Что такое синтоизм. Сущность и задачи нравственного воспитания личности

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Недавно я просматривала новый фильм Мартина Скорсезе «Молчание». Там речь шла о преследовании христианских миссионеров в Японии. Меня глубоко тронул этот фильм и после его окончания, меня начал интересовать вопрос, какая религия в Японии?

В какой стране исповедуют синтоизм

Кроме буддизма, основной религией в Японии является синтоизм. Говорят, что в Японии почти 8 милионив богов. И это действительно так. Японские божества - ками , населяют весь окружающий мир. Каждая травинка, каждый камешек имеет своего духа. Синтоизм распространенный только в Японии.
Существует несколько взглядов на происхождения синтоизма :

  • синтоизм пришел из Кореи;
  • синтоизм распространился из Китая;
  • синтоизм образовался в самой Японии.

Согласно синтоизму, японцы боготворят все, что вызывает любые эмоции . Это может быть птица, животное, гора или даже простой камень. Эта вера - невероятная вещь. Здесь считается, что человек рожден богами , а не создан ими (как в христианстве). Синтоизм – это жизнь в гармонии с природой. По моему мнению, это смесь язычества с буддизмом. В 18 веке синтоизм начал отделяться от буддизма в отдельную ветку, хотя буддизм и оставался государственной религией до 1886 года.


Принципы синтоизма

Философия синтоизма основана на поклонении природным явлениям. Боги Японии , которые создали людей, воплощаются в духов природы . Основными принципами синтоизма являются:

  • Боги, люди и духи умерших сосуществуют рядом , поскольку все они живут в круговороте реинкарнаций.
  • Если человек чист и искренний , видит мир таким, какой он есть - он уже живет правильно и не зря.
  • Зло - это ненависть и эгоизм , нарушение порядка в природе и обществе.

В синтоизме существует множество ритуалов и обычаев. Считается, что все гармонично : как природа, так и человек. Боги - это опора человека , они поддерживают и защищают его от злых духов. Сегодня в Японии работают десятки тысяч храмов , где проводятся ритуалы. Обычно храмы стоят в местах, где красивая природа. В жилых домах также часто устанавливают алтари для молитв и подаяний богам.

Идейные, культовые особенности религии. Синтоизм (религия синто) ограничен пределами Японии, где он тесно переплетается с буддизмом. Эта религия насчитывает столетия своего существования. В Японии сложились священные места синтоизма и традиции паломничества.

Большинство японцев исповедуют синтоизм и буддизм одновременно. В последнее время многие специалисты, занимающиеся вопросами религии, в том числе конфессиональной статистикой, стали использовать термин японская национальная религия, имея в виду тесное сосуществование синтоизма и буддизма. «Действенная» сторона религий в Японии преобладает над духовно-доктринальной. В связи с этим большое значение имеют паломничества.

Слово «синто» означает «путь богов». Религия синто также называется ками-но-мити.

Религия синто утверждает, что природа населена бесчисленным количеством богов (божеств) - коми, в том числе духами предков. Ками населяют все вещи и явления природы, включая рощи, реки, озера, горы, скалы, камни и т.д. Человеческая природа - высшая, потому что у человека больше всего природы ками. Связь человека с божествами нерасторжима, а самая прочная связь - с духами предков.

Религия синто считает Вселенную божественной и утверждает, что человеку следует жить в гармонии с ее святостью. Соблюдая правдивость и очищение, человек может открыть исконно заложенную в нем божественную природу и получить защиту и поддержку, помощь, благословение и руководство от ками.

Главная цель последователей синтоизма - достижение бессмертия среди духов предков. Всевышний бог отсутствует, но в мире есть множество божеств. Природа ками в человеке бессмертна, и он желает, чтобы о нем вспоминали добрыми словами, поэтому исполнение долга является важнейшим элементом синто.

Интересна религиозная этика синтоизма. Государство считается божественным институтом, законы которого не могут нарушаться. Ради него индивидуумы должны жертвовать своими интересами. Синтоизм обожествляет императорскую власть, считая японских императоров потомками богини солнца Аматэрасу. По сей день сохраняется преданность японцев своему государству, наблюдается яркая коллективно- корпоративистская направленность японского общества.

Религия синто не имеет своего основателя, священных писаний и четко оформленной религиозной доктрины. Авторитетными считаются книги, относящиеся к VIII в. н.э., созданные при сильном влиянии китайского духовного наследия. Прежде всего это Кодзики («Записи о делах древности», 712 г.) и Нихонги («Анналы Японии», 720 г.).

