Массовый расстрел – как спастись от “Рослякова”. Реально ли спастись? И как

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. (Мар. 10:26-27)

Давайте признаем, что человек своими силами, способностями или делами не может спасти самого себя.

Сколько бы добрых дел мы ни сделали, как бы хороши мы ни были в своих глазах (или других людей), спасение нашей жизни приходит от Бога.

Что означает спасение?

С греческого языка (а именно на нем и был написан Новый Завет) «спасение» означает «избавление, освобождение, сохранение, целостность, исцеление, жизнь».

Все это вместе и сразу — в одном слове.

Всемогущий Бог спасает твою душу от настоящего лукавого мира, избавляя тебя, прежде всего, от духовной смерти, разрушения и распада твоего внутреннего человека, потерянности твоей личности, от ада.

Бог по Своей милости заменяет твою старую, духовно жалкую жизнь Своей вечной жизнью, свободой от прошлых грехов, Божественной защитой и Его присутствием с тобой — везде и всюду.

Это и есть ПОЛНОЦЕННОЕ спасение души человека.

Бог, и только Бог, способен изменить человека. Наша же задача — надеяться не на себя, а на Него. Поверить не в свои силы, но в Его.

А Сей (примеч. — Иисус Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. (Евр. 7:24-26)

Христос воскрес, вознесся на небеса, и теперь пребывает вечно. Через Него каждый человек может прийти к Богу и может ВСЕГДА быть спасен.

В любой момент. 24 часа в сутки. Утром, днем или ночью. Прямо сейчас!

Для большей уверенности еще раз перечитайте стих выше.

Что зависит от нас

Бог требует от нас только одного — придти. Просто придти к Нему.

Как? С верой! Христос есть единственный ПУТЬ к Богу.

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоан. 14:6)

Возможно ли спасение в миру? Конечно, ДА. Спасение «ждет» нас здесь и сейчас!

Остаться в мире

Более того, только в миру и можно спастись.

Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. (Иоан. 17:15,17-19)

Обратите внимание — Иисус не молился, чтобы верующие были взяты из мира и получили спасение на небесах. Но, наоборот — были ПОСЛАНЫ в него и ОСТАЛИСЬ в нем.

Христос не заповедал нам скрываться или прятаться от мира, но ПОБЕЖДАТЬ его, находясь среди зла и искушений, и ХРАНИТЬ свое спасение.

Иисус лично показал пример, как надо жить. Он всегда был среди людей, шел в люди и помогал им, несмотря на гонения и опасности.

Как спастись: выводы

Сила, которая помогает хранить свое спасение и свою душу в этом мире — ИСТИНА. Как мы видим из предыдущего стиха Писания, Слово Божье (Библия) и есть истина. Только внимая ей, можно хранить себя.

Подведем итог: Итак, что нам нужно делать, чтобы спастись?

Надеяться на Бога, а не на себя. Придти с этим к Богу.

Поверить во Христа, как в Того, Кто умер за тебя и принес Себя в жертву. Как в Господа и единственный Путь на небеса. Поверить не на минуту, не на час или день, но навсегда .

Исповедать Иисуса своим Господом и Спасителем.

Через вашу веру и исповедание вы спасетесь:

Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать , что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься , потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. (Рим.10:9-10)

Обратите внимание на условия «договора»:

  1. ЕСЛИ ты будешь говорить и верить (твоя часть),
  2. ТО спасешься (Бог тебя спасет — Божья часть).

Если так обещано в Божьем Слове, то так оно и есть.

Наконец , финальная часть — храни свое спасение до конца! Не «выключай» свою веру в Бога на протяжении жизни.

Главное — регулярно познавай Бога через Истину (Библию) и ты сможешь сохранить свое спасение в миру.

Иисус отвечал им: теперь веруете? Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. (Иоан.16:31,33)

«Ну, зачем вы настолько узколобые фанатики? Почему утверждаете, что вне Православной Церкви нет спасения? Все равно ведь в одного Бога верят все - мусульмане, и христиане, иудеи и буддисты, а разница только в обрядах. Так зачем же настаивать на своей исключительности? Неужели вы думаете, что Всевышний не примет мусульман к Себе? Ему ведь все равно во что кто верит. Главное, чтобы человек был хороший!» Такие слова слышал каждый христианин, наверное, не одну сотню раз. А часто приходиться слышать это нечестие из уст тех, которых невнимательные священники почему-то допускают до святой Чаши.

И действительно, разве можно отвергать, что Бог - Един? Ведь еще апостол Павел сказал: «нет Бога кроме Единого» (1 Кор. 8, 4). Господь - единственный Правитель миров, Он - Бог и иудеев, и язычников (Рим. 3, 29). Обычный здравый смысл показывает, что не могут быть два Вездесущих - Им просто не нашлось бы места, и Они ограничивали бы друг друга.

Но если очевидным является факт Единства Божественной Сущности, то из этого никак не следует, что все знают о Боге, а тем более знают Бога и верно почитают Его. Фраза «все в одного Бога верят» неверна хотя бы потому, что в мире много атеистов - и коммунистов, и буддистов, и шаманистов. Они вовсе ни в какого Бога не верят.

Если же говорить о других, то из факта существования Бога Творца вовсе не следует, что люди почитают Его.

Можно привести такой пример. Многие знают президента России, но разве из этого следует, что все к нему лояльно относятся, а тем более понимают все его действия? Так же многие миллиарды людей знают о существовании Бога. Но подавляющее большинство воспринимают Его как далекую и непонятную Силу. Например, в исламе не принято говорить, что Аллах - Личность. Он скорее Нечто, дающее Закон, карающее и награждающее по своей воле. Так же и в каббале Эйн-Соф не познаваем и не познает ничего. Это скорее Фемида римлян, чем Бог, открывший Себя в Библии. Это свет далекого костра, который не может согреть ничью душу.

