День информации по экологии в детской библиотеке. Час открытий «удивительный и загадочный мир природы» в библиотеке-филиале n6 посвятили дню земли

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Очередное заседание клуба «В гармонии с природой» в Детском отделе Межпоселенческой центральной библиотеки - «Маленькие чудеса в большой природе», было посвящено 145 – летию со дня рождения М.Пришвина.

Дети перенеслись в волшебный мир природы! Познакомились с творчеством писателя, узнали, о чём его книги, послушали и обсудили рассказы «Ёж», «Ребята и утята», «Лисичкин хлеб». Близкое знакомство с героями рассказов М. Пришвина оставили у юных любителей творчества известного писателя-натуралиста положительные эмоции!

Дошкольники узнали о том, что писатель был большим любителем и поклонником природы, о повадках животных, о том, как они защищают свое потомство. Отвечали на вопросы викторины, рассуждали о многообразии окружающего мира, о роли человека в охране природы, о волшебстве леса. Побывали на станции «Творческая», на которой каждая команда получила конверт с буквами, из которых нужно было собрать название рассказа М. Пришвина.

Просмотрели презентацию «Путешествие в царство Берендея» Понравившиеся книги с выставки «Думаешь – чудеса далеко, а они тут рядом», дошкольники взяли почитать с собой.

Закончилось мероприятие напоминанием детям о бережном отношении к окружающему миру, советом быть наблюдательными и замечать прекрасное в обыденных вещах.

Внеклассное мероприятие для 7 класса

«Чудеса природы»

Цель: Привитие интереса к предмету

Задачи:

    Раскрыть новые интересные сведения об удивительной природе планеты Земля

    Формировать и закрепить общеучебные умения и навыки обучающихся.

    Расширить кругозор обучающихся

Оборудование : ИКТ, географические атласы, ручки, линейки, карандаши, листы бумаги, карточки-задания.

Добрый день, дорогие ребята и гости нашего внеклассного мероприятия «Чудеса природы». Сегодня мы с вами поговорим о том, о чем на уроке нам просто не хватает времени. Я надеюсь, что вы получите для себя много нового о нашей удивительной планете, я услышу от вас грамотные ответы, ну а наши гости получат только позитивные эмоции.

Сейчас начнется наше интеллектуальное соревнование, и прежде чем вы дадите название своей команде, я хочу, чтобы вы посовещались и решили, что действительно можно считать чудесами природы?

(ответы команд)

Назовите свои команды одним из чудес природы.

(представление команд)

Наша игра состоит из шести раундов. За победу в каждом раунде вы будете получать мешочки с песком. В каждом мешочке песка ровно на 20 секунд. Чем больше вы соберете мешочков с песком, тем больше времени у вас будет на выполнение финального задания. Итак, мы начинаем.

1 раунд «Разминка».

На нашем слайде - несколько загадок. Я даю вам 1минуту времени, чтобы их разгадать.

    Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь. (горизонт)

    Страны без людей, города без домов. (политическая карта)

    Не земля, не вода. По нему ни ходить, ни бегать. (глобус)

    Кругом вода, а с питьем беда. (море)

    Может ли страус назвать себя птицей? (страус не умеет говорить)

    Из воды родиться, а воды боится. (соль).

(Команда, давшая большее количество правильных ответов получает мешочек с песком)

2 раунд. «Бермудский треугольник»

Бермудский треугольник - район в , в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных . Район ограничен линиями от к , далее к и назад к Флориде через .

Выдвигаются различные гипотезы для объяснения этих исчезновений, от необычных явлений до похищений . Скептики утверждают, однако, что исчезновения судов в бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах мирового океана, и объясняются естественными причинами.

Сторонники теории упоминают об исчезновении примерно 100 крупных морских и воздушных судов за последние сто лет. Кроме исчезновений, сообщается об исправных судах, брошенных экипажем, и о других необычных явлениях.

Их противники утверждают, что сообщения о таинственных событиях в Бермудском треугольнике сильно преувеличены. Морские и воздушные суда погибают и в других районах земного шара, иногда бесследно. Неисправность радио или внезапность катастрофы может помешать экипажу передать сигнал бедствия. Поиск обломков в море - непростая задача, особенно в шторм или когда место катастрофы точно неизвестно. Если учесть очень оживлённое движение в районе Бермудского треугольника, частые и , большое количество отмелей, то количество случившихся здесь катастроф, которые так и не получили объяснения, не является необычно большим.

Выбросы метана

Предложено несколько гипотез, объясняющих внезапную гибель судов и самолётов выбросами газа - например, в результате распада на дне моря. Согласно одной из таких гипотез, в воде образуются большие пузыри, насыщенные метаном, в которых понижена настолько, что корабли не могут плавать и мгновенно тонут. Некоторые предполагают, что поднявшись в воздух, метан может вызвать также крушение самолётов - например, из-за понижения плотности воздуха.

Блуждающие волны

Высказываются предположения, что причиной гибели некоторых судов, в том числе и в Бермудском треугольнике, могут быть т. н. , которые, как считается, могут достигать в высоту 30 м.

Инфразвук

Предполагается, что при определённых условиях в море может генерироваться , который оказывает воздействие на членов экипажа, вызывая панику, в результате которой они покидают судно.

Найдите в своих атласах границы «Бермудского треугольника» Вам необходимо с помощью карт атласа определить географическое положение треугольника. Время выполнения – 5 минут.

(ответы команд)

Команда, давшая наиболее полный ответ получает мешочек с песком.

3 раунд «Научное объяснение»

До́ждь из живо́тных - относительно редкое явление, замеченное во многих странах в разное время. Чаще всего такой дождь состоит из рыб или лягушек, хотя описаны случаи дождя из . В некоторых случаях дождь достигает такой силы, что животные падают на землю в виде фрагментов. Иногда животные (чаще всего рыбы, но некоторые источники отмечают и случаи с лягушками) выживают после падения, заставляя предположить, что между «взлётом» и «падением» животного прошло довольно небольшое время. В ряде случаев животные падают обмороженные или замерзшие в кусках .

Подумайте и объясните причину такого загадочного явления. Время на обсуждение – 3 минуты.

(ответы команд)

Команда, давшая наиболее полное объяснение получает мешочек с песком.

