Игра desire вожделение. Полное текстовое прохождение адвенчуры Desire

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Детство

Юность

  1. Беседуем с Себастьеном на различные темы. Идём в метро. Беседуем с девушкой на различные темы, дожидаемся транспорта. Снова беседуем с Элмой, говорим о свидании. Заходим в подсобку. Открываем поочерёдно шкафчики. Говорим с напавшим на девушку пьяницей. Когда бездомный достанет нож, мчимся в подсобку, хватаем перчатку со стены. Выбираем самые оскорбительные реплики в разговоре с бомжом, провоцируем на драку. Когда бомж станет угрожать ножом вам, то используем перчатку на ноже. Угрожаем бомжу, он сваливает. Беседуем со спасённой девушкой. Перемещаемся автоматически в офис.
  2. Беседуем с Себастьеном о ресторане и о сокращениях. Завоёвываем доверие Нади (говорим, что преклоняемся перед идеями феминисток, говорим, что Симона была лицом феминизма, о том, что война полов обходится без жертв, упоминаем о шовинизме мужчин, говорим о врагах эмансипированных женщин, говорим о неприемлимости дискриминации женщин, говорим, что женщины и мужчины должны быть равны, и наконец, говорим, что мы согласны с Надей во всём). Узнаём секрет Себастьена. Готовимся уволить Кевина. Беседуем с Пабло по поводу увольнения Кевина. Забираем винчестеры со стола. Забираем ключи из рюкзака Кевина.
  3. Идём в дом Кевина. После монолога с самим собой открываем дверь. Забираем виски со стола. Берём воронку. Используем винчестеры на компьютере, Дезире оставит их на столе. Открываем ящик, достаём блокнот, изучаем его. Используем блокнот с паролями на ноутбуке Кевина.
  4. Направляемся в музыкальный салон. Говорим продавцу, что желаем купим рояль. Возвращаемся в офис. Идём к начальнику, увольняемся, получаем компенсацию. Подкладываем спиртное в рюкзак. Идём к начальнику и подставляем Кевина. Беседуем с Надей. Говорим с Пабло о гей-параде, ему нужна флешка. Подходим к Кевину. Отвечаем на вопросы футбольной викторины (ответы: вопрос о шахматах - Лукас Подольски, вопрос о тайне - Ману Пети, вопрос о Турине - авиакатастрофа, вопрос о счёте - 149:0, вопрос о количестве игроков - частные школы, вопрос об арбитрах - Ги Ру, вопрос о сестре - Диего Марадонна, вопрос о футболистах Индии - они играли босяком, вопрос о чайках - Кантона, вопрос об арбитре - он не посмотрел на часы). Используем флешку на своём ноутбуке, отдаём флешку Пабло.
  5. Отправляемся к Руби. Беседуем с ней. В дальнем углу нажимаем на кнопку, опускающую раба. Говорим Руби, что кто-то звонит в дверь. Берём ёмкость с моющим средством. Опускаем раба, вставляем воронку ему в рот, наливаем из ёмкости моющее средство, забираем воронку, поднимаем раба. Ждём Руби, предлагаем ей сделку.
  6. Идём в музыкальный салон, арендуем рояль. Идём в столовую к Элме. Говорим с ней.
  7. Автоматически перемещаемся в ресторан, говорим с барменом. Узнаём, что микрофон сломан, а звукорежиссёра ещё долго не будет. Берём неисправный микрофон. Выходим из заведения. Направляемся в музыкальный салон.
  8. Подменяем микрофоны. Устанавливаем новый микрофон на стойку в ресторане. Выходим из ресторана, беседуем с денди. Снова заходим в ресторан, беседуем с барменом.

… и дело даже не в опыте — несмотря на его отсутствие, Кубрику удалось вникнуть в съемочный процесс настолько, что даже учитывая незначительность этой кинокартины, сначала затерянной, потом вновь обретенной, смотреть «Страх и вожделение» весьма интересно.

Каков бюджет, таков и фильм — хотел сказать я сначала, но нет — фильм, с точки зрения художественности, значительно выше, и стоит гораздо больше, и цепляет гораздо сильнее современного «качественного» ширпотреба.