И это представление на самом деле общечеловеческое. Не случайно «символ веры» обывателя звучит:

Ну, так Что-то есть. Но что, не знаю.

При этом с этим «Что-то» обычно связывают понятие справедливости. Не случайно при всякой обиде говорят:

Если бы Бог был, разве Он допустил бы такое?

Но разве такое знание можно назвать нормальным? Представьте себе, что вас приглашают жениться на невесте, о которой вы ничего не знаете. И когда вы спрашиваете «кто она такая?», вам отвечают: «она справедливая и никому неизвестная». Разве можно счесть этот ответ удовлетворительным?

А ведь большинство людей знают о Боге куда меньше, чем работодатель, принимающий к себе нового работника. Но при этом почему-то считается, что этого плохо скрываемого невежества достаточно, чтобы спастись. Причем невежество это связанно вовсе не с тем, что у людей нет возможности узнать о Боге, а с тем, что просто нет желания.

Получается как в Евангелии - вместо того, чтобы идти на Божий пир, люди предпочитают копаться в огородах и заниматься семейными и национальными разборками. Особо же настойчивых приглашающих они предпочитают в худшем случае убить, а в лучшем выставить идиотами. И неужели они наивно думают, что Бог арканом затащит к Себе тех, кто Его не любил и ни во что ставил? «Не знание Отца всего такое же преступление, как и борьба против Него» - говорил Минуций Феликс.

Лишь в православном христианстве человек настолько сильно вовлекается в Божественную жизнь, что созерцает таинственное пламя Триединой любви.

Но часто говорят: «Есть же искренние люди в других религиях? Неужели и они погибнут?»

При этом забывается, что неверное знание о Боге ещё страшнее, чем невежество. Ведь невежда может осознать свой недостаток и быть посвященным в Божию тайну, а тот, кто верит в ложь - не склонен к поиску. Он считает, что у него уже всё есть.

Даже в обычной жизни тот человек, у которого нет карты, имеет больше надежды добраться до цели, чем тот, у кого карта фальшивая. Лучше беспечный врач, который просто не лечит, чем уверенный шарлатан. В последнем случае у больного просто нет шансов. Так и в деле богопознания, убежденный иноверец не способен без прямого Божия вмешательства увидеть свет. Так говорит Бог: «знаю твои; ты не холоден, ни горяч: о если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч, и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей; и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3,15-18).

Так же обстоит дело и с ложными религиями. Чем более человек укоренен в свою ложную традицию, тем сложнее ему из нее выбраться. Практика миссионерства показывает, что к Богу обращаются чаще те, кто с одной стороны не утратил чувства Истины, а с другой отошел

от своей ложной веры. И Евангелие приняли не книжники и фарисеи, а простые рыбаки. Поэтому не стоит одобрять религиозное рвение мусульман или иудеев, а скорее показывать всю нелепость их заблуждения, как это делали святые. Злое дело делают те, кто поздравляют их с их праздниками, тем самым, поддерживая их греховное упорство.

В одной книжке приводится пример, когда к священнику обратился татарин с вопросом: «что ему делать, если братья мешают ему ходить в мечеть?» Что должен был бы сказать нормальный пастырь? Конечно, «бросай ислам - принимай крещение и иди в монастырь, если хочешь быстрее угодить Богу». Но тот ответил: «ходи в мечеть два раза в неделю и слушайся муллу». Автор книжки считает этот совет чуть ли не доблестью (не даром мулла положительно оценил этого псевдопастыря)... А священник просто столкнул несчастного в еще большую бездну заблуждения, и обрек его на вечную гибель. Разве мог он не знать, что «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 36)?

Тут стоит разобрать вопрос, можно ли говорить о том, что можно быть хорошим, не смотря на веру. А что значит «быть хорошим»?

Где критерии хорошести? Алкоголик считает хорошим такого же выпивоху, а его жена придерживается противоположной точки зре-

ния. Говорят, что «хорош тот, кто другому плохого не делает», но это не определение. Мы же ещё не решили что такое «плохо» и «хорошо». С точки зрения пьяницы плохо делает тот, кто ему не наливает, а его родные думают наоборот. Где же правда? Да и обычный пень разве кому делает что-то плохое, но неужто он потому образец добродетели?

Совесть тоже часто обманывает. И особенно ей в этом «помогает» ложная религия. Господь Иисус Христос предсказал: «наступает время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16, 2-3). И христиане видели примеры этому все время своей истории. Мы знаем, что те, кто не верит в Отца и Сына - иудеи, и мусульмане, с чувством религиозного долга умерщвляют верных Христу. Началось это со святого Стефана и продолжается и до наших дней. Пример протоиерея Анатолия и воина Евгения, убитых уже в наши дни в Чечне, показывает, что одинаковая причина (отвержение Святой Троицы) приводит к одинаковому результату. Мусульмане убивают христиан так же усердно, как это делали иудеи. Так что и совесть и религия сама по себе не является критерием добра и зла.

Где же этот критерий? Ответ очевиден. Хорошо только то, что таковым считает Бог Творец. Ведь самая достоверная инструкция для при-бората, которая написана его конструктором. Для христиан же это еще более очевидно, ибо мы знаем, что добродетели - это безначальные свойства Бога. Потому то, что согласно с волей Господа - добро, а что противится ей - зло.

Но теперь вернемся к вопросу, «могут ли спастись искренние люди в других религиях?» Очевидно, что искренний маньяк-убийца, считающий, что все зло мира заключается в женщинах или в русских, вряд ли за эту «искренность» будет одобрен Великим Судьей. Но если это достаточно очевидно, то где можно найти ту меру искренности, которая в глазах Бога перевесила бы факт злодейства? Как определить - эта искренность хороша, а эта нет? Мы снова возвращаемся к тому, есть ли реальные критерии добра и зла, потому что искренность или неискренность - вещи достаточно субъективные.