Физкультминутка

4 раунд. «Уникальные озера»

«Озеро чернил» - Жителям алжирского озера Сидибель-Аббес нет необходимости покупать в магазине чернила. Рядом с ними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила.

«Озеро с гигантскими пузырями» - На острове Ява есть интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3-х метров. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.

«Озеро смерти» - Самым «мертвым» является не Мертвое море, а «озеро смерти» в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два источника сильно концентрированной серной кислоты, она-то и отравляет воду.

У нас в России тоже есть уникальное озеро . Его действительно можно считать чудом природы. Найдите его по географическим координатам : 53° с. ш. 107° в. д.

В чем заключается его уникальность? Время – 3 минуты»

(Озеро Байкал самое глубокое в мире – 1637 метров. Вода этого озера очень прозрачна, белый диск, виден на глубине 40 метров. Озеро содержит 20% всей пресной воды планеты»

(ответы команд)

Команда, быстрее нашедшая озеро получает мешочек с песком.

Ребята, в настоящее время сушествует ЭХОЛОТ – прибор для измерения глубины водного объекта при помощи звукового сигнала. (слайд№9)

Решите задачу: Через какое время сигнал, посланный эхолотом на дно озера Байкал, вернется к прибору, если известно, что глубина озера – 1637 метров, а скорость звука в воде – 1440 метров (2,2 секунды)

5 раунд «Необыкновенные деревья».

Командам необходимо установить соответствие между картинкой дерева и его названием.

Баобабы- деревья достигающие высотой 25 метров. Ствол баобаба очень толстый в обхвате до 45 метров. Плоды баобаба похожи на огурцы - содержат съедобную мякоть. В засушливое время года листья опадают и на ветвях висят только плоды. Во время дождей дерево покрывается белыми крупными цветами с сильным запахом.

Оказывается, что на землях Индии одно дерево образует собой целый лес!
Баньян , или, как его еще называют, дерево-лес , имеет не один, а тысячи стволов. В его центре находится главный ствол, от него вырастают толстые побеги, от этих побегов вниз тянутся ответвления, которые, достигнув почвы, укореняются. После этого они начинают расти в толщину, и впоследствии вторичные стволы становятся похожими на главный ствол, и уже от них отходят новые побеги... Так продолжается до бесконечности

Молочное» дерево
Растет в странах Центральной и Южной Америки. Это невысокие деревья с блестящими и толстыми листьями с несъедобными плодами. Местные жители употребляют сок этого растения как молоко. Но вытекает оно из дерева достаточно медленно: из одного надреза за 1 час вытекает 1 литр сока. К тому же употреблять этот напиток нужно сразу, так как он быстро портится.
При кипячении сока на его поверхности выделяется воск, идущий на изготовление свечей и жевательной резинки. Кроме всего, древесина из этих деревьев прекрасно подходит в качестве строительного материала

Мыльное дерево

Растет на полуострове Флорида . Если растереть его созревшие плоды, то образуется пена, которую местные жители используют вместо мыла.

Бутылочное дерево

Растет в Австралии. Название ему дали за ствол, который своей формой напоминает бутылку. Во время дождей в стволе собирается много влаги, которая используется им в засушливое время

(Ответы команд)

Команда быстрее и правильнее установившая соответствие получает мешочек с песком.

6 раунд «Пазлы»

Команды подсчитывают мешочки с волшебным песком и подсчитывают время на выполнение финального задания.

За определенное время вам необходимо собрать пазлы и назвать еще одно чудо природы.

(Кораллы и одно из чудес природы Большой барьерный риф Австралии)


Подведение итогов мероприятия.

Рефлексия.

Одно из чудес природы – это радуга. Явление необычайно красивое. Я хочу, чтобы вы оценили наше сегодняшнее мероприятие по степени получения новых для вас знаний. Вы все получили смайлики. Наклейте их на тот цвет радуги, который соответствует уровню вашего познания.

Елена Романько

Цели и задачи :

Пополнить знания о природе родного края ;

Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;

Развивать память , любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Оборудование :

Листья деревьев двух видов (березы и рябины) ; лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.

Ход мероприятия.

Ведущий :

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие , в гости к Природе . Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!

Ведущий :

А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

В руки палочку возьму,

Круг волшебный проведу

Стукну тихо раз, два, три,

Волшебство ты оживи!

Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…

В Королевство Природы попасть легко ,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так :

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы и попали в царство Природы .

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь мы свои!

Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.

Появляется Старичок-Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, друзья!

Дети и ведущий : Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок :

Это я седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Лесовик : - Зачем пожаловали?

Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой .

Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.

Дети. Мы знаем как нужно вести себя в лесу : нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.

Лесовичок : был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.

Ведущий : Ребята! Поможем Лесовичку?

Дети : Да!

Ведущий : давайте поищем волшебный лепесток.

Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.

Лесовичок : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер ,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Я люблю свою природу ,

Я ей помогаю! (да)

Ведущий : Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери) . В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют : береза, тополь, рябина)

Ведущий : Как узнали берёзу?

Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

Послушайте стихотворение «Берёза»

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Ведущий : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)

Дети : нет.

Ведущий : Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь : даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.

А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

Дети : Тополя.

Ведущий : Какой ствол?

Дети : Толстый.

Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Дети находят волшебный лепесток (оранжевый, Лесовик читает задание :

Игра «Кто скорее соберёт свои листья»

(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)

Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.

Загадки о животных.

1. Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка) .

2. Летом ходит без берлоги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь) .

3. Кто зимой холодной,

Бродит в лесу злой, голодный? (волк) .

4. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (ежик) .

Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»

Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Ведущий : Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в

игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка» .

Игра «Что лишнее на цветочной клумбе?» (Комнатный цветок)

Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание :

эстафетная игра «Собери цветок»

Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.

Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку :

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим :

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем (ёлочка)

Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.

«Найди пару»

Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким) .

Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»

Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.

Лесовик приводит детей к грибной полянке, дети находят синий лепесток и читают задание :

Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? - рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.

Несъедобные - бледная поганка, мухомор.

Лесовичок ведет детей к яблоньке, там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание :

Игра «Назови одним словом»

1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)

2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)

3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)

4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)

5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) .