По сюжету, четыре солдата не долетели и разбились, в дали от линии фронта, на вражеской территории. Возможность спастись — построить плот и ночью уплыть по реке, которая выведет солдат к «своим». Рядом с героями расположен штаб с генералом противника, и есть возможность наградить его почетной пулей имени «Отправляйся в ад, мерзкий ублюдок».

Первая особенность фильма — уже заключена в сюжете. Выдуманы не только события — не определены даже участники. Ты не скажешь кто с кем воюет (можешь предполагать и держать язык за зубами) — на этом не акцентируется внимание. А раз так, то ты не знаешь — хорошие «мы» (т. е. наши герои), или плохие, и ты не навязываешь ярлыки. Это отвлекает от предвзятости.

Вторая особенность стала возможной, благодаря малому бюджету картины. Все что мы наблюдаем — можно заключить в тиски реализма и связать это с теорией трех единств — единством места, действия и времени. С временем да, не сложилось, но место и действие соблюдены: нас не перебрасывает из одного конца света в другой — весь фильм мы ходим по кругу (лес, речка, дом с генералом) и только в заключении прорываем его; мы видим только одну, основную сюжетную линию в которую вплетено минимум персонажей, поскольку персонажем больше и денег бы не хватило.

Как говорил сам Стенли Кубрик — ему стыдно за этот фильм и художественной ценности он не представляет. Зная его самокритичность, не думаем что он скромничал, однако можно в фильме усмотреть и немало особенностей символических, особенностей со скрытым смыслом и конкретной философской идеей. Например пес, верный друг генерала, который возвращается перед самой смертью (вероятнее этим Говард Саклер, сценарист фильма, хотел показать что собака была чейная), однако не как не становится похожим на Хатико, после смерти своего хозяина — собаке стали безразличны и те и другие.

Да и сам генерал, выглядит скорее персонажем позитивным, рассуждая о своей судьбе, о судьбе миллионов и о бессмысленности войны, в то время как главный герой, совершающий благую миссию (только из чистого эгоизма) пенится и шипит, негодуя проклинает генерала и всех своих врагов. Финальный диалог лейтенанта (который ну вылитый Давид Маркович из сериала «Ликвидация» в исполнении Машкова) с солдатом, по выводам напоминает «Прощай оружие» Хемингуэя, конкретно тот момент когда Фредерик Генри с оружием решает распрощаться. Ну а то как на человека влияет смерть мы видим на примере молодого солдата — пару смертей и рассудок помутнен насилием и жестокостью.

Может показаться, что для Кубрика «Страх и вожделение» стал задающим стиль. Например, это не единственный военный фильм — потом еще были «Тропы славы» и «Цельнометаллическая оболочка». И тема безумия, потери рассудка тоже потом повторялась и в вышеупомянутой «Оболочке» и в «Сиянии» и даже в «Космической одиссеи 2001» (тут не столь важно человек или компьютер). Разумеется, Кубрик экранизировал чужие произведения и сам ничего не выдумывал (только адаптировал), но в этих «схожестях» что-то такое есть.

И не будем придираться к местами просто ужасному монтажу и не везде состыкованному с логикой сюжету — мы та знаем кем Кубрик стал потом, и на сколько технически совершенны его фильмы.


Встреча глав МИД НАТО пройдет 2 апреля впервые в истории альянса в режиме видеоконференции. Об этом сообщила в четверг пресс-служба НАТО. "Встреча пройдет в формате защищенной видеоконференции...

Умер заразившийся коронавирусом актер Марк Блум
Американский актер Марк Блум, сыгравший в фильмах «Отчаянно ищу Сьюзэн» (Desperately Seeking Susan, 1985) и «Крокодил Данди» (Crocodile Dundee, 1986), умер на 70-м году жизни от осложнений, возникших...

Коронавирусом в США заражены свыше 75 тысяч человек
В США положительный результат анализов на заражение новым типом коронавируса COVID19 получили более 75 тысяч человек. Об этом сообщается РИА «Новости» со ссылкой на подсчеты Университета Джонса...