Если же мы договорились, что добро - это воля Бога, а зло - ее нарушение, то ответ станет очевидным. Само нахождение человека в той религиозной традиции, которая не установлена Самим Богом - грех. Из Десяти Заповедей данных Моисею самая первая запрещает иные веры: «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Исх. 20, 1-2).

Так что те люди, которые утверждают, что мерило добра и зла - Декалог, должны задуматься о том, что ни один атеист и иноверец не избежит гнева Божия.

И Господь наш Иисус Христос на вопрос: «что нам делать, чтобы творить дела Божии?», ответил: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6, 28-29).

Сам Христос повелел покаяться и веровать в Евангелие (Мк. 1, 15), а кто не покается, сам виноват, что Божья секира срубит его (Лк. 3, 9). Господь повелел всем народам принимать крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28,19), а «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Искупитель, а не фанатичные православные, засвидетельствовал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16,16).

Господь вселенной сказал: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53), а у нас думают спастись неопределенным добреньким состоянием без Святого Причастия.

Пусть же ответят нам возражатели, кому нам верить - людям или Богу? Христос говорит одно, а гуманисты другое. Сын Божий говорит, что мусульмане и иудеи, эволюционисты и буддисты, отвергшие Бога Сына, пребывают под гневом Божьим, а наши либералы утверждают, что все спасутся. Почему мы должны им верить? Они разве стояли в совете Божием, чтобы им поправлять Творца? Это наглое восстание смертных глупцов против Бессмертной Премудрости! Это современные лжепророки, которым готовится наказание Божие.

Нет, пусть многие и верят в существование Бога, но лишь те спасутся, кто знает Бога, доверяют Ему, слушаются Его, любят Его. Кратко сказать, чтобы спастись - надо, чтобы и человек знал Бога, и Бог узнал человека, как написано: «познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий исповедающий имя Господне» (2 Тим. 2, 19). А Бог узнает как Своих лишь тех, в ком видит Сына Своего (вошедшего по вере через Крещение и Причастие), и кто несет в себе освящение Его Духа.

Священник Даниил Сысоев. Соблазн мнимого Единобожия, www.mission-center.com

Это самый важны вопрос, который когда-либо был озвучен.

Он имеет отношение к вечной судьбе каждого человека.
Иисус обещал: «Кто будет верить и креститься, спасен будет» (Мар. 16:16) .

Если мы действительно доверяем Ему, мы знаем, что это обещание истинно.

Тюремный охранник

Тюремный охранник, спросивший: «Что я должен делать, чтобы спастись?», получил ответ: «Веруй в Господа Иисуса Христа и будешь спасен» (Деян. 16:30, 31).

Так как он не знал Христа, «они говорили ему Слово Божие» (ст. 32). Затем он показал свидетельство своего покаяния посредством омовения их ног и принятия крещения (ст. 33). После этого его назвали верующим (ст. 34).

30 и, выведя их вон, сказал: государи [мои]! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
(Деян.16:30-34)

День Пятидесятницы

Те, кто присутствовал в День Пятидесятницы, уже слышали Слово и поверили ему, и потом спросили тот же самый вопрос (Деян. 2:22, 36, 37).

Петр потом заповедал им «покаяться … креститься … для прощения грехов» (ст. 38). Те, кто принял слово, крестились (ст. 41).

Они были спасены (ст. 47).

Прочитать (Деян.2:22-47)

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
26 От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44 Все же верующие были вместе и имели все общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:22-47)

Саул

Когда Саул получил ответ на этот важный вопрос, он не только поверил в это, но также показал свое истинное покаяние, когда постился и молился на протяжении трех дней (Деян. 9:9, 11; 22:10).

9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
11 Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
(Деян.9:9-11)

10 Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать.
(Деян.22:10)

Ему просто было сказано «встать, креститься и омыть свои грехи, призывая имя Господне» (22:16).

16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса,
(Деян.22:16)

Все эти люди слышали, поверили, покаялись и были крещены для того, чтобы спастись. Делая это они призывали «имя Господне» для спасения.

15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
(Рим.10:15)

Это как раз и есть то, что нужно делать, чтобы спастись от греха.

«Будь глухой, немой и слепой в духовном виде - и спасешься; если монах - храни девство; если служитель церкви, - ни на кого не смотри, ибо и глазами можно осквернить душу».

«Если желаешь получить Царствие Небесное, возненавидь все земные имения, потому что если будешь сластолюбив и сребролюбив, то не сможешь жить по Богу».

«Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом, будь посреди этого мира как странник и пришелец».

«Рече Господь: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Лк 9, 23).

И сказанные слова Божией Материю преподобному Досифею: “Не ешь мяса, не пей вина, молись непрестанно и спасешися” (ав. Д.). Рече Господь: На кого возрю: токмо на кроткаго и молчаливого и трепещущаго словес Моих (Ис 66, 2)».

«Чадо мое о Господе! Знай себя, и будет с тебя».

«Будь глухой, немой и слепой в духовном виде - и спасешься».

«Убей в себе страсти гордости, пьянство, убийство, прелюбодейство, блуд и содомский грех, сребролюбие, честолюбие, зависть, ненависть к своему ближнему».

«Монах, не радевший о своем спасении, есть ругатель Божий. Лучше бы монаху сгнить во чреве матери своей, когда он не печется о своем звании».

«Некий брат спросил старца, говоря: “Скажи нам о спасении. Хотя ты говоришь о сем, мы не удерживаем, потому что горька земля наша”».

«Старец сказал: “Я хочу уничижения со смиренномудрием, нежели победы с высокомерием”».