Синтоизм представлен двумя уровнями. Государственный синто стремился к укреплению власти императора и поддержанию авторитета государственных институтов. Он являлся государственной религией Японии после революции Мэйдзи в 1868 г. и до поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 г. «Храмовый синто» направлен на проявление благодарности ками за их помощь и поддержку. Он также предписывал помогать людям, быть лояльными, стремиться к миру и процветанию страны.

В современной Японии насчитывается около 100 тыс. святилищ. Синтоизм - религия любви к природе. Это выражается в том, что многие синтоистские святилища находятся в естественной природной среде. Святилищем или храмом может считаться также гора или лес, даже если там нет храмовой постройки. На алтари приносятся еда, вода, на них возжигаются благовония. Образы божеств отсутствуют, считается, что ками и так обитают в святилищах.

В культово-обрядовой практике японцев большое значение имеют религиозные праздники мацури. Японцы верят, что ками постоянно обитают в святилищах, но они оживают на праздники. Различные святилища посвящены разным ками, и обряды в них отличаются друг от друга. Перед входом в святилище обычно стоят ворота - тории, символизирующие переход из мира обыденного в мир сакральный. В тех святилищах, в которых есть храмовые постройки, основное помещение - хондэн, где обитает божество, открыто только для служителей храма. Посетители молятся перед хайдэн - залом молитв. Процесс молитвы включает жертвование денег в специальный ящик для пожертвований, два глубоких поклона, два хлопка в ладоши и один глубокий поклон. Перед хайдэн подаются записки с просьбами, обращенными к ками. Лишь в особых случаях молящиеся могут войти в хайдэн, чтобы получить ритуальное очищение у служителя храма.

История, особенности, центры паломничества. Традиции паломничества в Японии уходят корнями в прошлое. В период Эдо (1600-1868) наблюдается рост числа паломников. Паломники следовали по тракту Токайдо от Эдо (Токио) в Киото. По дороге возникали станции и целые города, обслуживающие потребности паломников. Основными паломническими дестинациями были Исэ, гора Фудзисан, остров Сикоку и др. Местные жители делились с паломниками своей пищей - считалось, что благодаря этому они смогут вызвать благодарность божеств, на поклонение которым следовали паломники. Как и в других религиях, паломники шли пешком, преодолевая большие расстояния. Путники брали с собой только самое необходимое - посох (цуэ) и небольшой узелок (фуросики ).

Целью паломничества было получение милости божеств и обретение земных материальных благ - здоровья, хорошего урожая. Для многих, в том числе крестьян, паломничество являлось возможностью получить передышку от каждодневных тягот монотонной жизни.

В наши дни паломники также продолжают посещать многочисленные синтоистские святилищ. Одним из наиболее почитаемых является святилище Ицукусима, возникшее в XII в. Ицукусима находится на острове Миядзима Внутреннего Японского моря к юго-западу от Хиросимы. Особой приметой святилища является то, что часть комплекса зданий, включая ворота - тории, стоит на сваях прямо в воде залива.

За воротами на краю бухты находится здание святилища. Так же, как и во многих других японских святилищах, в Ицукусиме имеются залы для проведения богослужений, жертвоприношений, очищения, многие из которых доступны лишь священнослужителям. На холме стоит главный храм с Залом тысячи циновок. Главный храм посвящен дочерям бога бури Сусаноо - богиням трех стихий.

Составной частью богослужебных церемоний на Ицукусиме являются ритуальные танцы. Для них здесь построена сцена, которую обрамляют два музыкальных павильона. В здании театра проходили представления в стиле традиционного театрального искусства Японии - Но.

В старом японском городе Никко находится храмовый комплекс Тосегу, который посещают более 1 млн паломников в год. Он интересен туристам-экскурсантам, поскольку позволяет знакомиться с традиционным искусством Японии. Тосегу был посвящен обожествленному сегуну Иэясу (1542-1616) из дома Токугава - основателю последней династии сегунов в Японии.

Святилище Хэйан-дзингу находится в Киото. Храм святилища, построенный в 1895 г., посвящен императору Камму (781-806). В октябре здесь проходит праздник Дзидай Мацури. Во время праздника устраиваются красочные процессии, участники которых одеты в костюмы разных эпох. Храм-святилище Есида-дзиндзя довольно большой, и службы здесь проходят сразу в нескольких молельнях. Основное помещение (хондэн), в котором обитает главное божество, открыто только для служителей храма. В Исэ находится храмовый комплекс, посвященный богине Аматэрасу.