Актер Марк Блум скончался от коронавируса
Актер Марк Блум скончался от коронавируса, передает Daily Mail. Актеру было 69 лет. Сообщается, что он скончался на этой неделе. Последней работой Марка Блума стала роль мистера Муни в сериале...

Глава МИД Ирана пригрозил США «вечной пандемией» из-за санкций
Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф призвал перестать соблюдать санкции Вашингтона, задавшись вопросом, хотят ли США, которые сами нуждаются в помощи в борьбе с распространением коронавируса, ...

В Парагвае ввели чрезвычайное положение из-за коронавируса
Президент Парагвая Марио Абдо Бенитес подписал указ о введении режима ЧС и принятии срочных экономических мер перед угрозой пандемии коронавируса COVID-19. "Благодарим Национальный конгресс. Мы ценим...

Немецкий политик призвал прекратить конфронтацию с Россией во время пандемии
Немедленно прекратить конфронтацию с Россией и снять санкции на фоне драматической ситуации в Европе из-за пандемии COVID-19 призвал власти ФРГ и ЕС депутат Бундестага, немецкий политик из партии...

Зеленский закрыл границу для сограждан за рубежом
Президент Украины Владимир Зеленский заявил о решении закрыть границы страны для сограждан, которые не успеют вернуться на родину до 27 марта. «До конца пятницы, 27 марта, будет закрыта...

В Италии за сутки скончались более 660 человек
Число жертв заболевания новым типом коронавируса COVID19 за время пандемии в Италии превысило 8,1 тыс. человек. Об этом сообщает РИА «Новости». Также количество зараженных за сутки возросло на 4492. ...

Зеленский закрыл границу Украины для украинцев
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Киев закроет границы страны с 27 марта в том числе для оставшихся за рубежом украинцев. «До конца пятницы, 27 марта, будет закрыта государственная...

Зеленский объявил о закрытии границ Украины даже для хотящих вернуться граждан страны
Президент России Владимир Зеленский заявил о закрытии границ страны из-за пандемии нового типа коронавируса COVID19. Об этом сообщает РИА «Новости». Он добавил, что границы будут перекрыты даже...

Число заражённых коронавирусом превысило полмиллиона
28290 человек заразились коронавирусом в течение суток. Всего число инфицированных достигло 500618. За всё время погиб 22321 пациент, выздоровели 113470 заражённых, следует из данных Coronavirus ...

Пока вы не уснули: РФ сделала заявление о санкциях из-за COVID-19
Опубликована карта распространения коронавируса в РФ ТАСС Опубликована карта распространения коронавируса в России. Соответствующие данные представлены на сайте стопкоронавирус.рф. Россия требует...

Эрдоган призвал страны G20 отказаться от протекционизма из-за COVID-19
Страны G20 должны отказаться от протекционизма и односторонней политики перед лицом пандемии коронавируса, заявил президент Турции Тайип Эрдоган, выступая на виртуальном саммите «Большой двадцатки» ...

Минюст США выдвинул обвинения против Мадуро
Минюст США выдвинул обвинения в адрес президента Венесуэлы Николаса Мадуро и еще 14 бывших и действующих венесуэльских чиновников в совершении уголовных преступлений за содействие поставкам...

Партия Зеленского отказалась от финансирования из-за коронавируса
Украинская партия «Слуга народа» отказалась от государственного финансирования на 2020 год, заявил ее председатель Александр Корниенко. Об этом сообщает пресс-служба политической силы в своем...

Губернатор Ломбардии раскритиковал недовольных помощью РФ
Губернатор итальянской области Ломбардия Аттилио Фонтана поблагодарил Россию за помощь в борьбе с коронавирусом и раскритиковал тех, кто занимается политическими спекуляциями на эту тему. «Нужно...

Третий россиянин заразился коронавирусом на Кубе
Россиянка, прибывшая в середине марта на Кубу, помещена в местную больницу по причине заражения коронавирусом нового типа, сообщает минздрав республики. «Подтверждено заражение коронавирусом...