«Брат спросил авву Макария: “Как спастись?” Старец ответил ему: “Будь как мертвый, подобно мертвым не думай ни об обидах от людей, ни о славе - и спасешься... Дóлжно избегать людей, прибывать в келии, непрестанно плакать о грехах, воздерживать язык и чрево. Это выше всех добродетелей”».

«Не презирай предстоящего тебе, ибо ты не знаешь, в тебе ли Дух Божий или в нем. Предстоящим же я называю того, кто служит тебе (из патерика)».

«Если хотите спастись, то избегайте людей».

«Если желаешь спасения, делай все то, что приводит к нему».

«Хранись, чтобы не говорить много с женщинами, в особенности с юными, да и немного говори, лишь по крайней нужде. Не имей любви с юным братом. Храни очи свои, чтобы не воззреть на свое тело, когда снимаешь с себя одежды. Не живи в том месте, где ты согрешил пред Богом впадением в блуд: потому что в этом месте покаяние будет для тебя неудобно. Соблюдай эти заповеди - и спасешься».

«Пошел авва Даниил с учеником из скита в Фиваиду. Авва Аполлос и отцы обители вышли навстречу ему за седмь поприщ от монастыря своего. Их было более пяти тысяч, они пали ниц и лежали на песчаной равнине, ожидали, подобно лику Ангелов, старца, чтобы принять его как Христа. Одни подстилали под ноги его одежды свои, другие подстилали свои куколи, и видны были из очес их потоки слез. Авва Аполлос поклонился старцу седмь раз, они приветствовали друг друга с любовью. Братия просили старца сказать им слово спасения. Отец Даниил повелел ученику своему: “НАПИШИ СЛЕДУЮЩЕЕ: ЕСЛИ ХОТИТЕ СПАСТИСЬ, СОБЛЮДАЙТЕ НЕСТЯЖАНИЕ И МОЛЧАНИЕ. НА ЭТИХ ДВУХ ДЕЛАНИЯХ ОСНОВЫВАЕТСЯ ВСЕ МОНАШЕСКОЕ ЖИТЕЛЬСТВО”».

«Что мне делать, чтобы спастись?
Они же сказали:
веруй в Господа Иисуса Христа,
и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16. 30:31).

Кажется, не так давно это было. Наша случайная встреча произошла в бывшей вотчине сподвижника Петра I — графа Бутурлина, а сегодня — малоизвестном русском городке, свиду похожем на большую станицу или деревню. Городок так и назывался - Бутурлиновка. Мне он запомнился двумя величавыми храмами девятнадцатого века постройки, чудом уцелевших от вакханалии большевиков. К своему стыду, теперь я уже запамятовал имя той женщины из катакомбников, страдавшей тяжким телесным недугом и неустанно повторявшей одну и ту же фразу: «Батюшка, как спастись? Батюшка, как спастись?». Она спрашивала меня с таким усердием и с такой надеждой на единственно верный ответ, что я тогда растерялся и долго не мог решиться, как же ей на этот вопрос отвечать.

Если вдуматься, вопрос, ведь и в самом деле, не праздный. Действительно, как спастись верующему человеку сегодня? Существуют ли новые заветы (заповеди) спасения, применительно к нашему времени? И чем оно отличается (если отличается) от времени прошлого? Может быть, для спасения достаточно и вечных библейских заповедей? На первый взгляд, от этих вопросов веет кощунством. И, тем не менее, приходится на них отвечать, так как, неустанно их задают.

В Ветхом Завете на вопросы спасения есть много ответов. Без них нельзя обойтись и поныне. В третьей главе Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится нам следующее: « Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись, ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою — как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан.

Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Слава человека — от чести отца его, и позор детям — мать в бесславии.

Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою.

Сын мой! веди дела твои с кротостью, и будешь любим богоугодным человеком. Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто.

При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься: тебе открыто очень много из человеческого знания; ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их. Кто любит опасность, тот впадет в нее; упорное сердце напоследок потерпит зло: упорное сердце будет обременено скорбями, и грешник приложит грехи ко грехам. Испытания не служат врачевством для гордого, потому что злое растение укоренилось в нем. Сердце разумного обдумает притчу, и внимательное ухо есть желание мудрого. Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи. Кто воздает за благодеяния, тот помышляет о будущем и во время падения найдет опору» (Сир. 3. 1:31).

Вчитайтесь внимательно в эти премудрые наставления Иисуса, сына Сирахова, вдумайтесь в них и спросите себя сами: «можно ли хоть одним из них пренебречь и, безусловно, спастись?». «Так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19. 25:26). Спасение наше в руце Божьей, нежели в руце немощной - человеческой. Лишь по великой милости Божьей наследуют люди Царство Небесное. Основополагающим же условием для спасения служит вера наша. И не случайно ответили апостолы Павел и Сила своему темничному стражнику: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31). По своей пылающей вере язычники становились мучениками-христианами, наследовали мученический венец от Бога и затем Царство Его. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). По своей не менее пылающей вере спасались святые молитвенники, монашествующие старцы-пустынники, вселенские учителя Церкви Христовой и иные святые угодники Божии.

От веры в Бога Живаго, от силы её, зависит жизнь человека земная и жизнь человека — загробная. Как человек верует, так он и живёт. И этот постулат непреложен. Глубоко верующему человеку и молитвеннику (не говорим невозможно!) гораздо труднее искуситься и впасть в тяжкие грехи мира сего. Страх Божий, а паче того — любовь к Богу и людям — наполняет всю его сущность, и он мыслит и живёт категориями больше небесными, чем земными, мирскими. Как это ни просто или банально звучит, но от неверия и маловерия и истекают все наши беды, и все наши земные грехи.