Япония на сегодняшний день является одной из самых высокоразвитых капиталистических стран. Япония – пример того, как можно эффективно использовать ресурсы, вывести страну на новый уровень, с высокоразвитой экономикой, политической системой, с современным образом жизни при соблюдении древних традиций и культур. Японская национальная религия многогранна.

Каждый гражданин Японии по закону имеет право исповедовать любую религию, не ограничивая себя рамками традиций.

Согласно опросу, более 70% от всего населения Японии считают себя атеистами. Несмотря на это, японская национальная религия, богатая на различные культы и ритуалы, к которым хотя бы раз в жизни прибегал практически каждый житель Японских островов.

При проведении обрядов бракосочетания, или отпевания, используются каноны и традиции христианской религии , или .

Отпевание покойников всегда проходит исключительно в храмах буддийской религии.

До 30 процентов от всего населения современной Японии чтят древние традиции и совершают паломничества к святым местам. При открытии новых магазинов, и мест массового скопления людей, наравне с современными традициями, используются древние обряды.

Основная религия Японии – синтоизм

Синтоизм – одна из самых древних религий, которая начала зарождаться задолго до появления и формирования феодализма в Японии. Японская религия — синтоизм базируется на веровании и поклонении различным божествам. В синтоизме большое значение отводится почитанию душ умерших людей. Если дословно перевести название веры «синтоизм», получается «пути богов».

Согласно японской религии, каждый предмет на земле, воодушевленный или невоодушевленный, каждая росинка имеет свою сущность, которая называется ками . Каждый камень, гора, река, имеют душу, которая невидима для человеческого глаза. Ками имеют и различные природные явления.

Духовная сущность, согласно японской религии, например, душа умершего человека, является покровителем и защитников отдельных семей, и даже целых родовых кланов. Ками – нетленная, вечная субстанция, которая принимает участие в бесконечном круговороте смерти и жизни на земле.

Религиозные каноны японского вероисповедания, регулируют жизнь людей в Японии. Главное – единение и взаимопонимание человека с природой. Синтоизм – религия, которая объединяет под своим крылом все живое и неживое в этом мире.

Понятия доброго и злого начал, присущих каждой мировой религии, довольно специфическое, трудное для восприятия и понимания представителями европейских религий. В отличие от многих других вероучений, синтоизм не отрицает наличие потусторонних миров и злых духов, от которых не только можно, но и нужно защищаться, проводя оккультные обряды и используя защитные символы.

Синтоизм это своеобразная пропаганда использования всевозможных защитных тотемов, амулетов, и использование магических обрядов.

Буддизм – японская религия, одна из самых распространённых религий в мире. начал зарождаться в шестом столетии, а распространением нового вероучения занимались пять священных монахов, которые были выходцами из Кореи и Индии.

За более чем полуторатысячную история своего формирования и развития, религия Японских островов стала очень неоднородной. Буддийская религия имеет значительное количество различных верований, школ и течений, которые раскрывают абсолютно разные аспекты основного буддийского верования.

Одни школы специализируются исключительно на буддийской философии, другие учат искусству медитировать, третье течение учит читать и понимать мантры, некоторые верования делают упор на культурных аспектах буддизма.

Несмотря на столь большое разнообразие различных школ и течений, каждая из них пользуется большим успехом среди населения Японии.

Христианство

Христианство, пришедшее на острова во второй половине XVI столетия, было принято весьма враждебно среди населения. Многих миссионеров казнили, некоторые отреклись от своей веры. Причиной этому послужило тотальное насаждение католической веры во все сферы жизнедеятельности. На сегодняшний день христианская религия исповедуется более чем 10 процентами населения Японии.

Видео: Синтоизская свадьба в Японии

Читайте также

13 Мар 2014

Как гласит древняя легенда Японии, Фудзима возникла примерно в 286 году еще до нашей эры. ...

01 Мар 2014

На протяжении всего своего существования, человек относился к горам с громадным уважением, и...

Древнейшая религия японцев – до объединения страны в первые века н.э. – отражала патриархальный родоплеменной строй, где выделялось воинственная племенная знать и зарождалось патриархальное рабство.Эта религия состояла, видимо, в почитании семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей – ками .Слово “ками” буквально означает наверху, верхний, начальник. Неясно, были ли это первоначально духи умерших, предков или духи земли, стихий; возможно, что в образах ками сливались оба эти представления. Места почитания их были отмечены каменными оградами или простыми постройками. Изображения ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши – эмблемы божеств. Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес буддизму, называться ками-но-мити, дословно – “путь Каме”, то есть “путь местных богов”, или по-китайски, синто; последнее слово вошло и в европейские языки.