США обвинили Мадуро в наркоторговле и объявили за него награду
Министерство юстиции США в четверг обнародовало обвинения в адрес президента Венесуэлы Николаса Мадуро и руководства страны, утверждая, что они причастны к наркоторговле. "Сегодня госдепартамент...

Минск попросил Москву о помощи
Минск обратился к Москве с просьбой вывезти белорусов из третьих стран вместе с россиянами. Как сообщается на сайте МИД Белоруссии, соответствующую просьбу озвучил глава МИД Белоруссии Владимир Макей...

Отзыв

Повествование игры вращается вокруг ахроматика Дезире. Этот гадкий утёнок, на мой взгляд, так и не превратился в прекрасного лебедя, даже несмотря на свой последний поступок. Игра, как и Papo & Yo, расскажет вам историю разработчика Sylvain"а Seccia (возможно, что не личную). Действие игры происходит во Франции (1992-20XX гг.), поэтому диалоги соответствующие - для взрослых почитателей адвенчур. После прохождения игра оставит вам очень мутные впечатления. Игру можно в полной мере считать артхаусной, задевающей проблемы современной Европы, известной своей толерантностью.

Чем может привлечь игра, кроме как рисованным стилем, что навевает ассоциации со стилем головоломки The Bridge ? Отнюдь не музыкальными треками или темами, поднятыми в этой трэш-индюшатине, по моему мнению.

К сожаленью, все персонажи в игре очень спорные, можно посочувствовать только инвалиду Энди, и то с натяжкой. Главного героя мучают и двигают по жизни, увы, галлюцинации и странные желания (имя-то говорящее). Он совершает множество отвратительных поступков, в его жизни нет и чего-то красивого, напоминающего декадентские стихи Бодлера. Дезире кажется неуверенным человеком, общающимся исключительно с девиантами или личностями похуже, что купаются в собственных пороках. Его бокал совершенно пуст.

У Sylvain"а Seccia получилось создать игру относительно средней сложности, но само «произведение» - дисгармоничный винегрет для любителей адвенчур, которые даже внутри не такие как все.

Полное пошаговое прохождение
Детство.

Используем приготовленный мамой сэндвич на Дезире, он извлечёт из него яйцо. Забираем ручку на доске с надписью. Пишем ручкой на яйце имя. Поднимаемся по лестнице, открываем дверь хибары, берём в ящике инструменты - пилу, молоток, гвозди. Забираем доску у якоря. Распиливаем доску в инвентаре. Используем молоток или гвозди на шести распиленных досках. Помещаем подписанное яйцо в ящик. Изучаем свиток с заклинанием. Помещаем ритуальный ящик с подписанным яйцом в ямку, что рядом с замком из песка.

После беседы со стариком, которого, по словам матери, не существует, ещё раз поговорим с ним, упомянем имя Давида. Старик скажет, что нужно сфотографировать хулигана за грешным делом в туалете.

Выходим из старой квартиры. Отправляемся домой. Возле двери на стене ключи от отцовской тумбочки, забираем их. Входим в комнату Дезире. Открываем ящик, достаём новые батарейки. Поднимаем плеер с пола. Вставляем батарейки в плеер. Заходим к брату. Берём карты с постели. Выходим из комнаты брата, заходим в фотолабораторию. Говорим отцу, что его зовёт одна из родственниц. Поднимаемся на тумбочку, забираем постер для взрослых. Говорим второй раз отцу о том, что его звали, забираем фотоаппарат. Говорим с отцом на тему журнала, спрашиваем о его нуждах, говорим, что идём в газетный киоск, отец отдаёт деньги.

Идём к продавцу газет. Читаем газету рядом с ним. Отдаём ему деньги в обмен на журнал о видеоиграх. Говорим с моряком на скамеечке и отдаём деньги, в обмен получаем очень важную рукопись.