Лесовичок : - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы . Я с радостью принимаю вас в «Царство природы » и угощаю вас лесными яблочками.

Ведущий : А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

Список литературы.

1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.

2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.

3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.

4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.

5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.

6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.

С любовью к природе

Опыт работы муниципальных библиотек

Весёловского района

по э кологическо му просвещению населения

Мы живем на прекрасной, овеянной легендами манычской земле. Седые курганы, бескрайние пшеничные поля, зелень садов, голубое зеркало Веселовского водохранилища – это современный пейзаж Веселовского района. Но, к сожалению, так называемый антропогенный фактор до неузнаваемости видоизменил и продолжает изменять природу наших степей, почвенный покров и водоемы. Неразумное хозяйствование человека ставит на грань исчезновения многие виды животных и растений.
Разнообразные аспекты нашей жизни указывают нам на неблагополучие современного образа жизни. Состояние окружающей среды давно диктует нам необходимость перемены в отношении к окружающему миру. Желание человека жить в чистом и процветающем мире закономерно, поэтому тема охраны окружающей среды и рационального природопользования давно перестала быть уделом только экологических активистов. Эти вопросы вышли на уровень государственных органов и стали частью деятельности самого широкого круга специалистов, перед которыми встала задача формирования у населения экологического мировоззрения, воспитания бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде.
В начале третьего тысячелетия нам всем пора наконец-то исходить из той простой истины, что жить надо не в борьбе с окружающей природой, а в гармонии и полном согласии с ней. Нужно уважать законы природы – основные законы существования всего живого на Земле.

2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. В связи с этим, библиотеки Веселовского района активизировали работу по экологическому просвещению населения.

Особенность экологического просвещения в деятельности библиотек является то, что эта работа ведётся опосредованно, т.е. через приобщение к чтению книг данной проблематики, развитие глубины их восприятия, понимания сущности проблемы.

Библиотеки Веселовского района ежегодно принимают активное участие в реализации целей и задач Общероссийских дней защиты от экологической опасности.
Всего с 22 марта по 5 июня 2013 года библиотеками района было проведено 90 мероприятий экологической тематики, их посетило – 1550 чел. В ходе мероприятий было представлено 354 экз. литературы, выдано 1670 экз.
В рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности была проведена районная акция «Прочитайте книгу о природе».

В ней приняли участие 529 чел., выдано литературы 1172 экз. Так, в Маныч-Балабинской СБ в акции приняло участие 11 школьников, ими была про-читана 101 книга. Итоги акции были подведены 5 июня в торжественной обстановке. Победителем стала Силик Е., учащаяся 4 кл., прочитавшая 41 книгу о природе. Детям были вручены призы. В Краснооктябрьской СБ в акции приняло участие 92 чел., выдано 187 экз. документов.
Самой популярной формой проведения мероприятий экологической тематики для всех групп пользователей являются дни информации, часы информации, беседы, часы экологии, выставки.
В Мало-Западенской СБ прошёл День информации «Зов Земли, которой ты частица». В библиотеке была оформлена выставка-диалог «Земли моей лицо живое», на которой была представлена не только естественно-научная литература, но и рисунки детей по прочитанным книгам. Для учащихся 6-8 классов был проведён экологический час «Живая планета – живая душа», в ходе которого школьники выступили с сообщениями по теме. Закончился День информации откровенным разговором – актуальным диалогом «Что можешь сделать ты для своей земли?».
В рамках Всероссийской акции «Библионочь-2013» в МЦБ были проведены конкурс «Экологическое ассорти» и музыкальная викторина «Цветы в песнях».
В Кировской СБ также во время акции «Библионочь-2013» была оформлена выставка-просмотр «Планета в опасности», проведена беседа «Эта хрупкая планета» и видеоурок «Сочи-2013».



В Садковской СБ был проведён День информации «Сохраним Землю – сохраним жизнь». В его программе: выставка-просмотр «Как прекрасен это мир», обзор литературы «Одумайся, человек», викторина «В мире флоры и фауны».

День информации «Природа – вечный источник красоты» прошел в Кировской сельской библиотеке. Для всех групп пользователей была оформлена выставка «Живая планета», проведена беседа «Береги природу, человек», оформлен библиографический список литературы «Природа лечит».
В Ленинской СБ был оформлен библиографический список литературы «Приоткроем дверь в природу».



В Отделе межпоселенческого обслуживания прошли день экологиче-ской периодики «Библиотека выписывает» и день периодики «Обо всём на свете в журнале и газете». Посетило 34 чел., было выдано 216 экз. литературы.

День информации «Планета Земля: знакомая и неизвестная», час информации «Целительная сила растений» (Казачинская СБ)
Беседа «Планета Земля – наш общий дом» (Свободинская СБ) – для пожилых людей.
Беседа «Лес – дар бесценный» (Свободинская СБ) – для всех групп
Обзор литературы «Одумайся, человек!» (Верхнесоленовская ЦБ)
Обзор выставки «Живи, Земля – планета добра и красоты» (ОМО МЦБ)

Особое внимание библиотекари уделяли выставочной работе:
«Водные ресурсы Земли», «Наша пёстрая планета» (Казачинская СБ)
«Охранять природу – значит охранять Родину», «Чудесный мир – природа» (Верхнесоленовская ЦБ)
«Весна в произведениях классиков», «Заповедники России», «Наши пернатые друзья», «Птичьему пенью внимаем с волненьем» (ДО МЦБ)
«Живи, Земля!» (Новинская СБ)



«Вода – это жизнь, жизнь – это вода», «Живи, Земля – планета добра и красоты», «Природа донского края», «Ах ты, Маныч, - речка быстрая», «Осень дождями ляжет, листьями заметёт…» (ОМО МЦБ)
«Экология – наука жизни на Земле», «Деревья – украшение Земли» (Краснооктябрьская СБ)
«Здравствуй, лес, полный сказок и чудес», «Земля, которой краше нет» (Маныч-Балабинская СБ)
«Земля – планета людей» (Краснознаменская СБ)
«Земля – слезинка на щеке Вселенной», «Чудесный мир природы» (Мало-Западенская СБ)
«Нам жить на этой земле», «Земля – планета людей», «Цветы в вашем доме» (Спорненская СБ)
«Загадочный мир природы», «В мире животных» (Багаевская СБ)
Всего в течение года в библиотеках было оформлено 35 выставок экологической тематики, которые стали местом постоянных бесед со всеми группами читателей с рекомендацией представленной на выставках литературы.