Стяжание Духа Святаго — есть стяжание силы веры, горения в вере. Спасались в этом мире по-разному. Но никто не спасся без должной веры. Никто не спасся случайно. Случайностей в вопросах спасения не бывает. И это тоже один из непреложных постулатов веры Христовой. За стяжанием Божьего Духа и удалялись люди в скалистые горы, лесные чащобы и безводные пустыни. Монашеское одиночество или отшельничество спасения не гарантировало, но оно, как ничто другое, способствовало молитвенному единению с Богом и очищению от многих грехов.

Уже первые века христианства выявили и показали миру все возможные формы спасения. Господь и Церковь Его не ограничивали людей в выборе. Многочисленные примеры мучеников и молитвенников тому подтверждение. Христианина никто не заставлял спасаться именно так, а не иначе. Каждый христианин выбирал свой путь спасения. И кого было больше - мучеников или молитвенников - трудно сказать. Спасались люди по-разному. Но объединяло их всё же одно, объединяла их - непоколебимая вера в Бога. От веры той и воздавались чудеса от Господа. Мученикам они воздавались при всенародных скоплениях, а постникам и молитвенникам — в одиночестве или при малом свидетельстве. Хотя и не всегда при свидетельстве малом, ибо, слава святого человека нередко опережала его скромные устремления и становилась достоянием многих людей.

Довольно часто формы спасения сочетались друг с другом, а монашеское отшельничество заменялось великим смирением, вкупе с тяжким и повседневным трудом, то есть осознанным уходом Божьего человека с пути искушения и соблазна, как, например, в случае с кожевником из Александрии, указанного гласом свыше святому Антонию Великому.

Вера в Бога не должна быть статической и ко всему равнодушной. Веровать и при этом ничего не делать, то есть не иметь богоугодных дел - смерти подобно. И святой апостол Иаков нас в том поучает: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто — нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2. 14:17).

И дальше святой апостол Иаков в том же послании говорит: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2. 19:26).

Несмотря на столь очевидную неотделимость веры от дела, наши сегодняшние церковно-исторические дебаты находятся, скорее, в плоскости разделения, чем наоборот. В пылу полемики мы много говорим об одном, и редко связываем его с другим воедино, порой забывая, что не только спасение одного человека, но и само могущество, и духовное процветание нации, её безусловный успех, осуществляется под знаком единства веры и богоугодных дел.

О том свидетельствует вся наша история.

В 12-13 веках, во времена княжеских междоусобиц, Церковь не смогла удержать русских людей от тяжких грехов братоубийственных войн и почти полного государственного истощения. Причин тому несколько. В первую очередь, это и далеко ещё неизжитое язычество. В отдельных местах оно оставалось в силе вплоть до начала 18 века. Это и относительная малочисленность, и недостаточная авторитетность священников и епископов. Это и прямая зависимость Киевской митрополии от Константинопольского (византийского) патриархата, у которого до русских княжеских междоусобиц часто ни слова, ни руки не доходили. И как следствие выше сказанного — ограниченное влияние Православной Церкви не только на князей и их ближних и дальних бояр, но и на всех православных христиан Киевской Руси. Потуги Церкви (а они были!), если не остановить, то, хотя бы, принизить грехи беззаконий долгое время оставались под спудом истории.

И лишь в разгар междоусобных войн, при полнейшей раздробленности, уже во времена татаро-монгольского ига, до нас дошли редкие призывные свидетельства святых Божьих угодников о всенародном покаянии и собирании русских земель, но теперь уже не под покров великостольного Киева, а под державный скипетр Великого князя Московского. Кто на печи не отлёживался и призывов тех слушался, а затем и кровь свою проливал за свободу Отечества, тот и творил дела Божии, богоугодные. Тот, наверняка и спасался. Лично мне это так представляется. Позднее многие православные христиане точно также спасались; и при первом русском царе Иоанне Грозном, и в смутные времена начала века 17-го, и при шведских походах, и при нашествии войск Наполеона…

Апостол Иаков в своём первом послании говорит: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1. 13:15).

Когда после октября 1917 года на просторах бывшей Российской Империи разгорелась гражданская война и Поместная Русская Церковь анафематствовала большевистскую смуту, спасительным было участие в движении Белом, а не Красном. И это так, даже несмотря на отсутствие покаяния, и на былое предательство.

Во времена княжеских междоусобиц русские люди искушались властью и чужими богатствами. Эти искушения порождали низменные пороки и зло, и доводили их до греха братоубийственных войн. Однако и к вере, и к Богу тогда относились почтительно. В гражданской же войне прошлого века, к грехам и искушениям прежним, добавились ещё и иные грехи. Грехи отрицания Бога, богоборчества и хулы на Духа Святаго.

Уж если ты искусился и обольстился собственной похотью , то, хотя бы по логике, из всех зол выбирай наименьшее. Увы, этого не случилось. Русские люди выбрали зло наибольшее. Не Церкви Христовой, а красным вождям они слепо поверили. Вожди красные их обманули. Как некогда сатана увлёк треть ангельского мира, так и его слуги — красные вожди — увлекли в погибель миллионы и миллионы русских людей. Подобного Михаилу Архангелу архистратига среди русских людей не нашлось. Клика праведного и призывного не прозвучало. «…Большой красный дракон с семью головами и десятью рогами… » (Откр.12:3) на грешной земле появился. Враг рода человеческого восторжествовал. И царство антихриста ощутимо приблизилось.

Белые войну проиграли. Однако проиграли не только одни они. Кроме верных служителей дьявола, в таких войнах, разве могут быть победители? Поэтому и проиграли все. И белые, и красные, и даже нейтральные. За грехи — за отступление и предательство — Господь весь русский народ покарал. И Бог весть, до поры ли, до времени? Кто смог понять это, у кого хватило силы покаяться и от грехов своих отступиться, да ещё и выбрать путь новомученика вслед за последним русским царём, у того жизнь земная закончилась праведно.