Идём в школу. Малолетний шантажист отбирает у нас плеер. Говорим с хулиганом, узнаём о его слабости и говорим, что пришёл конец унижениям. Показываем постер с девушкой. Идём в туалет с фотоаппаратом следом за ним. Встаём на раковину, фотографируем рукоблуда и спускаемся. Заходим в библиотеку, кликаем на книгу, что читает Софи, беседуем с Софи, обещаем устроить свидание с Николя в обмен на книгу. Узнаем, что библиотекарше не нравятся грызуны. Заходим в часовню, что на территории школы. Спрашиваем у священника о карточке для копировальной машины. Говорим с Нико, заключаем с ним сделку, отдаём журнал, из разговора с ним также узнаём, что католический священник любит порно для извращенцев. Обнаруживаем, что Софи нет в библиотеке, читаем книгу на её столе.

Desire. Гадкий утёнок и Франция без прикрас


Desire. Гадкий утёнок и Франция без прикрас

Возвращаемся домой. Подкладываем карты в рукав Нины, говорим с другой тётей на предмет мухлежа. Идём к отцу, говорим о скандале. Используем ключи на шкафчике, открываем его, достаём бутыль. Льём содержимое бутыли в ванночку. Используем фотоаппарат на фотоувеличителе. Берём снимок, помещаем его в ванночку, забираем готовый снимок. Отдаём рукопись брату Бруно, снимаем незаметно блин.

Идём в больницу. Беседуем с администратором.

Идём к матери, говорим, что желаем увидеть психотерапевта и что нам нужна мышь для школы. Ловим мышь.

Снова идём к администратору больницы. Поднимаемся на лифте в кабинет. Сбиваем блином замок. Берём видеокассету.

Идём в исповедальню. Обмениваем кассету на карту доступа, после беседы идём в библиотеку. Оставляем мышь на столе библиотекарши. Активируем копировальный аппарат картой, используем фото на копире.

Юность.

Беседуем с Себастьеном на различные темы. Идём в метро. Беседуем с девушкой на различные темы, дожидаемся транспорта. Снова беседуем с Элмой, говорим о свидании. Заходим в подсобку. Открываем поочерёдно шкафчики. Говорим с напавшим на девушку пьяницей. Когда бездомный достанет нож, мчимся в подсобку, хватаем перчатку со стены. Выбираем самые оскорбительные реплики в разговоре с бомжом, провоцируем на драку. Когда бомж станет угрожать ножом вам, то используем перчатку на ноже. Угрожаем бомжу, он сваливает. Беседуем со спасённой девушкой. Перемещаемся автоматически в офис.

Беседуем с Себастьеном о ресторане и о сокращениях. Завоёвываем доверие Нади (говорим, что преклоняемся перед идеями феминисток, говорим, что Симона была лицом феминизма, о том, что война полов обходится без жертв, упоминаем о шовинизме мужчин, говорим о врагах эмансипированных женщин, говорим о неприемлимости дискриминации женщин, говорим, что женщины и мужчины должны быть равны, и наконец, говорим, что мы согласны с Надей во всём). Узнаём секрет Себастьена. Готовимся уволить Кевина. Беседуем с Пабло по поводу увольнения Кевина. Забираем винчестеры со стола. Забираем ключи из рюкзака Кевина.

Идём в дом Кевина. После монолога с самим собой открываем дверь. Забираем виски со стола. Берём воронку. Используем винчестеры на компьютере, Дезире оставит их на столе. Открываем ящик, достаём блокнот, изучаем его. Используем блокнот с паролями на ноутбуке Кевина.

Направляемся в музыкальный салон. Говорим продавцу, что желаем купим рояль.

Возвращаемся в офис. Идём к начальнику, увольняемся, получаем компенсацию. Подкладываем спиртное в рюкзак. Идём к начальнику и подставляем Кевина. Беседуем с Надей. Говорим с Пабло о гей-параде, ему нужна флешка. Подходим к Кевину. Отвечаем на вопросы футбольной викторины (ответы: вопрос о шахматах - Лукас Подольски, вопрос о тайне - Ману Пети, вопрос о Турине - авиакатастрофа, вопрос о счёте - 149:0, вопрос о количестве игроков - частные школы, вопрос об арбитрах - Ги Ру, вопрос о сестре - Диего Марадонна, вопрос о футболистах Индии - они играли босяком, вопрос о чайках - Кантона, вопрос об арбитре - он не посмотрел на часы). Используем флешку на своём ноутбуке, отдаём флешку Пабло.