Каждый год в библиотеках района проходят мероприятия, посвящённые аварии на Чернобыльской АЭС. В 2013 г. были проведены:
Презентация «Чернобыль сегодня» и беседа «Чернобыль – зона памяти» (Ленинская СБ) - 10 кл.
Тематический вечер «Чернобыль - зона памяти» (Верхнесоленовская ЦБ)
Час истории «Припять – город-призрак», книжная выставка «Чернобыль - зона памяти» (Кировская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль – наша боль» (ОМО МЦБ)
Дайджест «Чернобыль. Долг и мужество» (ОМО МЦБ)
Выставка-просмотр «Чернобыль: взгляд сквозь годы» (Нижнесоленовская СБ)
Выставка «Эхо Чернобыля» (Позднеевская ЦБ, Маныч-Балабинская СБ)
Выставка-просмотр «Зарево над Припятью» (Краснооктябрьская ЦБ)
Выставка «Пепел Чернобыля» (Краснознаменская СБ)
Выставка и дайджест «Чернобыль: 27 лет спустя» (Мало-Западенская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль: это не должно повториться» (Свободинская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль: боль, память, уроки» (Красноок-тябрьская СБ)




Вопросы экологии сегодня – это проблемы нравственности. Можно работать со зрелыми людьми, но главное – воспитать подрастающее поколение, которое станет у власти, у руля промышленных и сельскохозяйственных предприятий с убеждением в первоочерёдности решения проблемы загрязнения окружающей среды.

Каждая библиотека подходит к экологическому просвещению по-своему, внедряя активные формы и методы работы, особенно с детьми: конкурсы стихов и рисунков, викторины, экологические часы и уроки, экологическое лото, игры и т. д.



В рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности (22 марта – 5 июня 2013 г.) в библиотеках района было проведено 43 мероприятия для детей (на 11 больше, чем в 2012 г.), в т.ч.:
Викторина «Вода – чудесный дар природы» (Спорненская СБ) - 4-6 кл.
Час экологии «Те, чей дом – небо», круглый стол «Мир людей в мире природы» (Новинская СБ) – 2-4 кл.
Мультимедиа-презентация «Путешествие по Ростовскому зоопарку» (Верхнесоленовская ЦБ) – 2-4 кл.
Урок биологии «Здравствуй, белка!», час экологии «Дети и окру-жающая среда» (Краснооктябрьская ЦБ)
Экологическая игра «Люблю тебя, природа, в любое время года» (Краснооктябрьская СБ) – 4-5 кл.
Конкурсная программа «Зелёная школа», конкурс рисунков «Братья наши меньшие», конкурс рисунков «Природа вокруг меня», экскурсия «Берегите природу» (Багаевская СБ)
День информации «Мы – друзья природы», урок экологии «Стану я природе другом» (Кировская СБ)
День информации «Цветочный рай в моём саду» (Краснознаменская СБ)
и др.
Работа по экологическому просвещению особенно активизировалась во Всемирный день Земли, Всемирный день Воды, Международный день птиц, Всемирный день защиты животных.

Большая работа была проведена заведующим Ленинской СБ Воронцовой Л.А. В марте была оформлена выставка-просмотр «Идёт матушка-весна, отворяйте ворота». В апреле для детей 3-4 классов прошло громкое чтение по произведениям В. Бианки «Сова», К. Паустовского «Заботливый цветок» и «Кот-ворюга» (прис.25 чел.). К 140-летию со дня рождения М.Пришвина прошло громкое чтение «Мир начинается с детства» (по рассказам «Золотой луг», «О чём шепчутся раки», «Ёж», «Лисичкин хлеб»).



В мае для учащихся 5-6 классов совместно с СДК был проведён устный журнал «Шуми, шуми, зелёный лес»:
1 страница - «Кто и что растет в лесу?»;
2 страница – «Ой, рябина, рябинушка» (поэтическая страница о рябине и берёзе);
3 страница – «Звуки леса (загадки о лесе).
На мероприятии присутствовало 30 чел.



5 июня в День охраны окружающей среды в библиотеке прошёл экологический конкурс «Мы – друзья природы» для детей 1-5 кл., посещающих летнюю оздоровительную площадку. Дети приняли участие в конкурсах «Растения», «Млекопитающие», «Насекомые», «Птицы», «Грибы», «Музыка природы» (прис.29 чел.). В сентябре для школьников прошёл час экологии «Землянам – чистую планету».

Интересные и познавательные мероприятия прошли в Краснооктябрьской сельской библиотеке.



Заведующий СБ Паникаровская Н.М. провела экологическую игру «Люблю тебя, природа, в любое время года» для учащихся 4-5 классов. Девизом игры стали слова: «Судьба природы – наша судьба, твоя судьба». В увлекательной игровой форме детям было рассказано об охране лесов, рек и озёр, о бережном отношении к животным и растениям. Весёлая игра «Если я приду в лесок» была посвящена правилам поведения в лесу. Детей ждала цепочка экологических загадок, викторина о растениях и животных. Кроме этого, учащиеся узнали о профессии «эколог», чем занимается это специалист, где можно получить эту профессию.



К Всемирному дню кошек для учащихся начальных классов в библиотеке была подготовлена мультимедиа-презентация «Всё о кошках». После просмотра презентации дети рисовали своих домашних питомцев и рассказывали о них.
С учащимися 2-4 классов был проведён праздник «Без леса нет жизни». Дети читали стихи, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины об обитателях леса, а в заключение детям были вручены памятки «Как вести себя в лесу».
Для учащихся 1-4 классов была проведена экологическая игра «По следам Красной книги». Для учащихся 5 класса прошёл час информации «В капле воды отражается мир». Для учащихся 6 класса проводился познавательный час «Природа – дом, в котором мы живём».

Разнообразием отличается работа библиотекарей Детского отдела МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека». Для учащихся 5-7 классов было проведено громкое чтение «Весна идёт – весне дорогу» (весна в произведениях русских классиков), в ходе которого ребята читали стихи М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А. Фета, С. Есенина и других русских поэтов. В заключение ребята прослушали рассказ И.С. Тургенева «Лес и степь».



В апреле дважды была проведена мультимедиа-презентация «Птичьему пенью внимаем с волненьем» для учащихся 1 и 3 кл. ВСОШ №2, посещающих ЦДТ.
В детском клубе «Семицветик» был проведён литературный час «Любимые питомцы Веры Чаплиной» (с использованием мультимедийных технологий).
Для членов объединения «Кинолог» при ЦДТ была проведена мультимедиа-презентация «День Земли».
В дни весенних каникул для ребят 5-7 классов, посещающих оздорови-тельную площадку при ВСОШ №1, была проведена игра – «Поле чудес» «Птицы» (прис.52 чел.). Победителем игры стала учащаяся 6 «Б» класса Маслова Владислава.
Для учащихся 3-4 классов ВСОШ №2 была проведена экологическая викторина «Лесными тропами».



Праздник «О Барсиках и Мурках», посвящённый Всемирному дню ко-шек, был проведён 1 марта для учащихся 1-х классов ВСОШ №2, посещающих объединение «Расти, развиваться здоровым» при ЦДТ. Библиотекарь Корнева О.М. познакомила детей с историей праздника; дети рассказывали о своих любимых питомцах. Затем дети познакомились с литературой о кошках и прослушали рассказ А.Н. Толстого «Кот Васька». В заключение ребята с удовольствием приняли участие в викторине «Знатоки кошек» и просмотрели фрагменты мультфильмов про кота Леопольда. Литературный час «Кошачий калейдоскоп» (с использованием мультимедийных технологий) был проведён для учащихся 2 «Б» класса ВСОШ №2.



Для детей, посещающих летние оздоровительные площадки, были проведены мультимедиа-презентация «Летающие лепестки» (о бабочках) (четыре раза, прис. 124 чел.), экологическое путешествие «Созерцание чуда» (2 раза, прис.63 чел.) и мультимедиа-презентация «Мои питомцы. Мы в ответе за тех, кого приручили» (прис. 47 чел.).
В сентябре для детей 2-3 классов, посещающих ЦДТ, был проведён эко-логический час «Удивительное рядом». А вниманию всех детей, посе-щающих библиотеку, была представлена книжно-иллюстративная вы-ставка «Уж небо осенью дышало».

В Отделе межпоселенческого обслуживания МБУК ВР «Межпоселенче-ская центральная библиотека» в апреле для учащихся 6 кл. ВСОШ №2 был проведён час экологии «Человек в окружающем мире. «Что есть правда?» (по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»). В ходе мероприятия ребята вспомнили животных и птиц, сопровождавших главных героев, читали отрывки из произведения, проанализировали притчу о деревьях и, подводя итоги, ответили на вопросы: «Что есть правда, какая он, где живёт и как её найти?». В заключение, ребята отметили, что человек природа едины, что природу надо любить и беречь.



В январе для учащихся 7 класса ВСОШ №2 был проведён час экологии «Сохраним богатство России», посвящённый Дню заповедников и национальных парков.
28 мая учащиеся 6-8 классов ВСОШ №2 стали участниками познавательной игры «Экологическое ассорти».



5 июня для детей, посещающих летнюю оздоровительную площадку при ВСОШ №1, библиотекари провели праздник «Мы с тобой друзья, природа!», в ходе которого для ребят были проведены интеллектуальная игра «Виртуальное путешествие по лесным дорожкам», познавательная виртуальная игра «Экологическое ассорти» (прис.24 чел.).



21 июня дети, посещающие летнюю оздоровительную площадку при ВСОШ №1, совершили виртуальную экскурсию «По Ростовскому зоопарку» (46 чел.).

Библиотекарь Маныч-Балабинской СБ Трембова Е.В. с учащимися 5,7 и 8 классов провела читательскую конференцию «Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя» (по рассказу Ю.Коваля) и праздник «Приоткроем дверь в природу» для учащихся 2-4 классов.
В Нижнесоленовской СБ библиотекарь Федоренко В.Н. провела час экологии «Боль природы – наша боль» и устный журнал «Самое-самое в природе Земли»:
1 страница – «Нужны нам воздух, вода и леса»;
2 страница – «Знаешь ли ты?»;
3 страница – биологическая викторина.

Заведующая Краснознаменской СБ Стародубцева М.П. провела для дошкольников громкое чтение, посвящённое Всемирному дню кошек. Дети познакомились с этими удивительными соседями по планете и братьями нашими меньшими – кошками. В их честь звучали стихи Б. Заходера «Кошка-вьюшка», Ю.Мориц «Свежие коты» («Букет котов»). Состоялось знакомство с Лодырями и котом С.Маршака. Дети поделились интересными историями из жизни своих любимцев.


В сентябре для дошкольников прошла интеллектуальная игра «ЭкоКолобок».




В Садковской СБ библиотекарь Шапошникова Л.П. провела для учащихся 1 и 3 классов громкое чтение рассказа В. Бианки «Первая охота» («Рассказы о животных»). Для учащихся 1-6 классов прошли: презентация книги «Тайны живой природы» и час прекрасного «Природа в русской живописи». Для 4-5 кл. было проведено громкое чтение «Лесные загадки».

Библиотекарь Казачинской СБ Бармина Т.В. провела громкое чтение «Читаем детям о природе» (по произведениям Е. Чарушина).
Кроме этого, в библиотеках были проведены:
Мультимедиа-презентации
«Пушистые и пернатые» (Нижнесоленовская СБ, Верхнесоленовская ЦБ)
«Уроки живой природы с тётушкой Совой: Мы из Африки» (Верхнесоленовская ЦБ)
«Собака – друг человека», «Сюрпризы лесной тропинки», «22 апреля – Всемирный день Земли» (Багаевская СБ)

Обзоры, беседы
«Мы – друзья природы», «Кого любит ветер?», «Заповеди природы» (Верхнесоленовская ЦБ) – 3-5 кл., 5-6 кл.
«Целители вокруг нас» (Краснознаменская СБ)
«Костры опасны для природы» (Казачинская СБ)
«В царстве флоры и фауны», «Мир пернатых друзей ждёт поддержки от друзей» (Позднеевская ЦБ) – 3 кл.
«Войди в лес другом» (Спорненская СБ) -1-5 кл.
«Кто лучше всех выводит трели» (Свободинская СБ) – 4-6 кл.
«Рыбы, птицы, звери», «Сохраним планету эту, у нас другой на свете нету» (Свободинская СБ)
Викторины
«Цветы – бесценный дар природы» (Краснознаменская СБ) – с использованием мультимедийных технологий
«Зверяткины загадки» (Маныч-Балабинская СБ) - 3-4 кл.
«Мир природы» (Ленинская СБ) – 1-5 кл.
«Мы в ответе за тех, кого приручили» (Верхнесоленовская ЦБ, Нижнесоленовская СБ).

Заведующий Позднеевской ЦБ Полухина И.В. провела для детей игру «В гости к министру экологии» в целях обобщения и углубления экологических знаний учащихся. Игра была проведена с использованием мультимедийных технологий.




Дети с большим удовольствием отвечали на вопросы викторины, выполняли задания экологических конкурсов. В конце мероприятия дети сделали вывод о том, что каждый человек должен помнить о своей ответственности за судьбу природы.

Разнообразна и тематика проведенных мероприятий для юношества. Особенно часто используются такие формы работы, как уроки экологии, часы экологии, дни информации, круглые столы и др.
Так, в Краснознаменской СБ был проведен экологический час «Не только в гости ждёт тебя природа», День информации «Экология и современность», приуроченный ко Дню экологических знаний. В рамках Дня информации старшеклассники познакомились с выставками «Учимся жить на Земле» и «Будь природе другом»; приняли участие в беседе «Я и природа» и в ходе актуального диалога оценили экологическую ситуацию хутора.
В Краснооктябрьской СБ прошло заседание «круглого стола» «Экологические проблемы и человек» с учащимися 10 класса.
Детский отдел МЦБ провёл мультимедиа-презентацию «Сюрпризы лесной тропинки» для 8-х классов ВСОШ №2 (прис.45 чел.).
Отдел межпоселенческого обслуживания МЦБ провёл для учащихся 9 «Б» класса ВСОШ №2 час экологии «Сохраним богатство России», посвящённый Дню заповедников и национальных парков.
Для старшеклассников ВСОШ№1 были проведены обзоры книжной выставки «Живи, Земля – планет добра и красоты».

В Свободинской сельской библиотеке прошёл час экологии «Окно в природу».
В экологическом просвещении очень важным является краеведческий компонент. Именно поэтому в каждом мероприятии, посвященном проблемам экологии, уделялось большое внимание экологии Веселовского района и, особенно, проблеме сохранения природных ресурсов Маныча и Веселовского водохранилища. Библиотеки поставили перед собой задачу повышения информированности читателей о состоянии наших водоемов, о путях преодоления экологических проблем нашей уникальной реки.
В Мало-Западенской сельской библиотеке старшеклассники совершили заочное увлекательное путешествие по родной земле «Веселовское водохранилище».
Природе родного Приманычья были посвящены часы общения для старшеклассников «Редкие растения родного края» и «Не рвите первоцветы», которые были проведены в Казачинской СБ.

Заведующий Кировской СБ Рогачёва Т.Н. дважды провела тематическую конференцию «Экологические проблемы Веселовского района» сначала для учащихся 6-7-х классов, а затем - для учащихся 10 класса.

В Позднеевской ЦБ прошел урок экологии «Этот загадочный Маныч», в ходе которого дети не только узнали об истории, гидрологии, растительном и животном мире Маныча, но и приняли участие в увлекательной игре «Поле чудес». После окончания мероприятия на сайте библиотеки был размещён кроссворд эколого-краеведческой тематики. Победителем стала учащаяся 5 класса Кондратьева Аня.
В Верхнесоленовской ЦБ в рамках акции «Будь здорова, экология!» для учащихся 10-11 кл. был также проведен урок экологии «Этот загадочный Маныч» (об истории реки Маныч, Веселовского водохранилища, о богатом растительном и подводном мире экосистемы Маныча).

Таким образом, главный упор в массовой работе по экологическому просвещению сделан на детей и юношество. Связано это в первую очередь с тем, что именно эти читатели особенно нуждаются в наглядных, активных формах приобщения к проблемам экологии, а также с тем, что в школьную программу включен цикл предметов, так или иначе связанных с экологическим просвещением. Помимо этого, школьники с удовольствием отвечают на вопросы викторин, участвуют в конкурсах.

Внедрение в практику библиотечного обслуживания новых информационных технологий позволило проводить мероприятия на качественно новом уровне. Использование мультимедийных возможностей сделало их более информативными и красочными.


Сост.: заведующий МБО
МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
О.В. Дегтярева
2013 г.

«В союзе с природой»

День информации по экологии

Составитель - Арихина Светлана Анатольевна,

заведующаяКозьминской библиотекой

МБУК «Ленская межпоселенческая

библиотека»

Тема дня информации выбрана не случайно, ведь 2013 год в России -Год защиты окружающей среды. Это мероприятие, наряду с другими формами работ с экологической направленностью (эколого-природоведческая игра «Загадки животного мира», конкурс детского рисунка «Природа в детском рисунке: любимое время года» и др.) проведено в Козьминской сельской библиотеке в период летних каникул для школьников-участников детского оздоровительного лагеря «Солнечный».

Цель: экологическое просвещение, формирование экологической культуры у читателей-подростков и юношества.

· Развитие любознательности, интереса у подростков и юношества к литературе о природе, животном мире,

· Привлечение внимания читателя к экологическим проблемам с помощью книг;

· Развитие умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни;

· Формирование эмоционального, нравственного, этического и эстетического отношения к природе, окружающему миру.

Читательский адрес: читатели-подростки и старшеклассники.

Программа Дня информации

2. Тематический обзор представленной выставки

3. Консультации

5. Мастер-класс «Волшебный цветок»

Книжная выставка «Зеленый дом и мы в нем»

Эпиграф 1: «…Природа сама выбирает среди людей тех, кто может стать ей истинным другом и защитником. Ведь она такое же живое существо, как и человек, имеет свое сознание, мысли, развивается и живет по своим законам. Природа не только выбирает себе единомышленников, но и в нужную минуту подсказывает, остерегает и даже спасает от смерти».

(Петр Маркин)

Эпиграф 2: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять - надо их открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях - разные ценные животные. Будем охранять леса, горы, степи. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

(М.М.Пришвин)

Разделы:«В царстве флоры и фауны»;«Лесная аптека» на службе человека»; «Братья наши меньшие»; «Красная книга - сигнал опасности».

Для оформления выставки можно использовать: гербарии, букеты сухоцветов, изделия из бересты и природного материала (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки, макет птичьего гнезда и др.), а также фотографии животных, птиц, окружающей природы. Эти дополнительные компоненты сделают выставку более яркой, содержательной, необычной, тем самым привлекающей внимание большего количества пользователей.

Тематический обзор выставки

Здравствуйте, друзья, юноши и девушки! Хочу обратить ваше внимание на представленную выставку, название которой говорит само за себя - «В союзе с природой». Обзор хочется начать одним из представленных здесь эпиграфов: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять - надо их открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях - разные ценные животные. Будем охранять леса, горы, степи. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». (М.М.Пришвин)

1-ый раздел выставки приглашает вас очутиться в царстве флоры и фауны нашей планеты. Книга Ю. Дмитриева «Книга природы» - посвящена живой природе -деревьям и травам, кустарникам и мхам, грибам и насекомым, земноводным и пресмыкающимся, птицам и зверям. Книга эта построена по принципу энциклопедии, т. е. название растений и животных расположены в алфавитном порядке, поэтому вы можете быстро отыскать рассказ о любом из них. Например, если вы хотите узнать только о грибах, или только о птицах, или только о деревьях - вам поможет ключ-таблица. В ней перечислены все объекты живой природы, для удобства после названия каждого растения или гриба указаны номера страниц, где о них говорится в книге.

Так же хочется обратить ваше внимание на следующую книгу, представленную в этом разделе, название ее - «Самые удивительные растения» . Посмотрите, книга эта очень красочна, хорошо иллюстрирована. Здесь говорится и об экзотических заморских растениях, и о тех, которые мы с вами встречаем в нашей местности: это папоротники, плауны, борщевики. Каждое из этих растений имеет свои секреты, подробней о которых вы можете узнать, прочитав эту книгу.

Как вы думаете, можно ли к растениям-друзьям отнести лекарственные растения? Конечно можно, вы правы. О них как раз следующий раздел нашей выставки «Лесная аптека на службе человека».

В первую очередь хотелось бы представить книгу нашего северного автора Ф.Чумакова «Поклонись ягоде» . Оказывается, в лесах Архангельской области встречается более тридцати видов растений, ягоды которых полезны человеку. Одни из них съедобны и являются витаминным пищевым продуктом, другие несъедобны и даже ядовиты, но все без исключения ягоды - это ценнейшее лекарственно-техническое сырье. Автором освещены вопросы правильного сбора, переработки и употребления в пищу этого любимого всеми нами северного лекарственного лакомства.

Что там говорить, человек ещё с незапамятных времён заметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Звери тоже зачастую травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Нам, людям, разыскивать не надо, ведь книги всегда придут на помощь и ответят на интересующие нас вопросы. Вот и в «Целебном лукошке» доктора биологических наук Ю.Синадского на конкретных примерах рассказано о лекарственных растениях, сборе и применении их человеком. А лукошко действительно чудесное… ну, например, знаете ли вы, что красная смородина, которая растёт практически у каждого из вас в палисаднике, содержит антоциан, особое вещество, которое придаёт этой ягоде красный цвет, влияет на кровообращение человека: увеличивает количество эритроцитов, тромбоцитов, повышает гемоглобин. А кто из вас может сказать, чему же присуща жёлтая окраска овощей и ягод? Какому полезному компоненту? На этот и другие вопросы вы ответите без труда, прочитав эту интересную и, безусловно, полезную книгу.

Любителям «зелёной домашней аптеки» будет так же интересен «Справочник по лекарственным растениям». Его авторы описывают, как определить лекарственное растение по внешнему виду, каковы особенности его биологии, где оно произрастает, каков его химический состав, лекарственные свойства. По каждому виду приводятся основные правила сбора, хранения и сушки, а также требования к качеству лекарственного сырья. Справочник содержит цветные иллюстрации.

Перед вами энциклопедия «Я познаю мир: животные» В этой книге собраны небольшие истории о животных, которые населяют наш мир. Многих из них вы хорошо знаете, о других только слышали или читали, третьих наверняка видели в телепередачах «В мире животных», «Одиссея Кусто» и др. Энциклопедия снабжена прекрасными иллюстрациями.

На выставке представлена ещё одна энциклопедия из серии «Я познаю мир» - это «Живая природа от А до Я». Вкниге показан животный мир нашей планеты во всём его разнообразии. В увлекательной форме авторы рассказывают о самых интересных особенностях каждого животного.

А вот ещё одна интересная и познавательная книга из этого раздела: «1000 вопросов о жизни животных» . Какое из ныне существующих животных на Земле самое большое? А самое маленькое? Можно ли найти в ближайшей луже современника динозавров? Правда ли, что змеи живут триста лет? Вынашивают ли рыбы детёнышей в сумках? Ребята, вы знаете ответы на эти вопросы? Если нет, то тем, кто интересуется зоологией, путешествиями, приключениями, эта книга окажет неоценимую помощь, ибо составлена на основе не только современных научных данных, но по рассказам отважных путешественников в самые отдалённые уголки мира.

А теперь переходим к заключительному разделу нашей выставки, название которого говорит само за себя - «Жалобная книга природы».

Представляю вашему вниманию «Красную книгу Архангельской области» - это официальный справочник, включающий в себя данные о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах дикорастущих грибов, растений и диких животных. В книге приведены данные о принятых и необходимых мерах охраны по 5 видам грибов, 10 видам лишайников, 46 видам мхов, 90 видам сосудистых растений, 4 видам беспозвоночных и 48 видам позвоночных животных. Подробнее вы можете познакомиться с этим изданием в читальном зале нашей библиотеки.