Возникает уместный вопрос. А спаслись ли те православные христиане, кто не участвовал в войнах освободительных, кто устранился от гражданской войны и вместо пути меча и секиры избрал путь сторонний, и сугубо молитвенный? Да, простит меня Господь, отвечу подобием глагола Преподобного Серафима Саровского о спасенье католиков: «не знаю, спаслись ли те православные христиане, кто устранился от войн и избрал путь сторонний, и сугубо молитвенный, одно знаю, что я бы на их месте точно не спасся ».

Наши оппоненты, часто критикуя нас за резкие высказывания о дьявольской сущности Кагала и большинства из народа еврейского, попутно подвергают сомнению и сам факт жидо-масонской оккупации России. И даже в пользу сомнений приводят свои аргументы и доводы. Спорить здесь не о чем. Как показала жизнь, оккупировать территорию, по-варварски и безраздельно владеть ею, навязывать свою политику, идеологию и волю коренному населению — возможно не только чисто военным способом, но и способом другим, куда более хитрым и эффективным. Способ этот придумали жидо-масоны и успешно осуществили его в СССР и РФ.

Теперь он уже ясен и понятен.

Вначале они расшатали веру и поколебали монархические устои православных русских людей. Затем их стравили и разобщили между собой. Задурманив пустыми посулами головы и дорвавшись до власти, порушили православно-монархическую государственность и подменили её большевистской Совдепией. В пылу гражданской войны (они же!) ритуально умучили святого Царя-Самодержца, умучили вместе с Семьёй и их верными слугами. Безпощадно и повсеместно уничтожая русских людей миллионами, жидо-масоны своей ядовитой сатанинской идеологией (как паук паутиной) — опутали, оплели всю территорию бывшей Российской Империи и таким образом, оккупировав её, десятилетиями властвовали и властвуют на ней по сей день.

Что это так, а не иначе говорит нам не только история, но и статистика. В нашем случае, это статистика крови, террора, воинствующего безбожия и тотального идеологического мракобесия. Проще говоря - статистика неоспоримого свидетельства прямого и ничем не прикрытого геноцида русского народа. По самым скромным подсчётам, за годы советской и нынешней власти было уничтожено не менее ста (!) миллионов человек. Результаты этой дикой статистики - плод «трудов» от Кагала и большинства от народа еврейского.

В начальный период советской власти (как и в первые десятилетия), в её высших руководящих эшелонах, евреи занимали подавляющее, абсолютное большинство. По данным независимого английского эксперта Роберта Вильтона (много лет прожившего в России) в 1918 году оно выглядело следующим образом:

(Сделайте вывод и посудите уж сами).

ЦК РСДРП (б) - 12 человек. Из них 10 евреев, один полуеврей и один русский. Совет Народных Комиссаров (СНК) - 20 человек. Из них 16 евреев, один русский, один грузин, один армянин, один полуеврей. Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) - 62 человека. Из них 47 евреев, два немца, два армянина, два грузина, пять латышей, один полуеврей и четыре человека русских. Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) - 36 человек. Из коих 24 еврея, восемь латышей, один полуеврей, один немец, один армянин и один русский. Примерно, такая же «интернационально-статистическая» картина наблюдалась и в российской провинции.

В конце сталинского правления количество всевластных «государственных» евреев несколько подсократилось, но в целом влияние жидо-масонов на внутреннюю и внешнюю политику СССР нисколько не ослабело. Просто вектор влияния от евреев-мужчин передвинулся в сторону, так называемого, института еврейских невест. Жёны Сталина, Бухарина, Кирова, Андреева, Куйбышева, Молотова, Хрущёва, Булганина, Ворошилова, Жукова, Поскрёбышева (как и жёны многих других высших советских руководителей), а чуть позднее и жёны Брежнева, Суслова, Пономарёва, Ельцина (по аналогии, как и жёны многих других высших советских руководителей), были чистокровными еврейками. Их влияние на своих «русских» мужей трудно переоценить.

Не так давно выяснилось, что и Андропов принадлежал к той же самой «избранной» нации, хотя и всеми силами своё еврейство старался скрывать. Скрывать-то скрывал, но верно служить мировому Кагалу не забывал, перетащив (если угодно, пригрев) в ЦК известных московских жидо-масонов; Воронцова, Примакова, Бовина, Арбатова, Александрова-Агентова, Замятина, Иноземцева и многих других из того же самого сатанинского легиона, планировавшего и осуществлявшего начала будущей Российской Федерации. Начала нового мирового порядка в России, а, следовательно и нового витка тотального всевластия жидовской мировой закулисы.

О нынешних «российских» правителях умолчу, ибо, все они известны и у многих людей на слуху. Под их неустанным руководством и продолжается планомерное уничтожение, стравливание и развращение коренного российского населения.

По данной теме не грех бы написать и полнее, но ограничусь текстом написанным. Святая правда в доказательствах не нуждается. Но если у кого возникнет желание узнать о ней шире и глубже, тот может обратиться к специальным и наиболее полным источникам информации. Их сейчас предостаточно. Я же лишний раз попытался обратиться не столько к придирчивым критикам, сколько ко вниманию и убеждению тех, кто ещё (может быть, по наивности) не верит или сомневается в неопровержимости факта жидо-масонской оккупации России.

Сегодня наше положение несопоставимо худшее, чем во времена татаро-монгольского ига, внутренних смут и иностранных нашествий. Тогда русским людям не грозило полное физическое уничтожение. Теперь же мы находимся на грани его и стоим на пути духовного истощения. И это воистину так, а не просто громкие слова. Как нам выжить? Как нам спастись в современных апостасийных условиях? Только ли молиться Господу Богу и жить по принципу — моя хата с краю, я ничего не знаю — или же спасаться и неким другим способом? Как вести себя в этом мире Церкви Христовой? И к чему Ей своих православных людей призывать? Да и надо ли их к чему призывать?