Синтоизм подвергся сильному влиянию буддизма.Синтоистские жрецы постепенно организовались в замкнутую наследственную касту. В подражание буддистским храмам начали строиться и синтоистские храмы, хотя и более простые; синтоисты стали делать изображения богов. Буддисты ввели обряд кремации; в древности умерших в Японии зарывали в землю. Обе религии начали постепенно сближаться. Внутри буддистских храмов отводили уголки для синтоистских богов – ками; иногда этих ками даже просто отожествляли с буддистскими божествами. С другой стороны, и синтоистский пантеон пополнялся буддистскими божествами. В отличие от буддизма с его сложной и утонченной религиозно-философской догматикой, синтоизм до сих пор сохранил черты глубоко архаического культа.Синтоизм тоже не един: он делится, прежде всего, на официальный храмовый синтоизм и сектантский синтоизм. Храмовый синтоизм был до конца второй мировой войны государственной религией Японии.Главный стержень его – догмат о божественности императорской власти. Император – потомок богини Аматерасу . Каждый японец обязан абсолютно повиноваться его священной воле. Дворец императора святилище. Гробницы умерших императоров также делаются святилищами. Важнейшие государственные и религиозные праздники были связаны с днями памяти выдающихся императоров, начиная с легендарного Дзимму-тенно.

Согласно синтоизму, человек ведёт своё происхождение от одного из бесчисленных божеств и духов - ками . Ками - творениедругих богов. Ками живут в природе и в материальных объектах. Ками могут либо помогать, либо вредить человеку. Ками - это боги Японии. Среди ками особое место занимает верховное божество - богиня Солнца Аматэрасу-о-ми-ками ("Великая богиня, сияющая на небе"), которая считается родоначальницей династии японских императоров. Душа умершего, при определённых обстоятельствах, тоже способна стать ками . В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в ритуальные предметы (меч, зеркало, фигурку божества или дощечку с его именем) и такой предмет - синтай - превращается в объект поклонения. Синтоистское богослужение состоит из 4 элементов - очищения (хараи ), жертвоприношения (синсэй ), краткой молитвы (норито ) и возлияния (наораи ). Этика синтоизма чрезвычайно проста. Главнаямораль-ная заповедь - безоговорочное повиновение императору. С V-VI вв. императорский двор стал руководить деятельностью главных синтоистских храмов: наиболее важные обряды стал совершать лично император, объявленный в VII в. верховным жрецом синтоизма.Самыми тяжкими грехами считаются, что очень харак-терно для земледельческого народа, порча ирригационных сооружений, плотин, а также чрезмерная жестокость к животным (о человеке ничего не говорится) и загрязнение экскрементами священных мест. Такую крайнюю неслож-ность моральных предписаний сами синтоисты объясняют иногда тем, что японцы- народ от природы нравствен-ный и им не нужны религиозно-моральные заповеди и запреты.

Синтоистская религия вообще целиком обращена ли-цомк земной жизни и потусторон-ним миром мало интересуется. Суть ее - религиозное освящение исторически сложившегося в Японии социаль-но-политического строя.

Отсутствие в синтоизме единой канонической литературы было возмещено созданием в VII-VIII вв. сборников древних исторических мифов, легенд и сказаний - "Кодзики " ("Запись о делах древности") и "Нихон сёки " ("Анналы Японии"). Проникновение из Кореи и Китая в Японию буддизма (с VI в.) постепенно ликвидировало монопольное положение синтоизма.

Введение………………………………………………………………………….3
Философия синтоизма…………………………………………………………..4
История синтоизма………………………………………………………………8
Мифология синтоизма………………………………………………………….13
Культ синтоизма………………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы………………………………………………………….….24
Введение

Синтоизм, или синто, - это традиционная религия Японии, основанная на анимистических верованиях, то есть на вере в существование духов, а также в одушевленность всей природы.
В настоящее время Япония является промышленно развитой страной с высокими технологиями, но в ней все также дорожат традициями и верованиями предков.
В Японии сосуществуют три основные религии: синтоизм, буддизм и конфуцианство. Две последние религии были принесены в Японию из Китая, синтоизм же является развитием верований древних жителей Японских островов.
Синтоизм в Японии исповедует большинство людей: синтоистские храмы насчитывают в этой стране около 109 млн. прихожан (население страны составляет 127 миллионов человек). Для сравнения: буддистские — 96 млн. адептов, христианские приходы — примерно 1,5 млн. человек. Около 1,1 млн. человек объединяют различные секты смешанного типа. Но подавляющее большинство японцев не ограничиваются приверженностью к какой-нибудь одной религии или верованию. При случае человек может зайти помолиться и в буддистскую пагоду, и в синтоистский храм, и в католическую церковь.
Цель данной работы - раскрыть сущность синтоизма.
Задачи:
1. раскрыть основные философские идеи, лежащие в основе синтоизма;
2. проследить историю формирования синтоизма как религии;
3. раскрыть основные концепции мифологии синтоизма;
4. описать основные ритуалы.