Отправляемся к Руби. Беседуем с ней. В дальнем углу нажимаем на кнопку, опускающую раба. Говорим Руби, что кто-то звонит в дверь. Берём ёмкость с моющим средством. Опускаем раба, вставляем воронку ему в рот, наливаем из ёмкости моющее средство, забираем воронку, поднимаем раба. Ждём Руби, предлагаем ей сделку.

Идём в музыкальный салон, арендуем рояль.

Идём в столовую к Элме. Говорим с ней.

Автоматически перемещаемся в ресторан, говорим с барменом. Узнаём, что микрофон сломан, а звукорежиссёра ещё долго не будет. Берём неисправный микрофон. Выходим из заведения. Направляемся в музыкальный салон.

Подменяем микрофоны. Устанавливаем новый микрофон на стойку в ресторане. Выходим из ресторана, беседуем с денди. Снова заходим в ресторан, беседуем с барменом.

Молодость.

Беседуем с вошью. Пытаемся взять пустой бокал. Снова беседуем с вошью и просим задуть свечу. Играем в крестики-нолики (ставим начальные крестики слева-снизу или справа-снизу). Вошь задувает свечу. Берём её к себе в инвентарь (это сон), применяем три раза свечу на клитор. Берём бокал. Ставим его посреди лужицы. Снова заставляем свечу поласкать клитор. Берём полный бокал. Кидаем его на ножницы, они соскальзывают на пол, берём их. Отрезаем волос, к которому прицепилась вошь. Ждём пока вошь перестанет шевелить лапами, отпинываем её, размазав по ноге. Входим и наш сон продолжается.

Беседуем с Камиллой, беседуем с Теодором, подходим к стойке, забираем бокал. Беседуем с Камиллой.

Беседуем с Элоди, автоматически оказываемся у дома.

Стучимся в дверь. Когда понимаем, что нам не откроют, дважды щёлкаем ЛКМ по горшку рядом с дверью, находим кусок металла. Применяем его на камень, что неподалёку от почтового ящика. Используем заточенный кусок металла на ящике. Достаём ключ от дома из него. Открываем дверь. Подходим к книжному шкафу и исследуем чековую книжку, готовимся выходить, появляется кошка, пытаемся взять ключ на ошейнике, не удаётся, кормим её курицей из холодильника. Берём ключ с ошейника. Применяем его на сейфе, что рядом с компьютером. Достаём письмо, читаем.

Перемещаемся автоматически в дом инвалида Энди. Беседуем с ним и обсуждаем письмо.

Берём верёвку рядом со шторами. Берём приспособление, что станет крюком, с вешалки. Объясняем план Энди.

Desire. Гадкий утёнок и Франция без прикрас


Desire. Гадкий утёнок и Франция без прикрас

Перемещаемся автоматически к дому соседа. Говорим Энди, что мы готовы забраться на второй этаж. Соединяем в инвентаре крюк с верёвкой, закидываем её на крышу, взбираемся. Заходим в спальню. Идём в коридор, затем в кабинет. Забираем письмо, оказываемся под прицелом ружья соседа. Щёлкаем ПКМ, переключаемся на Энди. Щёлкаем ЛКМ на верёвку, прикрепляем её к колесу. Применяем планшет на Энди, оказываемся на крыше, применяем снова планшет на Энди. Въезжаем на коляске в окно спальни. Подъезжаем к туалету, вспоминаем о ноже, возвращаемся в спальню, подбираем нож. Оставляем коляску у туалета, сползаем с лестницы. Перключаемся на Дезире. Беседуем с соседом, решаемся показать ему письмо, сначала старое, потом новое. Перключаемся на Энди. Используем планшет на нём.

Перемещаемся автоматически в комнату Элоди. Беседуем с ней. Даём понюхать старое письмо псу. Снова беседуем с Элоди.