Не так часто служители Церкви подавали свой голос в переломные вехи русской истории. И далеко не всегда этот голос звучал в унисон православию (вспомним февраль и март 1917 года). Ещё реже брались иноки и монахи за обоюдоострый меч. Кто принимал активное (и не только молитвенное) участие в спасении Отечества — причислен к лику святых. Сергий Радонежский, Пересвет и Ослябя, патриарх Ермоген…

Церковь Христова - место спасения, а не место скопления политических догм, пустопорожних интриг и всевозможных раздоров. Это всё так. Однако политика политике рознь. Мы живём на земле, живём в этом мире. И какой бы он ни был этот мир (апостасийный или не очень), до скончания века сего, мира другого нам уже не дано. Очень сложно, да и мало спасительно, самоизолироваться или самоустраняться от жизни этого мира. Время последнее ещё не наступило. Потому Церковь Христова не может убежать в горы, леса или пустыни, так как антихрист в этот мир ещё не пришёл, а евангельскую проповедь никто не отменял и никогда не отменит.

Многие годы и десятилетия Поместная Российская Православная Церковь живёт в условиях жидо-масонской оккупации, не признавая легитимности созданных ею государств. Но, как бы там ни было, или как бы нам того не хотелось, государства эти существуют. Мы их замечаем и видим. И не только замечаем и видим. Жизнь одними визуальными наблюдениями не обходится. Жизнь сложнее и что печальней, греховнее.

Наши православные христиане пользуются услугами, метриками и деньгами. Работают в государственных экономических и социальных структурах. То есть, худо-бедно, живут-выживают, не подменяя реальность сегодняшнего дня своим виртуальным или протестным сознанием, не говоря уже о сопротивлении действием. Мы обречённо разводим в стороны руками и говорим, что во всём виноват оккупационный режим. Что это он нас загнал в такие условия. И что, будто бы, жить по-другому уже и нельзя. Но дальше, ведь, лучшей жизни от масонов ожидать не приходится. Да, её и не будет. Дальше, худшее нас ожидает.

Говоря так, мы, конечно же, понимаем, что находимся у последней черты. И что стоим на краю бездонной дьявольской пропасти. Видим, как вокруг нас вымирают миллионы русских людей. Целенаправленно и планомерно культивируются самые низменные человеческие пороки. Наращиваются витки бездуховности и культа золотого тельца. Миллионами тиражируются и процветают аборты, детская безпризорность. Бездомность. Как грибы после дождя растут проституция, наркомания, туберкулёз, венерические и иные болезни. Мы стоим на краю бездонной дьявольской пропасти. Остался один шаг и падение неизбежно.

Так надо ли нам оставаться безучастными статистами, и быть ко всему равнодушными? Следует ли православным христианам смиренно и терпеливо молчать, закрывать глаза и уши, и проходить мимо той лжи, и тех вопиющих беззаконий, навязанных и практикующих жидо-масонской политикой? В своей Концепции Российская Православная Церковь Божью Правду сказала. За эту Правду нас власть осудила. И не осудить она нас не могла. Но так ли страшен суд власти бесовской — ни правды, ни любви не имеющей? Он подобен меди звенящей или кимвалу звучащему (1 Кор. 13:1). Слава Богу, что мы смогли найти в себе силы и за долгие, долгие годы молчания, сказать слова Правды, так давно ожидаемые. Они указали многим людям дорогу. И по дороге той многие люди в Церковь и к Богу пошли. Но одних слов сказать ещё недостаточно.

Теперь очевидно, что Церкви Христовой необходимо Самой не только воссоздать молитвенно-организационную симфонию, но и (воцерковив и благословив его!) указать путь православному русскому народу, ведущий к спасению, восстановлению попранной справедливости и установлению православно-монархической государственности в России. Как показали печальные уроки истории, за Церковь это, никто и никогда, сделать не в состоянии.

Несколько лет тому назад думалось, что и одного лозунга — за Веру, Царя и Отечество - будет достаточно для объединения всех русских людей-патриотов. В то время страстно хотелось, чтобы русские люди, наконец-то, оставили свои текущие споры и разногласия. И если ты - за Веру, Царя и Отечество - то, не мешкая, становись в праведный строй. Этого вполне достаточно для объединения и освященной борьбы. Главное, что ты - за Веру, Царя и Отечество - а всё остальное оставь на потом и доспорь его уже после победы.

Такие думы тогда не казались наивными. Это уже позднее стало проясняться, что у многих людей и вера не та, и царь у них не совсем православный, да и отечество, всё больше, советское или ещё там какое туманное. Только после многих ошибок, поисков и терзаний, после долгих раздумий и размышлений пришло осознание того, что без мировоззренчески и духовно правильных — Веры, Царя и Отечества — невозможно объединить, сплотить и благословить русских людей-патриотов на спасительное и богоугодное дело. И что сделать это возможно только в Церкви Христовой, и нигде больше. А царь православный, если сбудутся пророчества старцев и будет на то Божья воля, придёт к нам не откуда-то со стороны, а только из Церкви Христовой.

Никакие «монархические», «национально-патриотические», «казачьи» или иные «национально-освободительные» оппозиционные движения России, так громко о себе заявляющие и рвущиеся сегодня к власти, не в состоянии решить проблему избавления русских людей от жидо-масонского ига. Причин тому несколько.

Во-первых, без воцерковления и всенародного покаяния, без благословения Церкви Христовой - деяния этих оппозиционных движений (как и сами названия), по духу и сути, так и останутся в жизни и на бумаге в кавычках. Победной борьбы за правое дело у них не получится. Результат окажется отрицательным, то есть точно таким же, как и во времена гражданской, советско-финской и германо-советской войн. А, скорее всего и ещё хуже.

Во-вторых, большинство из них псевдосвободны. Находятся под жёстким и неусыпным контролем жидо-масонов. Зачастую — возглавляются, финансируются и направляются ими. Детям лжи и порока нужны потоки русской крови. И больше ничего им в России не нужно. Почти всё остальное - материальное и самое ценное - давно уже продано-перепродано, украдено и переправлено за границу. Они жаждут русской крови. Её одной добиваются. Полная же подконтрольность оппозиционных движений, как раз и обеспечивает один из надёжных инструментариев кровопускания. Есть и другие. К примеру, национально-сепаратистские настроения в бывших автономных советских республиках или воинствующий и не менее подконтрольный масонам — ислам.

И в-третьих, правящей верхушке, кроме власти, терять уже нечего. Их основные капиталы — движимость и недвижимость — находятся не в России. С определённой долей вероятности можно предположить, что по окрику с Запада и ради будущей бойни, они властью пожертвуют. Но пожертвуют не «сидоровым», «петровым», «квачковым» и «ивановым», а новым «ленинам», «троцким» и «сталинам». «Немцовы», «лимоновы», «жириновские», «каспаровы»… уже давно на виду и слуху. Остаётся лишь дело за командой, за окриком.

Потому с благими намерениями можно и не успеть. Ибо силы и потуги наши — ничтожные. За годы и десятилетия оккупации, жидо-масонам удалось достичь главного - почти полного всенародного ожидовления и как следствие - равнодушия, безверия или той теплохладности в вере, о которой упоминает Господь Бог в Откровениях (Апокалипсисе) Иоанна Богослова: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. З. 15:16).

Сегодня многие люди приходят в Церковь духом и верой ослабленные. Приходят с непомерной гордыней, со своим (мирским) пониманием мира и со своим суеверием. К сожалению, для каждого такого человека не всегда находится слово правильное — разъяснительное и убедительное. Не всегда они получают крепкую духовную поддержку от любящего отца, брата или сестры во Христе. Отсюда и дополнительные искушения — сомнения, роптания, уныния и как следствие — уходы в погибельный мир или псевдоцерковные юрисдикции.

В Российской Православной Церкви не так много опытных священников-проповедников и священников-миссионеров. Недостаточно храмов и молитвенных домов. Мало женских и мужских монастырей. Епископы и священники Российской Православной Церкви не всегда успевают объять просторы бывшей Российской Империи и достойно окормить всех страждущих и желающих. Особенно сложно с окормлением в Сибири и на Дальнем Востоке. Трудности эти понятны и общеизвестны. Но, люди редко учитывают их, требуя порой невозможного.

В современных условиях воцерковление верующего человека — очень сложная и кропотливая задача. Принять чистоту православной веры в грязный сосуд нельзя, а полностью омыть и очистить его не каждому удаётся. Как ни омывай и ни очищай, а что-то наносное и грязное всё равно остаётся. То — спорное по церковной или светской истории. То - особая тяга к какому-то очень известному человеку. То ещё — нечто такое же - полупустое, второстепенное и не носящее догматического характера. И всё это — спорное, притягивающее и предвзятое (или ещё там какое) — нет, нет, да и ставится невоцерковлённым человеком во главу угла. И далеко не всегда оно ставится ещё неофитом. Проявляется, как рецидив хронической и застарелой болезни.

Правильное мировоззренческое осмысление этого мира невозможно представить себе без прочного православно-монархического стержня в душе человека. Без Симфонии Церкви и Царства, а не критики — славы или безславия — их исторических представителей, как с той, так и с другой стороны. Люди немощны и грешны независимо от их положения в духовной или светской иерархии. Поэтому и речь не о людях (царебожии или цезарепапизме), а о восстановлении утерянной православной Симфонии. Слова первомученика российского митрополита Владимира (Богоявленского): «Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола », должны быть святыми и обязательными не только для священников, но и для всех православных христиан.

Как всегда (так и теперь) Церковь никому не навязывает и никого не ограничивает в выборе форм спасения. Каждый православный христианин, каждый верующий человек выбирает свой посильный крест или свою посильную ношу. Церковь приветствует и монахов-отшельников, и тихих смиренных молитвенников. И никем не доказано, что если я в пустыни, лесах иль горах не спасусь, то и другие люди там не спасутся. Ради Бога, спасайтесь! Святой Сергий Радонежский булатным мечом не махал, но от того пользы Отечеству Господь дал не меньше. Он знал, о чём молить Господа. Вот и Церковь Христова хочет, чтобы молитвенники наши тоже знали, о чём теперь молить Господа. О чём? Да, всё о том же! О прощении и избавлении от ига жидовского.

Дал бы нам Бог такого святого, как Иаков Постник, мы бы и горя не знали. Поднял бы он только руки к Небу и вся российская напасть и нечисть исчезла. Только вот пророчества святых Отцов о монашестве последних дней говорят нам об обратном явлении. Потому и приходится, уповать больше на Бога, а не на молитвенные пожелания.

«Святые отцы одного скита пророчествовали о последнем поколении, говоря: «Что сделали мы?». И один из них, великий по жизни по имени Исхирион, сказал: «Мы сотворили заповеди Божии». Ещё спросили: «Следующие за нами сделают ли что-нибудь?» — «Они достигнут половины нашего дела» — «А после них что?» — «Не будут иметь дел совсем люди рода этого, придет же на них искушение, и оказавшиеся достойными в этом искушении будут выше нас и отцов наших » (Из древнего патерика. 1914. С. 55. № 1).

О достойности в этом искушении , о спасении и состоялась попытка ответа на вопрос, как спастись? Удалось ли приблизиться к ответу, то не мне судить.

Прошу прощения и молитв!

Богу нашему слава!

Митрополитъ Дамаскинъ

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мертвая рыба к чему снится? Мертвая рыба к чему снится? К чему снится – целоваться К чему снится – целоваться Лорис меликов был министром внутренних дел Лорис меликов был министром внутренних дел