Так же хочется обратить ваше внимание на книгу Сосновского И.П. «Редкие и исчезающие животные» . Редкие и исчезающие животные - такова фабула этой книги. А как же правильно толковать понятия «редкие» и «исчезающие»? Применительно к животным - это две категории, и определены они в Красной книге. А как именно определены, вы узнаете, непосредственно ознакомившись с этим изданием. Также хочется заметить, что это предлагаемое вам справочное издание не совсем обычно. Его автор - заслуженный работник культуры - как бы перелистывает страницы Красной книги и в виде очерков с элементами занимательности рассказывает и жизни редких и исчезающих животных нашей страны - об их повадках, характерных особенностях, о той опасности, которая им угрожает, и мерах, принимаемых для их спасения.

Следующая книга, представленная в этом разделе - это «Красная книга России: Растения» Данное издание включает в себя лишь малую часть растений, уже занесённых в Красную книгу, и растений, нуждающихся в государственной охране. Оно выстроено по алфавитному принципу. В заголовке каждой словарной статьи сначала приводится русское название растения, затем ботаническое (по-латыни), указывается принадлежность его к тому или иному семейству. Далее дается краткое описание этого растения, указываются места его произрастания, а также заповедники и заказники, где оно охраняется. Многие словарные статьи сопровождаются интересными рассказами об истории того или иного цветка кустарника, дерева. Книга содержит иллюстрации.

В заключении хочется сделать такой вывод - как мы видим, человек тесно связан со всеми живыми существами Земли. Альберт Щвейцер замечательно сказал, что «чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше мы осознаём, что она наполнена жизнью, и тем ясней становится, что жизнь есть тайна и мы связаны со всем живым в природе». «В союзе с природой» - именно так называется сегодняшний День информации. Хочется, чтобы этот союз креп и совершенствовался. Мы с вами должны помнить - наша страна и планета Земля в целом - это наш родной дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Нужно помнить, что природа -беззащитна, а вокруг столько жестокости и равнодушия к ней. Леса, реки, животные, птицы оказываются в настоящее время на краю гибели. И пусть больших глобальных проблем нам не решить, в наших с вами силах все-таки кое-что сделать - это и посадить дерево, и подкармливать птиц, и не мусорить, не загрязнять окружающую нас родную природу.

Консультации.

Ребята, если у вас возникли какие-то вопросы по представленной на выставке литературе, обращайтесь, мы поможем вам на них ответить.

А теперь хочу обратить ваше внимание на это чудо-дерево. (Нужно заранее приготовить цветочный горшок, в него « посадить» сухой отмирающий куст, на который привязать нитками (или тонкой проволокой) листья из зелёной цветной бумаги. На внутренней стороне листочков написать вопросы викторины). Итак, как вы прекрасно знаете, на нашей планете существует множество видов деревьев и кустарников, бывают деревья грушевые (груша), яблочные (яблоня), мандариновое дерево и т.д., а у нас в библиотеке «выросло» викториновое дерево, на каждом листочке которого содержится определенный вопрос викторины. Ваше задание - по очереди подходить к нему, переворачивать листья и отвечать на указанные там вопросы.

1. В названии какого лишайника спрятаны ценности? (Кладония - клад)

2. Какие грибы разрушают валежник? (Дождевики)

3. Иногда это растение называют «лесным перцем», по форме его лист напоминает след копыта лошади. Назовите это растение. (Копытень)

4. Как называется хозяин русского леса, его живая эмблема? (Бурый медведь)

5. Ежата появляются на свет ранней весной, когда в лесу ещё очень холодно. У них нет меха - только колючки. Малышам холодно и в норе, особенно когда мама уходит за кормом. Уходя, ежиха заворачивает детишек в сухие листья - для сохранения тепла. Дайте общее название такому поведению. (Забота о потомстве)

6. Какого маленького зверя не ест ни лиса, ни хорь? (Животных из семейства землеройковых, так как они издают отталкивающий мускатный запах)

7. Эта змея «видит» тепло. Даже слепая, без слуха и обоняния находит теплый предмет. Как она называется? (Щитомордник)

17. Как называется помесь тетерева с глухаркой? (Межняком)

18. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается)

19. Название этого червя происходит от атмосферного явления. Кто он? (Дождевой червь)

20. Из древесины какого дерева делают контрабасы? (Из древесины кавказской пихты).

Мастер-класс «Волшебный цветок»

Ребята, а сейчас приглашаем вас на мастер-класс. Сегодня мы вместе с вами смастерим волшебный цветок. Обратите внимание, что лепестки этого цветка сделаны из бересты. Такой цветок украсит ваш дом, наполнит его теплом, а ещё его можно подарить близким и друзьям. Для его изготовления необходимы: береста, пластмассовый горшочек, веточки берёзы, холщовая тряпочка 6Х15 см, тесьма, пластилин, сосновая шишка, ножницы, клей ПВА.

Горшочек смажьте клеем с внешней стороны. Аккуратно оберните его холщовой тряпочкой. Подождите, пока клей высохнет. Заполните внутреннее пространство горшочка пластилином. Стебелек цветка предлагаем сделать из берёзовых веточек. Можно использовать веточки разной толщины, а их количество - от 5 до 25. Свяжите веточки в пучок и аккуратно закрепите его на пластилине в центре горшка. Вокруг закрепите мох.

Из бересты вырежьте овалы - лепестки для цветка. Если хотите, чтобы ваш цветок напоминал розу и был пушистым, потребуется 10-12 лепестков. А для полевой ромашки достаточно 5-7 лепестков. Внутреннюю часть шишки наполните клеем. Последовательно закрепите берестяные лепестка. Когда клей хорошо просохнет, подготовленный цветок приклейте к стебельку. Вокруг горшочка завяжите тесьму на бантик.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепт хека в томатном соусе Рецепт хека в томатном соусе Палтус отварной рецепт. Блюда из палтуса. Готовим филе палтуса и гарнир Палтус отварной рецепт. Блюда из палтуса. Готовим филе палтуса и гарнир Куриные грудки с сыром и помидорами Филе грудки в духовке с сыром Куриные грудки с сыром и помидорами Филе грудки в духовке с сыром