Автоматически оказываемся снова у дома Дамиена. Входим в дом, забираем шарф, даём его понюхать псу. Берём булыжник, сбиваем им ручку сарая. Входим в сарай. Видим повешенного. Заходим в дом, беседуем с жирдяем.

Зрелость.

Берём бамбуковую палку. Заходим в магазин. Беседуем с Анголо, получаем аспирин. Щёлкаем по сувенирам, беседуем, кликаем по металлоискателю, щёлкаем по бивням, беседуем о них. Забираем металлоискатель, просим у продавца батарейки. Вставляем в металлоискатель батарейки. Ищем в песке талисман. Если не попался в одном месте, просим снова батарейки, повторяем процедуру поиска. Обмениваем талисман на крюк. Соединяем его с бамбуковой палкой. Отвлекаем продавца тем, что говорим, что нам нужен спрей. Пока он ищет, притягиваем крюком сумку с бивнями себе.

Desire. Гадкий утёнок и Франция без прикрас


Desire. Гадкий утёнок и Франция без прикрас

Мы снова во Франции. Входим в здание, идентифицируем все восемь книг. За одной из книг спрятана фальшивая рукопись. Находим её, кликая поочерёдно на идентифицированные книги. Читаем найденную книгу. Показываем её продавцу со знакомой рожей, беседуем с ним. Щёлкаем по машине, но продавец останавливает и даёт адрес коллекционера. Отправляемся в поездку на машине. Оказываемся автоматически в том месте, куда направил нас продавец. Два раза заходим в правый тёмный угол, получаем по голове лопатой. Пытаемся выбраться, осматриваем всё в машине, потом беседуем с Давидом. Договариваемся о кулачном бое. Вовремя уворачиваемся, кликая по голове Дезире, и кликаем по Давиду для нанесения удара.

Автоматически оказываемся на автозаправке. Снова читаем фальшивую рукопись, находим закладку в ней, читаем её. Беседуем с дальнобойщиком, обещаем топливо в обмен на поездку в Лион. Вставляем упаковку от аспирина в щель, подходим к пустой канистре. После того, как девушка уйдёт в магазин, наливаем в канистру дизель, применив канистру на насосе. Отдаём дизель дальнобойщику.

Оказываемся в ночном Лионе. Идём в церковь.

Desire. Гадкий утёнок и Франция без прикрас


Desire. Гадкий утёнок и Франция без прикрас

Видим у входа девочку Лею. Беседуем с ней и отводим в дом коллекционера. Стучимся в дверь, спрашиваем ключ у Леи, входим в дом, заходим в кабинет, говорим с Мартином. Выходим из кабинета после беседы. Остаёмся ночевать. Беседуем с коллекционером, говорим, что позвонили в дверь. Дезире автоматически зайдёт в кабинет. Кликаем дважды по картине с Леей, кликаем по сейфу, кликаем на одну из кнопок. Обсуждаем с Леей розыгрыш. Отправляемся в городскую булочную. Беседуем с кондитером на предмет шутки. Забираем ведро. Заходим в магазин канцтоваров. Берём кисточку, карандаш и нож. Возвращаемся в дом коллекционера. Говорим Лее, чтобы она отвлекла дедушку. Ставим ведро на самый верх двери. Заходим в кабинет. Кисточку макаем в пепельницу. Нож соединяем с карандашом в инвентаре. Кисточку макаем снова в пепельницу. Мажем кисточкой сейф. Выходим из кабинета, возвращается Мартин. Беседуем с дедом. Он отдаёт почитать рукопись, через несколько мгновений мы возвращаем книгу, дед помещает её обратно в сейф и выходит из дома. Бежим к сейфу. Нажимаем белые кнопки, чёрные, в графите, оставляем в покое. Открываем сейф, подобрав код (492). Забираем рукопись. Идём к собору, входим. Читаем настоящую рукопись.

Desire. Гадкий утёнок и Франция без прикрас


Desire. Гадкий утёнок и Франция без прикрас

Отдаём Лее книгу, она играет у дома с корабликом. Возвращаемся к собору, подходим к мальберту. Беседуем с Сыном Божьим.

