера сделать тише голос и громче музыку.

Гениальный гитарист-импровизатор, Джими Хендрикс освоил гитару в 5-летнем возрасте, с 8 лет играл в IJIKOJlbHblX группах. В 1959 году был призван в армию, после травмы, полученной в результате неудачного прыжка с парашютом, демобилизовался. В 1961 году начал карьеру сейншмена под псевдонимом Джимми Джеймс. В 1964 году переехал в Нью-Йорк, где выступал в инструментальных группах таких выдающихся ритм-энд-блюзовых исполнителей, как Би Би Кинг, Айк и Тина Тернер, Соломон Берк, Джеки Уилсон, Сэм Кук, Литтл Ричард, Isley Brothers, Кинг Куртис.

В 1965 году Джими Хендрикс организовал группу Jimmy James And The Blue Flames и выступал в клубах Гринвич-Виллиджа. Его заметил басгитарист английской группы Animals Чес Чендлер и организовал гастроли Джими Хендрикса в Лондоне, на которых присутствовали The Beatles, Пит Тауншенд и Эрик Клэптон. Великолепный шоумен, Хендрикс продемонстрировал виртуозную игру, используя эффектные трюки из арсенала Ти-Боун Уокера и Джонни Уотсона, сравнительно малоизвестных американских гитаристов: он играл на гитаре зубами, локтями, забрасывал ее за спину, добиваясь от своего фендер стратокастер неслыханногo в то время звучания.

В 1966 году была организована группа Jimi Hendrix Experience, ставшая настоящей творческой лабораторией, в которой, по сути, и родился хард-рок. (Помимо Джими Хендрикса,в состав трио входили английские музыканты Ноэл Реддинг - бас-гитара, и Митч Митчелл - ударные). В начале 1967 года дебютный сингл трио Неу Joe занял 6 - е место в английском хит-параде, композиция Purple Haze была третьей в списках популярности, высокие оценки получил и дебютный альбом - Джими Хендрикс стал центром внимания музыкальной Англии.

В том же 1967 году Хендрикс дебютировал у себя на родине - выступление его группы на фестивале поп-музыки в Монтери стало триумфальным, а финальная песня, во время которой Хендрикс сжег свою гитару, ошеломила всех присутствующих. На следующий день Джими был уже суперзвездой. (Выступление гитариста на фестивале в Монтери вошло в документальный фильм Monterey Рор.)

К середине 1968 года выступления Хендрикса стали менее экстравагантными, гитарист сосредоточился исключительно на музыке, много экспериментировал в своей ньюйоркской студии Electric Lady Land, играл джем-сейшны с Джоном Маклафлином, Ларри Корриелом, с музыкантами Traffic. В конце года между музыкантами Jimi Hendrix Experience начались трения, и группа распалась.

В августе 1969 года Хендрикс успешно выступил на фестивале в Вудстоке (сопровождавшая его группа называлась Electric Sky Church), и позже, осенью, он собрал Цыганский оркестр (Band Of Gypsys), в состав которого вошли армейский друг Джими, Билли Кокс - бас-гитара, и барабанщик Бадди Майлз. Дебют группы состоялся в канун 1970 года в известном нью-йоркском зале Филмор Ист (этот концерт записан на пластинку). Вскоре Майлз покинул группу, вновь пришел Митчелл, и в этом составе был записан последний прижизненный альбом Джими Хендрикса Cry Of Love. В сентябре 1970 года Джими Хендрикса не стало, причиной смерти была сверхдоза наркотика...

Влияние, которое за свою короткую жизнь Джими Хендрикс оказал на рок-музыку, огромно, его значение невозможно переоценить, а техника игры этого гениального гитариста до сих пор остается эталоном и недосягаемой вершиной, к которой безуспешно стремятся даже признанные мастера гитары.

После смерти Джими Хендрикса выпущено множество сборников, каждый год появляются альбомы, составленные из недавно обнаруженных экспериментальных записей гитариста, партии его гитары накладываются на стилизованные под звучание его группы партии бас-гитары и ударных.

Лучшие дня

«Жизнь в чистоте»: Секрет 108-летней долгожительницы
Посетило:169
Hot Water Challenge: «Осторожно, кипяток!»
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепт хека в томатном соусе Рецепт хека в томатном соусе Палтус отварной рецепт. Блюда из палтуса. Готовим филе палтуса и гарнир Палтус отварной рецепт. Блюда из палтуса. Готовим филе палтуса и гарнир Куриные грудки с сыром и помидорами Филе грудки в духовке с сыром Куриные грудки с сыром и помидорами Филе грудки в духовке с сыром