Философия синтоизма

Синто - это национальная религия, обращенная только к японцам, а не ко всему человечеству.
Слово «синто» состоит из двух иероглифов: «син» и «то». Первый переводится как «божество», второй означает «путь». Таким образом, дословный перевод «синто» - это «путь богов». В синтоизме боги, духи природы имеют большое значение. Считается, что в Японии восемь миллионов божеств - ками. К ним относят божественных предков японского народа, духов гор, рек, камней, огня, деревьев, ветра, божеств-покровителей отдельных местностей и ремесел, божеств, олицетворяющих различные человеческие добродетели, духов умерших. Ками незримо присутствуют везде и всюду, участвуют во всем происходящем. Они буквально пронизывают окружающий мир.
Синтоизм сформировал у японцев особый взгляд на мир вещей, на природу, взаимоотношения. Этот взгляд базируется на пяти концепциях.
Первая концепция утверждает, что все сущее являет¬ся результатом саморазвития мира: мир появился сам по себе, он хорош и совершенен. Регулирующая сила бы¬тия, согласно доктрине синто, исходит из самого мира, а не от какого-то верховного существа, как у христиан или мусульман. На таком понимании мироздания покои¬лось религиозное сознание древнего японца, удивлявше¬гося вопросам представителей других конфессий: «Какая у вас вера?» или того более — «Верите ли вы в Бога?»
Вторая концепция подчеркивает силу жизни. Все, что естественно, согласно данному принципу, должно уважаться, не ува¬жается только «нечистое», но и всякое «нечистое» мо¬жет быть очищено. Именно на это направлены ритуалы синтоистских храмов, вырабатывающие у людей наклон¬ности к приспособлению, адаптации. Благодаря этому японцы оказывались способными принять почти любую новацию, модернизацию после того, как она очищена, скорректирована, согласована с японской традицией.
Третья концепция утверждает единство природы и истории. В синтоистском воззрении на мир нет разделения на живое и неживое, для приверженца синто все живое: и животные, и растения, и вещи; во всем при¬родном и в самом человеке живет божество ками. Неко¬торые считают, что люди и есть ками, или, вернее, ками располагаются в них, или в конечном счете они могут впоследствии стать ками и т. д. Согласно синто, мир ками — это не потустороннее обиталище, отличное от мира людей. Ками объединены с людьми, поэтому лю¬дям не нужно искать спасения где-то в другом мире. Согласно синто, спасение обеспечивается путем слия¬ния с ками в повседневной жизни.
Четвертая концепция связана с многобожием. Синто возник из местных культов природы, поклонения мест¬ным, родовым и племенным божествам. Первобытные шаманские и колдовские обряды синто начали прихо¬дить к известному единообразию только с V — VI вв., когда императорский двор стал брать под свой контроль деятельность синтоистских храмов. В начале VIII в. при императорском дворе был создан специальный департа¬мент по делам синто.
Пятая концепция синто связана с национально-пси¬хологической основой. Согласно этой концепции, боги синто, ками, породили не людей вообще, а только япон¬цев. В связи с этим в сознании японца с самых первых лет жизни укореняется представление о том, что он при¬надлежит синто. Отсюда вытекают два важнейших фактора регуляции поведения. Во-первых, утверждение, что ками самым интимным образом связаны только с японс¬кой нацией; во-вторых, синтоистская точка зрения, согласно которой смешно, если иностранец поклоняется ками и исповедует синто — такое поведение неяпонца воспринимается как нелепость. Вместе с тем синто не удерживает самих японцев от того, чтобы они исповедо¬вали любую другую религию. Не случайно почти все япон¬цы параллельно с синтоизмом считают себя привержен¬цами какой-нибудь другой религиозной доктрины. В настоящее время, если суммировать количество японцев по принадлежности к отдельным конфессиям, то полу¬чится число, превышающее общее население страны.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стручковая фасоль в сметане Стручковая фасоль в сметане Простые рецепты своими руками Простые рецепты своими руками Происхождение восточного гороскопа Происхождение восточного гороскопа