    Ну не совсем соглашусь. До Сукиного сына очень далеко.
    Плюсы соба:
    + удобная платформа игры, в смысле написана игра профессионально.
    + обработка видео, ты не найдешь там водные знаки порно студий и лиц мужиков актеров, с удобной вариативностью выбора. К тому же видео повторяются автоматом, что удобно хотя нет кнопки видео сначала, но я ее добавил сам.
    + Игра песочница с вариативностью выбора.
    + Сюжеты персонажей продуманны, с хорошими богатыми диалогами.
    Можно много еще сказать. Но тут о другой игре.

    В Desire же из плюсов пока нашел не заезженная база актрис.
    конечно это мое мнение но, вот что думаю.
    - Довольно слабые диалоги, порой натыкаешься на текст в предложение, типа "Жарю её в очко". Ведь игра не должна быть только про видео с актрисами.
    - Слабо раскрыт ГГ, вообще не понятно что он за человек, кроме чрезмерно грубого отношения к девушкам. Не видна его цель в жизни, что как раз влияет на диалоги.
    - С персонажами немного проще, но довольно резкие переходы. С Катей вроде все неплохо, Саша ну тут понятно там отношения построены до начала игры. С Виолеттой неплохо, жду с ней продолжения, было бы круто и альт ветку с ней.
    - Герою порой все как-то легко достается. К примеру организация ужина Тётей, собственно не то что бы это плохо, просто ты гриндишь Тётю с массажем, а она помогает тебе с этим только с одного диалога. Не связанно как-то.
    Еще много мыслей но я уже и так полотно написал, так что потом.
    К тому же я думаю что автору виднее, и игре нужно время, чтобы так сказать обрасти мясом. Тогда уже можно будет судить.
    Автор писал что занимается дизайном, думою это важно и повлияет на впечатление от игры. Нужно поиграть после обновления тогда картина станет яснее. Но однозначно следим за игрой.

    Удалить
  1. Поделюсь своим мнением) Автору СОБа и MBF почёт и уважение. Лучшие игры в своём жанре считаю. По минусам, плюсам с СОБом тяжёло судить.
    Во-первых всем не угодишь: мне пишут люди, которые просят растянуть ивенты, поскольку всё происходит очень быстро. Ещё больше людей пишут, прося сократить гринд в игре)) Что меня в принципе удивляет, если например сравнить с СОБом.
    Во-вторых я не знаю, как сейчас, поскольку играл в СОБ последний раз года два назад. Но тогда меня смущали "профессиональные" моменты в игре типа: стоит сестра в одной одежде, макияже и кухне и тут бам, ты чпокаешь её совсем в другой одежде и тд. Ну и ГРИНД ГРИНДА ГРИНДОМ погоняет, что и явилось основной причиной отказа от игры. Но обратите внимание - я по прежнему считаю её одной из лучших в своём жанре.

    Диалоги местами слабые - согласен. Да и игра сырая совсем, версия 0.3, а не 0.23.

    По водным знакам вообще не вникал и никто не просил убрать - не проблема.
    Больше заморачивался зацензуриванием лиц и вырезанием противоречащих моментов из видео. Считаю, что присутствие лица на картинке крайне важно к примеру для поцелуев и более полного ощущения присутствия. Пусть и заквадраченное))
    Вообще стараюсь проанализировать мнение каждого игрока и улучшить игру, поменяв какие-то нестыковочные моменты. Но так и не понял, куда ещё раскрывать ГГ на начальном этапе. И какие ещё цели в жизни ему добавить, кроме описанных в прологе. Напомните цель в жизни ГГ в СОБе. Я посмотрю как надо и добавлю свою версию.
    Ну и спасибо за отзыв!)

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как выбрать, рассчитать и скорректировать мультипликаторы Как выбрать, рассчитать и скорректировать мультипликаторы Готовая продукция в бухучёте Термин готовая продукция Готовая продукция в бухучёте Термин готовая продукция Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски